проект "Маленькая страна под названием – Семья!"
проект (старшая группа)

Головенко Софья Константиновна

Семья и дом – это не только и не столько кров, а это близкие люди, продолжение рода. Семья — это семь «Я». Корни любой семьи уходят далеко в прошлое. До начала 20 века семьи были большими и дружными, крепкими. Жили на Руси весело, старых уважали, молодых оберегали. О семье складывали сказки, рассказы, стихи, множество пословиц и поговорок. Недаром слова мама, родина, семья, дом испокон века назывались - святые или красные слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_24.docx37.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 1»

г. Белгорода

Проект

"Маленькая страна под названием – Семья!"

 (Реализация проекта: с 15.01 по 12.02)

                                                                        

Воспитатели:

Головенко С.К

Иванцова Д.А

2024 г.

Содержание

I. Введение……………………………………………….2

2. Актуальность проекта……………………………….. 3

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…4

4.  Этапы реализации проекта программы………....….7

6. План мероприятий ……………………………………9

7. Ресурсы ……………………………………………… 14

8. Риски и пути преодоления рисков …………………. 15

9. Выводы ………………………………………………. 15

10. Литература …………………………………………. 16

Введение

Семья и дом – это не только и не столько кров, а это близкие люди, продолжение рода. Семья — это семь «Я». Корни любой семьи уходят далеко в прошлое. До начала 20 века семьи были большими и дружными, крепкими. Жили на Руси весело, старых уважали, молодых оберегали. О семье складывали сказки, рассказы, стихи, множество пословиц и поговорок. Недаром слова мама, родина, семья, дом испокон века назывались - святые или красные слова.

Знают ли наши дети корни своей семьи, её интересы и историю? Какие взаимоотношения у членов семьи?

Ответы на эти вопросы были получены в ходе реализации творческого проекта "Маленькая страна под названием – Семья!"

Эпиграф

Семья – самое главное в жизни любого человека. Это не нужно доказывать никому. Она, как красивый, вышитый с любовью оберег, защищает от бед и несчастий. Но, согласитесь, что крепкая семья – это каждодневный, упорный труд и отпраздновать вместе бриллиантовую свадьбу – большое счастье.

Поэтому проект ориентирован на создание условий для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, словом и делом помогать.

 Актуальность создания проекта

Воспитание духовно – нравственных начал на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к семье, ее традициям, ценностям, моральным нормам поведения в обществе. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.

Ознакомление детей с понятием "семья" невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Родители являются первыми педагогами. Именно родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. В семье есть свои правила и выполнять их должен каждый член семьи. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге. Семья для ребенка — это мир, в котором закладываются основы морали, отношение к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы, традиции, праздники. Именно в семье прививаются такие понятия как «сострадание», «милосердие», «доброта», «мужественность», «женственность», «сплоченность», «единство», «помощь ближним», «уважение к старшим», «чувство ответственности».

Ежегодный мониторинг среди детей позволил выяснить, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей разбирается в родственных связях, уходят в прошлое семейные праздники и традиции.

Именно поэтому актуально становится разработка проекта "Маленькая страна под названием – Семья!"

Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты

Стратегическая цель:

Создание организационно – педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, семейным ценностям и традициям.

Тактические цели:

1. Сформировать у детей чувство семейной принадлежности и уважительное отношение к своей семье

2. Улучшению детско-родительских отношений и формированию навыков эффективного взаимодействия в системе «родитель-ребёнок» и «родитель-педагог».

3. Расширить представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях. 

Задачи

Образовательные:

  1. расширять знания детей о родственных отношениях, о профессиях, о семейных ценностях и о праве ребёнка иметь семью.
  2. формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие.
  3. организовать сотрудничество и взаимодействие детского сада с родителями в ходе работы над данной темой проекта.

Развивающие:

  1. создать условия для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста, активно включать детей в познавательную, творческую, поисковую деятельность.
  2. развивать связную речь детей и обогащать словарный запас, расширять кругозор детей.

Воспитательные:

  1. воспитывать у детей нравственные чувства: отзывчивость, сочувствие, гуманность, любовь и уважение к семье и её членам.
  2. прививать чувство привязанности к дому и семье, помочь детям понять значимость семьи для человека и общества.

Тип проекта

 ценностно-ориентированный, познавательный.

Ожидаемые результаты

  1. Повысился у детей уровень знаний и представлений о своей семье, о её традициях, о родственных отношениях и взаимосвязях, о семейных интересах.
  2. Усвоение детьми понятий: «предки», «родословная», «родственники», «генеалогическое древо».
  3. Совместная деятельность благоприятно сказалась на детско-родительских отношениях.
  4. Развилось сотрудничество и взаимодействие семьи и детского сада.
  5. Развилось умение детей заботиться о членах своей семьи, совершать добрые поступки.
  6. У детей сформировались познавательные способности, они делают выводы и умозаключения.

Продукт

  1. Информация в родительском уголке о проекте и приглашение к участию.
  2. Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми. Подбор иллюстраций, пословиц и поговорок о семье и родословии.
  3. Правовое воспитание родителей. Консультация «Конвенция ООН о защите прав ребёнка».
  4. Организация прогулок детей с родителями в выходной день.
  5. Составление рассказа «Идем гулять в парк».
  6. Консультация: «Чтобы ребенок вырос всесторонне развитым».
  7. Памятка: «Советы по воспитанию внуков».
  8. Консультация «Воспитание детей в семье».
  9. Выставка рисунков «Моя семья».
  10. Участие родителей в выставке поделок (детей совместно с родителями) «Наши руки творят чудеса» (осенние поделки из бросового материала).
  11. Оформление альбомов «Моя семья. Моё родословие».
  12. Составление родителей совместно с детьми небольшого рассказа о семье.
  13. Составление генеалогического древа «Моя родословная».

Принципы

  1. принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

  1. единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

  1. принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Пути решения проекта

  • обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
  • оценить риски реализации проекта.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на 4 недели

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительно-проектировочный этап

- Определение темы проекта, изучение литературы, постановка цели и задач проекта, ознакомление с темой проекта детей и родителей.

- Составление плана основного этапа проекта.

15.01.2024

2.

Практический этап

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении

Разработка консультаций.

Изготовление «Генеалогическое древо семьи»

Создание семейного альбома

Выставка детских рисунков «Моя семья»

Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме

16.02-08.02

3.

Обобщающе - результативный этап

 Отчет о реализации проекта.

- Сбор всей информации и материалов по проекту.

- Анализ выполнения поставленных целей и задач.

Проект реализовывался в НОД и, в совместной деятельности взрослых и детей, совместной деятельности детей, совместной работе с родителями, в создании предметно-развивающей среды.

09.02-11.02

4.

Презентация проекта

Досуг: «Мама, папа, я-счастливая семья!» (приложение 11)

Цель: расширять представления детей об отношении к пожилым людям, воспитывать уважительное отношение к старым и пожилым, побуждать детей к проявлению сочувствия, вызывать эмоциональный отклик к оказанию помощи своим бабушкам и дедушкам, формировать стремление активно участвовать в развлечении, быть доброжелательным, развивать память, воображение.

12.02.2024

План мероприятий.

№ п/п

Направление

Тема мероприятия

Форма проведения

1.

«Физическое развитие»

Использование физкультминуток: «Семья», «Мама и дочь», «Человек».

Пальчиковые игры: «Помощники», «Репка», «Моя семья».

Подвижные игры: «Как живёте?», «Найди свой домик», игра-миниатюра «Дружная семья».

НОД, совместная деятельность в режимных моментах, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, драматизации, работа с родителями

2

«Социально-коммуникативное развитие»

Рассматривание картин художников.

Цель: показать детям как художник передает в работах любовь и нежность к персонажам.

З.Серебрякова «За обедом», Б.Кустодиев «Утро».

Досуг: «Мама, папа, я-счастливая семья!»

Цель: расширять представления детей об отношении к пожилым людям, воспитывать уважительное отношение к старым и пожилым, побуждать детей к проявлению сочувствия, вызывать эмоциональный отклик к оказанию помощи своим бабушкам и дедушкам, формировать стремление активно участвовать в развлечении, быть доброжелательным, развивать память, воображение.

Работа с родителями (практические задания, рекомендации, совместные мероприятия)

- Анкетирование родителей.

- Консультации для родителей. Подбор литературы по воспитанию детей.

- Сотворчество родителей и детей в оформлении выставок, составлении рассказов о семье, в создании Генеалогического древа семьи.

Цель: повысить уровень знаний родителей о целях и задачах нравственного воспитания детей. Привлечь родителей к участию в жизни ДОУ. Вызвать желание родителей помочь педагогам удовлетворить потребность детей в познании, в развитии творчества у детей, помочь детям углубить знания о понятии «Семья», увидеть ценность семейных связей.

НОД, совместная деятельность в режимных моментах, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, драматизации, работа с родителями

3.

«Познавательное развитие»

Непосредственно-образовательная деятельность: «НОД «Моя семья». (приложение 1)

Цель: ознакомление детей с конвенцией о правах ребенка, дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закреплять представления о семье, развивать толерантность и эмпатию.

НОД «Род и родословие». (приложение 2)

Цель: закреплять представления о родственных отношениях, формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие, о традициях и обычаях семьи, воспитывать любовь и уважение к членам семьи.

Познание ФЭМП.

Решение логических задач по теме «Семья» (приложение 3).

Рассказ воспитателя: «Когда взрослых нет дома».

Цель: воспитывать ответственность за свою безопасность и жизнь близких людей.

Беседы: «Какие обязанности ты выполняешь дома?», «Имена моих родных», «Что значит любить родителей?», «Что такое генеалогическое древо?», «Родственные отношения».

Цель: расширять знания и представления о семье, уточнять знания о родственных связях, учить отвечать на вопросы, развивать навыки правильного грамматического строя речи.

БЕСЕДА о привычках ЗОЖ

НОД, совместная деятельность в режимных моментах, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, драматизации, работа с родителями

4.

«Речевое развитие»

Составление рассказа по сюжетной картине: «Семья».

Цель: учить детей связно и последовательно описывать изображенные события, учить детей придумывать события, предшествующие изображенным событиям, активизировать словарный запас, воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи.

Составление рассказов на темы: «Идем гулять в парк», «Мои бабушки и дедушки», «Я вырасту и стану…».

- Знакомство с пословицами и поговорками о семье, обсуждение смысла пословиц.

- Игры-задания с обсуждением ситуаций («Как мама и бабушка заботятся о нас»).

Чтение художественной литературы.

Цель: приобщать детей к словесному искусству, воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, подводить детей к мотивированной оценке поступков и характеров героев.

  • Е.А. Благинина «Вот какая мама», «Наш дедушка», «Научу обуваться и братца», «Аленушка».
  • В.Ю. Драгунский «Чики брык»,
  • С.В. Михалков «Недотёпа».
  • Я.Л. Аким «Мужчина в доме», «Мой брат Миша».
  • Олег Бундур «Про любовь», «Семья», «Воскресенье», «Папу с мамой берегу».
  • Татьяна Агибалова: «В семейном кругу», «Что может быть дороже семьи?»
  • М. Дружинина «Девочка наоборот»
  • А. Барто «Младший брат»
  • Н. Артюхова «Большая береза»
  • Т.н.с. «Три дочери»
  • Р.н.с. «Три сына»
  • Е. Пермяк «Как Маша стала большой»
  • Л.Н. Толстой «Дед».

Заучивание стихотворений: А.Майков «Мать и дитя».

Загадки на темы: «Семья», «Дом», «Школа», «Детский сад».

НОД, совместная деятельность в режимных моментах, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, драматизации, работа с родителями

5.

«Художественно-эстетическое развитие»

Изо деятельности.

Использование раскрасок по теме «Моя семья».

Аппликация: «Коврик». (приложение 4)

Рисование: «Наш любимый детский сад» (приложение 6), «Празднично украшенный дом» (приложение 7), «Портрет мамы». (приложение5), «Портрет мамы» (приложение 8)

Цель: закреплять умение задумывать несложный сюжет рисунка, развивать самостоятельность и творческую активность, учить рисовать фигуру человека в движении.

Рисование праздничных открыток на «День матери».

Лепка: «Моя любимая семья». (приложение 9)

Цель: формировать такие понятия, как семья, кто такие близкие родственники и их отношения между собой.

Сотворчество педагога и детей: коллективная работа: «Мы растём крепкими и сильными» (по ЗОЖ).

Музыка.

Разучивание песни «Счастливая семья» (И.Галимова, В.Волжанин).

НОД, совместная деятельность в режимных моментах, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, драматизации, работа с родителями

Игровая деятельность.

Игры с конструктором: «Двухэтажный дом для семьи».

Цель: развивать умение воспринимать предметы и явления во взаимосвязях, устанавливать их, аргументировать свои решения, развивать воображение, учить сооружать постройку с перекрытиями, определять какие нужны детали.

Дидактическая игра: «Почта доверия» (дети фразами высказывают своё отношение к характеру поведения в различных ситуациях).

Д/игры: «Составь свою семью», «Кто моложе, кто старше», «Кто сказал комплимент?», «Угадай, кто это?», «Подбери слова-действия», «Кто кем, кому приходится».

Цель: уметь выделять логические неточности, различать голоса близких людей, закреплять умение согласовывать свои действия с действиями других участников игры, развивать сообразительность, умения решать поставленную задачу.

Настольная игра «Профессии».

Цель: расширять представление о разнообразных профессиях, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Коммуникативные игры: «Назови ласково», «Я умею…»

Сюжетно-ролевые игры: «Семья. День рождения», «Я гуляю с братом и сестренкой», «Наша семья празднует новый год», «Мы помощники для мамы», «Едем в гости».

Цель: воспитывать навыки культурного общения, активизировать соответствующий тематике словарь, развивать творческое воображение, содействовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни.

Работа с родителями (практические задания, рекомендации, совместные мероприятия)

- Анкетирование родителей. (приложение 10)

- Консультации для родителей. Подбор литературы по воспитанию детей.

- Сотворчество родителей и детей в оформлении выставок, составлении рассказов о семье, в создании Генеалогического древа семьи.

Цель: повысить уровень знаний родителей о целях и задачах нравственного воспитания детей. Привлечь родителей к участию в жизни ДОУ. Вызвать желание родителей помочь педагогам удовлетворить потребность детей в познании, в развитии творчества у детей, помочь детям углубить знания о понятии «Семья», увидеть ценность семейных связей.

Ресурсное обеспечение проекта

Информационные ресурсы

иллюстративный материал: фотографии по теме проекта "Маленькая страна под названием – Семья!", видео - фрагменты, интернет - ресурсы. 

Учебно-методические ресурсы:

дидактические игры, картотеки

Фонд методического кабинета:

• библиотека;

• игротека;

• аудиотека;

• фонотека.

Материально-технические ресурсы:

принтер, канцелярские принадлежности (цветные карандаши, простые карандаши, мелки, линейка, ластик, цветная бумага, белая бумага, картон цветной, клей, пластилин), компьютер. 

Финансовые ресурсы:

деньги на расходные материалы, канцелярские принадлежности.

Финансирование проекта производится:

за счёт воспитателя

Критерии оценивания проекта:

Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ

Риски и пути преодоления рисков.

Слабая заинтересованность в совместной творческой деятельности с ребенком. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека.

Выводы

В процессе работы над проектом дети расширили свои знания о семье и её традициях. Работа над проектом заставила задуматься, что у каждой семьи есть род, история, прошлое и настоящее. История каждой семьи – это история нашей страны, это наши прародители, которые защищали и оберегали родину.

Семья для каждого должна быть опорой, поддержкой, и тем местом, куда всегда хочется вернуться. Семья помогает нам закалиться, преодолеть трудности, развивать навыки общения, даёт нам уроки любви.

В процессе работы над проектом дошкольники пришли к выводу: нужно находить общие дела и увлечения, отдыхать активно, заботиться о животных и растениях, заниматься спортом, музыкой и живописью. А чтобы в семье был мир и лад, нужно любить друг друга и уважать мнения всех, прощать обиды и не злиться.

Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо заботиться о своей семье, уважительно относиться друг к другу.

Проект дал возможность дошкольникам познакомиться с произведениями художников, писателей, поэтов, музыкантов и с русским народным творчеством, связанным с семьей.

За время реализации проекта развивались творческие и познавательные способности детей, умения анализировать. Дети играли, рассматривали, наблюдали, сочиняли, читали и рассказывали.

Активизировалось сотрудничество педагогов, детей и родителей. Также у родителей повысилась заинтересованность в помощи детям.

Благодаря проведенной работе, у детей и родителей появилось стремление больше времени проводить вместе, вести здоровый образ жизни не только в физическом плане, а и в психическом.

Литература

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Е.Н.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.

2. С.И.Семенака «Учим детей сочувствовать и сопереживать: Конспекты и материалы к занятиям с детьми 5-8 лет. - М.:АРКТИ, 2010.

3. «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. Е.В.Соловьева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, Н.М. Степина. - 4-изд., испр. И доп. - М.: АРКТИ, 2005.

4. Нравственное воспитание дошкольника / Под ред. В.Г.Нечаевой.- М., Педагогика, 2006г.

5. Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей/ авт-сост. Н.А.Кочетова, И.А.Жёлтикова, М.А.Тверетина. – Волгоград: Учитель, 2014.

6. Ривина Е.К.Знакомим дошкольников с семьей и родословной/ Е.К.Ривина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

7. Сайт «Воспитатель» - http://vospitatel.com.ua/zaniatia/mir/moya-semya-i-rodstvenniki.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Маленькая страна под названием - Семья!"

Проект направлен на формирование осознания значения семьи в жизни ребенка, принятие ценностей семейной жизни; формирование уважительного отношения к своей семье, ее истории....

Проект "Маленькая страна под названием – Семья»

Задачи:Образовательные:расширять знания детей о родственных отношениях, о профессиях, о семейных ценностях и о праве ребёнка иметь семью.формировать элементарные представления о том, что такое род и р...

" Маленькая страна под названием - Семья"

quot;Маленькая страна под названием - Семья"...

Проект "Маленькая страна под названием Семья"

Семья - это не только «папа, мама, я» (зачастую эта цепочка бывает еще короче), это целый род. Знать свой род, семью, их историю, корни, чувствовать себя не одиноким колоском в поле, а чле...

Проект «Маленькая страна под названием – Семья»

Дошкольное детство – период первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности и особую роль в этом процессе имеет семья, где реализуются потребности ребенк...

Долгосрочный проект в средней группе: «Маленькая страна под названием- СЕМЬЯ»

Задачи проекта: Сформировать у детей интерес к своей семье,  сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи....

Проект тема: «Маленькая страна под названием – Семья!»

Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. От того, какой климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребён...