Доклад на тему: "Духовно - нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с культурными традициями своего народа"
статья на тему

Курушина Людмила Владимировна

Доклад будет полезен воспитателям дошкольных учреждений по духовно - нравственному воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdeni3.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                            «Радищевский детский сад №1»

Доклад на тему:

«Духовно – нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с культурными традициями своего народа»

                                                                                  Выполнила воспитатель:

                                                                                  Курушина Л.В.

«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового,

но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».

                                                                                                          В. Г. Белинский

В современных условиях наступления “массовой культуры” становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности.

Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни  человека — в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность), то все лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению.

В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси считались грехом  нравственные преступления: ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость, не милосердие и т.п. Считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа.  Все духовные ценности были вплетены в единую ткань и осознавались неразрывно. Об этом можно судить по тому огромному количеству пословиц, поговорок, сказок, которые образуют своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим предкам идеалом в жизни и труде. Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека. Русское народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем и основой для возрождения русской духовности. Особенно это важно для становления личности ребёнка. Посредством народной культуры развиваются духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного поведения. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны внести вклад в воспитание чувства красоты и добра.

 Поэтому основными задачами нашей работы являются:

  • знакомство детей с культурой и историей своего народа;
  • формирование чувства сопричастности к культурному наследию;
  • формирование таких нравственных качеств как  доброта, сострадание, трудолюбие;
  • вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей

Для решения поставленных задач была создана соответствующая предметно-развивающая среда. В группе оформлен центр патриотического воспитания, в котором имеются красочные книги с русскими народными сказками, потешками, загадками, лепбук «Моя родина Россия». Отведено место для театрализованной деятельности. В процессе создания появился  уголок ряженья с элементами костюмов, шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок; кукольный, настольный, теневой и пальчиковый театры. В развивающей среде группы - куклы в русских костюмах, народные игрушки: матрёшки.

В центре изодеятельности представлены, дидактические игры по дымковской, городецкой, хохломской росписи.

Русские народные музыкальные инструменты находятся в свободном доступе детей и используются ими для самостоятельной, театрализованной деятельности, а так же для сюжетно-ролевых игр.

Народные праздники, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре.

Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра.

Праздники в нашем детском саду  начинаются с осени.

С октября начинаются традиционные праздники русской культуры. Первый народный праздник — «Осенины», затем – «Новый год и Рождество», «Святки», Масленица», «Встреча птиц», «Пасха», «Троица».

Здесь важно вспомнить слова К.Д. Ушинского,  который писал: «Для ребенка Светлый праздник Пасхи и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и золотые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни…»

После  праздника  мы педагоги с детьми организуем  итоговые беседы на следующие темы: «Край, в котором ты живешь», «Откуда пошла земля русская», «Светлый праздник Рождества» и др.

Познавательные беседы развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.

Эффективным и доступным для детей дошкольного возраста средством воспитания духовно-нравственных качеств, является устное народное творчество.

Трудно представить мир ребенка без сказок, потешек, считалок, загадок: детство и фольклор – понятия неразделимые.

  К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое.  

При знакомстве детей с устным народным творчеством, мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям. Простой и ясный язык сказок, песенок, пословиц, поговорок, понятен детям. Для реализации задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества предлагаем детям поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Учим детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам.

Народная декоративная роспись пленяет душу ребёнка гармонией и ритмом, способна увлечь национальным изобразительным искусством. В нашем детском саду дети с большим интересом рассматривают изделия с дымковской, городецкой, хохломской росписью. На занятиях и в самостоятельной изобразительной деятельности осваивают навыки изображения этой росписи. Всё это пробуждает душу ребёнка, воспитывает чувство красоты, любознательность.

Знакомим детей с русскими народными играми они отражают исконную любовь русского человека к веселью, движениям, удальству («Жмурки», «Салки», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору» и др.) Игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка. Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, действия организованы. Почти все народные игры включат в себя движение, пение и стихотворный текст, поэтому их можно назвать и музыкальными и словесными и подвижными.

Как известно, первыми воспитателями ребенка всегда являются его родители. Их авторитет для малыша незыблем. Поэтому работа, проводимая  в детском саду, без сотрудничества родителей воспитанников была бы неэффективной. Родители должны стать помощниками и союзниками педагогов в духовно-нравственном воспитании детей. Поэтому было проведено анкетирование на тему: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи», систематически проводим беседы, консультации на темы: «Устное народное творчество как средство развития речи детей», «Произведения народного творчества», «Драгоценное достояние», «Сказка ложь, да в ней намёк».

 В уголок для родителей помещали статьи: « Что за прелесть эти сказки», « Пословицы и поговорки – жемчужины народного творчества» «Традиционные и обрядовые праздники», «Народные сказки».

Ежегодно дети принимают участие в межрегиональных творческих конкурсах «Пасха радость нам несет», «Вестник добра», посвященный празднику Благовещения Пресвятой Богородицы.

Таким образом,слушая сказку, дети получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно - прикладного искусства, испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов.  Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного, духовно – нравственного человека. Знакомство детей с традициями, обычаями помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое.Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать их в национальных традициях.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компилятивная программа по развитию духовно-нравственных качеств личности детей на основе культурных традиций своего народа

Уважаемые коллеги!!! Предлагаю вашему вниманию компилятивную программу по развитию духовно-нравственных качеств личности на основе культурных традиций своего народа. Данна программа расчитанна на четы...

Духовно - нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культурному наследию своего народа. День матери.

quot;Традиции и новации: культура, общество, личность." Российский праздник "День матери" Консультация для родителей и сценарий развлечения ....

Доклад на тему: "Духовно- нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа".

Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций и культуры русского народа....

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к историческим традициям своего народа

. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру...

Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к историческим традициям своего народа с учетом ФГОС

Статья раскрывает вопросы, связанные с реализацией патриотического воспитания, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся примеры работы с дошкольниками, раскр...

Формирование духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста на культурных традициях своего народа

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Но почему – то у детей искажен...