Программа воспитания духовно-нравственной культуры дошкольников "Лотошинская сторона".
рабочая программа (старшая группа) по теме
Программа предназначена для детей старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет.
Данная программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программой «Добрый мир» в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа духовно-нравственного воспитания для дошкольников | 300.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №6 «Дубок»
Модифицированная образовательная программа.
Воспитание духовно-нравственной
культуры дошкольников
«Лотошинская сторона».
«Утверждаю»
Заведующий МДОУ
«Детский сад общеразвивающего
вида №6 «Дубок»
_________________Л.А.Копаева
«28» августа 2012 года.
п. Кировский
2012 г.
Пояснительная записка
Программа предназначена для детей старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет.
Данная программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программой «Добрый мир» в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости социальной среды.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Современных детей характеризует эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Продолжается разрушение института семьи: через активное половое просвещение у детей формируется внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. «Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине «человеческого фактора» высокие идеи – все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Структурность жизни, обычаи, границы любого рода – внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы.
Все изложенное свидетельствует о кризисе в отечественном образовании и воспитании. Издавна отечественная педагогика тесным образом связывалась с развитием духовно-нравственной сферы сознания человека, имела основную цель: воспитывать человека существом мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным и трудолюбивым, скромным, уважительным.
Нравственность и христианство у каждого народа имеют свои отличия, в каждом народе проявляются благотворительность, почтение к родителям, к старшим, вежливость. Эти духовно-нравственные особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром; на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство нуждаются в образовательных духовно-нравственных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Значимость этой программы в том, что она содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами Православной культуры. Но решение задач воспитания духовно-развитой личности возможно только совместными усилиями семьи.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколений.
Многим родителям неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, задача педагогов, а также, что именно родители ответственны за воспитание детей.
Цели программы
1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям Православной культуры.
2. Изучение истории, культуры п. Лотошино, п.Кировский, России.
3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.
Задачи
- Воспитание уважения к нравственным нормам христианской морали. Учить детей различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. В разных формах пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
- Создание условий для восприятия детьми целостной картины мира.
- Через изучение национальных, культурных традиций воспитывать у детей любовь к Родине.
- Развивать способность воспринимать литературные произведения и анализировать прочитанное, учить формировать свои мысли, выражать чувства, обогащать словарный запас.
- Воспитывать общую музыкальную культуру. Большее внимание уделять хоровому пению, приучать детей к классической, духовной и народной музыке.
- Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию дошкольников. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
- Ориентация семьи на духовно-нравственное воспитание детей путем ознакомления родителей с основами Православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.
Для достижения задач программы используются различные приемы и методы обучения.
Наглядный метод.
- чтение педагогов рассказов с показом демонстрационного материала.
- экскурсий;
- наблюдений;
- показа сказок педагогам, детьми;
- рассматривание иллюстраций, предметов, репродукций картин;
- проведение дидактических игр;
- экскурсий по городу, целевых прогулок;
- моделирование сказок.
Словесный метод используется при:
- чтении литературных произведений;
- чтении стихотворений детьми;
- беседах с элементами диалога, в обобщающих рассказах воспитателя;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижных), сюжетно-ролевых, дидактических, игр драматизации и др.
- чтении литературных произведений вне занятий;
- сообщение дополнительного материала воспитателем;
- загадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
- чтений литературных произведений родителями.
Практический метод используется при:
- организации продуктивной деятельности дошкольников;
- проведении игр различных видов (строительных, дидактических, подвижных, малоподвижных, инсценировки);
- пошива кукол к сказкам;
- организация постановок сказок, литературных произведений, конкурсов, викторин;
- проведение экскурсий различной направленности;
- организация вечеров с родителями;
- изготовлении детьми наглядных пособий для занятий.
Условия реализации программы.
Данная программа рассчитана на возрастную группу детей с 5 до 6 лет. В течение года дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете, а также проводится работа по закреплению у дошкольников имеющихся знаний.
Возрастные особенности детей
Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи в зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего, в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем. В этом возрасте также формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование её отдельных сторон уже гораздо менее эффективны. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам. В 5 – 6 лет дети имеют представление о внешней и внутренней красоте мужчин и женщин. Устанавливают связи между профессиями мужчин и женщин.
Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно, в игровом взаимодействии, в котором главное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга – указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т.д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
Более совершенной становится крупная моторика. Ребёнок этого возраста способен к освоению сложных движений.
К 5 годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослыми. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым.
Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания детьми уже могут использоваться несложные приёмы и средства (в качестве «подсказки» могут выступать карточки или рисунки).
На шестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значения слов, многозначные слова.
Круг чтения ребёнка 5 – 6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно «чтение с продолжением».
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребёнка 5 – 6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).
В старшем дошкольном возрасте активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.
В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того, что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки.
Методические указания
Для того чтобы добиться желаемого результата родителям и педагогам необходимо:
- осознать, что только общими усилиями семьи и воскресной школы можно помочь ребенку;
- воспитывать у ребенка уважение к родителям, которые дали ему жизнь и приложили много душевных и физических сил, для того чтобы они росли и были счастливы;
- помнить о том что ребенок уникальная личность, поэтому недопустимо его сравнивать с другими детьми, такого как, он нет больше в мире и мы должны ценить его индивидуальность поддерживать и развивать ее;
- в педагоге ребенок всегда должен видеть людей готовых оказать ему личную поддержку и придти на помощь;
- проникнуться чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком (рассказ, песенка, постройка и т.д.);
- восхищаться вместе с родителями его инициативой и самостоятельностью, это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях;
- регулярно индивидуально общаться с родителями и обсуждать все вопросы, связанные с воспитание и развитием ребенка.
Знания и умения обучающихся детей к концу года
К окончанию курса духовно-нравственного обучения дети должны показать результаты, заключающиеся в:
- усвоении ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояния близости души, внутреннего мира дошкольника к Вышнему;
- позитивном отношении ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе;
- потребности и готовности проявления сострадания и сорадования;
- субъективном психоэмоциональном благополучии;
- воспитании патриотизма, знакомства с историческим прошлым своей земли, русского государства, государственными символами, жизнью русских героев, святых подвижников, досточтимых людей русской земли, потребность служения на благо Отечества;
- приобщении к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимания своего места в семье и посильное участие в домашних делах;
- деятельном отношении к труду;
- ответственности за свои дела и поступки.
Главный результат должен включать в себя наиболее полное усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, стремления его к добру и неприятию им зла.
Учебно-тематический план
В программе по духовно-нравственному воспитанию использовали материалы из следующих разделов:
- литература;
- краеведение;
- история;
- познание;
- коммуникация;
- продуктивная деятельность.
Учебный курс включает в себя занятия следующих циклов:
- «Наш красивый добрый мир»; Через знакомство с окружающим миром данного блока открываем дошкольникам путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира. Обращаем внимание детей на его богатство, красоту и разнообразие, учим видеть отличие мира созданного руками человека от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам как единственную возможность их сохранения, способствуем развитию творческой личности ребенка.
- «Устроение отношений в мире. Что такое хорошо и что такое плохо?»; Занятия данного цикла на примере литературных произведений (сказок, рассказов, стихотворений) учим детей различать понятия добра и зла, даем представление о нравственной свободе человека, помогаем увидеть красоту нравственных поступков. Основными задачами таких занятий являются - научить ребенка в себе видеть эти движения к добру и злу и различать их, воспитывать у детей желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести, формировать христианское отношение к ближним.
- «Как устроены отношения в нашей жизни?» Смысл данного раздела в том, чтобы детям в отношении к творениям как к братьям меньшим был показан пример отношения святых к животным. В их действиях выделяются нравственные качества, соответствующие мировосприятию ребёнка 5 – 6 лет – доброта, любовь, забота, мирность души.
- Ценности жизни христиан. В данный раздел включаются занятия в соответствии с календарём православных праздников и датами Дня ангела детей.
- «Край, в котором ты живешь». На занятиях данного цикла знакомим детей с историей Лотошинского края, п. Кировский, формируем фотоуголок на тему «Малая Родина». Основные задачи этих занятий является просвещение детей на тему почитания и любви того места, где зародились предки, откуда берёт начало семья каждого из детей, а также учение видеть красоту и величие памятных мест родного края.
- «Православная Россия в Лицах». На занятиях данных циклов знакомим дошкольников с родным городом: историей, памятниками архитектуры, историческим значением города в жизни России, со святынями и памятными местами родного края. На занятиях с детьми просматриваем страницы истории Российского государства, узнаем об историческом прошлом и настоящем Родины, государственной символики, русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей русской земли. Основные задачи циклов а) воспитываем у детей чувства любви к своему городу, к своей стране, б) уважение и признательность к основателям города, его защитникам, к людям прославившим Россию, в) гордости историческим прошлым Лотошинского района, п. Кировский.
- «Православная культура»;
На занятиях данного цикла знакомим детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, рассказываем о том как встречают православные праздники в России, помогаем в подготовке и проведении с активным участием детей и родителей, календарных праздников, раскрываем им подлинный жизненный смысл. Основные задачи циклов: а) прививаем уважение, любовь к православным традициям своего народа, б) воспитываем желание подражать благим образам.
- «Хозяева и хозяюшки»; На занятиях данного цикла знакомим детей с духовно-нравственными традициями и укладом жизни православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведения праздничных дней, содействуем формированию представлений детей об особенностях разных материалов и правила пользования простыми инструментами при изготовлении поделок. Основные задачи циклов: а) воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах, б) ориентировать дошкольников на мужественные и женские образцы поведения.
- Благодарение. Окончание путешествия. Является содержательным обобщением всей программы, она включает основные понятия всех тем – творец, творения, добро, любовь и разрабатывается в разных видах деятельности: музыкальной, художественной и т.д.
Календарно-тематический план.
Количество занятий в год | 36 |
Количество занятий в месяц | 4 |
Количество занятий в неделю | 1 |
Количество разделов программы | 9 |
Учебно-тематический план.
Сентябрь
Раздел 1. | теория | практика | ||
I. Цикл «Наш красивый добрый мир» | кол-во занятий | кол-во занятий | ||
Тема 1.1 | Форма | Прогулка | 1 | |
Назв. | «Мир божий вокруг нас» | |||
Тема 1.2. | Форма | Творческая мастерская | 1 | |
Назв. | «Что создал Бог за 7 дней на земле?» | |||
Тема 1.3. | Форма | Занятие-путешествие | 1 | |
Назв. | «Кто сотворил добрый мир?» | |||
Тема 1.4. | Форма | Музыкальное занятие | 1 | |
Назв. | «Звуки доброго мира» | |||
Итого | 2 | 2 | ||
Всего | 4 |
Октябрь
Раздел 2. | теория | практика | ||
II. Цикл «Устроение отношений в мире» | кол-во занятий | кол-во занятий | ||
Тема 2.1. | Форма | Литературная гостиная | 1 | |
Назв. | «Что такое хорошо и что такое плохо?» | |||
Тема 2.2. | Форма | Занятие-поучение | 1 | |
Назв. | «Законы, которыми Бог сохраняет мир» | |||
Тема 2.3. | Форма | Художественная лаборатория | 1 | |
Назв. | «Изображение добрых дел» | |||
Тема 2.4. | Форма | Историческая театрализованная постановка (при участии родителей). | 1 | |
Назв. | «Православный праздник Покров» | |||
Итого | 2 | 2 | ||
Всего | 4 |
Ноябрь.
Раздел 3. | теория | практика | ||
III. Цикл «Как устроены отношения в нашей жизни?» | кол-во занятий | кол-во занятий | ||
Тема 3.1 | Форма | Беседа. Групповое тестирование «Рисунок семьи» | 1 | |
Назв. | «Моя семья. Отношения родителей и детей». | |||
Тема 3.2. | Форма | Экскурсия | 1 | |
Назв. | «Памятники Лотошинского района» | |||
Тема 3.3. | Форма | Занятие-рассуждение | 1 | |
Назв. | «Моя Родина. Отношение к родной земле» | |||
Тема 3.4. | Форма | Мастерская скульптора | 1 | |
Назв. | «Мой дом» | |||
Итого | 2 | 2 | ||
Всего | 4 |
Декабрь.
Раздел 4. | теория | практика | ||
IV. Цикл «Ценности жизни христиан». | кол-во занятий | кол-во занятий | ||
Тема 4.1 | Форма | Беседа. Тематическое рисование. | 0,5 | 0,5 |
Назв. | «День Ангела». | |||
Тема 4.2. | Форма | Исторический экскурс | 1 | |
Назв. | «Православные праздники» | |||
Тема 4.3. | Форма | Посещение краеведческого музея | 1 | |
Назв. | «История России в вопросах и ответах» | |||
Тема 4.4. | Форма | Театрализованная постановка | 1 | |
Назв. | «Рождество Христово» | |||
Итого | 2,5 | 1,5 | ||
Всего | 4 |
Январь
Раздел 5. | теория | практика | ||
V. Цикл «Край, в котором ты живешь». | кол-во занятий | кол-во занятий | ||
Тема 5.1 | Форма | Беседа-выступление. Рисование генеалогического древа. | 1 | |
Назв. | «История моей семьи». | |||
Тема 5.2. | Форма | Историческая справка. | 1 | |
Назв. | «Зарождение Лотошинского края» | |||
Тема 5.3. | Форма | Оформление фотоуголка | 1 | |
Назв. | «Малая Родина» | |||
Тема 5.4. | Форма | Экскурсия в лесопарковую зону «Дубки» | 1 | |
Назв. | «Красота родного края» | |||
Итого | 2 | 2 | ||
Всего | 4 |
Февраль
Раздел 6. | теория | практика | ||
VI. Цикл «Православная Россия в Лицах». | кол-во занятий | кол-во занятий | ||
Тема 6.1 | Форма | Историческая выставка. | 1 | |
Назв. | «Символы России». | |||
Тема 6.2. | Форма | Музыкальная гостиная. | 1 | |
Назв. | «Звуки русской природы» | |||
Тема 6.3. | Форма | Беседа. Художественная мастерская. | 1 | |
Назв. | «Преподобный Серафим Саровский Чудотворец». | |||
Тема 6.4. | Форма | Оформление выставки. | 1 | |
Назв. | «Я люблю свою Родину» | |||
Итого | 2 | 2 | ||
Всего | 4 |
Март
Раздел 7. | теория | практика | ||
VII. Цикл «Православная культура». | кол-во занятий | кол-во занятий | ||
Тема 7.1 | Форма | Занятие-рассуждение. | 1 | |
Назв. | «Что такое культура?» | |||
Тема 7.2. | Форма | Просмотр видеофильма. Обсуждение | 1 | |
Назв. | «Святые праздники» (отрывок). | |||
Тема 7.3. | Форма | Беседа. Мастерская скульптора. | 1 | |
Назв. | «Православный храм» | |||
Тема 7.4. | Форма | Вечер поэзии. | 1 | |
Назв. | «Православная культура» | |||
Итого | 2 | 2 | ||
Всего | 4 |
Апрель
Раздел 8. | теория | практика | ||
VIII. Цикл «Хозяева и хозяюшки». | кол-во занятий | кол-во занятий | ||
Тема 8.1 | Форма | Литературная гостиная. | 1 | |
Назв. | «Хозяйка в русских народных сказках» | |||
Тема 8.2. | Форма | Мастерская ручного труда. | 1 | |
Назв. | «Семейные традиции». | |||
Тема 8.3. | Форма | Посещение мини-музея. Экскурсия. | 1 | |
Назв. | «Русская изба» | |||
Тема 8.4. | Форма | Художественная выставка. | 1 | |
Назв. | «Великая Пасха» | |||
Итого | 2 | 2 | ||
Всего | 4 |
Май
Раздел 9. | теория | практика | ||
IX. Цикл «Благодарение. Окончание путешествия». | кол-во занятий | кол-во занятий | ||
Тема 9.1 | Форма | Беседа-рассуждение | 1 | |
Назв. | «Умеем ли мы благодарить?» | |||
Тема 9.2. | Форма | Экскурсия в православный храм. | 1 | |
Назв. | «Благодарим Бога». | |||
Тема 9.3. | Форма | Литературная гостиная. | 1 | |
Назв. | «Стихотворение «Спасибо» (рисуем словом) | |||
Тема 9.4. | Форма | Художественная выставка. | 1 | |
Назв. | «Добрый мир Божий» | |||
Итого | 2 | 2 | ||
Всего | 4 |
Краткое содержание занятий.
- Цикл «Наш красивый добрый мир».
1 занятие. Мир Божий вокруг нас. (Прогулка).
Цель: дать представление о мире, в котором живёт человек как о даре (подарке) Бога человеку, ввести детей в православное понимание мира как доброго и красивого творения Бога; рассказать, как он возник.
Ход прогулки.
- Готовимся к путешествию. Вопросы детям: что мы увидим, узнаем, научимся, что будем делать? Какими бывают путешествия? Можно ли наши прогулки назвать путешествием? Что путешественникам требуется?
- Наблюдение за конкретными явлениями и объектами окружающего мира (Время суток (день, свет), небо, земля, вода, растения, солнце, птицы, насекомые, животные, люди).
- Игровая деятельность. П/и «Коршун», «Следопыты».
- Заключительная беседа. Вспоминаем, как прошло путешествие. Обсуждаем семь дней творения Богом мира, вспоминаем, когда мы говорим «спасибо», обращаем внимание на слово «дар», взаимосвязь с понятным и радостным детям словом «подарок». Подчеркнуть, что мир вокруг – это дар от Бога человеку.
- Продуктивная деятельность после прогулки. Рисование «Что мы видели на прогулке?»
2 занятие. Что создал Бог за 7 дней на земле? (Творческая мастерская).
Цель: закрепить представление детей о семи днях творения Богом мира, привлечение внимания детей к разнообразию цвета, звучанию его в природе, к разнообразию форм окружающего мира, целесообразности и премудрости его устроения, способствовать развитию творческих способностей – умению отражать в своих работах красоту мира.
Ход занятия.
- Беседа о днях недели, предыдущей прогулке, сотворении мира за 7 дней. Называем, что конкретно создал Бог в каждый из дней, рассматриваем иллюстрации, а также рисунки, созданные детьми неделю назад после прогулки.
- Прослушивание аудиозаписей: шум моря, дождя; звуки ветра; пение птиц, спокойной мелодичной музыки.
- Рисование и пластилинография: просим изобразить детей один из дней во время сотворения мира, отразить красоту первозданной природы, с помощью изобразительных материалов.
- Просим детей рассказать о своей работе, пояснить какой из дней изображён в их рисунке.
- Организуем выставку художественного творчества.
3 занятие. Кто сотворил добрый мир? (Занятие-путешествие).
Цель: закрепить с детьми понятие Творец, подвести содержательное обобщение материала о сотворении мира. Повторить с детьми времена года название месяцев, основные приметы. Просмотреть мультфильм «Сотворение мира» - обсудить основные его моменты.
Ход занятия:
- Объяснить детям понятие Творец, вспомнить, что сотворил Бог за 7 дней на земле.
- Отправиться в импровизированное путешествие по 7 дням сотворения мира, с помощью наглядного материала повторить времена года, основные приметы, название месяцев.
- Подвести детей в финале пути к тому, что весь мир вокруг нас – прекрасен и он последователен, что всё существует не зря, а существует благодаря Творцу – Господу Богу, и мир необходимо беречь и охранять.
- Просмотреть мультфильм «Сотворение мира» - обсудить основные его моменты.
4 занятие. «Звуки доброго мира». (Музыкальное занятие).
Цель: вспомнить совместно с детьми песни про доброту, дружбу, солнце и хорошее настроение. На примере разных музыкальных инструментов послушать звуки доброго мира «Путешествие капельки» (колокольчик, бубен, треугольник, металлофон). Научить игре «Фигуры животных» - вспомнить какие звуки издаёт каждое животное. Прослушать аудиозапись с пением птиц. Нарисовать животное, которое издаёт самые добрые звуки.
Ход занятия:
- Вспомнить совместно с детьми песни про доброту, дружбу, улыбки, хорошее настроение. Напеть их, станцевать танец «Улыбка». Попросить детей прокомментировать, почему именно эти песни можно назвать добрыми.
- Провести музыкальную игру «Путешествие капельки» - поиграть на колокольчике, бубне, треугольнике, металлофоне – попросить детей сочинить историю про капельку, пояснить, что история получается доброй из-за звуков, которые издают инструменты.
- Предложить детям в процессе игровой деятельности изобразить животных, насекомых или птиц, которые по их представлению издают добрые звуки.
- Прослушать аудиозапись с пением птиц, сделать вывод, что звуки доброго мира окружают нас каждый день.
- Предложить детям нарисовать животное, которое по их мнению, издаёт самые добрые звуки.
- Цикл «Устроение отношений в мире».
1 занятие. «Что такое хорошо и что такое плохо?» (Литературная гостиная).
Цель: познакомить детей с нормами христианской этики, объяснить, как были устроены отношения в красивом, добром мире, почему они изменились; напомнить, что в душе человека горит неугасаемый огонёк совести, который подсказывает, что хорошо, что плохо.
Ход занятия:
- Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», опросить детей, что они поняли из этого стихотворения.
- Беседа о добрых и плохих привычках. Тренинг «Свеча души». Учить детей анализировать свои поступки.
- Просмотр мультфильма «Просто так». Обсуждение увиденного.
- Чтение сказки «Кот и петух». Затем воспитатель называет поочерёдно плохие и хорошие качества. Дети хлопают в ладошки, услышав хорошее качество, и сидят тихо, услышав плохое.
- Игровая деятельность. «Как поступить, если…»
- Итоговое рисование «Радуга. Добрые правила жизни».
2 занятие. «Законы, которыми Бог сохраняет мир».(Занятие-поучение).
Цель: продолжать знакомство детей с нормами христианской этики. Учить детей слушать рассказ о заповедях, которых дал Бог, делать выводы. Учить понимать какие дела являются добрыми.
Ход занятия:
- Прослушать с детьми песенку и м/ф «Кот Леопольд» «Если добрый ты». Обсудить текст песенки.
- Побеседовать с детьми на тему: «Добрые качества моей души и добрые дела».
- Рассказать детям о заповедях Бога. Среди них для детей самая главная заповедь – о послушании.
- Игровая деятельность «Аптека добрых дел». Подумать, каким лекарством вылечить злую бабу-ягу, жадную старуху из сказки о золотой рыбке, братца Иванушку, который превратился в козлёночка.
- Творческая деятельность. «Рисуем дерево добра».
3 занятие. «Изображение добрых дел». (Художественная лаборатория).
Цель: подвести итог предыдущим двум занятиям, с помощью разных изобразительных средств подготовить работы на выставку «Наши добрые дела». Развивать воображение и фантазию. Воспитывать в детях доброе отношение к миру и друг к другу.
Ход занятия:
- Вспомнить с детьми заповеди, изученные ранее, предложить детям рассказать какие добрые дела они совершили за последнюю неделю.
- Обсудить с детьми подготовку к выставке для родителей «Наши добрые дела». Определить для каждого ребёнка, какое доброе дело он будет изображать.
- Предложить детям разные материалы для работ: кисти, краски, цветные карандаши, цветную бумагу, гербарий из листьев и цветов, макаронные изделия разных видов, разноцветное солёное тесто, песок, крупы – показать, что делать с этими материалами.
- По окончанию творческой деятельности попросить каждого из детей прокомментировать свою работу.
4 занятие. «Православный праздник Покров». (Историческая театрализованная постановка (при участии родителей).
Цель: познакомить детей с сутью и происхождением православного праздника Покров. Выучить театрализованную постановку по данной теме, организовать концерт для детей и родителей старшей группы. Воспитывать у детей желание проявить себя, участвовать в общем деле. Организовать совместный с родителями досуг. Развивать личностные качества детей: артистичность, характер, уверенность в своих действиях.
Ход занятия:
Предварительная работа:
Рассказать детям о истории и смысле православного праздника Покров, объяснить, что другим детям детского сада, тоже было бы интересно узнать об этом. Предложить детям, при участии родителей, поставить спектакль к празднику.
Сценарий постановки см. в Приложении 1.
- Цикл «Как устроены отношения в нашей жизни?»
1 занятие. «Моя семья. Отношения родителей и детей».(Беседа. Тест «Рисунок семьи»).
Цель: с помощью беседы о роли семьи, рассматривания дидактического материала на тему «Моя семья» - донести до детей ценность родительской опеки и заботы. Провести диагностический тест «Рисунок семьи», определить качество взаимоотношений в семьях воспитанников – для развития дальнейшей воспитательно-образовательной работы.
Ход занятия:
- Рассказать детям о том, как хорошо, что о них постоянно заботятся родители, пояснить, что не у всех есть родители, на примере показать как тяжело тем детям, которые не получают родительской ласки и любви.
- Обсудить с детьми вопрос взаимоотношений с мамой и папой – нацелить на то, что если вы послушны, то и родители спокойны и ласковы.
- Попросить детей нарисовать рисунок на тему «Я и моя семья»
- Рассмотреть каждый рисунок, поблагодарить и похвалить каждого из воспитанников.
2 занятие. «Памятники Лотошинского района». (Экскурсия).
Цель: воспитывать патриотические чувства у детей, прививать любовь к родным местам и уважение к историческому прошлому родного посёлка. Развивать у детей внимательность при посещении памятников, слушая рассказ воспитателя.
Ход занятия:
- На экскурсии к памятникам п. Кировский и п. Лотошино рассказать детям о том, какие подвиги и великие дела совершили люди, наши предки. Объяснить, почему им поставили памятники.
- Придя, в детский сад попросить детей вспомнить, что они запомнили из экскурсии.
- Дать задание детям, спросить у родителей, какие подвиги и просто хорошие дела сделал кто-либо из родственников их семьи. Например, в годы войны.
3 занятие. «Моя Родина. Отношение к родной земле». (Занятие-рассуждение).
Цель: дать чёткое понимание термина «Родина», пояснить детям, что Лотошинский район с разными его посёлками, деревнями, сёлами, природой является нашей Родиной. Воспитывать у детей желание сохранять и оберегать родные места. Развивать у детей внимание и патриотические чувства.
Ход занятия:
- Рассмотреть стенд «Край мой Лотошино» - пояснить детям, что на фотографиях изображены места нашего посёлка – обобщить, что всё это наша Родина.
- Рассказать детям, что каждый человек имеет свою Родину, это то место, где он родился, вырос и живёт.
- Опросить детей, что они считают своей родиной. Дать задание нарисовать своё любимое место, где они любят гулять, играть.
- После рисования рассмотреть с детьми места малой родины каждого из детей, попросить рассказать ос воих рисунках.
- Посмотреть совместно с детьми видео-презентацию «Моё Лотошино».
4 занятие. «Мой дом». (Мастерская скульптора).
Цель: научить детей с помощью пластилина, солёного теста, бумажной массы, глины – конструировать фигурку домика. Развивать внимание, воображение и мелкую моторику детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к родному дому.
Ход занятия:
- Побеседовать с детьми о том, за что мы любим место в котором мы живём. Объяснить связь между нашим отношением к дому и тому как этот дом выглядит.
- Попросить детей представить, как будет выглядеть их собственный дом, когда они вырастут, если они этот дом будут очень любить.
- Показать детям из каких деталей нужно лепить свой Дом Будущего – конус, куб, шар или цилиндр. Объяснить детям как их вылепить из разных видом пластических масс.
- Дать детям понятие, как пользоваться бумажной массой и солёным тестом, а также какие меры соблюдения чистоты применять при работе с глиной и пластилином.
- По истечению всех работ, устроить выставку «Мой дом», попросить каждого из ребят рассказать о своей постройке.
- Цикл «Ценности жизни христиан».
1 занятие. «День ангела». (Беседа. Тематическое рисование).
Цель: дать детям понятие о том, что у каждого человека существует свой Ангел, который охраняет жизнь своего подопечного. Объяснить детям, что у каждого человека есть имя, которое имеет значение, рассказать каждому из детей кратко и доступно, что означает его имя. Развивать у детей мышление и креативность, путём тематического рисования по теме предыдущей беседы. Воспитывать аккуратность при работе с красками.
- Рассказать детям о том, что у каждого человека при рождении появляется ангел-хранитель, который помогает жить и не болеть.
- Дать разъяснение того, что каждому ребёнку при рождении даётся имя, которое что-то значит, рассказать о значении имён воспитанников. Пояснить, что при появлении нового имени празднуется своеобразный день рождения, который называется Именины.
- Дать детям задание подумать, как выглядит их ангел-хранитель и с помощью красок изобразить своего.
- Устроить выставку рисунков, с подписью имени автора, расшифровкой имени и датой приближающихся именин.
2 занятие. «Православные праздники». (Исторический экскурс).
Цель: рассказать детям о том, что в России существует немало праздников, которые имеют свою связь с Богом и его божественными делами. Дать детям представление о истории и значении таких праздников как Рождество, Благовещение, Троица, Покров, Пасха. Развивать память и внимание детей. Воспитывать культуру праздничных традиций.
Ход занятия:
- Просмотреть мультипликационный фильм «Достоин каждый». Объяснить детям смысл м/ф и подвести детей к тому, что с библией связано не только описание жизни святых людей, но и праздники и традиции, сформированные за многие годы.
- Дать детям описание исторического значение таких праздников, как Рождество, Троица, Покров, Пасха, Благовещение.
- Спросить у детей, что они знают об православных праздниках. Пояснить, что нужно делать на праздник.
- Рассмотреть с детьми дидактический материал по данной теме.
3 занятие. «История России в вопросах и ответах». (Посещение краеведческого музея).
Цель: дать детям целостное наглядное представление об историческом прошлом России, прослушать экскурсионный доклад в краеведческом музее. Развивать у детей интерес к истории страны. Воспитывать культурное поведение при посещении общественных мест.
Ход занятия:
- Совершить экскурсию в краеведческий музей п. Лотошино. Прослушать рассказ экскурсовода о истории России.
- Попросить экскурсовода ответить на вопросы детей.
- После посещения музея путём беседы, закрепить полученные знания.
4 занятие. «Рождество Христово». (Театрализованная постановка).
Цель: дать детям расширенное представление о празднике «Рождество Христово», показать наглядно, с помощью театра кукол, историческую постановку об истории происхождения этого праздника. Вызвать у детей желание изготовить подарки для своих родителей к этому празднику.
Ход занятия:
- Показать детям постановку «Рождество Христово», посредством кукольного театра.
- Обсудить смысл увиденного, ответить на вопросы детей.
- Рассказать, что на этот праздник принято дарить сувениры, показать детям, как их изготовить.
Сценарий постановки см. в Приложении 2.
- Цикл «Край, в котором ты живешь».
1 занятие. «История моей семьи». (Беседа-выступление, рисование генеалогического древа)
Цель: научить детей самостоятельно составлять рассказ о своей семье, уточнить знания детей о том, кто старший в их семье, а кто младший из родственников. Дать понятие генеалогического древа, учить детей составлять схемы своих родственных связей. Развивать и активировать словарный запас. Воспитывать уважение к старшему поколению.
Ход занятия:
- Рассмотреть совместно с детьми дидактический материал на тему «Моя семья», заострить внимание на картинках по теме генеалогического древа.
- Пояснить детям принцип составления такого дерева: от самых старших родственников – до самых младших.
- Попросить детей кратко рассказать о своей семье, кто из родственников самый старший, а кто самый младший.
- Совместно с детьми организовать рисование «Моё генеалогическое древо».
- Рассказать о том, что если бы не было прабабушек и прадедушек и других старших родственников, то не было бы и присутствующих детей. Объяснить детям, что старшие давно живут и много знают – поэтому их нужно уважать, ценить и оберегать от разных волнений.
2 занятие. «Зарождение Лотошинского края». (Историческая справка.)
Цель: учить детей слушать рассказ на историческую тему. Воспитывать патриотические чувства к родному краю. Развивать логическое мышление путём соотнесения времени и событий.
Ход занятия:
- Рассмотреть исторические фотографии хронологии развития Лотошинского района.
- Зачитать детям историческую справку о появлении поселений в Лотошинском крае, пояснить смысл изображения торговца «лотошника», изображённого на гербе посёлка.
- Рассмотреть совместно с детьми фотоархив детского сада №6 «Дубок» за 40 лет его существования. Ответить на вопросы детей.
- Подвести итог занятия с помощью просмотра презентации о красоте современного Лотошинского района.
3 занятие. «Малая Родина». (Оформление фотоуголка.)
Цель: вспомнить с детьми определение «Малой Родины», учить детей выполнять оформительские работы, пользоваться клеем. Воспитывать аккуратность и эстетический вкус при формировании фотовыставки. Развивать патриотические чувства по отношению к своей малой родине.
Ход занятия:
- Побеседовать с детьми на тему предыдущих занятий, повторить определение «Родина», «Малая родина».
- Рассмотреть фотографии, подготовленные детьми на тему «малая родина», попросить детей прокомментировать выбор сюжета фото.
- Показать детям стенд «Край мой Лотошино», пояснить как сделать такую фотовыставку.
- Раздать детям принадлежности для аппликации, оформить фотоуголок.
- Попросить родителей оценить работу детей.
4 занятие. «Красота родного края» (Экскурсия в лесопарковую зону «Дубки»).
Цель: дать детям представление о красоте родного края в зимний период, посетив лесопарковую зону «Дубки». Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать внимание и коммуникативные возможности детей при помощи беседы.
Ход занятия:
- Организовать экскурсию в лесопарковую зону «Дубки».
- Во время экскурсии устроить наблюдение за птицами и животными, подчеркнуть красоту окружающего пейзажа.
- Вспомнить с детьми как зимуют в лесу животные, птицы, насекомые.
- Организовать п/и «Два мороза».
- По итогам прогулки организовать тематическое рисование «Красота родного края», оформить выставку рисунков для родителей.
- Цикл «Православная Россия в Лицах».
1 занятие. «Символы России». (Историческая выставка)
Цель: познакомить детей с официальными и исторически обоснованными символами России. Развивать любознательность и интеллектуальные способности детей путём вовлечения в обсуждение темы занятия. Воспитывать духовно-нравственную культуру дошкольников путём изучения истории России.
Ход занятия:
- Прочитать стихотворения В. Степанова из цикла «Моя родина – Россия».
- Рассмотреть иллюстрации к стихотворениям.
- Пояснить, что все стихотворения о России и являются её символами.
- Рассмотреть с детьми выставку наглядного и дидактического материала на тему «Символы России».
- Предложить детям самостоятельно для своих родителей провести экскурсию по выставке.
2 занятие. «Звуки русской природы». (Музыкальная гостиная).
Цель: учить различать характер и темп музыки, продолжать развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке. Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке.
Ход занятия:
- Прослушать с детьми композицию «Звук колокола», пояснить детям, что такой перезвон звучит на православные праздники и богослужения в церквях.
- Побеседовать с детьми на тему того, какие животные и птицы живут в российских лесах. Прослушать аудиозаписи голосов птиц и животных.
- Прослушать песни лотошинской поэтессы Н.Г. Наградовой из цикла «Лотошинье моё». Подчеркнуть красоту мелодии и объяснить содержание текста песни.
- В конце занятия вспомнить ранее выученные детьми русские народные песни и танцы, пояснить, что это тоже наше культурное наследие.
3 занятие. «Преподобный Серафим Саровский Чудотворец». (Беседа. Художественная мастерская).
Цель: познакомить детей с житием Преподобного Серафима Саровского Чудотворца. Развивать у детей такие нравственные качества, как умеренность в потребностях, умение ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых. Воспитывать у детей чувство гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия, стыдливости совершения безнравственных поступков.
Ход занятия:
- Просмотреть мультфильм «Преподобный Серафим Саровский», обсудить увиденное.
- Проговорить совместно с детьми, почему обычный человек стал святым, какие поступки он совершил, чтобы вознестись на небеса?
- Предложить детям разные художественные материалы для работы на тему «Добрые дела».
- Подготовить выполненные работы для выставки.
4 занятие. «Я люблю свою Родину». (Оформление выставки).
Цель: вспомнить с детьми определение Родина, учить детей выполнять оформительские работы, пользоваться клеем. Воспитывать аккуратность и эстетический вкус при формировании выставки. Развивать патриотические чувства по отношению к своей родине.
Ход занятия:
- По итогам предыдущих занятий выбрать лучшие художественные работы для выставки.
- Поручить детям раскрасить буквы для заголовка стенда.
- После формирования экспозиции попросить каждого из детей провести экскурсию по выставке.
- Цикл «Православная культура».
1 занятие. «Что такое культура?» (Занятие-рассуждение.)
Цель: познакомить детей с понятием «культура» и её видами. Расширять кругозор детей, развивать внимательность и интеллектуальные возможности. Поощрять стремление задавать вопросы воспитателю и сверстникам.
Ход занятия:
- Рассмотреть с детьми картинки на тему «Культура поведения».
- Рассказать, как раньше, много лет назад, вели себя наши дедушки и бабушки, какое поведение считалось культурным.
- Составить совместно с детьми «Ромашку культурных проявлений» - на ней отметить, что в детском саду мы делаем соблюдая правила культуры поведения, приложить фотографии.
- Вспомнить совместно с детьми ранее изученные заповеди, пояснить, что следование им и есть православная культура поведения.
2 занятие. «Святые праздники». (Просмотр видеофильма. Обсуждение).
Цель: просмотреть с детьми отрывок из кинофильма «Святые праздники». Развивать у детей внимательность и активизировать память. Воспитывать культуру проведения православных праздников.
Ход занятия:
- Просмотреть с детьми отрывок из кинофильма «Святые праздники». Попросить детей описать свои ощущения от фильма.
- Объяснить, что каждый православный праздник имеет свою историю и традиции для того, чтобы его отмечать.
- Попросить детей вспомнить, какие православные праздники они помнят, какие отмечают дома с родителями, как они это делают.
- Рассказать детям о культуре проведения праздника Пасхи, Рождества Христова и Троицы.
3 занятие. «Православный храм». (Беседа. Мастерская скульптора).
Цель: изучить с детьми название и формы частей постройки православного храма, научить конструировать из деревянных деталей миниатюру храма. Развивать творческие способности и художественный вкус во время работы в мастерской с пластилином и солёным тестом. Воспитывать у детей внимание и нравственность.
Ход занятия:
- Из темы предыдущего занятия напомнить детям, что все православные праздники начинаются с молитвы и торжественного богослужения в православном храме.
- Рассмотреть с детьми в рабочих тетрадях схему храма, назвать основные части его постройки.
- С помощью деревянного конструктора поэтапно, называя части постройки – выстроить макет православного храма.
- Обсудить с детьми, какие цвета и украшения используются в убранстве храма.
- Предложить детям с помощью пластилина или солёного теста выстроить свой храм. Работа в группах по 3 человека.
- По окончании работ организовать минивыставку скульптуры, отметить достоинства каждой работы.
4 занятие. «Православная культура».( Вечер поэзии).
Цель: учить внимательно слушать стихотворения, чувствовать, понимать и воспроизводить образность поэтического языка. Формировать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.
Ход занятия:
- Прочитать детям 4 стихотворения по теме «Православные праздники» - «Светлое Рождество»; «Пасхальная история»; «Берёзки в Троицу»; «Покров».
- Попросить детей задавать вопросы после каждого прочитанного стихотворения.
- Беседа по содержанию прочитанного.
- Упражнение «Скажи по-другому».
- Цикл «Хозяева и хозяюшки».
1 занятие. «Хозяйка в русских народных сказках». (Литературная гостиная.)
Цель: учить понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета. Развивать умение выделять по признакам нужный образ – Хозяйки. Воспитывать отрицательное отношение к лени.
Ход занятия:
- Объяснить детям понятие «Хозяйка», на примере сказки «Морозко» выяснить, какие характеристики выделяют хозяйку.
- Попросить детей, указать в каких сказках ещё встречается образ «Хозяйки», обосновать свой выбор.
- Вспомнить с детьми сказку К.И. Чуковского «Федорино горе» - указать какие обязанности не выполняла хозяйка, и что потом произошло.
- Сделать общий вывод, что лень – это недруг порядка в хозяйстве. Выбрать образ поведения, который воспитывает хозяйственное отношение.
- Знакомим с помощью наглядного материала с укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов.
2 занятие. «Семейные традиции».(Мастерская ручного труда).
Цель: научить детей обобщённым способам изготовления поделок, передать знания и умения и способствовать формированию ручных умений. Развивать фантазию и выдумку. Воспитывать способность к самообучению.
Ход занятия:
- Рассмотреть с детьми изделия русских народных промыслов: глиняные игрушки-свистульку Тульской и Кировской областей, дымковскую барышню, гжельскую посуду, павлопосадский платок, вологодские кружева.
- Предложить детям, выбрать какой предмет русских народных традиций они будут изготавливать.
- Помочь понять технику изготовления сувениров и поделок.
- По итогам работ подготовить презентацию для родителей «Семейные традиции», создать «рекламу» для каждого, изготовленного детьми сувенира.
3 занятие. «Русская изба». (Посещение мини-музея, экскурсия).
Цель: расширить представление детей о быте жителей Лотошинского края много лет назад, пояснить чем занимались хозяева и хозяйки в деревнях. Развивать образное мышление и воображение детей. Воспитывать патриотические чувства и уважение к старшему поколению.
Ход занятия:
- Познакомить детей с предметами обихода и кухонной утвари, характерными их названиями.
- Рассмотреть исторические фотографии, как выглядело Лотошино много лет назад, пояснить, чем традиционно занимались женщины и мужчины на селе.
- Рассказать, что делали дети в далёком прошлом, и какие обязанности у современных детей.
- По итогу экскурсии, попросить детей поделиться своими впечатлениями об увиденном.
4 занятие. «Великая Пасха». (Художественная выставка).
Цель: углублять знания детей в традициях православных праздников, выделять роль взрослых и детей при праздновании Светлой Пасхи. Развивать мелкую моторику и художественный вкус детей при раскрашивании пасхальных сувениров. Воспитывать понимание детьми своего места в семье, деятельного участия в домашних делах.
Ход занятия:
- Просмотреть с детьми мультфильм из серии «Моя первая Библия» - «Пасха». Помочь понять смысл сюжета.
- Пояснить детям, что традиция в святое воскресение «Пасхи» раскрашивать, дарить или есть яйца зародилась благодаря данному празднику. Пояснить, какие этапы предшествуют празднику. Подчеркнуть роль детей в помощи родителям.
- Предложить детям раскрасить заготовки яиц, соблюдая аккуратность и пользуясь определённой палитрой цвета.
- Подготовить выставку «Великая Пасха» - привлечь к её оформлению детей.
- Цикл «Благодарение. Окончание путешествия».
1 занятие. «Умеем ли мы благодарить?» (Беседа-рассуждение).
Цель: объяснить детям, что такое настоящая благодарность человеку – готовность помочь ему. Дать определение словам «Спасибо», «Благодарю». Развивать мыслительные процессы, интеллектуальные данные детей. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Ход занятия:
- На примерах объяснить детям, что если настоящая благодарность человеку за доброе дело – это доброе дело в ответ, т.е. помощь в чём-либо.
- Дать определение двум словам «Спасибо» и «Благодарю». Показать сходство этих двух понятий.
- Попросить детей рассказать о своих добрых делах кому-то из своих знакомых, друзей, членов семьи.
- Психотренинг «Спасибо всем!»
- Рассмотреть с детьми картинки с изображением добрых дел – попросить детей определить, кому из персонажей нужно говорить «Спасибо» п придумать дальнейшую историю того, как можно отблагодарить положительный персонаж.
2 занятие. «Благодарим Бога». (Экскурсия в православный храм).
Цель: познакомить детей с убранством и основными достопримечательностями Храма Преподобного Серафима Саровского Чудотворца в п. Лотошино. Объяснить, как нужно благодарить Бога и за что. Расширить кругозор детей при помощи рассказа о нательном кресте, пояснить для чего его носят. Воспитывать духовно-нравственную культуру дошкольников посредством освещения великолепия и красоты убранства православного храма.
Ход занятия:
- Проследовать к храму Преподобного Серафима Саровского в п. Лотошино.
- Во время экскурсии по храму рассказать детям, зачем люди носят нательный крест, на примере прихожан показать, как нужно молиться.
- Рассказать детям, что молитва нужна для того, чтобы обращаться к Богу, благодарить его за то, что он создал наш мир и направляет нас к добрым делам.
- Заострить внимание детей на красоте убранства храма. Пояснить, что люди так благодарят Бога, делая храм красивым и величественным.
3 занятие. «Стихотворение «Спасибо» (рисуем словом). (Литературная гостиная).
Цель: прочитать детям стихотворение «Спасибо», научить понимать смысловую нагрузку данного произведения. Развивать речевые возможности детей и обогащать их словарный запас. Воспитывать культуру поведения в обществе.
Ход занятия:
- Прочитать детям стихотворение «Спасибо», провести беседу о его смысле.
- Попросить нескольких детей рассказать, какие поступки нужно совершать, чтобы им говорили «Спасибо».
- Показать детям на примере, как люди с помощью добрых дел благодарят других.
- Вспомнить с детьми сколько они сделали добрых поступков за последнее время, а также говорили ли они своим близким за их заботу «Спасибо».
- Подводя итог, поблагодарить детей за то, что они хорошо работали во время занятия.
4 занятие. «Добрый мир Божий». (Художественная выставка).
Цель: подобрать для итоговой выставки лучшие работы воспитанников за год. Учить детей выполнять оформительские работы, пользоваться клеем. Развивать мелкую моторику и эстетический вкус. Воспитывать аккуратность и эстетический вкус при формировании выставки.
Ход занятия:
- По итогам предыдущих занятий выбрать лучшие художественные работы для выставки.
- Поручить детям, раскрасить буквы для заголовка стенда.
- После формирования экспозиции попросить каждого из детей провести экскурсию по выставке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
“Ладушки” Программа кружка духовно – нравственное воспитание для детей старшего дошкольного возраста (на основе приобщения к истокам русской народной и православной культуры)
Во славу Божию!Дорогие педагоги детских садов, с большой любовью и огромной надеждой посвящаю вам свою работу: «Программа кружка «Ладушки»! Над ней я работала больше 15 лет, когда...
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию по программе « Основы духовно-нравственной культуры «Мир- прекрасное творенье» (Гладких Л.П., Зиновий, митрополит Саранский и Мордовский, О.С. Ильина, В.М. Меньшиков; Курский государственный университет
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию по программе « Основы духовно-нравственной культуры «Мир- прекрасное творенье» (Гладких Л.П., Зиновий, ми...
Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»
Цель реализации программы: развитие у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.Достижение поста...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет «Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»
laquo;Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»...
ДОП ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ "НАРОДНАЯ КУКЛА-КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ"
Данная программа «Народная кукла - как национальная традиция русской культуры» является специализированной программой духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и их родит...
Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»
Цель: развитие у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.Достижение поставленной цели предусма...
Программа по духовно-нравственному воспитанию детей «Воспитание добротой»
Программа по духовно-нравственному воспитанию детей «Воспитание добротой» (для детей дошкольного возраста 4-7лет, срок реализации 3 года)...