Дидактические игры методики маленьких человечков
методическая разработка (старшая группа) по теме
Дидактические игры методики маленьких человечков
1. "Давай поменяемся"
Цель: учить выделять подсистему, функцию объекта, обмениваться функциями, объяснять, когда это бывает.
Ход:
Р1: Я - лед. Я прозрачный и состою из твердых человечков.
Р2: Я - вода. Я состою из жидких человечков.
Р3: Я - пар. Я состою из газообразных человечков.
Затем идет обмен: лед неожиданно стал состоять из жидких человечков, а пар стал твердым. Когда это бывает?
2. "Теремок"
Цель: развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям систем, закрепление алгоритма системного мышления.
Ход:
1 вариант: ребенок находит похожести по функции, сходства систем, подсистем.
2 вариант: ребенок находит отличие и говорит:
Р.: Тук - тук, я камень. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!
В.: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, камень, отличаешься от меня, речки.
Р.: Мы состоим из разных человечков. Камень - из твердых, а вода - из жидких. Мы разные по форме: река принимает форму берегов, речка журчит, а камень звук не издает.
3. "На что похоже?"
Цель: развитие ассоциативности мышления; обучение сравнению разных систем.
Ход: воспитатель называет объект, дети называют систему, похожую на него по признакам (по функции, по подсистеме, по надсистеме, по прошлому, по будущему, по звуку, по запаху, цвету, размеру, форме, материалу).
4. "Аукцион"
Цель: учить детей выделять дополнительные ресурсы предметов веществ неживой природы.
Ход:
В.: Песок, как его использовать (дети по очереди называют его ресурсы)?
Д.: В строительстве, в него можно играть, приятно ходить, им тушат пожар, мама посыпает дорожки в саду, и т.д.
5. "Перевертыши"
Цель: закрепить умение выделять в объектах и явлениях положительные и отрицательные стороны.
Ход:
В.: Снег - хорошо, почему?
Д.: Можно лепить снеговика.
В.: Лепить снеговика плохо, почему?
Д.: Руки замерзнут.
Руки замерзнут, это хорошо - почему?
6. "Хорошо - плохо"
Цель: учить выделять в объектах и явлениях окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Ход:
В.: Дождь идет, это хорошо - почему?
Д.: Он поливает растения.
В.: Дождь - это плохо, почему?
Д.: Нельзя гулять …
7. "Волшебный светофор"
Цель: учить выделять систему, подсистему и надсистему объектов.
Правила игры:
- красный цвет - подсистема объекта,
- желтый цвет - система,
- зеленый цвет - надсистема.
Ход:
В.: Дождь (поднимается желтый кружок).
Д.: Дождь очень нужен. Он поливает землю, дает ей влагу, и из земли растут цветы, деревья.
В.: Красный кружок.
Д.: Дождь живет на улице, в облаках.
В.: К чему относится дождь?
Д.: К природному миру, к неживой природе.
В.: Зеленый кружок.
Д.: Дождь - это много капелек воды, в них живут МЧ.
В.: После дождя появилась лужа, изобразите ее.
8. "Где живет?"
Цель: учить выявлять надсистемные связи.
Ход:
В.: Где живут жидкие человечки?
Д.: В стакане с водой, в аквариуме, в луже, …
В.: Где живут газообразные человечки?
Д.: В воздухе, в резиновой игрушке, в бутылке с лимонадом, …
В.: Где одновременно живут и твердые, и жидкие человечки?
Д.: В арбузе, в чайнике, …
9."Чем был - чем стал"
Цель: учить определять линию развития объекта.
Ход:
В.: Дождь.
Д.: Вода впиталась в землю, часть испарилась; жидкие человечки превратились в бегущих, стали незаметными и исчезли.
В.: Снег.
Д.: От тепла растаял, превратился в воду.
В.: Пар.
Д.: Охладился, стал водой, снегом, инеем.
10. "Мои друзья"
Цель: учить детей выделять функцию объектов неживой системы природного мира.
Ход: воспитатель предлагает рассмотреть системы и ответить на вопросы:
- то, что может превращаться из жидкого состояния в твердое (вода, яйцо);
- то, что может превращаться в газообразное состояние (лед, вода);
- то, что может отталкиваться друг от друга (вода и зонт);
- то, что умеет взаимодействовать между собой (вода и сахар, вода и соль).
11."Что умеет делать"
Цель: формировать умение выявлять функции объектов.
Ход: детям предлагается рассмотреть явления и назвать функцию:
- ветер - переносит семена, охлаждает в жару, сгоняет тучи и т.д.;
- лед -охлаждает продукты, больное место; создает защитный слой на реке;
- снег - спасает растения от замерзания;
- дождь - капает, льет как из ведра, создает тучи, насыщает землю влагой, которая нужна растениям, очищает воздух, моет дороги, моросит.
12. "Твердое - жидкое"
Цель: закрепить знания о переходе веществ из твердого состояния в жидкое.
Ход: дети называют вещества, которые из твердых превращаются в жидкие при нагревании (лед, снег, масло, мороженое, шоколад).
13. "Город маленьких человечков"
Цель: закрепить знания детей о твердых, жидких, газообразных состояниях; учить давать им характеристику.
Ход:
1 вариант.
Дети проходят в ворота Города твердых человечков, называя себя (дерево, металл, песчинка, стекло и т.д.).
В.: Какие вы?
Д.: Мы сильные, дружные, крепкие, держим форму.
2 вариант.
На пути в Город жидких человечков дети называют жидкие вещества, и проходят в ворота (вода, молоко, сок, нефть). Воспитатель спрашивает, хорошо ли им в городе, что они любят делать (течь, литься, менять форму, путешествовать, смешиваться).
3 вариант.
Мы оказались у ворот в Город самых веселых газообразных человечков (облачко, запах, дым, пар).
В.: Как вам живется?
Д.: Мы не любим сидеть на месте, любим движение.
14. "Родня"
Цель: научить детей определять родственников по какому - либо признаку вещества и предмета.
Материал: набор моделей МЧ.
Ход: детям предлагается найти родню какому - либо веществу; это может быть вещественный признак, то есть все жидкие вещества.
15. "Теремок"
Цель: научить детей свободно ориентироваться в моделях человечков твердого, жидкого и газообразного веществ.
Материал: модели МЧ.
Ход: у каждого ребенка модели МЧ. Эти человечки живут в теремке за закрытыми окнами и появляются в окошке только тогда, когда слышат название вещества, в котором есть их братья.
16. "Догони мяч"
Цель: закреплять умение детей легко ориентироваться в твердых, жидких, газообразных веществах.
Ход: дети передают мяч друг другу, быстро называя предметы или вещества, состоящие из жидких, твердых, газообразных человечков, не повторяя их, а ведущий пытается догнать мяч. Если дети медлят, то мяч будет пойман, и назначен другой ведущий.
17. "Веселый мяч"
Цель: закрепить умение детей ориентироваться в твердых, жидких, газообразных веществах, точно знать, из каких человечков они состоят.
Ход:
1 вариант.
Дети сидят полукругом. Мяч находится у ведущего. Он бросает мяч в руки ребенку и предлагает вернуть его, предварительно назвав твердое, жидкое, газообразное вещество.
2 вариант.
Ведущий предлагает назвать вещество, в котором живут человечки, изображенные на доске.
18. "Облачко".
Цель: закрепить знания о переходе воды из жидкого состояния в газообразное, помочь понять, как образуется облако.
Ход: Дети изображают воды в лужице, речке, ручейке, росинке. Нагреваясь, они превращаются в бегущих человечков пара, поднимаются вверх. Высоко в небе они встречаются, получается облако.
19. "Снеговая тучка".
Цель: помочь детям понять образование снеговой тучи, появление снега.
Ход: дети изображают облачко (бегущих человечков пара). Эти человечки поднимаются высоко над землей. Морозные человечки воздуха окружают человечков пара, сильно их охлаждают. Человечки пара замерзают и берутся за руки (кристаллизуются). Снежинки не удерживаются в воздухе и падают на землю.
20. "Дождевая тучка".
Цель: помочь детям понять образование дождевой тучи, появление дождя.
Ход: дети изображают облачко: человечки пара, вокруг них бегают холодные бегущие человечки воздуха, одно облачко соединяется с другим, человечки пара охлаждаются, превращаются в равнодушных, бегущие человечки не могут их удержать, капли дождя падают вниз.
21. "Цветные льдинки".
Цель: знакомство с явлением диффузии.
Ход:
1 вариант.
Часть детей изображает человечков льда, другая часть - человечков краски, которые пытаются пройти внутрь, но человечки льда крепко держатся за руки, не пропускают их.
2 вариант.
Часть детей изображает человечков воды, другая часть - человечков краски, так как равнодушные человечки не держатся за руки, между ними легко пройти. Человечки перемешиваются, растворяются человечки краски, получается цветная вода.
3 вариант.
Дети изображают равнодушных цветных человечков, появляются холодные бегущие человечки воздуха. Равнодушные человечки замерзают, берутся за руки, из равнодушных превращаются в дружных - получаются цветные льдинки.
22. "Лужица и мороз".
Цель: показать переход воды из жидкого состояния в твердое.
Ход: дети изображают равнодушных человечков воды (лужицы). Появляются бегущие человечки холодного воздуха. Равнодушные человечки объединяются друг с другом, пытаются согреться, но бегущие подходят все ближе и ближе, и вскоре все равнодушные превращаются в дружных. Получается лед.
23. "Лужица и солнышко".
Цель: показать переход воды из жидкого состояния в газообразное.
Ход: дети изображают равнодушных человечков. Солнышко ярко светит и нагревает их, они начинают двигаться и выталкивать друг друга из лужицы. Один за другим они выпрыгивают, превращаясь в равнодушных и поднимаются вверх.
24. "Солнышко и льдинка".
Цель: показать переход воды из твердого состояния в жидкое.
Ход: дети изображают ледяных человечков, крепко взявшись за руки. Солнышко нагревает льдинку, появляются красные бегущие человечки, подбегают ближе и растапливают ее. Дружные человечки опускают руки и превращаются в равнодушных.
25. "Город смешанных человечков"
Цель: закрепить умение моделировать вещества, процессы, происходящие в них.
Ход: дети объединяются в пары, тройки, моделируют вещества.
Твердое - жидкое: вода в стакане, лед в воде, аквариум.
Газообразное - жидкое: лимонад, минеральная вода.
Твердое - газообразное: воздушный шарик, мячик, игрушка резиновая.
26. "Дразнилка".
Цель: формировать умение выявлять функции объекта, изменять ее, используя суффиксы - лка, -чк, - ин.
Ход:
Снег - укрывалка, насыпалка, согревалка, таялка, испарялка, исчезалка.
Лед - скользилка, таялка, холодилка, морозилка, каталка.
Вода - поливалка, закалялка, очищалка, умывалка.
27. "Робинзон Крузо".
Цель: учить детей выделять ресурсы объекта, используя полученные ресурсы, создавать фантастические ситуации.
Ход: воспитатель рассказывает историю о корабле, потерпевшем крушение, о том, что у спасшихся людей из множества предметов остался какой - то один; как его использовать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактические игры методики маленьких человечков | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1. "Давай поменяемся"
Цель: учить выделять подсистему, функцию объекта, обмениваться функциями, объяснять, когда это бывает.
Ход:
Р1: Я - лед. Я прозрачный и состою из твердых человечков.
Р2: Я - вода. Я состою из жидких человечков.
Р3: Я - пар. Я состою из газообразных человечков.
Затем идет обмен: лед неожиданно стал состоять из жидких человечков, а пар стал твердым. Когда это бывает?
2. "Теремок"
Цель: развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям систем, закрепление алгоритма системного мышления.
Ход:
1 вариант: ребенок находит похожести по функции, сходства систем, подсистем.
2 вариант: ребенок находит отличие и говорит:
Р.: Тук - тук, я камень. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!
В.: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, камень, отличаешься от меня, речки.
Р.: Мы состоим из разных человечков. Камень - из твердых, а вода - из жидких. Мы разные по форме: река принимает форму берегов, речка журчит, а камень звук не издает.
3. "На что похоже?"
Цель: развитие ассоциативности мышления; обучение сравнению разных систем.
Ход: воспитатель называет объект, дети называют систему, похожую на него по признакам (по функции, по подсистеме, по надсистеме, по прошлому, по будущему, по звуку, по запаху, цвету, размеру, форме, материалу).
4. "Аукцион"
Цель: учить детей выделять дополнительные ресурсы предметов веществ неживой природы.
Ход:
В.: Песок, как его использовать (дети по очереди называют его ресурсы)?
Д.: В строительстве, в него можно играть, приятно ходить, им тушат пожар, мама посыпает дорожки в саду, и т.д.
5. "Перевертыши"
Цель: закрепить умение выделять в объектах и явлениях положительные и отрицательные стороны.
Ход:
В.: Снег - хорошо, почему?
Д.: Можно лепить снеговика.
В.: Лепить снеговика плохо, почему?
Д.: Руки замерзнут.
Руки замерзнут, это хорошо - почему?
6. "Хорошо - плохо"
Цель: учить выделять в объектах и явлениях окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Ход:
В.: Дождь идет, это хорошо - почему?
Д.: Он поливает растения.
В.: Дождь - это плохо, почему?
Д.: Нельзя гулять …
7. "Волшебный светофор"
Цель: учить выделять систему, подсистему и надсистему объектов.
Правила игры:
- красный цвет - подсистема объекта,
- желтый цвет - система,
- зеленый цвет - надсистема.
Ход:
В.: Дождь (поднимается желтый кружок).
Д.: Дождь очень нужен. Он поливает землю, дает ей влагу, и из земли растут цветы, деревья.
В.: Красный кружок.
Д.: Дождь живет на улице, в облаках.
В.: К чему относится дождь?
Д.: К природному миру, к неживой природе.
В.: Зеленый кружок.
Д.: Дождь - это много капелек воды, в них живут МЧ.
В.: После дождя появилась лужа, изобразите ее.
8. "Где живет?"
Цель: учить выявлять надсистемные связи.
Ход:
В.: Где живут жидкие человечки?
Д.: В стакане с водой, в аквариуме, в луже, …
В.: Где живут газообразные человечки?
Д.: В воздухе, в резиновой игрушке, в бутылке с лимонадом, …
В.: Где одновременно живут и твердые, и жидкие человечки?
Д.: В арбузе, в чайнике, …
9."Чем был - чем стал"
Цель: учить определять линию развития объекта.
Ход:
В.: Дождь.
Д.: Вода впиталась в землю, часть испарилась; жидкие человечки превратились в бегущих, стали незаметными и исчезли.
В.: Снег.
Д.: От тепла растаял, превратился в воду.
В.: Пар.
Д.: Охладился, стал водой, снегом, инеем.
10. "Мои друзья"
Цель: учить детей выделять функцию объектов неживой системы природного мира.
Ход: воспитатель предлагает рассмотреть системы и ответить на вопросы:
- то, что может превращаться из жидкого состояния в твердое (вода, яйцо);
- то, что может превращаться в газообразное состояние (лед, вода);
- то, что может отталкиваться друг от друга (вода и зонт);
- то, что умеет взаимодействовать между собой (вода и сахар, вода и соль).
11."Что умеет делать"
Цель: формировать умение выявлять функции объектов.
Ход: детям предлагается рассмотреть явления и назвать функцию:
- ветер - переносит семена, охлаждает в жару, сгоняет тучи и т.д.;
- лед -охлаждает продукты, больное место; создает защитный слой на реке;
- снег - спасает растения от замерзания;
- дождь - капает, льет как из ведра, создает тучи, насыщает землю влагой, которая нужна растениям, очищает воздух, моет дороги, моросит.
12. "Твердое - жидкое"
Цель: закрепить знания о переходе веществ из твердого состояния в жидкое.
Ход: дети называют вещества, которые из твердых превращаются в жидкие при нагревании (лед, снег, масло, мороженое, шоколад).
13. "Город маленьких человечков"
Цель: закрепить знания детей о твердых, жидких, газообразных состояниях; учить давать им характеристику.
Ход:
1 вариант.
Дети проходят в ворота Города твердых человечков, называя себя (дерево, металл, песчинка, стекло и т.д.).
В.: Какие вы?
Д.: Мы сильные, дружные, крепкие, держим форму.
2 вариант.
На пути в Город жидких человечков дети называют жидкие вещества, и проходят в ворота (вода, молоко, сок, нефть). Воспитатель спрашивает, хорошо ли им в городе, что они любят делать (течь, литься, менять форму, путешествовать, смешиваться).
3 вариант.
Мы оказались у ворот в Город самых веселых газообразных человечков (облачко, запах, дым, пар).
В.: Как вам живется?
Д.: Мы не любим сидеть на месте, любим движение.
14. "Родня"
Цель: научить детей определять родственников по какому - либо признаку вещества и предмета.
Материал: набор моделей МЧ.
Ход: детям предлагается найти родню какому - либо веществу; это может быть вещественный признак, то есть все жидкие вещества.
15. "Теремок"
Цель: научить детей свободно ориентироваться в моделях человечков твердого, жидкого и газообразного веществ.
Материал: модели МЧ.
Ход: у каждого ребенка модели МЧ. Эти человечки живут в теремке за закрытыми окнами и появляются в окошке только тогда, когда слышат название вещества, в котором есть их братья.
16. "Догони мяч"
Цель: закреплять умение детей легко ориентироваться в твердых, жидких, газообразных веществах.
Ход: дети передают мяч друг другу, быстро называя предметы или вещества, состоящие из жидких, твердых, газообразных человечков, не повторяя их, а ведущий пытается догнать мяч. Если дети медлят, то мяч будет пойман, и назначен другой ведущий.
17. "Веселый мяч"
Цель: закрепить умение детей ориентироваться в твердых, жидких, газообразных веществах, точно знать, из каких человечков они состоят.
Ход:
1 вариант.
Дети сидят полукругом. Мяч находится у ведущего. Он бросает мяч в руки ребенку и предлагает вернуть его, предварительно назвав твердое, жидкое, газообразное вещество.
2 вариант.
Ведущий предлагает назвать вещество, в котором живут человечки, изображенные на доске.
18. "Облачко".
Цель: закрепить знания о переходе воды из жидкого состояния в газообразное, помочь понять, как образуется облако.
Ход: Дети изображают воды в лужице, речке, ручейке, росинке. Нагреваясь, они превращаются в бегущих человечков пара, поднимаются вверх. Высоко в небе они встречаются, получается облако.
19. "Снеговая тучка".
Цель: помочь детям понять образование снеговой тучи, появление снега.
Ход: дети изображают облачко (бегущих человечков пара). Эти человечки поднимаются высоко над землей. Морозные человечки воздуха окружают человечков пара, сильно их охлаждают. Человечки пара замерзают и берутся за руки (кристаллизуются). Снежинки не удерживаются в воздухе и падают на землю.
20. "Дождевая тучка".
Цель: помочь детям понять образование дождевой тучи, появление дождя.
Ход: дети изображают облачко: человечки пара, вокруг них бегают холодные бегущие человечки воздуха, одно облачко соединяется с другим, человечки пара охлаждаются, превращаются в равнодушных, бегущие человечки не могут их удержать, капли дождя падают вниз.
21. "Цветные льдинки".
Цель: знакомство с явлением диффузии.
Ход:
1 вариант.
Часть детей изображает человечков льда, другая часть - человечков краски, которые пытаются пройти внутрь, но человечки льда крепко держатся за руки, не пропускают их.
2 вариант.
Часть детей изображает человечков воды, другая часть - человечков краски, так как равнодушные человечки не держатся за руки, между ними легко пройти. Человечки перемешиваются, растворяются человечки краски, получается цветная вода.
3 вариант.
Дети изображают равнодушных цветных человечков, появляются холодные бегущие человечки воздуха. Равнодушные человечки замерзают, берутся за руки, из равнодушных превращаются в дружных - получаются цветные льдинки.
22. "Лужица и мороз".
Цель: показать переход воды из жидкого состояния в твердое.
Ход: дети изображают равнодушных человечков воды (лужицы). Появляются бегущие человечки холодного воздуха. Равнодушные человечки объединяются друг с другом, пытаются согреться, но бегущие подходят все ближе и ближе, и вскоре все равнодушные превращаются в дружных. Получается лед.
23. "Лужица и солнышко".
Цель: показать переход воды из жидкого состояния в газообразное.
Ход: дети изображают равнодушных человечков. Солнышко ярко светит и нагревает их, они начинают двигаться и выталкивать друг друга из лужицы. Один за другим они выпрыгивают, превращаясь в равнодушных и поднимаются вверх.
24. "Солнышко и льдинка".
Цель: показать переход воды из твердого состояния в жидкое.
Ход: дети изображают ледяных человечков, крепко взявшись за руки. Солнышко нагревает льдинку, появляются красные бегущие человечки, подбегают ближе и растапливают ее. Дружные человечки опускают руки и превращаются в равнодушных.
25. "Город смешанных человечков"
Цель: закрепить умение моделировать вещества, процессы, происходящие в них.
Ход: дети объединяются в пары, тройки, моделируют вещества.
Твердое - жидкое: вода в стакане, лед в воде, аквариум.
Газообразное - жидкое: лимонад, минеральная вода.
Твердое - газообразное: воздушный шарик, мячик, игрушка резиновая.
26. "Дразнилка".
Цель: формировать умение выявлять функции объекта, изменять ее, используя суффиксы - лка, -чк, - ин.
Ход:
Снег - укрывалка, насыпалка, согревалка, таялка, испарялка, исчезалка.
Лед - скользилка, таялка, холодилка, морозилка, каталка.
Вода - поливалка, закалялка, очищалка, умывалка.
27. "Робинзон Крузо".
Цель: учить детей выделять ресурсы объекта, используя полученные ресурсы, создавать фантастические ситуации.
Ход: воспитатель рассказывает историю о корабле, потерпевшем крушение, о том, что у спасшихся людей из множества предметов остался какой - то один; как его использовать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра "ГОРОД ЦВЕТНЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ"
Дидактическая игра "ГОРОД ЦВЕТНЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ" предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Цели данной игры: формировать представления детей о цветах спектра, классифицировать предметы по цв...
Дидактическая игра "Большой - маленький".
Дидактические игра занимает важнейшее место в жизни ребёнка. Она расширяет представление детей об окружающем мире, обучает ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму,...
Авторская дидактическая игра «Путешествие маленьких велосипедистов по городу Архангельску»
Задачи:1. Закреплять знания детей о достопримечательностях города Архангельска – знать и называть здания, памятники.2. Развивать любознательность,...
Дидактическая игра "Большой-маленький"
Дидактическая игра«Большой - маленький» Цели:Учить детей сравнивать предметы по величине.Формировать умение выбирать предметы с ориентировкой на его величину.Активизировать словарь детей: произно...
Рецензия на дидактическую игру "Большой - маленький"
Рецензия на дидактическую игру "Большой - маленький"...
ФЭМП Дидактическая игра «Большой – маленький»
Математические игры для детей от 2 до 3 лет помогут сформировать у детей базовые математические понятия: количество, величина, число, состав числа. Понятие количества, или понятие «много &mdash...
Дидактическая игра "Подбери шапочки человечкам"
Дидактическая игра может использоваться на занятиях по ФЭМП и в самостоятельной деятельности детей, для индивидуальной работы во второй младшей группе...