Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»
рабочая программа
Цель: развитие у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
Образовательные:
- Формирование духовно-нравственного потенциала детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества.
- Приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей.
- Формировать умение слушать сказки, притчи, понимать их смысл.
- Научить детей отображать нравственные уроки сказок в изобразительном творчестве, театрализованной деятельности.
Воспитательные:
- Воспитание в душе каждого ребенка духовного начала.
- Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
- Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.
- Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.
- Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
- Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине, семье.
Развивающие:
- Развитие способности детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умения делать нравственный выбор.
- Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
- Развивать творческие способности детей.
- Развить воображение, фантазию.
Оздоровительные:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
- Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_dlya_vospitaniya_dushi.docx | 83.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10
г. Вязьмы Смоленской области
Принята решением педагогического совета МБДОУ д/с №10 г.Вязьмы Смоленской области 30.08.2020 г Протокол №1 | Утверждена Приказом МБДОУ д/с №10 г.Вязьмы Смоленской области 33/01-08 от 30.08.2020 Заведующий __________________ Е.А.Ильина |
Образовательная программа
по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
«Сказки для воспитания души»
Автор-составитель: Чупина Елизавета Владимировна,
Воспитатель первой квалификационной категории
г. Вязьма, Смоленская область
№ п/п | Содержание | Стр. |
1. | Пояснительная записка | |
1.1 | Направленность и уровень программы | |
1.2 | Актуальность | |
1.3 | Цели и задачи программы | |
1.4 | Принципы и подходы программы | |
1.5 | Особенности работы со сказками | |
1.6 | Модель образовательного процесса | |
1.7 | Планируемые результаты | |
2. | Содержание программы | |
2.1 | Учебный план Перспективное планирование: Образовательная деятельность с детьми 3-4 лет Образовательная деятельность с детьми 4-5 лет Образовательная деятельность с детьми 5-6 лет Образовательная деятельность с детьми 6-7 лет | |
3. | Формы аттестации и оценочные материалы | |
3.1 | Подведение итогов реализации программы | |
3.2 | Диагностика освоения воспитанниками программы «Сказки для воспитания души» | |
4. | Организационно-педагогические условия реализации программы | |
4.1 | Материально-техническое обеспечение программы | |
4.2 | Литература |
РАЗДЕЛ 1.
Пояснительная записка образовательной программы дополнительного образования детей дошкольного возраста
- Направленность и уровень программы.
Направленность – социально-педагогическая
Уровень программы – ознакомительный
- Актуальность
Роль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития фантазии до развития правильной речи.
Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь.
Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения.
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности.
Программа «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Сказки для воспитания души» разработана в целях осуществления государственной политики в области образования Российской Федерации, реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации прав и свобод граждан в области образования и культуры, с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.
Программа представляет собой содержательный модуль «Духовно- нравственная культура (православная культура)» основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Он не заменяет, а дополняет основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с содержанием новой предметной области, выделенной в Государственном образовательном стандарте нового поколения, опирается на традиции отечественной педагогической школы в области нравственного воспитания, дополняет базовую программу воспитания и обучения в детском саду по содержанию образовательных областей ФГОС «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» материалами духовно-нравственного воспитания; обеспечивает преемственность решения задач духовно-нравственного воспитания на уровне дошкольного образования в соответствии со стандартами нового поколения; способствует обеспечению реализации права родителей на достоверную информацию об образовательных услугах дошкольного учреждения.
Современная нормативно-правовая база обеспечивает переход к созданию гибкой многофункциональной системе, закрепляет право дошкольных организаций работать по разным программам для удовлетворения образовательных потребностей социума. Программа разработана и утверждена МБДОУ самостоятельно в соответствии с ФГОС ДО, с учётом основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с №10 г. Вязьмы Смоленской области.
1.3 Цели и задачи реализации дополнительной программы дошкольного образования
Цель: развитие у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
Образовательные:
- Формирование духовно-нравственного потенциала детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества.
- Приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей.
- Формировать умение слушать сказки, притчи, понимать их смысл.
- Научить детей отображать нравственные уроки сказок в изобразительном творчестве, театрализованной деятельности.
Воспитательные:
- Воспитание в душе каждого ребенка духовного начала.
- Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
- Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.
- Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.
- Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
- Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине, семье.
Развивающие:
- Развитие способности детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умения делать нравственный выбор.
- Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
- Развивать творческие способности детей.
- Развить воображение, фантазию.
Оздоровительные:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
- Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.
1.4 Принципы и подходы к реализации программы.
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие.
в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
- Принципы: дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования. Этот принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
- Культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной конфессиональной принадлежности познакомится с традиционной духовно-нравственной культурой России;
- Исторического и культурного соответствия религиозным традициям России;
- Личностно-ценностного соответствия содержания программы закономерностям развития детей дошкольного возраста;
- приоритет духовных общечеловеческих и общероссийских ценностей в воспитательно-образовательном процессе;
- признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка.
1.5 Особенности работы со сказками с детьми 3-4 лет
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и социальной ситуации развития.
В возрасте 3-4 лет дети только ещё открывают для себя мир, познают его. Они наделены безграничной фантазией и их тянет к окружающему. Ребенок в этот период постигает все преимущественно при помощи тактильных ощущений. Через ощущения приходит понимание, осмысление происходящего вокруг. В этом возрасте детям ещё неведом мир букв и цифр, хотя они часто рассматривают их в книгах, но пока воспринимают только как красивые картинки. Им больше понравятся сказки, рассказанные взрослыми.
Особенностью проводимых занятий с использованием сказок с детьми в этом возрасте является обращение к наглядности более, чем в другие возрастные периоды. Это и рассказывание сказки с использованием различных видов театра – кукольного («Би-ба-бо»), пальчикового, настольного, а также пальчиковые, хороводные, подвижные игры по сюжету сказки.
Особенности работы со сказками с детьми 4-5 лет
Ребёнок к 4-5 годам не только получает новые знания, но и способен анализировать, сравнивать. Дети в этом возрасте хорошо воспринимают особенности предметов (присущие им признаки) и характеристику: большой – маленький, толстый – тонкий. Такими же они видят героев сказки: сильный – слабый, смелый – трусливый и т.д. В этот период многие дети начинают уже самостоятельно тянуться к книгам, осознанно и целенаправленно. Они часто просят почитать им, с удовольствием рисуют, делают поделки к прочитанной сказке и т.д. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонацию, выделяют речь тех или иных персонажей. Изменяется содержание общения ребёнка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребёнок. Ведущим становится познавательный мотив. Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Это учитывается при планировании длительности занятия. На занятиях с детьми 4-5 лет становится возможным и эффективным использование таких форм и методов, как драматизация, обсуждение, художественное творчество (изобразительная деятельность, изготовление поделок и др).
Особенности работы со сказками с детьми 5-6 лет
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Рисунки приобретают сюжетный характер. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Продолжает совершенствоваться речь, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Работа со сказками в этот возрастной период также опирается на психологические особенности возраста. Усложняются уже использованные ранее формы и методы (например, художественное творчество). Особенности развития речи и мышления детей 5-6 лет позволяют использовать новый метод работы со сказками – сочинение детьми продолжения сказки, а также собственных историй. Более развернуто будет проходит обсуждение прочитанного, детям становится доступным понимание скрытого смысла, они уже могут самостоятельно сформулировать «нравственные уроки» услышанных сказочных историй и притч. Также эффективна театральная деятельность. Участие в небольших спектаклях раскрывает творческий потенциал детей, способствует развитию активности, самостоятельности, коммуникативных способностей.
Особенности работы со сказками с детьми 6-7 лет
К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.
Усложняются уже использованные ранее формы и методы работы со сказками (например, художественное творчество, театральная деятельность). Дети испытывают неподдельный интерес к сказкам, потому что произведения этого жанра соприкасаются с их психикой, воздействуя на неё и помогая ребёнку избавиться от страхов. Они всё происходящее представляют более полно и красочно, вкладывая в сказку дополнительный смысл, связанный с их собственной жизнью. Ребёнок в этом возрасте воспринимает окружающий его мир во всей полноте красок и ощущений. Дополняемый звуками и словами, он становится богаче, ярче и вдохновляет на создание собственных сказок, написание картин и лепку фигурок героев из пластилина. Каждая сказка вызывает у детей определенные эмоции, несет в себе потенциал для духовного развития. В процессе занятий с использованием сказок реализуется одна из важных задач духовно-нравственного воспитания детей – воспитание таких качеств как сострадание, милосердие. Сострадание – часть творческого мышления, умение думать о ближнем, о человеческой беде, оно помогает стать ребенку искренним и милосердным. Творческое восприятие, развиваясь, делает ребёнка способным не только оригинально мыслить, но иначе относиться к окружающей действительности.
1.6 Модель образовательного процесса.
Режим дня
Занятия проводятся во второй половине дня по четвергам в 15.30 часов.
Программа рассчитана на четыре года обучения и рекомендуется для занятий детей с 3 до 7 лет.
Программа «Сказки для воспитания души» предлагает проведение занятий 1 раз в неделю. Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий в кружке по духовно-нравственному воспитанию – 36 ч.
Регламентирование образовательного процесса на неделю
Возрастная группа | Количество ООД в неделю | Продолжительность ООД | Учебная нагрузка в год |
Младшая группа | 1 | 15 мин | 36 |
Средняя группа | 1 | 20 мин | 36 |
Старшая группа | 1 | 25 мин | 36 |
Подготовительная к школе группа | 1 | 30 мин | 36 |
Длительность занятия в младшей группе 15 мин, в средней группе - 20 мин, в старшей - 25 мин, в подготовительной к школе группе - 30-35 мин.
Форма организации занятий – подгрупповая.
Образование детей происходит как в организованных формах, так и в процессе непосредственного взаимодействия педагогов с детьми, во время режимных моментов, в свободной деятельности.
Методы и приемы работы со сказками:
- Наглядный метод
- Музыкальное сопровождение
- Словесный метод
- Практический метод
- Импровизационный метод
- Игровой метод
- Художественное творчество
- Театральная деятельность
1.7 Планируемые результаты освоения программы
Реальные достижения детей могут оцениваться по результатам творческой деятельности воспитанников, их высказываниям, эмоциональным проявлениям, поведению, непосредственному общению, наблюдений за ребёнком педагогами и родителями в естественных ситуациях.
Возраст детей | Образовательная область |
3-4 года. | Социально-коммуникативное развитие: Ребёнок имеет представление об атрибутах и символах православных праздников – Рождества Христова и Пасхи Христовой; Ребёнок имеет представление о церковных православных праздниках – Рождество и Пасха; имеет общее преставление о том, с чем эти праздники связаны. Ребёнок имеет навык вежливого обращения со взрослыми и сверстниками, выражает сочувствие, помогает сверстникам и умеет с ними договариваться. Ребёнок знает о том, что существуют правила поведения в разных местах. У ребенка развивается способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни. |
Речевое развитие: Ребёнок знает и использует слова, обозначающие предметы духовного назначения, в своей речи. Ребёнок знает 2-3 стихотворения. У ребенка сформирован интерес к книге, рассматриванию иллюстраций к знакомым произведениям. | |
Художественно-эстетическое развитие: Ребёнок понимает и различает различные виды искусства: художественное, музыкальное, танцевальное и изобразительное. | |
Познавательное развитие: Ребёнок различает и называет основные цвета. Ребёнок различает величину, форму, объём. Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе. | |
4-5 лет. | Социально-коммуникативное развитие: Ребёнок имеет навык вежливого обращения со взрослыми и сверстниками, использует слово пожалуйста при обращении к другим людям, когда говорит с человеком смотрит в глаза. Знает, что существуют правила поведения в различных местах и ведёт себя в соответствии назначению помещения. |
Речевое развитие: Ребёнок запоминает короткие стихи, выразительно и эмоционально читает их. У ребенка развивается образный строй речи, обогащается словарный запас, формируются навыки связной речи. Драматизирует с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок). | |
Художественно-эстетическое развитие: У ребенка развивается эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту. | |
Познавательное развитие: Ребенок различает и называет предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение; В сказке детьми усваиваются духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность). | |
5-6 лет. | Социально-коммуникативное развитие: Ребёнок имеет представление о малой родине, о России, о Москве. Понимает традиции использования Вифлеемской звезды, Пасхального яйца, кулича. У ребенка воспитывается у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь; |
Речевое развитие: Ребёнок знает важнейшие названия, связанные с малой родиной, России, Москвой, использует их в своей речи. Ребёнок знает наизусть 5-6 стихотворений, читает выразительно, эмоционально, запоминает и соблюдает последовательность строк. | |
Художественно-эстетическое развитие: Имеет представление о композиции, ритме, симметрии и асимметрии в разных видах искусства; Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству. | |
Познавательное развитие: Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, проектной деятельности; Понимает скрытые мотивы поведения героев произведения. | |
6-7 лет. | Социально-коммуникативное развитие: Ребёнок имеет представление о малой родине, о России, о Москве. Понимает смысл украшения рождественской ёлки. Понимает традиции использования Вифлеемской звезды, Пасхального яйца, кулича. У ребенка воспитывается трудолюбие, способность доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда. Ребенок усваивает нормы нравственно – духовного воспитания. Ребенок понимает эмоциональные состояния окружающих. |
Речевое развитие: Ребёнок знает наизусть 5-6 стихотворений, читает выразительно, эмоционально, запоминает и соблюдает последовательность строк; Ребенок умеет продолжить сюжетную линию сказки, используя вербальное воображение, активный речевой запас; Ребенок умеет сочинять небольшую сказку на заданную или свободную тему. | |
Художественно-эстетическое развитие: Имеет представление о композиции, ритме, симметрии и асимметрии в разных видах искусства; Ребенок умеет передавать художественный образ в рисунке (иллюстрация, в словесной форме). | |
Познавательное развитие: Ребенок знает определённые сказочные сюжеты, составляющие духовный опыт человечества; Ребенок умеет применить сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций»; |
Вывод: в результате целенаправленной и систематической работы по приобщению детей к духовным ценностям через осмысление нравственных уроков сказки дети получают представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, честности. К концу дошкольного возраста дети владеют необходимыми знаниями и представлениями о нравственных нормах и правилах поведения в различных ситуациях, могут дать нравственную оценку своего поведения и поступков других людей, могут видеть состояние других людей, проявлять отзывчивость. Самым главным критерием оценки духовно-нравственного воспитания в условиях взаимодействия педагогов, детей и родителей можно считать умение детей применять знания о нравственных нормах и правилах в самостоятельной деятельности, проявлять внимание и милосердие, помощь. Это отражается в играх и общении детей со сверстниками, отношении к старшим и младшим, к природе.
РАЗДЕЛ 2. Содержание программы
2.1 Учебный план и его содержание
Комплексно – тематическое планирование
воспитательно – образовательного процесса
Программа построена по возрастному принципу. В ней выделены разделы воспитания детей младшего, среднего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста.
Тематическое планирование с детьми 3- 4 лет | |
Задачи.
Милосердие, сострадание, Учить любить друг друга, Избегать зла, Уметь просить прощение, Поступать честно, Уважать родителей.
| |
Месяц | Тема занятий |
Сентябрь | 1-3. «Солнышко в окошке» (потешки, Н. Козлова). 4.Там, где дружат – живут не тужат (по сказке «Репка»). |
Октябрь | 1. «Кот-Васька» (О. Шорохова) 2. «Цыпленок-хвастунишка» (О. Шорохова) 3. «Друг познается в беде» (по сказке «Кот и петух»). 4. «Ласковый цветок и сердитые тучки» (О. Шорохова) |
Ноябрь | 1-2. «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» (по сказке «Колобок»). 3. О послушании «Живи смирнее – будешь всем милее», по сказке «Волк и семеро козлят». 4. Поможем ежику (Л.П. Гладких, с.98) |
Декабрь | 1. «Была бы охота – заладится любая работа», по рассказу «Ворона и кувшин» 2.Торжество справедливости в русских народных сказках. 3-4. «Рождественская русская лесная быль» |
Январь | 1-2. «Правда дороже денег», по сказке «Пастух и волки». 3. «Глупый киснет, а умный –мыслит», по сказке «Маша и медведь». |
Февраль | 1. «Разные внучата» 2. «Две сестрички» 3. «Добрые дети» 4. «Птички Божии» |
Март | 1-2. «Только трудом держится дом», по сказке «Заюшкина избушка» 3. Беседа о взаимоотношении ребенка с ближними по сказке «Два барана» 4. Беседа о взаимоотношении ребенка с ближними по сказке «Две козочки» |
Апрель | 1-2. «Воротились пташки» 3. «Бабочка» (Л.П. Гладких, с.126) 4. «Злое дело всегда наказано, а доброе – вознаграждено» |
Май | 1-2 «Теплая слезинка» 3. «Как медвежонок от мамы убежал» |
Тематическое планирование с детьми 4-5 лет | |
Задачи.
Милосердие, сострадание, Учить любить друг друга, Избегать зла, Уметь просить прощение, Поступать честно, Уважать родителей.
| |
Месяц | Тема занятий |
Сентябрь |
|
Октябрь | 1-2.Жадный великан» (О.Шорохова) 3-4 «Каприза» (О.Шорохова) |
Ноябрь | 1.Как помириться? По сказке «Лиса и журавль» 2-3. Долг платежом красен по сказке «Муравей и голубка» 4.Первый снег. Ангел белую крупу сыпет из-за тучек. |
Декабрь | 1.В согласии жить-никто не одолеет по сказке «Зимовье зверей» 2-3.Зимние птички 4.Рождество младенца Иисуса Христа. |
Январь | 1.Рождественский праздник. 2-3. «Снежинка-пушинка» 4. О милосердии, любви, заботе. |
Февраль | 1-2.Кто зазнается, без друзей остается по сказке «Черепаха и заяц» 3-4. Беседа по сказке «Два жадных медвежонка» |
Март | 1-2. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 3. Доброе сердце 4. Голодная птичка |
Апрель | 1.Необыкновенная дружба святых людей и зверей 2.Не спорь! Прости! 3.Какого цвета доброта. |
Май | 1.Небесный покровитель русского воинства. 2. «Утро на Троицу» |
Тематическое планирование с детьми 5-6 лет | |
Задачи.
Милосердие, сострадание, Учить любить друг друга, Избегать зла, Уметь просить прощение, Поступать честно, Уважать родителей.
| |
Месяц | Тема занятий |
Сентябрь | 1-2. «Зайка-зазнайка» 3-4. «Волшебные слова» |
Октябрь | 1.стихотворение Е. Королева «Вот какой чудесный дом» 2. За большим погонишься-малое потеряешь по сказке А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» 3-4. «Непослушный Ваня» |
Ноябрь |
2-3. «Малыш-трусиш» (О.Шорохова) 4.«Бумажный петушок» |
Декабрь | 1.Стихотворение А. Коринфского «Для чего, родная снег зимой идет?..» 2. Жития святых для детей «Николай чудотворец» 3-4. «Страна солнца» (О.Шорохова) |
Январь | 1.Праздник Рождество Христова. 2-3 «Кривляки» (О.Шорохова) 4.«Птичья елка» З. Александрова |
Февраль | 1.Стихотворение «Кто там?» Е. Санин 2.Без труда нет плода. Сказка «Морозко» 3.Доброе дело и милосердие по сказке «Цветик-семицветик» |
Март | 1.Сказка о горделивом петушке 2.Стих-е Т. Козловой «Кто кого обидел первый?» 3-4. За добро добром платят по сказке «Сивка-Бурка» |
Апрель | 1.Подснежника глянул глазок голубой 2-3.Долг платежом красен по сказке «Царевна- Несмеяна» |
Май | 1-2.Злой принц (О.Шорохова) 3-4. Добрые превращения (О.Шорохова) |
Тематическое планирование с детьми 6-7 лет | |
Задачи.
Милосердие, сострадание, Учить любить друг друга, Избегать зла, Уметь просить прощение, Поступать честно, Уважать родителей.
Продолжать формировать религиозные чувства на определённых знаниях, правильных представлениях о добре и зле, справедливости. | |
Месяц | Тема занятий |
Сентябрь | 1-2.Сказки, избавляющие от эгоизма «Как черепашка обидела свою маму» 3-4. «Улитка» |
Октябрь | 1.Придет беда, не купишь ума по сказке «Гуси-лебеди» 2. «Рассказ о мальчике, Ангеле и цветке» 3. Смекалка-второе счастье по сказке «Каша из топора» 4. «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» |
Ноябрь | 1.Игра-драматизация русской сказки «Лиса и козел» 2. С. Михалков «Упрямый козленок» 3. Сказка «Колосок» 4. Труд кормит, труд греет по сказке «Два Мороза» |
Декабрь | 1-2.Мальчик, который не умел играть (С.Черняева)
|
Январь | 1.Доброму Бог помогает. Сказка «Двенадцать месяцев». 2. Ф. Достоевский «Крошка Ангел» 3-4. «Ссора» (Е.В. Белинская, с.78) |
Февраль | 1-2. «Коряга» (И.Вачков) 3-4. «Сказка о цветке» (Е.В. Белинская, с.94). |
Март | 1.В. Осеева «Что легче?» 2.Притча «Молись и трудись» 3. Сам пропадай-товарища выручай по сказке «Иван Царевич и Серый волк». 4. Сказка про яблоко. |
Апрель | 1.Драматизация сказки «Василиса Прекрасная» 2.Т.Шорохова «Царевна Клюковка» 3-4. Т. Шорохова «Девица-поляница» |
Май | 1.Т. Шорохова «Павлуша перекати-поле» 2-3. Т. Шорохова «Сказка про Иванушку и птицу Рокулу». |
РАЗДЕЛ 3. Формы аттестации и оценочные материалы
3.1 Подведение итогов реализации программы
Младшая группа (3-4 года):
Ноябрь: «Там где дружат – живут, не тужат». Драматизация сказки «Репка»
Март: Вечер развлечений «Как по улице воробышек гуляет»
(хороводные игры)
Май: кукольный спектакль «Пасхальный теремок»
Средняя группа (4-5 лет):
Ноябрь: Открытая форма ООД по духовно-нравственному воспитанию
«Святой помощник – Николай» (по мотивам жития святителя Николая
Чудотворца)
Февраль: Выставка рисунков «Что такое красота»
Апрель: Пасхальный спектакль по мотивам
русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Старшая группа (5-6 лет):
Ноябрь: Открытая форма ООД «О добре и милосердии»
Февраль: Викторина «По дорогам сказок»
Апрель: Пасхальный спектакль по мотивам сказки «Красная шапочка»
Подготовительная к школе группа (6-7 лет):
Ноябрь-январь: ролево-игровой проект «Рождество Христово»
Май: музыкально-театрализованное представление «Пасха красная»
3.2 Диагностика освоения воспитанниками программы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»
Результаты стартовой и итоговой диагностики, младшая группа:
Критерии | Уровни, единица измерения (баллы / %), | Результаты диагностики | |
Старт, сентябрь 2016 28 детей | Итог, май 2017 28 детей | ||
Формирование поведенческих православных стереотипов (доброты, сострадания, любви к ближним) | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | 2/7% 8/28% 18/65 % | 5/18% 9/32 % 14/50% |
Развитие интеллектуальных и творческих способностей | в(6 баллов с(4-5балов) н (до3баллов) | 4/14 15/54% 9/32% | 6/22 14/50 % 8/28% |
Развитие речи и активизация словарного запаса | в(6 баллов) с(4-5баллов н (до3баллов) | 4/14% 15/5 9/32% | 6/22% 14/50 8/28% |
Повышение коммуникативной компетентности воспитанников | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | 5/18% 11/39% 12/ 43% | 7/25% 10/36 % 11/39% |
Расширение кругозора детей через знакомство со сказками | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | 5/18% 10/36% 13/46% | 8/29% 13/46% 7/25% |
Результаты стартовой и итоговой диагностики, средняя группа:
Критерии | Уровни, единица измерения (баллы / %), | Результаты диагностики | |
Старт, сентябрь 2017 28 детей | Итог, май 2018 28 детей | ||
Формирование поведенческих православных стереотипов (доброты, сострадания, любви к ближним) | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | 5/18% 10/36% 13/46 % | 7/25 % 12/43 % 9/ 32% |
Развитие интеллектуальных и творческих способностей | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | 8/28% 13/47% 7/25% | 10/36 % 12/42 % 6/22% |
Развитие речи и активизация словарного запаса | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | 7/25% 12/43% 9/32% | 9/32 % 12/43 % 7/25% |
Повышение коммуникативной компетентности воспитанников | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | 7/25% 13/47% 8/28 | 9/32 % 12/43 % 7/25% |
Расширение кругозора детей через знакомство со сказками | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | 7/25% 11/39% 10/36% | 10/36% 13/46% 5/18% |
Результаты стартовой и итоговой диагностики, старшая группа:
Критерии | Уровни, единица измерения (баллы / %), | Результаты диагностики | |
Старт, сентябрь 2018 30 детей | Итог, май 2019 30 детей | ||
Формирование поведенческих православных стереотипов (доброты, сострадания, любви к ближним) | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | 8/26% 14/48% 8/26 % | 11/36 % 16/54 % 3/ 10% |
Развитие интеллектуальных и творческих способностей | в(6 баллов с(4-5балов) н (до3баллов) | 11/36% 14/48% 5/16% | 14/48 % 13/42 % 3/10% |
Развитие речи и активизация словарного запас | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | 3/10% 17/56% 10/34% | 4/13 % 19/64 % 7/23% |
Повышение коммуникативной компетентности воспитанников | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | 9/30% 16/52% 5/18% | 14/47 % 13/43 % 3/10% |
Расширение кругозора детей через знакомство со сказками | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | 9/30% 13/43% 8/27% | 12/40% 15/50% 3/10% |
Результаты стартовой и итоговой диагностики, подготовительная к школе группа:
Критерии | Уровни, единица измерения (баллы / %), | Результаты диагностики | |
Старт, сентябрь 2019 29 детей | Итог, май 2020 29 детей | ||
Формирование поведенческих православных стереотипов (доброты, сострадания, любви к ближним) | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | 15/52% 14/48% - | 29/100% - - |
Развитие интеллектуальных и творческих способностей | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | 14/48% 15/52% - | 17/59% 12/41% - |
Развитие речи и активизация словарного запаса | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | 10/35% 10/35% 9/30% | 15/52% 14/48% - |
Повышение коммуникативной компетентности воспитанников | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | 12/41% 15/52% 2/7% | 16/56% 13/44% - |
Расширение кругозора детей через знакомство со сказками | в(6 баллов) с(4-5балов) н (до3баллов) | 14/48% 15/52% - | 29/100% - - |
Условные обозначения:
«в» - высокий уровень,
«с» - средний уровень,
«н» - низкий уровень.
Результаты ежегодной диагностики показывают, что уровень знаний, умений и навыков детей постоянно повышается. Духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
РАЗДЕЛ 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1 Материально-техническое обеспечение программы:
- Музыкальный зал.
- Групповое помещение с соответствующим оборудованием для проведения занятий.
- Технические средства обучения: телевизор, ноутбук, мультимедийный проектор.
- Аудиокассеты, СД – диски, флеш-карты, мультимедийные DVD-пособия.
- Музыкальная аппаратура: портативная колонка, музыкальный центр, мультимедиа плеер.
- Набор наглядных материалов и игрушек, настольных и дидактических игр, необходимых для проведения занятий по духовно-нравственному воспитанию.
- Сказки, рассказы, стихи духовно-нравственного содержания, а также произведения известных детских авторов, русские народные сказки, подобранные в соответствии с тематическим планированием.
- Материалы для изобразительной деятельности (бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски и др.).
- Костюмерная с достаточным количеством костюмов для театрального творчества дошкольников, выступлений.
4.2 Используемая литература (информационно – методическое обеспечение образовательного процесса)
Автор | Наименование издания | Издательство | Год издания |
Алексеенко В., Лощинина Я. | Нравственное и эмоциональное развитие дошкольника | М.: РИПОЛ КЛАССИК | 2008 |
Белинская Е.В. | Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников | Санкт-Петербург, Речь | 2006 |
Гладких Л.П., Меньшиков В.М. | Мир – прекрасное творение | Курск, издательство Курского госуниверситета | 2008 |
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. | Тренинг по сказкотерапии | Санкт-Петербург, Речь | 2006 |
Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста | Москва, Педагогическое общество России | 2005 | |
Куликовская Т.А | Тренинги по сказкам для детей дошкольного возраста | Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС | 2012 |
Микляева Н.В., Микляева Ю.В. | Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет | Москва, Творческий центр Сфера | 2009 |
Погосова Н.М. | Погружение в сказку | Санкт-Петербург, Творческий Центр Сфера | 2008 |
Православное воспитание детей дошкольного возраста | Санкт-Петербург, САТИСЪ-ДЕРЖАВА | 2007 | |
Православный женский журнал | Славянка | Москва, ООО Издательский Дом Славянка | Выпуски 2008-2014 гг. |
Соколов А.В. | Сценарии православных праздников | Москва, Школьная пресса | 2003 |
Стишенок И.В. | Сказкотерапия для решения личных проблем | Санкт-Петербург, Речь | 2013 |
Татаринцева А.Ю. | Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда | Санкт-Петербург, Речь | 2006 |
Фесюкова Л.Б. | Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4-7 лет | Творческий центр Сфера | 2010 |
Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. | Тропинка к своему Я (Дошкольники) | Москва, Генезис | 2014 |
Шорохова О.А. | Играем в сказку | Москва, Творческий центр Сфера | 2008 |
Шорыгина Т.А. | Православные праздники для детей | Москва, Творческий центр | 2001 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по духовно -нравственному воспитанию старших дошкольников
Программа по развитию духовно - нравственности в детском саду...
Проект по духовно-нравственному развитию младших дошкольников "Бабушка - ты моя душа".
Одной из самых важных задач считается воспитание такого будующего поколения, которое будет обладать духовно - нравственными ценностями. Именно такое поколение будет способно осуществлять дальнейшее ра...
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию по программе « Основы духовно-нравственной культуры «Мир- прекрасное творенье» (Гладких Л.П., Зиновий, митрополит Саранский и Мордовский, О.С. Ильина, В.М. Меньшиков; Курский государственный университет
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию по программе « Основы духовно-нравственной культуры «Мир- прекрасное творенье» (Гладких Л.П., Зиновий, ми...
Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»
Цель реализации программы: развитие у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.Достижение поста...
Дополнительная общеразвивающая программа по Духовно – нравственному воспитанию дошкольников через приобщение к народным сказкам. «Сказочный сундучок» возраст обучающихся: 4-5 лет . срок реализации: 1 год
Актуальность выбранной темы: В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную рол...
Презентация опыта работы "Формирование духовно-нравственных ценностей- приоритетная задача в сфере воспитания дошкольника".
Презентация опыта работы "Формирование духовно-нравственных ценностей- приоритетная задача в сфере воспитания дошкольника"....
Дополнительная образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию
Дополнительная образовательная программа по духовно-нравственному воспитатнию, на основе программы Л.Л. Шевченко "Добрый мир. Православная культура для малышей" для детей 3-7 лет...