Проект для детей старшего дошкольного возраста "Маленькая страна под названием - Семья!"
проект (старшая группа)
Проект направлен на формирование осознания значения семьи в жизни ребенка, принятие ценностей семейной жизни; формирование уважительного отношения к своей семье, ее истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
по социально-коммуникативному
развитию для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
«Маленькая страна под
названием – Семья!»
Разработала: Зайцева В.Ю.
Тип проекта: ценностно-ориентированный, познавательный.
Время проведения: среднесрочный (с декабря 2021 по февраль 2022).
Участники проекта: воспитатели, учитель-логопед, родители, дети старшей группы
Проблема: ограниченность знаний детей о своей семье, о своём роде, о существующих семейных традициях.
Цель: формировать у детей чувство семейной принадлежности и уважительное отношение к своей семье
Задачи:
Образовательные:
- расширять знания детей о родственных отношениях, о профессиях, о семейных ценностях и о праве ребёнка иметь семью.
- формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие.
- организовать сотрудничество и взаимодействие детского сада с родителями в ходе работы над данной темой проекта.
Развивающие:
- создать условия для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста, активно включать детей в познавательную, творческую, поисковую деятельность.
- развивать связную речь детей и обогащать словарный запас, расширять кругозор детей.
Воспитательные:
- воспитывать у детей нравственные чувства: отзывчивость, сочувствие, гуманность, любовь и уважение к семье и её членам.
- прививать чувство привязанности к дому и семье, помочь детям понять значимость семьи для человека и общества.
Ожидаемые результаты проекта:
- Повышение у детей уровня знаний и представлений о своей семье, о её традициях, о родственных отношениях и взаимосвязях, о семейных интересах.
- Усвоение детьми понятий: «предки», «родословная», «родственники»
- Совместная деятельность благоприятно скажется на детско-родительских отношениях.
- Развитие сотрудничества и взаимодействия семьи и детского сада.
- Умение детей заботиться о членах своей семьи, совершать добрые поступки.
- У детей формируются познавательные способности, они пробуют делать выводы и умозаключения.
Совместная деятельность педагогов и родителей с детьми приведет к сближению в достижении общей цели: воспитание гармонически развитой личности.
Актуальность проблемы:
Часто слышны высказывания на дефицит у россиян национального самосознания, на отсутствие единства нации. Но ведь нация начинается в семье. А семья - это не только «папа, мама, я» (зачастую эта цепочка бывает еще короче), это целый род. Знать свой род, семью, их историю, корни, чувствовать себя не одиноким колоском в поле, а членом своей семьи, частичкой родных людей, создающих историю и судьбу своей страны. Это важное условие самосознания и показатель культуры отдельного человека и всех людей. В тоже время в семье, где все знают друг друга и воспитываются в духе взаимопонимания и взаимопомощи, ребёнок становится ответственен за свое поведение, за свою жизнь.
Семья выполняет воспитательную функцию. В семье познает ребёнок, что такое добро, зло, дружба, верность. В семье он знакомится с трудовыми навыками, учится уважать труд родителей. Для ребёнка семья это то, где начинается развитие его социальной природы, где он принимает первые решения относительно себя, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений. Для ребенка дошкольника существует только ближайшее окружение, которое и определяет его поведение и самооценку себя, как личности. В старшем дошкольном возрасте педагоги начинают формировать социальные роли: я - член семьи, я - член коллектива, я - житель этого города, я - гражданин России, и только после этого, я - житель планеты Земля. Даже в самой «плохой» или «трудной» семье у ребёнка формируется эмоционально-насыщенный образ родного дома. Дети должны учиться не столько брать, а самое главное - отдавать: проявлять заботу о близких, не огорчать плохими поступками, быть уважительными друг к другу. Хочется, чтобы дети росли в атмосфере любви.
На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей стала одной из основных причин демографических проблем. Помогут не только экономические меры. Важно вернуть авторитет и привлекательность семьи в обществе. Детский сад и семья должны объединять усилия. И дошкольное образовательное учреждение и родители должны работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за воспитание и развитие.
В статье 44 Закона об образовании говорится:
Родители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. А образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей.
Существует множество проблем современной семьи:
- большинство семей озабочены решением проблем экономического, физического выживания;
- родители самоустраняются от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка;
- ограниченность общения взрослого и ребёнка;
- недостаточность эмоционального компонента общения.
Необходимо ликвидировать эти проблемы в целенаправленной работе и формировать у родителей педагогическую компетентность.
Общаясь с детьми, выясняется, что дети не знают своих родных, имен своих бабушек и дедушек, их профессий, интересов семьи. Поэтому тема для нас стала актуальной. Изучение истории семьи является одной из значимых и возникает потребность в её изучении. Без активного участия родителей, работа воспитателей не принесет нужных результатов.
Введение
Семья и дом – это не только и не столько кров, а это близкие люди, продолжение рода. Семья - это семь «Я». Корни любой семьи уходят далеко в прошлое. До начала 20 века семьи были большими и дружными, крепкими. Жили на Руси весело, старых уважали, молодых оберегали. О семье складывали сказки, рассказы, стихи, множество пословиц и поговорок. Недаром слова мама, родина, семья, дом испокон века назывались - святые или красные слова.
Знают ли наши дети корни своей семьи, её интересы и историю? Какие взаимоотношения у членов семьи?
Ответы на эти вопросы были получены в ходе реализации творческого проекта «Моя семья».
Реализация проекта
Организационный этап
- Определение темы проекта, изучение литературы, постановка цели и задач проекта, ознакомление с темой проекта детей и родителей.
- Составление плана основного этапа проекта.
1. Подготовительный этап
- подготовка наглядного дидактического, демонстрационного материала по данной теме.
- опрос детей и обсуждение проблемных вопросов (Кто такая прабабушка?, Почему моя мама называет дедушку папой? Кто кем приходится? Что такое мой род?, А у животных тоже есть родители?)
- сбор, анализ и обобщение информации о понятии «семья».
- подборка игр, атрибутов для игровой деятельности.
- подготовка методической, научной и художественной литературы в книжных вариантах и в сети интернет.
- подбор материала и инструментов для изобразительной и продуктивной деятельности .
- совместно с родителями обсуждение возможностей реализации проекта, определение его содержания, составление плана мероприятий, предполагаемых результатов.
2 этап - практический
Дата | Содержание |
29 ноября – 3 декабря | Беседа «Мои близкие» Беседа «Один дома. Электроприборы» Использование раскрасок по теме «Моя семья». Чтение Е.А. Благинина «Вот какая мама», «Наш дедушка», «Научу обуваться и братца», «Аленушка». Сюжетно-ролевая игра «Семья. День рождения», Упражнения «Кем ты приходишься своим родителям?»; «Кто ты для бабушки?» Словесная игра «Моя семья» Просмотр мультфильмов «Встречайте бабушку» Подвижная игра: «Я знаю 5 имен девочек/мальчиков» |
6 – 10 декабря | Беседа «Как росли мои родители» Беседа «У меня зазвонил телефон» Словесная игра «Волшебный клубок» Дидактическая игра «Огорчится ли мама, если… » Аппликация «Коврик для кухни». Чтение С.В. Михалков « Недотёпа» Чтение В.Ю. Драгунский «Чики брык» Сюжетно-ролевая игра «Я гуляю с братом и сестренкой», Подвижная игра «Моя семья и я любим…» (с мячом) |
13– 17 декабря | Беседа ««Люди каких профессий были и есть в вашем роду» Беседа «Спички – не игрушка» Словесная игра «Как я помогаю дома» Дидактическая игра «Моя семья. Составь цепочку» Чтение Олег Бундур «Про любовь», «Семья», «Воскресенье», «Папу с мамой берегу». Сюжетно-ролевая игра «Мы помощники для мамы», Просмотр мультфильма «Непослушный медвежонок» Рисование «Мой дом» Подвижная игра «Кто быстрее соберет» |
20 – 30 декабря | Беседа «Скоро праздник Новый год. Как ходят в гости?». Беседа «Новый год без забот» Словесная игра Подарки для семьи Дидактические игры «Кто старше? »; «У кого сегодня день рожденья?» Рисование «Наши праздники дома» Сотворчество педагога и детей: коллективная работа: «Мы растём крепкими и сильными» Чтение Е. Пермяк «Как Маша стала большой» Сюжетно-ролевая игра «Наша семья празднует Новый год» Подвижная игра « «Где мы побывали, что мы повидали» |
10 – 14 января | Беседа «За что мы любим бабушку» Беседа «Соблюдаем режим дня» Словесная игра «Один-много» Дидактическая игра «Профессии» Разучивание песни «Счастливая семья» (И.Галимова, В.Волжанин) Чтение Л.Н. Толстой «Дед» Сюжетно-ролевая игра «Едем в гости». Просмотр мультфильма «Мама для мамонтенка» Лепка «Чайный сервиз» Подвижная игра «Стирка» |
17 – 21 января | Беседа «Ремёсла наших дедушек» Беседа «Кто такой незнакомец» Словесная игра «Назови ласково» Дидактическая игра «Что лишнее? », Рисование «Моя мама» Чтение р..н.с. «Три сына» Сюжетно – ролевая игра «Ателье. Одежда для всей семьи» Подвижная игра «Упрямые козы» |
24 -28 января | Беседа Что такое традиции и традиции в нашей семье» Беседа «Поведение на детской площадке» Словесная игра «Угадай кто это» Дидактическая игра «Кому, что нужно?» Рисование «Мы идем в детский сад» Заучивание стихотворения А.Майкова «Мать и дитя» Сюжетно – ролевая игра «Больница.За здоровьем всей семьей» Просмотр мультфильма «Осторожно, обезьянки» Игра-соревнование «Разложи рабочую и праздничную одежду»(с обручами) |
31 января - 4 февраля | Беседа «Мои домашние обязанности» Беседа «Опасные предметы» Словесная игра «Назови как тебя дома ласково называют?» Дидактическая игра «Расставь по старшинству» Рисование «Портреты родителей» Чтение Татьяна Агибалова: «В семейном кругу», «Что может быть дороже семьи?» Чтение О. Осеева “Честное слово” Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет. В гости к бабушке моей» Игра- эстафета «Кто быстрее добежит» (команда мальчиков и команда девочек) |
7- 11 февраля | Беседа «Я и моё имя» Беседа «Взаимная забота и помощь в семье» Словесная игра «Кто старше/ младше?», Дидактическая игра «Собери картинку» Чтение Я.Л. Аким «Мужчина в доме», «Мой брат Миша» Ручной труд «Мебель для моей семьи» (стол и стул) Сюжетно – ролевая игра «Мы строим дом» Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев» Игра малой подвижности «Было у мамочки десять детей» |
14– 18 февраля | Беседа «Что такое родословная моей семьи» Беседа «Знает каждый гражданин этот номер-01» Словесная игра «Поймай звук» Дидактическая игра «Семейное хозяйство» Чтение М. Дружинина «Девочка наоборот» Сюжетно-ролевая игра «Готовим обед для мамы», Рисование с дорисовыванием «Портрет моей мамы/папы/бабушки/дедушки» Подвижная игра «Стирка» |
21 - 25 февраля | Беседа «“Папа – мой лучший друг» Словесная игра «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать» Дидактическая игра «Кто что делает?» Лепка «Мы гуляем с папой» Чтение А. Барто «Младший брат» Чтение Н. Артюхова «Большая береза» Сюжетно-ролевая игра «Ремонт в квартире» Подвижная игра «Кто быстрее соберет» Спортивный праздник «Папа самый лучший друг» |
Работа с родителями | Анкетирование родителей «Ценности и семейные традиции нашей семьи» Консультация для родителей «Родословная – старинная русская традиция», Семейный художественно – творческий проект «Самый счастливый день нашей семьи» Выставка семейного творчества «Чудеса для детей из ненужных вещей» Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома Мини – выставка семейных реликвий «Тайны старого чердака» Фотоколлаж «Родные, близкие, любимые…» Презентации «Полезное блюдо моей семьи» Организация прогулок детей с родителями в выходной день. Досуг «Вечер дружной семьи» |
3 этап. Заключительный
- Отчет о реализации проекта.
- Анализ выполнения поставленных целей и задач.
Проект реализовывался в НОД , в совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности детей, совместной работе с родителями, в создании предметно-развивающей среды.
Продукты проектной деятельности.
- Информация в родительском уголке о проекте и приглашение к участию.
- Организация прогулок детей с родителями в выходной день.
- Семейные художественно – творческие проекты «Самый счастливый день нашей семьи»
- Выставка семейного творчества «Чудеса для детей из ненужных вещей»
- Мини – выставка семейных реликвий «Тайны старого чердака»
- Фотоколлаж «Родные, близкие, любимые…»
- Презентации «Полезное блюдо моей семьи»
- Досуг «Вечер дружной семьи»
Вывод: в процессе работы над проектом дети расширили свои знания о семье и её традициях. Работа над проектом заставила задуматься, что у каждой семьи есть род, история, прошлое и настоящее. История каждой семьи – это история нашей страны, это наши прародители, которые защищали и оберегали родину.
Семья для каждого должна быть опорой, поддержкой, и тем местом, куда всегда хочется вернуться. Семья помогает нам закалиться, преодолеть трудности, развивать навыки общения, даёт нам уроки любви.
В процессе работы над проектом дошкольники пришли к выводу: нужно находить общие дела и увлечения, отдыхать активно, заботиться о животных и растениях, заниматься спортом, музыкой и живописью. А чтобы в семье был мир и лад, нужно любить друг друга и уважать мнения всех, прощать обиды и не злиться.
Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо заботиться о своей семье, уважительно относиться друг к другу.
Проект дал возможность дошкольникам познакомиться с произведениями художников, писателей, поэтов, музыкантов и с русским народным творчеством, связанным с семьей.
За время реализации проекта развивались творческие и познавательные способности детей, умения анализировать. Дети играли, рассматривали, наблюдали, сочиняли, читали и рассказывали.
Активизировалось сотрудничество педагогов, детей и родителей. Также у родителей повысилась заинтересованность в помощи детям.
Благодаря проведенной работе, у детей и родителей появилось стремление больше времени проводить вместе, вести здоровый образ жизни не только в физическом плане, а и в психическом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/28/picture-745242-1454007811.jpg)
Проект по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Страна красок"
Конспект проекта по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Страна красок"Задачи:1. Образовательная: Формировать валеологическую куль...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/13/picture-846624-1479047292.jpg)
"В стране музыкальных инструментов" - музыкально познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста ( 5-6 лет)
В игровой форме детей знакомят с тремя группами музыкальных инструментов....
Совместный познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Деды Морозы разных стран»
Проект по подготовке к празднованию Нового года. Представлен паспорт проекта с описанием целей и задач, содержательная часть нескольких этапов его реализации, а также план мероприятий с детьми и родит...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/12/picture-842594-1557669173.jpg)
Проект для детей старшего дошкольного возраста по теме: "В стране Мульти- Пульти"
ЦЕЛЬ:Сформировать у детей элементарное представление о тайнах мультипликации. Обогатить словарный запас детей. Способствовать становлению у ребенка осознанного отношения к выбору и оценке качества пот...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/02/picture-1088533-1543749777.jpg)
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Страны мира».
Защита проекта для детей старшего дошкольного возраста на тему «Страны мира»....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/21/picture-919063-1584788731.jpg)
Педагогический проект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Страна Звуковия»
Данный материал предназначен для педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/31/picture-1264844-1598859931.jpg)
Проект для детей старшего дошкольного возраста “Страна ткани”
Цель проекта - формирование представлений детей о возникновении ткани, ее видах и необходимости в жизни человека....
- Мне нравится (1)