Консультация для педагогов: Психологическая защищенность (безопасность), как условие полноценного развития дошкольников
консультация
Данный материал будет полезен, как для педагогов ДОУ, так и для родителей воспитаников. Необходимо уделять особое внимание именно психологической защищенности детей, тк в СМИ все чаще говорят об избиение детей собственными родителями, о том, что родители обзывают и унижают собственных детей, не стесняясь присутствия других взрослых
Одним из важнейших механизмов, обеспечивающих психологическую безопасность, является психологическая защита - необходимое условие формирование адекватного чувства психологической защищенности; в противном случае закономерно возникновение чувства психологической незащищенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_zashchishchennost.docx | 941.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психологическая защищенность (безопасность),
как условие полноценного развития дошкольников»
Родителям надо быть с ребенком и в радости и в беде. Не справляться/делать вместО ребенка, а вместЕ с ребенком. Научиться самим и научить ребенка правильно и безопасно отпускать болезненную эмоцию из себя!
Защищенность психологическая - относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности, собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации, при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию. Одним из важнейших механизмов, обеспечивающих психологическую защищенность, является психологическая защита - необходимое условие формирование адекватного чувства психологической защищенности; в противном случае закономерно возникновение чувства психологической незащищенности. Эмпирическими гарантами феномена психологической защищенности, является чувство принадлежности к группе, адекватная самооценка, реалистичный уровень притязаний, отсутствие повышенной тревожности, неврозов, страхов и т.п. Источник: Большая психологическая энциклопедия.
Понятие психологическая безопасность чаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровье и угроза. Случаи жестокого обращения с детьми всегда воспринимаются как ЧП. Как бы ни было сурово время, что бы оно не диктовало взрослым, детство должно быть огорожено прочной стеной гуманности. Между тем в СМИ все чаще говорят об избиение детей собственными родителями, о том, что родители обзывают и унижают собственных детей, не стесняясь присутствия других взрослых.
Агрессия в семье стала настолько привычной, что никто уже не удивляется, когда она выплескивается наружу. Мать прилюдно кричит на ребенка, дергает за руку так, что он запинается и падает. За испачканный комбинезон получает подзатыльник и титул «грязной свиньи». Прохожие не вмешиваются, потому что - воспитывает. А «воспитуемому», залитому слезами, три с половиной года...
Существует несколько видов наказания, с которыми сталкиваются дети:
- речевая агрессия (угрозы, оскорбления),
- физическое воздействие,
- сепарационное (отказ от общения),
- игнорирование естественных потребностей ребенка...
Говорить о том, что «наименее опасно», бессмысленно, потому что все вышеперечисленное приводит к огромным проблемам, сопровождающим человека на протяжении всей жизни. Замкнутость, агрессивность, энурез, страхи и комплексы - это проблемы детства…
Внешние источники психологической угрозы для ребенка:
- Недостаточное внимание к воспитанию ребенка, развитию общественно-полезных навыков.
- Манипулирование ребенком со стороны взрослых.
- Агрессивное поведение взрослых/родителей/учителей по отношению к ребенку.
- Враждебная агрессивная среда дома, в школе, на улице.
- Осознание ребенком своей не успешности, ущербности в сравнении со сверстниками.
- Прямая зависимость от взрослых/родителей, что порождает комплекс неполноценности.
- Необоснованные запреты.
- Нарушение личностных границ ребенка.
- Нагрузки, не соответствующие возможностям ребенка.
- Отсутствия понятных правил взаимоотношений в семье/школе или не соблюдение взрослыми этих правил.
- Авторитарный стиль воспитания.
К внутренним источникам психологической опасности, можно отнести следующее:
- Негативные привычки, которые сформировались у ребенка.
- Низкая самооценка.
- Страх, неуверенность в своих силах, беспомощность.
- Недоверие этому миру (нарушение привязанности к родителям). Ребенок не чувствует себя защищенным.
- Невнимательность и неконтролируемость своих действий.
- Отсутствие ответственности за свои поступки.
- Болезненные эмоции и чувства. Неумение с ними правильно справляться.
Быть психологически защищенным - это право любого ребенка. В Конвенции о правах ребенка и Декларации, прав ребенка ООН, в Семейном кодексе РФ черным по белому написано, что относится к ребенку нужно как к личности. А унижать и оскорблять личность - это преступление. Тем более, если за наказанием стоит удовлетворение собственных амбиций. Маленький человек не может ответить взрослому как равному, а демонстрировать силу над беззащитным просто очень низко.
Родители говорят: «Нас били - и ничего, целое поколение выросло...» И вы думаете, что кто-то с нежностью вспомнит, как его пороли?
Наказание не обязательно связано с рукоприкладством. Унижают словами, подавляют личность, подчеркивая: «Ты - никто. Ты будешь делать так, как я сказал!» Такое «гуманное наказание», как запрет на прогулку или игру, на самом деле тоже является насилием. Дошкольнику это жизненно необходимо, как сон и еда.
По каким признакам можно установить, что ребенок является жертвой эмоционального насилия?
Эмоциональное насилие над ребенком можно предположить в случае, если вы заметите, что родитель постоянно:
- предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми он не в состоянии справится, что формирует низкую самооценку;
- сурово наказывает ребенка;
- чрезвычайно критичен по отношению к ребенку, обвиняет его;
- злится и устрашающе ведет себя.
Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе ряда физических и поведенческих проявлений ребенка, например, если он:
- Эмоционально не восприимчив, равнодушен;
- грустен, субдепрессивен или у него выраженная депрессия;
- сосет пальцы, монотонно раскачивается (аутоэротические действия);
- энурез, энкопрез, нервные тики;
- замкнут в себе, задумчив или наоборот агрессивен;
- уединение предпочтительнее, чем общение со сверстниками;
- «приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;
- испытывает ночные приступы страха, плохо спит;
- быстрая утомляемость;
- не выказывает интереса к играм.
Физиологическая реактивность ребенка также может свидетельствовать о том, что он является жертвой эмоционального насилия. Сюда относятся:
- ночной и/или дневной энурез;
- психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и в области сердца, сообщение ребенка, что ему плохо и т.д.;
- замедление физического и общего развития ребенка.
Воспитание ребенка в условиях эмоционального и физического насилия приводит к деформации личности. Злобная, недоброжелательная обстановка формируют низкую самооценку, которая основывается на отношении к нему родителей и значимых взрослых. Маленький ребенок, в отношении которого применяют отвержение, наказания, угрозы, физическое насилие, начинает чувствовать себя нежеланным и нелюбимым, относятся к себе враждебно и с презрением. Ощущение себя нежеланным, вызывает в ребенке глубокое чувство вины и стыда за свое существование. Таким образом, ребенок - жертва эмоционального насилия растет со знанием того, что он плохой и несостоятельный во всем. В дальнейшем он воспроизводит уже усвоенные им паттерны поведения в собственной жизни, в том числе и в общении со своими детьми.
Ведь нельзя передозировать любовь! Нельзя «переуважать» человека, пусть он даже совсем маленький. До пяти лет дети должны купаться в море ласки, если мы хотим, чтобы они выросли здоровыми физически и психически. Мамина агрессия для мальчиков, например, может сформировать негативное отношение к женщинам вообще. Точно так же девочек никогда не должен наказывать папа, чтобы противоположный пол не воспринимался как источник боли и обиды.
Какое наказание можно считать «правильным»? Никакое! Конечно, бывают ситуации, на которые взрослые просто обязаны отреагировать, например, драка.
Советую проработать такую ситуацию в пять этапов. Прежде всего, сказать драчуну: «Я тебя люблю, ты хороший, но то, что ты сделал - недопустимо». Второй шаг: «Как ты думаешь, что он сейчас чувствует?» - «Ему больно, плохо…» Третий шаг: добиться, чтобы ребенок понял чувства другого, поставил себя на его место. Четвертый этап: «Я думаю, ты понял, что сделал неправильно и больше так не поступишь». И финал: «Потому что ты хороший, и я тебя люблю». А если ситуация повторяется по нескольку раз на дню, то искать причину. Просто так ребенок драться не будет.
Часто мы просто теряем терпение, начиная раздражаться и возмущаться по поводу недостаточной сообразительности при рисовании домика или отсутствия ловкости во время завязывания шнурков. А ведь иногда бывает достаточно сохранить выдержку, продолжая говорить с ребенком ровным, спокойным тоном, подбадривая, избегая резких оценок и комментариев («Давай попробуем еще раз»; «Завтра у тебя получится лучше!»; «Нужно еще потренироваться» и т.п.).
Кроме того, следует отчетливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаться посмотреть на проблемы его глазами и почаще вспоминать себя в том возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими. Совершенствование способности к эмпатии предполагает учет личностных особенностей и анализ конкретного эмоционального состояния ребенка, корректность оценок, умение прощать ошибки ребенка, признание его права на собственное мнение. Ведь далеко не каждый взрослый способен писать, как в прописях, и красиво завязывать галстук!
Родители, к сожалению, вообще не обладают знаниями по педагогике, ведь на мам и пап нигде не учат. Появившийся было в школах курс «Этика и психология семейной жизни» очень быстро свели к вопросам контрацепции, а потом отменили вообще. Хотя должность родителя самая важная из всех существующих, потому что от нее в буквальном смысле зависит жизнь и судьба следующего поколения.
Сейчас во многих детских садах есть свой собственный психолог, если его нет, то можно обратиться за бесплатной консультацией в Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (есть во всех районах Санкт – Петербурга). Значит, родителям не надо ездить на другой конец города, чтобы получить квалифицированную помощь. Но наша ментальность запрещает «выносить сор из избы», многие папы и мамы подходят после лекции и говорят: «Как это так я признаюсь, что в семье плохо? Получается, что я - неудачник…» Неправда, проблемы бывают у всех! Только сильные люди их устраняют (в том числе - при помощи специалиста, а что в этом плохого? Вы же не беретесь оперировать свой аппендицит самостоятельно!), а слабые маскируют под мнимым благополучием, которое никого еще не спасало.
Если бы у психологов была возможность, они бы каждый день напоминали взрослым:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Психологическая защищенность, как условие полноценного развития дошкольников»
В консультации разбирается влияние эмоционального и физического насилия на формирование личности ребенка...
Консультация для родителей на тему: «Психологическая защищенность, как условие полноценного развития дошкольника»
Успех в воспитании в значительной мере зависит от умения взрослых общаться с детьми, устанавливать с ними личные деловые контакты, от умения за внешним обликом, внешней картиной поведения ребенка увид...
Положительная социально-психологическая атмосфера коллектива, как основа полноценного развития дошкольника
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к дошкольникам предъявляются весьма высокие требования, соответст...
Создание комнаты психологической разгрузки в ДОУ для полноценного развития дошкольника «Волшебная страна»
Цель создания сенсорной комнаты: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей...
консультация для педагогов "Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"
Лучшему осуществлению работы по развитию речи у детей дошкольного возраста помогает ее планирование. Планирование строится на научных основах и ориентируется на качество образования. Содержание р...
Консультация для педагогов «Психологические игры-помощники в укреплении психического здоровья дошкольников»
Консультация для педагогов «Психологические игры-помощники в укреплении психического здоровья дошкольников»...
План по самообразованию на тему «Сенсорная интеграция, как условие полноценного развития дошкольников с нарушением зрения»
Современное образование нацеливает педагогов на обязательный учёт индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной по...