Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 «Теремок»
ПРОЕКТ «НАШ ПОСЁЛОК — ЭТО МЫ» (Наш маленький рай - под названьем Псебай)
Разработчики: Н.С.Евдокимова – воспитатель, высшая квалификационная категория И.В.Осипова – старший воспитатель, высшая квалификационная категория
Псебай 2011год
Актуальность проекта.
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем, районом, посёлком. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своём посёлке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Цель: Систематизация знаний педагогов, детей и родителей о родном посёлке.
Задачи: - разработать и оформить уголки краеведения в группах; - пополнить знания педагогов о посёлке, в котором мы живём; - пробудить в детях чувство любви к своему посёлку, району, краю, уважение к его традициям и обычаям; - воспитывать уважение к культуре других народов - развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Основные задачи:
1 младшая группа: развитие эмоционально-положительного отношения к своей семье, родному дому; воспитание добрых чувств, интереса к месту, где живет ребенок на основе ознакомления с ближайшим окружением.
2 младшая группа: формирование представлений о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением; воспитание добрых чувств, интереса к месту, где живет ребёнок; развитие эмоционально - ценностного отношения к родному дому, своей семье, улице, городу.
Средняя группа: формирование представлений о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением; воспитание добрых чувств, интереса к месту, где живет ребёнок; развитие эмоционально - ценностного отношения к родному дому, своей семье, улице, посёлку; формирование желания сохранять чистоту, порядок в своем посёлке; воспитание у детей чувства гордости, восхищения красотой родного посёлка.
Старшая группа: формирование любви к родному посёлку и интерес к прошлому и настоящему посёлка Псебай; знакомство детей с географическим расположением посёлка, природными ресурсами; ознакомление детей с трудом лесорубов, переработчиков леса, работников «КНАУФ ГИПС ПСЕБАЙ», швейной фабрики, Псебайского отряда «КУБАНЬСПАС», Кавказского биосферного заповедника, хлебозавода «Эдельвейс»; знакомство детей с традициями, трудом и бытом жителей Псебая; воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой посёлок, район, край; организация общественно полезной деятельности ребёнка на благо своей семьи, своего посёлка.
Подготовительная группа: закрепление знаний детей об историческом прошлом и настоящем посёлка Псебай на материале легенд, преданий, экспонатов музеев, исторической литературы; закрепление знаний детей о природных ресурсах, климатических условиях как факторах, определяющих экономическое развитие посёлка; углубление знаний детей о профессиях (лесоруб, деревообработчик, рабочий «КНАУФ ГИПС ПСЕБАЙ»), швейной фабрики, Псебайского отряда «КУБАНЬСПАС», Кавказского биосферного заповедника, хлебозавода «Эдельвейс»; знакомство детей с культурным наследием посёлка; воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в посёлке, сопричастности к этому. Развитие бережного и созидательного отношения к посёлку (достопримечательности, культура, природа).
Ожидаемые результаты: - повышение уровня знаний и культуры у педагогических работников; - активизация интересов детей и родителей в области истории и культуры малой Родины; - сформированная социально — личностная основа взаимодействия педагогов, родителей, детей.
Продукт проекта: - уголки краеведения в группах; - стенд «Наш посёлок Псебай — это мы»; - оформление альбомов: в младших группах «Моя семья», в старших «Родословное древо моей семьи»; - проект – книга «Мой родной посёлок»; - мини – проект - буклет «Добро пожаловать в Псебай».
Участники проекта воспитатели, дети, родители, педагоги дополнительного образования. Сроки реализации сентябрь 2011 - август 2013 г.
1 этап. Подготовительный. Анкетирование педагогов. Цель: выявить знания о родном посёлке, их готовность пополнить эти знания, поделиться с коллегами; уровень готовности педагогов к решению проблемы. Создание творческой группы (включаются педагоги, заинтересованные в данной теме; педагоги, имеющие опыт работы по данной теме). Разработка положения о смотре конкурсе уголков краеведения, определение критериев, этапов; порядок представления материала. Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого педагога темой проекта. Подбор методической, научно-популярной, исторической и художественной литературы, фото и иллюстративного материала по данной теме. Совместное составление плана работы над проектом (учитывается мнение всех педагогов).
2 этап. Основной. Основные направления содержания деятельности по организации учебно — воспитательного процесса. Формы и методы работы с педагогами
Консультации: - «Создание развивающей среды в детском саду – важное условие освоения знаний о родном посёлке». - «Приобщение детей и родителей к истокам русской культуры». - «Устное народное творчество как фактор развития духовно-нравственных качеств личности дошкольника». - Открытый просмотр занятия в подготовительной к школе группе «Семья. Родословное древо моей семьи». - Педагогический совет «Русская народная культура как источник духовно–нравственного развития дошкольника» (в форме деловой игры, с целью углубления и расширения своих знаний о Псебае). - Семинар-практикум «Русские былины как средство приобщения дошкольников к устному народному творчеству».
Формы и методы работы с детьми
Игровая деятельность: - Дидактические игры: «Крестьянский труд» (для 5 – 7 лет), «Народные костюмы» ( для 5 – 7 лет); «Заколдованный посёлок» ( для 5 – 7 лет); «Защитники Отечества» ( для 5 – 7 лет); «Народы мира » ( для 5 – 7 лет); «Раньше и теперь» ( для 6 – 7 лет); «Из какого города грамота ?» ( для 6 – 7 лет); «К нам гости пришли»; «Кто что делает»; «Кто работает на «КНАУФ ГИПС ПСЕБАЙ?»; «Словарик лесоруба»; «Что где находится» (схемы, карты). - Сюжетно - ролевые игры: - «Семья» - «На стройках посёлка» - «Заготовка леса» - «Мы - строители», «Мы - спасатели», «Мы - полицейские», «Швея». Познавательное развитие: - Разработка экскурсионных туристических маршрутов по посёлку. Изготовление схем: - «Красота нашего посёлка» - «Псебай спортивный» - «Наш посёлок для детей»
Целевые прогулки: - к центральной площади посёлка; - к МБОУ гимназии № 4; - по близлежащим улицам (Комсомольской, Советской. Гагарина, Первомайской), переулкам (Почтовому, Тургеневскому, Октябрьскому); - в Верхний парк – к Монументу Павшим; - в нижний парк;
Экскурсии: - в музей МБОУ гимназия № 4; - в школу искусств; - в детскую и взрослую библиотеки; - в культурно – досуговый центр «Юбилейный»; - в отряд «КУБАНЬСПАС»; - на хлебозавод «Эдельвейс»; - в полицию; - на швейное производство ЧП А. Михайленко, С.В.Кудринецкого, швейную фабрику.
Занятия: - «Возникновение Псебая, его история» ; - «Наш посёлок — это мы»; - «Псебайцы – участники ВОВ»; - «Моё имя, его значение»; - «О чём рассказали старые фотографии»; - «Семья»; - река Псебайка; - река Малая Лаба.
Поисково-собирательная работа: - знакомство с историей посёлка на основе фотоматериалов. - сбор личных вещей, книг, фотографий, предметов старины как рядовых граждан, так и известных людей, участников воин. Викторина «Знатоки родного посёлка». Праздник «День рождения Псебая». Изобразительная деятельность
Изготовление макетов: «Наша улица», «Наш детский сад».
Рисование «Салют в честь Дня посёлка», «Что мы видели в музее?»
Развитие речи Составление творческих рассказов «Мой любимый уголок Псебая». Заучивание стихов местных авторов о родном посёлке.
Беседы с детьми: - «Я люблю свою маму». - «Моя бабушка самая хорошая». - «Мы – дружная семья». - «Псебай – частичка России»
Работа с пособиями по ознакомлению детей с выращиванием лесов, дерево разработками (профессии, техническое оснащение, история).
ОзнаОзнакомление с художественной литературой Знакомство с творчеством: 1.Шварц Евгений Львович. Сказки: - Два брата. - Кот в сапогах. - Рассеянный волшебник. Повести: - Первоклассница. - Чужая девочка. М, ЭНАС – Книга, 2011 - Приключения Шуры и Маруси. М, ЭНАС – Книга, 2012. 2.Владимир Дмитриевич Нестеренко. - Наша родина – Кубань. Краснодар, Традиция, 2007. - Азбука наоборот. 2004. - Сапоги не с той ноги. Краснодар, Раритеты Кубани, 2002. - На дороге не играйте. Ростов, ПРОФ Пресс, 2008. 3. Дмитрий Владимирович Нестеренко.
Детские художники Кубани: - И.Иванов.
- 1.Н.Ярошенко.
- С.Д.Воржов.
- И.П.Яковлев. «Брод», «Кубань - река».
- А.А.Калашников. «Подсолнухи».
- 6. В.Солодовников «Тёплый вечер».
Детские композиторы Кубани: - Г.Плотников.
- Г.Пономаренко.
- В Захарченко.
- Ю.Булавина.
- С.Чернобаева.
- В Ушакова.
Музыка Занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек» «Пришла Масленица широкая» «Мы играем» - оркестр народных инструментов
Формы и методы работы с родителями Размещение консультации на сайте МБДОУ «Маленькая страна — это моя семья». Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной». Изготовление семейных альбомов.. Выставка — конкурс «Семейные умельцы» (поделки). Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения материалами, русской избы - предметами русского быта.
3 этап. Заключительный. Представление своих уголков краеведения в форме, выбранной педагогами. Оформление выставки «Наш посёлок — это мы». Картотека пословиц и поговорок о семье. Диагностика элементарных представлений по теме у детей. Анкетирование педагогов и родителей по теме. Проект – книга «Мой родной посёлок»; Мини – проект - буклет «Добро пожаловать в Псебай
Информационная карта проекта МБДОУ д/с № 11 «Теремок» посёлок Псебай, Мостовский район, Краснодарский край. - Полное наименование проекта: «Наш посёлок – это мы. (Мой маленький рай под названьем Псебай ».
- Автор проекта: Наталья Степановна Евдокимова.
- Руководитель проекта: Ирина Васильевна Осипова.
- Кадры: педагоги средней группы.
- Район, город, представивший проект: посёлок Псебай, Мостовский район,
Краснодарский край. - Адрес организации: улица Комсомольская, дом 26, посёлок Псебай, Мостовский район, Краснодарский край.
- Телефон: 8 (861 - 92) 6 -14 – 08.
- Вид, тип проекта: групповой, краткосрочный, познавательный.
- Цель, направление деятельности проекта:
- систематизация знаний педагогов, детей и родителей о родном посёлке;
- расширение кругозора, ознакомление с с историей и достопримечательностями посёлка Псебай;
- развитие творческих способностей;
- воспитание любви к родному краю.
- Краткое содержание проекта:
- Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности вех участников проекта (сбор фотоматериалов, писем, дневников и т.д.).
- Беседы о посёлке, рассматривание репродукций, фотографий, занятия, самостоятельная продуктивная деятельность , игры, чтение художественной литературы, работа с родителями
- Целевые прогулки: на центральную площадь посёлка; к МБОУ гимназии
№ 4; по близлежащим улицам (Комсомольской, Советской. Гагарина, Первомайской), переулкам (Почтовому, Тургеневскому, Октябрьскому); в Верхний парк – к Монументу Павшим; в нижний парк к реке Псебайке, к реке Малая Лаба. Экскурсии: - в музей МБОУ гимназия № 4; - в школу искусств; - Доv детского творчества; - в детскую и взрослую библиотеки; - в культурно – досуговый центр «Юбилейный»; - в отряд «КУБАНЬСПАС»; - на хлебозавод «Эдельвейс»; - в полицию; - на швейное производство; - поселковый Свято – Преображенский храм. Систематизация знаний детей о малой родине. - Отражение полученных знаний в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, конструктивной, умственной, игровой).
- Встречи с почётными гражданами посёлка Псебай.
- Участие в общепоселковых мероприятиях.
- Сбор пословиц, поговорок, крылатых выражений о родном посёлке, крае..
- Организация и проведение занятий и режимных моментов, направленных на воспитание заботы, любви, сострадания к ветеранам.
- Обогащение стимулирующим и активизирующим материалом.
11.Место проведения проекта: МБДОУ д/с № 11 «Теремок». 12. Сроки проведения: 11 января 2011 года по 01 сентября 2013 г. 13. Количество участников проекта: (взрослые, дети) 84 человека (из них 28 детей, 53 родителя и 2 воспитателя). 14.Возраст детей: 4 – 7 лет. 15. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни). 16. Ожидаемые результаты (продукт проекта): - Повышение уровня патриотического и нравственного воспитания детей.
- Осуществление в МБДОУ образовательного процесса по обозначенной проблеме с учётом возрастных особенностей детей и социума.
- Развитие у детей устойчивого интереса к прошлому и настоящему своей малой родины.
- Развитие у познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
- Освоение детьми коммуникативных навыков, умения общаться с людьми разного возраста.
- Успешное интеллектуально – личностное развитие дошкольников.
- Совершенствование нравственно – патриотической среды МБДОУ.
- Пополнение методической базы МБДОУ по нравственно – патриотическому воспитанию.
- Вовлечение родителей в педагогический процесс МБДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
- Оптимизация использования технических средств обучения.
- Проект – книга «Мой родной посёлок».
- Мини – проект - буклет «Добро пожаловать в Псебай».
Информационная карта проекта МБДОУ д/с № 11 «Теремок» посёлок Псебай, Мостовский район, Краснодарский край. - Полное наименование проекта: «Спасибо деду за Победу».
- Автор проекта: Наталья Степановна Евдокимова.
- Руководитель проекта: Ирина Васильевна Осипова.
- Кадры: педагоги средней группы.
- Район, город, представивший проект: посёлок Псебай, Мостовский район,
Краснодарский край. - Адрес организации: улица Комсомольская, дом 26, посёлок Псебай, Мостовский район, Краснодарский край.
- Телефон: 8 (861 - 92) 6 -14 – 08.
- Вид, тип проекта: групповой, краткосрочный, познавательный.
- Цель, направление деятельности проекта: систематизация знаний педагогов, детей и родителей о событиях Великой отечественной войны.
- Краткое содержание проекта:
- Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности вех участников проекта (сбор фотоматериалов, писем, дневников и т.д.).
- Беседы о войне, рассматривание репродукций, фотографий.
- Целевые прогулки
Систематизация знаний детей о войне. - Отражение полученных знаний в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, конструктивной, умственной, игровой).
- Встречи с ветеранами Великой отечественной войны.
- Участие в возложении венков к Монументу павшим героям 9 мая.
- Сбор пословиц, поговорок, крылатых выражений о войне, героизме, доблести.
- Организация и проведение занятий и режимных моментов, направленных на воспитание заботы, любви, сострадания к ветеранам.
- Обогащение стимулирующим и активизирующим материалом.
11.Место проведения проекта: МБДОУ д/с № 11 «Теремок». 12. Сроки проведения: 15 марта 2011 года по 09 мая 2011 г. 13. Количество участников проекта: (взрослые, дети) 84 человека (из них 28 детей, 53 родителя и 2 воспитателя). 14.Возраст детей: 4 – 5 лет. 15. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни). 16. Ожидаемые результаты (продукт проекта): - Повышение уровня патриотического и нравственного воспитания детей.
- Осуществление в МБДОУ образовательного процесса по обозначенной проблеме с учётом возрастных особенностей детей и социума.
- Развитие у детей устойчивого интереса к ветеранам Вов.
- Развитие у познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
- Освоение детьми коммуникативных навыков, умения общаться с людьми пожилого возраста.
- Успешное интеллектуально – личностное развитие дошкольников.
- Совершенствование нравственно – патриотической среды МБДОУ.
- Пополнение методической базы МБДОУ по нравственно – патриотическому воспитанию.
- Вовлечение родителей в педагогический процесс МБДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
- Оптимизация использования технических средств обучения.
РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ 1 – й этап – организационно – подготовительный: - Подборка программно – методического обеспечения для реализации проекта;
- изучение опыта педагогов – новатор по теме проекта;
- пополнение предметно – развивающей среды;
- подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.
2 – й этап – рефлексивно – диагностический: - анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предлагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта;
- выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;
- формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах
обозначенной темы. 3 - й этап – практический: - коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
- определение содержания работы как базового компонента в приоритетном направлении деятельности педагога;
- реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т.ч. проективно – игровую
деятельность ребёнка; - обобщение и распространение опыта работы;
- участие в конкурсе педагогических проектов.
4 – й этап – заключительный: - анализ достижения целей и полученных результатов;
- определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно – образовательном процессе МБДОУ.
|