Здоровьесберегающий проект "Здоровые глазки через игры и сказки"
методическая разработка (старшая группа) по теме
Ведущая идея проекта:
Сделать процесс сохранения и улучшения зрения радостным и полезным, заложить в сознании детей положительное бережное отношение к своему зрению.
Цель данного проекта - укрепление и сохранение здоровья детей.
Задачи:
- Проводить профилактические мероприятия по охране зрения.
- Использовать традиционные и нетрадиционные педагогические методы, средства и приемы в условиях дошкольного учреждения.
- Использовать сохранные анализаторы: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние.
- Развивать бинокулярное зрение, прослеживающие функции, укреплять мышцы глаз.
- Корректировать психоэмоциональную сферу средствами арттерапевтических методик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающий проект
«Здоровые глазки - через игры и сказки».
« Глаза - окошко в сердце»,- говорят в народе, и это действительно так. Изогнутые брови, длинные ресницы и чистые блестящие глаза придают лицу свежесть. Только здоровые глаза могут быть чистыми и ясными. В известном выражении: «Взгляд ваших глаз был понятней, чем тысяча фраз»,- скрыт глубокий смыл. Глядя в глаза, мы не только узнаем о мыслях и чувствах человека, но и видим его состояние здоровья. Яркие лучистые глаза – признак хорошего здоровья.
Взрослый человек в очках практически не вызывает никаких эмоций - настолько привычным для нас стало это явление. А вот ребенок в очках, да еще с толстыми линзами, вряд ли кого оставит безучастным.
Начиная с середины двадцатого века, врачи отмечают небывалый рост числа заболеваний органов зрения у детей, вызванных неблагоприятной средой обитания, гиподинамией, появлением компьютеров и других «благ» современной цивилизации, изменением рациона питания и появлением продуктов генной инженерии, а также недостатком знаний о причинах ухудшения зрения и мерах профилактики.
Актуальность
Как сохранить зрение ребенка? На сегодняшний день этот вопрос интересует многих родителей и педагогов республики Хакасия.
Интенсивное развитие органов зрения происходит в первые годы жизни, и в этот период глаза особенно подвержены воздействию неблагоприятных факторов, поэтому охрана зрения должна начинаться в раннем детстве. Именно сохранением и восстановлением зрительных функций занимается наше специализированное дошкольное образовательное учреждение. Педагогический коллектив, которого отводит профилактическим мероприятиям важную роль в сохранении зрения детей: специальным упражнениям для глаз, профилактике общей утомляемости и утомляемости глаз, соблюдению санитарно-гигиенических требований и правил безопасности.
На сегодняшний день существует множество методик, программ зарубежных и отечественных авторов. Таких как: Г.В.Никулина «Охраняем и развиваем зрение», А.Е Польской «Самоучитель: как улучшить свое зрение», У. Бейтс «Как улучшить свое зрение без очков», М. Корбетт «Быстрый способ улучшения зрения», М.Суссман «Программа улучшения зрения» и многие другие.
Проблема в том, что предложенные методики и программы по сохранению и улучшению зрения рассчитаны для взрослых и практически нет технологий для применения в работе с детьми дошкольного возраста.
Так назрела необходимость адаптировать литературу к работе с дошкольниками и создать здоровьесберегающий проект « Здоровые глазки - через игры и сказки».
Ведущая идея проекта:
Сделать процесс сохранения и улучшения зрения радостным и полезным, заложить в сознании детей положительное бережное отношение к своему зрению.
Этапы проекта:
Проект включает три основных этапа: подготовительный, практический и обобщающий. Рассмотрим каждый из них.
1-й подготовительный
В рамках данного этапа проведено знакомство педагогического коллектива с содержанием и методикой проекта, обсуждение и составление перспективного плана работы. Был установлен срок выполнения проекта – 1 год, а также возрастная категория детей - старший дошкольный возраст. Определены основные направления работы участников:
Заместитель заведующей по воспитательной и методической работе – обучение воспитателей и специалистов методике работы, составление перспективного плана, контроль над ходом работы и консультирование педагогов в течение года.
Воспитатель- главное «действующее лицо» в организации работы, так как именно он постоянно работает с дошкольниками: организует с детьми занятия, игры, дает задания, привлекает к участию в проекте родителей, создает условия для оздоровления детей, подбирает и проводит педагогическую диагностику.
Педагог-психолог и музыкальный руководитель – работают в тесной взаимосвязи друг с другом и с воспитателями. Следят за состоянием благоприятного эмоционального микроклимата, психического здоровья детей, через проведение в режиме дня игр-тренингов.
Музыкальный руководитель по согласованию с воспитателями, педагогом-психологом подбирает музыкальные произведения, сопровождающие игры- тренинги.
Медсестра-ортоптистка – осуществляет контроль над соблюдением назначений врача- офтальмолога по использованию коррекционно-дидактического материала, оптимальность размеров пособий для каждого ребенка с учетом его зрительной нагрузки. Проводит медицинскую диагностику оценки остроты зрения.
В процессе обсуждения проекта была сформулирована цель и задачи.
Цель данного проекта - укрепление и сохранение здоровья детей.
Задачи:
- Проводить профилактические мероприятия по охране зрения.
- Использовать традиционные и нетрадиционные педагогические методы, средства и приемы в условиях дошкольного учреждения.
- Использовать сохранные анализаторы: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние.
- Развивать бинокулярное зрение, прослеживающие функции, укреплять мышцы глаз.
- Корректировать психоэмоциональную сферу средствами арттерапевтических методик.
2-й - практический:
Описывает мероприятия, проводимые педагогами и родителями с детьми в рамках данного проекта. Предполагает решение поставленной цели и задач с помощью методов, приемов и средств воспитания, обучения детей дошкольного возраста.
Известно, что игровая деятельность занимает центральное место в жизни дошкольника.
Игра является методом стимулирования детской деятельности и служит прекрасным средством активизации процессов непроизвольного запоминания у детей, повышения их интереса к окружающему миру. Учитывая данный факт, проект, осуществлялся через игровую деятельность. Игра выступала как метод, форма и средство при усвоении необходимой информации. Неизменными спутниками игровых занятий и упражнений стали сказочные герои и персонажи произведений детских авторов. Их цель - дать представление о строении, функциях и гигиене глаз.
В работе применяли большое количество наглядного материала, так как наглядность расширяет возможности познания. Качество познания улучшали, используя в восприятии максимальное количество органов чувств. Большую роль отводили процессам осязания, обоняния, вкуса, а так же компенсации речи и слуховому восприятию у детей с нарушением зрения, так как они является важным средством получения информации, и корректируют признаки и свойства предметов. Развитию компенсаторных функций способствовали дидактические «Игры- помощники», которые педагоги использовали не только на занятиях, но и в совместной деятельности.
Применялись «Волшебные игры для глаз»: игры-тренажеры, игровые физминутки, игры на дыхание, которые способствовали снятию зрительного напряжения, улучшению кровотока к органам зрения, созданию представлений о двигательных функциях глаз и закреплению глазодвигадельных навыков. Упражнения проводились в игровой форме с помощью технических средств обучения через показ слайдов с технологией выполнения.
Большой терапевтический и коррекционный эффект на работу зрительной системы оказала музыкотерапия, обеспечивающая быстрый и глубокий отдых, профилактическое воздействие на психоэмоциональную сферу.
Комплексы игр-тренингов проводились в режиме дня после активной деятельности, прогулки, в конце занятия для снятия большого напряжения или в начале занятия, когда после двигательной активности от детей требовался определенный настрой на занятие. Данные комплексы проводились индивидуально и с подгруппой детей.
Музыкальное сопровождение для тренингов использовалось в аудиозаписи, на электронных носителях, подбиралось в соответствии с образом и с задачей релаксации.
Реализация данного проекта осуществлялась в тесной взаимосвязи с родителями. Детскому зрению родители просто обязаны уделять особое внимание, ведь глаза – это не только зрение, но и самая экспрессивная и заметная часть лица. Они являлись активными участниками проведения
- Конкурса рисунков «Мир глазами детей и родителей»
- Фотоэкскурсии «Коррекционные физминутки дома»
- Выпуска брошюры «В мире умных мыслей»
- Альбом- эстафета «Зрение-это серьезно»
- Создание герба «Совместной работы детского сада и семьи по охране зрения».
3-й – обобщающий (заключительный)
Третий заключительный этап закрепляет знания детей о строении и функциях глаза, пользе профилактических мероприятий по охране зрения. Полученные знания дети отражали в своих рисунках, а так же через сочинение сказок, рассказов, стихов. На этом же этапе были разработаны памятки и рекомендации по профилактике и охране зрения для родителей и педагогов.
В результате реализации проекта дети научились самостоятельно пользоваться играми-помощниками, зрительными тренажерами. Их психическое состояние стало более устойчивым, снизилась степень отрицательных эмоций.
Педагогическая диагностика
Строение и функции глаза Охрана зрения
Эмоциональное состояние
Результативность опыта демонстрируют данные, полученные в процессе педагогической и медицинской диагностик.
Медицинская диагностика
Острота зрения
Таким образом, проводимые коррекционно-педагогические и профилактические мероприятия способствовали улучшению остроты зрения воспитанников. По данным медицинских работников дошкольного учреждения острота зрения к концу реализации проекта увеличилась у 16,5% детей.
Врачи утверждают, что большинство детей рождается со здоровыми глазами и только не более 2% новорожденных имеют врожденные пороки органов зрения. Все беды приходят потом: у одних ухудшение зрения начинается с дошкольного возраста, у других эта проблема возникает со школьной скамьи или в старшем возрасте.
Учитывая данный факт, рекомендуем использовать элементы проекта, проект в целом воспитателям дошкольных учреждений любого вида и типа, учителям, психологам, педагогам дополнительного образования.
Проект представлен на бумажных и электронных носителях.
Включает в себя следующие материалы:
- конспекты игровых занятий;
- физминутки для глаз в стихотворной форме;
- зрительные тренажеры с технологией выполнения;
- разработки игр – тренингов, мини-релаксаций с музыкальным сопровождением;
- подборка и описание дидактических игр;
- памятки и рекомендации по профилактике и охране зрения.
Предложенный вашему вниманию проект «Здоровые глазки - через игры и сказки» поможет вам найти правильный путь, как сохранить зрение детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровые глазки через игры и сказки.
Здоровый образ жинни...
Знакомимся с математикой через игру и сказку
Одним из перспективных методов в работе педагогического коллектива, позволяющих решать проблему развития не только творческих способностей детей, но и развитие умственных, познавательных, интелектуаль...
Методическая разработка по теме: «Формирование интереса к устному народному творчеству через игры со сказками»
Пояснительная запискаОдним из основных видов устного народного творчества является сказка.Она помогает детям разобраться в характерах героев, их поступках, их отношениях с другими персонажами сказки, ...
Проект с использованием здоровьесберегающей коррекционной технологии - сказкотерапия "Играем в сказку"
Цель проекта: совершенствование нравственных качеств дошкольников посредством сказкотерапии....
Проект "Здоровые глазки через игры и сказки"
Проект "Здоровые глазки через игры и сказки"...
: «Нос – морковка, уголь – глазки, Снеговик из детской сказки!»
Развитие интереса к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания образа снеговика....
Проект на тему: "Зоркие глазки - через игры и сказки".
Проект на тему: "Зоркие глазки - через игры и сказки"....