проект "Маленькая страна под названием – Семья!"
проект (старшая группа)
Семья и дом – это не только и не столько кров, а это близкие люди, продолжение рода. Семья — это семь «Я». Корни любой семьи уходят далеко в прошлое. До начала 20 века семьи были большими и дружными, крепкими. Жили на Руси весело, старых уважали, молодых оберегали. О семье складывали сказки, рассказы, стихи, множество пословиц и поговорок. Недаром слова мама, родина, семья, дом испокон века назывались - святые или красные слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_24.docx | 37.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 1»
г. Белгорода
Проект
"Маленькая страна под названием – Семья!"
(Реализация проекта: с 15.01 по 12.02)
Воспитатели:
Головенко С.К
Иванцова Д.А
2024 г.
Содержание
I. Введение……………………………………………….2
2. Актуальность проекта……………………………….. 3
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…4
4. Этапы реализации проекта программы………....….7
6. План мероприятий ……………………………………9
7. Ресурсы ……………………………………………… 14
8. Риски и пути преодоления рисков …………………. 15
9. Выводы ………………………………………………. 15
10. Литература …………………………………………. 16
Введение
Семья и дом – это не только и не столько кров, а это близкие люди, продолжение рода. Семья — это семь «Я». Корни любой семьи уходят далеко в прошлое. До начала 20 века семьи были большими и дружными, крепкими. Жили на Руси весело, старых уважали, молодых оберегали. О семье складывали сказки, рассказы, стихи, множество пословиц и поговорок. Недаром слова мама, родина, семья, дом испокон века назывались - святые или красные слова.
Знают ли наши дети корни своей семьи, её интересы и историю? Какие взаимоотношения у членов семьи?
Ответы на эти вопросы были получены в ходе реализации творческого проекта "Маленькая страна под названием – Семья!"
Эпиграф
Семья – самое главное в жизни любого человека. Это не нужно доказывать никому. Она, как красивый, вышитый с любовью оберег, защищает от бед и несчастий. Но, согласитесь, что крепкая семья – это каждодневный, упорный труд и отпраздновать вместе бриллиантовую свадьбу – большое счастье.
Поэтому проект ориентирован на создание условий для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, словом и делом помогать.
Актуальность создания проекта
Воспитание духовно – нравственных начал на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к семье, ее традициям, ценностям, моральным нормам поведения в обществе. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.
Ознакомление детей с понятием "семья" невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Родители являются первыми педагогами. Именно родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. В семье есть свои правила и выполнять их должен каждый член семьи. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге. Семья для ребенка — это мир, в котором закладываются основы морали, отношение к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы, традиции, праздники. Именно в семье прививаются такие понятия как «сострадание», «милосердие», «доброта», «мужественность», «женственность», «сплоченность», «единство», «помощь ближним», «уважение к старшим», «чувство ответственности».
Ежегодный мониторинг среди детей позволил выяснить, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей разбирается в родственных связях, уходят в прошлое семейные праздники и традиции.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта "Маленькая страна под названием – Семья!"
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Стратегическая цель:
Создание организационно – педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, семейным ценностям и традициям.
Тактические цели:
1. Сформировать у детей чувство семейной принадлежности и уважительное отношение к своей семье
2. Улучшению детско-родительских отношений и формированию навыков эффективного взаимодействия в системе «родитель-ребёнок» и «родитель-педагог».
3. Расширить представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.
Задачи
Образовательные:
- расширять знания детей о родственных отношениях, о профессиях, о семейных ценностях и о праве ребёнка иметь семью.
- формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие.
- организовать сотрудничество и взаимодействие детского сада с родителями в ходе работы над данной темой проекта.
Развивающие:
- создать условия для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста, активно включать детей в познавательную, творческую, поисковую деятельность.
- развивать связную речь детей и обогащать словарный запас, расширять кругозор детей.
Воспитательные:
- воспитывать у детей нравственные чувства: отзывчивость, сочувствие, гуманность, любовь и уважение к семье и её членам.
- прививать чувство привязанности к дому и семье, помочь детям понять значимость семьи для человека и общества.
Тип проекта
ценностно-ориентированный, познавательный.
Ожидаемые результаты
- Повысился у детей уровень знаний и представлений о своей семье, о её традициях, о родственных отношениях и взаимосвязях, о семейных интересах.
- Усвоение детьми понятий: «предки», «родословная», «родственники», «генеалогическое древо».
- Совместная деятельность благоприятно сказалась на детско-родительских отношениях.
- Развилось сотрудничество и взаимодействие семьи и детского сада.
- Развилось умение детей заботиться о членах своей семьи, совершать добрые поступки.
- У детей сформировались познавательные способности, они делают выводы и умозаключения.
Продукт
- Информация в родительском уголке о проекте и приглашение к участию.
- Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми. Подбор иллюстраций, пословиц и поговорок о семье и родословии.
- Правовое воспитание родителей. Консультация «Конвенция ООН о защите прав ребёнка».
- Организация прогулок детей с родителями в выходной день.
- Составление рассказа «Идем гулять в парк».
- Консультация: «Чтобы ребенок вырос всесторонне развитым».
- Памятка: «Советы по воспитанию внуков».
- Консультация «Воспитание детей в семье».
- Выставка рисунков «Моя семья».
- Участие родителей в выставке поделок (детей совместно с родителями) «Наши руки творят чудеса» (осенние поделки из бросового материала).
- Оформление альбомов «Моя семья. Моё родословие».
- Составление родителей совместно с детьми небольшого рассказа о семье.
- Составление генеалогического древа «Моя родословная».
Принципы
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Пути решения проекта
- обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
- оценить риски реализации проекта.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 4 недели
№ п/п | Этапы | Цель | Сроки |
1. | Подготовительно-проектировочный этап | - Определение темы проекта, изучение литературы, постановка цели и задач проекта, ознакомление с темой проекта детей и родителей. - Составление плана основного этапа проекта. | 15.01.2024 |
2. | Практический этап | Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении Разработка консультаций. Изготовление «Генеалогическое древо семьи» Создание семейного альбома Выставка детских рисунков «Моя семья» Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме | 16.02-08.02 |
3. | Обобщающе - результативный этап | Отчет о реализации проекта. - Сбор всей информации и материалов по проекту. - Анализ выполнения поставленных целей и задач. Проект реализовывался в НОД и, в совместной деятельности взрослых и детей, совместной деятельности детей, совместной работе с родителями, в создании предметно-развивающей среды. | 09.02-11.02 |
4. | Презентация проекта | Досуг: «Мама, папа, я-счастливая семья!» (приложение 11) Цель: расширять представления детей об отношении к пожилым людям, воспитывать уважительное отношение к старым и пожилым, побуждать детей к проявлению сочувствия, вызывать эмоциональный отклик к оказанию помощи своим бабушкам и дедушкам, формировать стремление активно участвовать в развлечении, быть доброжелательным, развивать память, воображение. | 12.02.2024 |
План мероприятий.
№ п/п | Направление | Тема мероприятия | Форма проведения |
1. | «Физическое развитие» | Использование физкультминуток: «Семья», «Мама и дочь», «Человек». Пальчиковые игры: «Помощники», «Репка», «Моя семья». Подвижные игры: «Как живёте?», «Найди свой домик», игра-миниатюра «Дружная семья». | НОД, совместная деятельность в режимных моментах, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, драматизации, работа с родителями |
2 | «Социально-коммуникативное развитие» | Рассматривание картин художников. Цель: показать детям как художник передает в работах любовь и нежность к персонажам. З.Серебрякова «За обедом», Б.Кустодиев «Утро». Досуг: «Мама, папа, я-счастливая семья!» Цель: расширять представления детей об отношении к пожилым людям, воспитывать уважительное отношение к старым и пожилым, побуждать детей к проявлению сочувствия, вызывать эмоциональный отклик к оказанию помощи своим бабушкам и дедушкам, формировать стремление активно участвовать в развлечении, быть доброжелательным, развивать память, воображение. Работа с родителями (практические задания, рекомендации, совместные мероприятия) - Анкетирование родителей. - Консультации для родителей. Подбор литературы по воспитанию детей. - Сотворчество родителей и детей в оформлении выставок, составлении рассказов о семье, в создании Генеалогического древа семьи. Цель: повысить уровень знаний родителей о целях и задачах нравственного воспитания детей. Привлечь родителей к участию в жизни ДОУ. Вызвать желание родителей помочь педагогам удовлетворить потребность детей в познании, в развитии творчества у детей, помочь детям углубить знания о понятии «Семья», увидеть ценность семейных связей. | НОД, совместная деятельность в режимных моментах, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, драматизации, работа с родителями |
3. | «Познавательное развитие» | Непосредственно-образовательная деятельность: «НОД «Моя семья». (приложение 1) Цель: ознакомление детей с конвенцией о правах ребенка, дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закреплять представления о семье, развивать толерантность и эмпатию. НОД «Род и родословие». (приложение 2) Цель: закреплять представления о родственных отношениях, формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие, о традициях и обычаях семьи, воспитывать любовь и уважение к членам семьи. Познание ФЭМП. Решение логических задач по теме «Семья» (приложение 3). Рассказ воспитателя: «Когда взрослых нет дома». Цель: воспитывать ответственность за свою безопасность и жизнь близких людей. Беседы: «Какие обязанности ты выполняешь дома?», «Имена моих родных», «Что значит любить родителей?», «Что такое генеалогическое древо?», «Родственные отношения». Цель: расширять знания и представления о семье, уточнять знания о родственных связях, учить отвечать на вопросы, развивать навыки правильного грамматического строя речи. БЕСЕДА о привычках ЗОЖ | НОД, совместная деятельность в режимных моментах, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, драматизации, работа с родителями |
4. | «Речевое развитие» | Составление рассказа по сюжетной картине: «Семья». Цель: учить детей связно и последовательно описывать изображенные события, учить детей придумывать события, предшествующие изображенным событиям, активизировать словарный запас, воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи. Составление рассказов на темы: «Идем гулять в парк», «Мои бабушки и дедушки», «Я вырасту и стану…». - Знакомство с пословицами и поговорками о семье, обсуждение смысла пословиц. - Игры-задания с обсуждением ситуаций («Как мама и бабушка заботятся о нас»). Чтение художественной литературы. Цель: приобщать детей к словесному искусству, воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, подводить детей к мотивированной оценке поступков и характеров героев.
Заучивание стихотворений: А.Майков «Мать и дитя». Загадки на темы: «Семья», «Дом», «Школа», «Детский сад». | НОД, совместная деятельность в режимных моментах, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, драматизации, работа с родителями |
5. | «Художественно-эстетическое развитие» | Изо деятельности. Использование раскрасок по теме «Моя семья». Аппликация: «Коврик». (приложение 4) Рисование: «Наш любимый детский сад» (приложение 6), «Празднично украшенный дом» (приложение 7), «Портрет мамы». (приложение5), «Портрет мамы» (приложение 8) Цель: закреплять умение задумывать несложный сюжет рисунка, развивать самостоятельность и творческую активность, учить рисовать фигуру человека в движении. Рисование праздничных открыток на «День матери». Лепка: «Моя любимая семья». (приложение 9) Цель: формировать такие понятия, как семья, кто такие близкие родственники и их отношения между собой. Сотворчество педагога и детей: коллективная работа: «Мы растём крепкими и сильными» (по ЗОЖ). Музыка. Разучивание песни «Счастливая семья» (И.Галимова, В.Волжанин). | НОД, совместная деятельность в режимных моментах, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, драматизации, работа с родителями |
Игровая деятельность.
Игры с конструктором: «Двухэтажный дом для семьи».
Цель: развивать умение воспринимать предметы и явления во взаимосвязях, устанавливать их, аргументировать свои решения, развивать воображение, учить сооружать постройку с перекрытиями, определять какие нужны детали.
Дидактическая игра: «Почта доверия» (дети фразами высказывают своё отношение к характеру поведения в различных ситуациях).
Д/игры: «Составь свою семью», «Кто моложе, кто старше», «Кто сказал комплимент?», «Угадай, кто это?», «Подбери слова-действия», «Кто кем, кому приходится».
Цель: уметь выделять логические неточности, различать голоса близких людей, закреплять умение согласовывать свои действия с действиями других участников игры, развивать сообразительность, умения решать поставленную задачу.
Настольная игра «Профессии».
Цель: расширять представление о разнообразных профессиях, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Коммуникативные игры: «Назови ласково», «Я умею…»
Сюжетно-ролевые игры: «Семья. День рождения», «Я гуляю с братом и сестренкой», «Наша семья празднует новый год», «Мы помощники для мамы», «Едем в гости».
Цель: воспитывать навыки культурного общения, активизировать соответствующий тематике словарь, развивать творческое воображение, содействовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни.
Работа с родителями (практические задания, рекомендации, совместные мероприятия)
- Анкетирование родителей. (приложение 10)
- Консультации для родителей. Подбор литературы по воспитанию детей.
- Сотворчество родителей и детей в оформлении выставок, составлении рассказов о семье, в создании Генеалогического древа семьи.
Цель: повысить уровень знаний родителей о целях и задачах нравственного воспитания детей. Привлечь родителей к участию в жизни ДОУ. Вызвать желание родителей помочь педагогам удовлетворить потребность детей в познании, в развитии творчества у детей, помочь детям углубить знания о понятии «Семья», увидеть ценность семейных связей.
Ресурсное обеспечение проекта
Информационные ресурсы
иллюстративный материал: фотографии по теме проекта "Маленькая страна под названием – Семья!", видео - фрагменты, интернет - ресурсы.
Учебно-методические ресурсы:
дидактические игры, картотеки
Фонд методического кабинета:
• библиотека;
• игротека;
• аудиотека;
• фонотека.
Материально-технические ресурсы:
принтер, канцелярские принадлежности (цветные карандаши, простые карандаши, мелки, линейка, ластик, цветная бумага, белая бумага, картон цветной, клей, пластилин), компьютер.
Финансовые ресурсы:
деньги на расходные материалы, канцелярские принадлежности.
Финансирование проекта производится:
за счёт воспитателя
Критерии оценивания проекта:
Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ
Риски и пути преодоления рисков.
Слабая заинтересованность в совместной творческой деятельности с ребенком. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека.
Выводы
В процессе работы над проектом дети расширили свои знания о семье и её традициях. Работа над проектом заставила задуматься, что у каждой семьи есть род, история, прошлое и настоящее. История каждой семьи – это история нашей страны, это наши прародители, которые защищали и оберегали родину.
Семья для каждого должна быть опорой, поддержкой, и тем местом, куда всегда хочется вернуться. Семья помогает нам закалиться, преодолеть трудности, развивать навыки общения, даёт нам уроки любви.
В процессе работы над проектом дошкольники пришли к выводу: нужно находить общие дела и увлечения, отдыхать активно, заботиться о животных и растениях, заниматься спортом, музыкой и живописью. А чтобы в семье был мир и лад, нужно любить друг друга и уважать мнения всех, прощать обиды и не злиться.
Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо заботиться о своей семье, уважительно относиться друг к другу.
Проект дал возможность дошкольникам познакомиться с произведениями художников, писателей, поэтов, музыкантов и с русским народным творчеством, связанным с семьей.
За время реализации проекта развивались творческие и познавательные способности детей, умения анализировать. Дети играли, рассматривали, наблюдали, сочиняли, читали и рассказывали.
Активизировалось сотрудничество педагогов, детей и родителей. Также у родителей повысилась заинтересованность в помощи детям.
Благодаря проведенной работе, у детей и родителей появилось стремление больше времени проводить вместе, вести здоровый образ жизни не только в физическом плане, а и в психическом.
Литература
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Е.Н.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.
2. С.И.Семенака «Учим детей сочувствовать и сопереживать: Конспекты и материалы к занятиям с детьми 5-8 лет. - М.:АРКТИ, 2010.
3. «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. Е.В.Соловьева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, Н.М. Степина. - 4-изд., испр. И доп. - М.: АРКТИ, 2005.
4. Нравственное воспитание дошкольника / Под ред. В.Г.Нечаевой.- М., Педагогика, 2006г.
5. Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей/ авт-сост. Н.А.Кочетова, И.А.Жёлтикова, М.А.Тверетина. – Волгоград: Учитель, 2014.
6. Ривина Е.К.Знакомим дошкольников с семьей и родословной/ Е.К.Ривина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
7. Сайт «Воспитатель» - http://vospitatel.com.ua/zaniatia/mir/moya-semya-i-rodstvenniki.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Маленькая страна под названием - Семья!"
Проект направлен на формирование осознания значения семьи в жизни ребенка, принятие ценностей семейной жизни; формирование уважительного отношения к своей семье, ее истории....
Проект "Маленькая страна под названием – Семья»
Задачи:Образовательные:расширять знания детей о родственных отношениях, о профессиях, о семейных ценностях и о праве ребёнка иметь семью.формировать элементарные представления о том, что такое род и р...
" Маленькая страна под названием - Семья"
quot;Маленькая страна под названием - Семья"...
Проект "Маленькая страна под названием Семья"
Семья - это не только «папа, мама, я» (зачастую эта цепочка бывает еще короче), это целый род. Знать свой род, семью, их историю, корни, чувствовать себя не одиноким колоском в поле, а чле...
Проект «Маленькая страна под названием – Семья»
Дошкольное детство – период первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности и особую роль в этом процессе имеет семья, где реализуются потребности ребенк...
Долгосрочный проект в средней группе: «Маленькая страна под названием- СЕМЬЯ»
Задачи проекта: Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи....
Проект тема: «Маленькая страна под названием – Семья!»
Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. От того, какой климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребён...