Доклад на тему: "Духовно - нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с культурными традициями своего народа"
статья на тему
Доклад будет полезен воспитателям дошкольных учреждений по духовно - нравственному воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdeni3.docx | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Радищевский детский сад №1»
Доклад на тему:
«Духовно – нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с культурными традициями своего народа»
Выполнила воспитатель:
Курушина Л.В.
«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового,
но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».
В. Г. Белинский
В современных условиях наступления “массовой культуры” становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности.
Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни человека — в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность), то все лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению.
В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси считались грехом нравственные преступления: ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость, не милосердие и т.п. Считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа. Все духовные ценности были вплетены в единую ткань и осознавались неразрывно. Об этом можно судить по тому огромному количеству пословиц, поговорок, сказок, которые образуют своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим предкам идеалом в жизни и труде. Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека. Русское народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем и основой для возрождения русской духовности. Особенно это важно для становления личности ребёнка. Посредством народной культуры развиваются духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного поведения. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны внести вклад в воспитание чувства красоты и добра.
Поэтому основными задачами нашей работы являются:
- знакомство детей с культурой и историей своего народа;
- формирование чувства сопричастности к культурному наследию;
- формирование таких нравственных качеств как доброта, сострадание, трудолюбие;
- вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей
Для решения поставленных задач была создана соответствующая предметно-развивающая среда. В группе оформлен центр патриотического воспитания, в котором имеются красочные книги с русскими народными сказками, потешками, загадками, лепбук «Моя родина Россия». Отведено место для театрализованной деятельности. В процессе создания появился уголок ряженья с элементами костюмов, шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок; кукольный, настольный, теневой и пальчиковый театры. В развивающей среде группы - куклы в русских костюмах, народные игрушки: матрёшки.
В центре изодеятельности представлены, дидактические игры по дымковской, городецкой, хохломской росписи.
Русские народные музыкальные инструменты находятся в свободном доступе детей и используются ими для самостоятельной, театрализованной деятельности, а так же для сюжетно-ролевых игр.
Народные праздники, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре.
Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра.
Праздники в нашем детском саду начинаются с осени.
С октября начинаются традиционные праздники русской культуры. Первый народный праздник — «Осенины», затем – «Новый год и Рождество», «Святки», Масленица», «Встреча птиц», «Пасха», «Троица».
Здесь важно вспомнить слова К.Д. Ушинского, который писал: «Для ребенка Светлый праздник Пасхи и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и золотые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни…»
После праздника мы педагоги с детьми организуем итоговые беседы на следующие темы: «Край, в котором ты живешь», «Откуда пошла земля русская», «Светлый праздник Рождества» и др.
Познавательные беседы развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.
Эффективным и доступным для детей дошкольного возраста средством воспитания духовно-нравственных качеств, является устное народное творчество.
Трудно представить мир ребенка без сказок, потешек, считалок, загадок: детство и фольклор – понятия неразделимые.
К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое.
При знакомстве детей с устным народным творчеством, мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям. Простой и ясный язык сказок, песенок, пословиц, поговорок, понятен детям. Для реализации задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества предлагаем детям поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Учим детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам.
Народная декоративная роспись пленяет душу ребёнка гармонией и ритмом, способна увлечь национальным изобразительным искусством. В нашем детском саду дети с большим интересом рассматривают изделия с дымковской, городецкой, хохломской росписью. На занятиях и в самостоятельной изобразительной деятельности осваивают навыки изображения этой росписи. Всё это пробуждает душу ребёнка, воспитывает чувство красоты, любознательность.
Знакомим детей с русскими народными играми они отражают исконную любовь русского человека к веселью, движениям, удальству («Жмурки», «Салки», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору» и др.) Игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка. Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, действия организованы. Почти все народные игры включат в себя движение, пение и стихотворный текст, поэтому их можно назвать и музыкальными и словесными и подвижными.
Как известно, первыми воспитателями ребенка всегда являются его родители. Их авторитет для малыша незыблем. Поэтому работа, проводимая в детском саду, без сотрудничества родителей воспитанников была бы неэффективной. Родители должны стать помощниками и союзниками педагогов в духовно-нравственном воспитании детей. Поэтому было проведено анкетирование на тему: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи», систематически проводим беседы, консультации на темы: «Устное народное творчество как средство развития речи детей», «Произведения народного творчества», «Драгоценное достояние», «Сказка ложь, да в ней намёк».
В уголок для родителей помещали статьи: « Что за прелесть эти сказки», « Пословицы и поговорки – жемчужины народного творчества» «Традиционные и обрядовые праздники», «Народные сказки».
Ежегодно дети принимают участие в межрегиональных творческих конкурсах «Пасха радость нам несет», «Вестник добра», посвященный празднику Благовещения Пресвятой Богородицы.
Таким образом,слушая сказку, дети получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно - прикладного искусства, испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного, духовно – нравственного человека. Знакомство детей с традициями, обычаями помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое.Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать их в национальных традициях.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компилятивная программа по развитию духовно-нравственных качеств личности детей на основе культурных традиций своего народа
Уважаемые коллеги!!! Предлагаю вашему вниманию компилятивную программу по развитию духовно-нравственных качеств личности на основе культурных традиций своего народа. Данна программа расчитанна на четы...
Духовно - нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культурному наследию своего народа. День матери.
quot;Традиции и новации: культура, общество, личность." Российский праздник "День матери" Консультация для родителей и сценарий развлечения ....
Доклад на тему: "Духовно- нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа".
Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций и культуры русского народа....
Выступление на тему «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с основами русской православной культуры»
Духовно-нравственное воспитание...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к историческим традициям своего народа
. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру...
Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к историческим традициям своего народа с учетом ФГОС
Статья раскрывает вопросы, связанные с реализацией патриотического воспитания, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся примеры работы с дошкольниками, раскр...
Формирование духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста на культурных традициях своего народа
В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Но почему – то у детей искажен...