ДОП ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ "НАРОДНАЯ КУКЛА-КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Гордиевская Елена Викторовна
Данная программа «Народная кукла - как национальная традиция русской культуры» является специализированной программой духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и их родителей, эффективно содействующей духовному и познавательному развитию, направленной на приобщение к народной культуре.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx33.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Буратино»

«Народная кукла – как национальная традиция русской культуры»

Программа по духовно-нравственному

воспитанию дошкольников

срок реализации – 1 год

возраст детей 6-8 лет                                   

               

                                                                          Составитель: Гордиевская Елена Викторовна

                                                                          воспитатель первой квалификационно категории                                  

                                                                                                     

Мегион 2020 г.

Пояснительная записка

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили бабушки и дедушки. Как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? В какие игрушки играли? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ?

Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие и исторические ценности. Без прошлого нет будущего. Приобщение детей к истокам народной культуры, одна из важнейших задач воспитания   в современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: духовно-нравственное, художественно-эстетическое, патриотическое.

 И поэтому именно сегодня назрела необходимость обратиться к народной культуре: широко используя потенциал народной педагогики, предоставить детям возможность изучать быт, обряды, обычаи русского народа, принимать участие в народных праздниках, изготавливать народную куклу.

Актуальность в настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура – это богатый материал для воспитания любви к Родине, к традициям своего народа, средство обогащения представлений детей об окружающей жизни.

О роли и значении народного творчества в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова, К.Д.Ушинский и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Данная программа «Народная кукла – как национальная традиция русской культуры» является специализированной программой духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и их родителей, эффективно содействующей духовному и познавательному развитию, направленной на приобщение к народной культуре.  

В процессе разработки программы были рассмотрены: программа курса декоративно – прикладного направления «Традиционные народные куклы», авт.-сост. О. Я. Воробьева; программа «Русская тряпичная кукла» для детского творческого объединения, авт.-сост. С. В. Астраханцева.

Традиционная тряпичная кукла ярко и глубоко несет память народной культуры. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта.

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

На примере традиционной народной куклы происходит знакомство детей с историей России, историей родного края, формируется интерес к народным промыслам, дети знакомятся с народным фольклором, у детей развивается воображение, художественный вкус, моторика рук.

При всем многообразии кукол самой любимой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживленная собственной вдохновенной фантазией. В ней всегда присутствует что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем «душой».

Новизна программы заключается в форме проведения занятий, говорят: «Все новое – хорошо забытое старое», занятия проходят в тесном контакте всех участников процесса, в благотворной творческой обстановке, это своего рода традиционные русские посиделки за рукоделием на которых интересно будет присутствовать и родителям.

Занятие выстроено в форме мастер-класса, в последнее время такой вид обучения очень популярен, т.к. позволяет эффективно расходовать время. На самом деле, этот вид обучения (от мастера к ученику) известен с давних времен, и до сих пор является наиболее эффективным. Педагог одновременно показывает технологию изготовления и сопровождает процесс комментариями, сообщая теоретическую (историческую) часть темы.

 Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.

Цель программы: приобщить детей и их родителей к истокам русской культуры, национальным традициям через знакомство с традиционной тряпичной куклой.

Задачи программы:

Обучающие:

  • познакомить с традициями русского народа;
  • познакомить с историей народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства;
  • познакомить с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;
  • формировать умение работать с иголкой, познакомить со сметочным швом.

Развивающие:

  • способствовать развитию моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;
  • формировать эстетический и художественный вкус;
  • побуждать к самостоятельному созданию игрушек, дать возможность экспериментировать с тканью;
  • предоставить максимальную свободу для проявления творческой инициативы.

Воспитательные:

  • содействовать духовно-нравственному воспитанию, через изучение культуры своей Родины, истоков народного творчества;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
  • прививать основы культуры труда;
  • способствовать улучшению психологической атмосферы в детском коллективе;

Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предполагает не только овладение техниками художественного творчества, но и вводит детей в мир духовной культуры, знакомит с православными праздниками, обычаями, традициями.

Возраст обучающихся:

Дополнительная общеобразовательная программа «Народная кукла – как национальная традиция русской культуры» рассчитана на детей 6 - 7 лет.

Занятия проводятся со всеми детьми без специального отбора. В подгруппе должно быть не более 10 человек. Практические занятия составляют большую часть программы.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: – 1 учебный год. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия 30 мин. Программа рассчитана на 32 занятия

Формы и методы работы.

Художественно-творческая деятельность организуется в виде мастерской, в которой у каждого участника, включая воспитателя, имеется своё рабочее место. Все приступают к работе без «призывов» со стороны педагога, присоединяются к работе по собственному желанию.

В процессе работы детям предоставляется возможность свободного общения с педагогом, сверстником, родителями. Участники могут высказывать свои мысли о процессе создания куклы, поделиться своими знаниями, умениями, рассказать о своих ощущениях, настроении и т.д.

В процессе реализации программы используются разнообразные методы и приёмы обучения: словесные (беседа, диалог и рассказ педагога, обсуждение, чтение художественных произведений); наглядные (наблюдение, показ); практические (работа с тканью, нитками, моделирование); игровые.

На протяжении обучения, дети и их родители знакомятся: с историей народной куклы; с разновидностями обереговых, обрядовых и игровых моделей кукол; с обычаями и традициями народа; а также изготавливают разные виды тряпичных кукол.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с необходимыми инструментами.

Процесс усвоения учебного материала основывается на соблюдении

основополагающих дидактических принципов:

  • наглядности;
  • системности;
  • доступности предлагаемого материала;
  • перехода от простого к сложному;
  • индивидуального подхода;

Методическое обеспечение программы.

Оборудование: специально оборудованный кабинет для занятий с детьми, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Столы, стулья, стеллажи для хранения материалов, инструментов, образцов, методической литературы.

Дидактические материалы: образцы тряпичных кукол и схемы их изготовления по всем темам, художественные альбомы, журналы, книги, иллюстрации, фотографии, папки с рисунками, компакт-диски с записями русской народной музыки, методические разработки: пособия, методическая литература, готовые презентации.

        Материалы и инструменты:

  • ткань хлопчатобумажная: белая, разноцветная;
  • ткань хлопчатобумажная: с рисунком;
  • разноцветные ленточки шириной 0,5-1см;
  • кружево, тесьма: белая и разноцветная;
  • наполнители: вата, синтепон, обрезки ткани (ветошь);
  • природный материал – палочки разной длины и формы и др.;
  • хлопчатобумажные и шерстяные нитки;
  • ножницы;

Предполагаемые итоги реализации программы.

По окончании обучения дети должны знать:

  • технику безопасности при работе с иглой, ножницами;
  • историю русской народной куклы;
  • типы и назначения кукол (игровая, обрядовая, оберег);
  • технологию изготовления кукол;

По окончании обучения дети должны уметь:

  • выполнять требования безопасного труда;
  • подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовое решение;
  • изготовить тряпичную куклу под руководством педагога;

Формы подведения итогов реализации программы.

Подведение итогов работы необходимы в работе творческого коллектива. Так как работа не имеет чётких критериев определения результатов практической деятельности обучающихся, то наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение:

  • Умение определить название игрушки по внешнему виду, рассказать о её назначении;
  • Назвать факты из истории создания народной куклы.
  • Соблюдать правила безопасности труда;
  • Правильно подбирать цветовую гамму используемых материалов;
  • Правильно выбирать необходимый для изготовления кукол материал;
  • Владеет ли навыками изготовления различных видов народных кукол: сворачивание ткани, скручивание ниток, скрепление узелками.
  •  Декорировать игрушку различными материалами.

Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.

Как для родителей, так и для детей очень важно видеть результат своего труда и возможность продемонстрировать его окружающим. Поэтому программа предполагает трансляцию опыта практических результатов, путем организации следующих мероприятий:

  • выставки детских работ в детском саду (тематические, праздничные);
  • художественные конкурсы (внутри дошкольного учреждения, городского, муниципального масштаба);
  • дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
  • создание в МБДОУ мини-музея «Народная кукла»

Учебно-тематический план.

п/п

Тема занятия

Количество

занятий

часы

I

Организационно раздел

1

Вводное занятие.

1

0,30

II

Раздел: Игровые куклы

1

Узелковая кукла

1

0,30

2

Кукла "Бабочка"

1

0,30

3

Зайчик на пальчик"

1

0,30

4

Кукла «Птичка»

1

0,30

5

Кукла «Рождественский ангел»

1

0,30

6

Куклы-закрутки

1

0,30

7

Кукла «Хороводница»

1

0,30

8

Кукла «Сорока»

1

0,30

III

Раздел: Обрядовые куклы

0,30

1

 «Пеленашка»

1

0,30

2

«Веснушка»

1

0,30

3

«Кубышка-травница»

1

0,30

4

«Желанница»

1

0,30

5

«Кувадка»

1

0,30

6

«Неразлучники»

1

0,30

7

«Масленица»

1

0,30

8

«Пасхальная голубка»

1

0,30

9

«Купавка»

1

0,30

10

«Благодать»

1

0,30

IV

Раздел: Обереговые куклы

1

«Берестушка – столбушка»

1

0,30

2

 «Отдарок на подарок»

1

0,30

3

«Счастье»

1

0,30

4

«Берегиня»

1

0,30

5

«Зернушка» (Крупеничка)

1

0,30

6

«Подорожница»

1

0,30

7

«Десятиручка»

1

0,30

8

«Сонница – бессонница»

1

0,30

9

«Колокольчик»

1

0,30

10

«Покосница»

1

0,30

11

«День-Ночь»

1

0,30

12

«Мартинички»

1

0,30

13

 Обобщающее занятие - открытие «Мини-музея»

1

0,30

Всего

32

16

Содержание программы.

1. Вводное занятие

Кукла в истории народов мира. Кукла в культуре и традициях народов России. История традиционной русской народной куклы.  Виды русских народных кукол (оберег, обрядовые, игровые). Необходимые инструменты и материалы, правила ими пользования. Инструктаж по технике безопасности и правилах поведения на занятиях.

Раздел - Игровые куклы

1. Узелковая кукла

Теоретические сведения:

Познакомить с предназначением игровой куклы.

Рассматривание образцов узелковых кукол.

Практические работы:

Изготовление «Узелковой куклы»

Учить, завязывая прочные узелки.

2. Кукла "Бабочка"

Теоретические сведения: 

Познакомить с игровой куклой "Бабочка"; притчей «Всё в твоих руках»

Демонстрация готовой куклы "Бабочка"

Практические работы:

Изготовление игровой куклы “Бабочка” с помощью приемов наматывание и обережный крест

Учить заматывать нитки, завязывая прочные узелки.

3. Кукла «Зайчик на пальчик"

Теоретические сведения: 

Познакомить с игровой куклой «Зайчик на пальчик» с чтением народного фольклора о Зайчике.

Демонстрация готовой куклы «Зайчик на пальчик"

Практические работы:

Изготовление игровой куклы “Зайчик на пальчик” с использованием приемов обережный крест и наматывание.  

Складывая ткань в определённой последовательности.

Закреплять умение заматывать нитки, завязывая прочные узелки.

4. Кукла «Птичка»

Теоретические сведения:

Познакомить с куклами мотанками, с традициями и обрядами, связанными с птицами.

Рассматривание образцов кукол «Птичка».

Практические работы:

Изготовление народной лоскутной куклы «Птички»

Закреплять умение заматывать нитки, завязывая прочные узелки.

5. Кукла. «Рождественский ангел»

Теоретические сведения:

Познакомить с легендой появления куклы «Рождественский ангел».

Беседа о празднике Рождества и значении народной куклы «Рождественский ангел».

Демонстрация готовой куклы.

Практические работы:

Изготовление куклы «Рождественский ангел».

Учить скреплять детали путём сматывания ниток крестообразно, закрепляя узелками.

6. Куклы-закрутки

Теоретические сведения:

На основе народной сказки Афанасьева «Василиса Прекрасная». познакомить с куклами – закрутками.

Демонстрация кукол – закруток.

Практические работы:

Изготовление кукол -  закруток.

Закрепить навыки: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.

7. Кукла «Хороводница»

Теоретические сведения:

Познакомить с историей и значением игровой куклы «Хороводницы»

Рассматривание образцов кукол.

Практические работы:

Изготовление куклы «Хороводницы» из лоскутков.

8. Кукла «Сорока»

Теоретические сведения:

Познакомить с праздником Сороки.

Игровой куклой «Сорокой» её историей и значением с использованием загадок, потешек про сорок (ворон).

Демонстрация готовой куклы «Сорока»

Практические работы:

Изготовление куклы «Сорока»

Раздел - Обрядовые куклы

1. «Пеленашка»

Теоретические сведения: 

Познакомить с куклой «Пеленашка», с историей её создания.

Беседа о традициях материнства и детства на Руси.

Рассматривание образцов кукол «Пеленашка».

Практические работы:

Изготовление обрядовой куклы «Пеленашка» 

Учить делать простую закрутку, перевязывать её нитками в трёх местах.

2. «Веснянка»

Познакомить с обычаями и традициями встречи весны на Руси,  с народными приметами и поговорками, стихами о весне.

Демонстрация готовых кукол «Веснянка».

Практические работы:

Изготовлению «Веснянки».

Закрепление приемов: обережный крест, приматывание.

Украшение куклы яркими нитями и лентами.

3. «Кубышка-травница»

Теоретические сведения:

Познакомить с куклой «Кубышка - Травница».

Беседа о куклах оберегах здоровья, о народных приметах, использование лечебных трав для наполнения куклы.

Демонстрация готовых кукол, фотографий.

Практические работы:

Изготовление куколки «Кубышка-травница», с помощью приемов: наматывание, приматывание и с применением сухой травы.

Учить использовать в работе траву, украшать готовую куклу дополнительными элементами, сочетать цвета лоскутов, нитей.

4. «Желанница»

Теоретические сведения:

Познакомить с историей русской обрядовой куклы «Желанница» и её назначением.

Практические работы:

Изготовление куклы Желанница.

5. «Кувадка»

Теоретические сведения:

Познакомить с историей появления кукол Кувадок, с обрядом Кувады  

Рассматривание образцов кукол «Кувадка», традиционные цвета, размеры тканей для изготовления кукол Кувадок.

Практические работы:

Изготовление обрядовых кукол Кувадок.

Упражнять детей в скручивании ткани, закрепления рулончика намоткой ниток и связывании узелками.

6. «Неразлучники»

Теоретические сведения:

Познакомить с народным обрядом – свадьбой. Дать понятие куклы как носителя определённой культурной информации. Познакомить с обрядовой свадебной куклой Неразлучники.

Демонстрация свадебных кукол.

Практические работы:

Изготовлению куклы «Неразлучники» с использованием приемов: обережный крест, наматывание, приматывание.

7. «Масленица»

Теоретические сведения:

Познакомить с народными традициями празднования Масленицы. 

Демонстрации готовых кукол «Масленица»

Практические работы:

Изготовление обрядовой куклы «Масленица».

Украшение куклы лентами, бусами, бисером, нитками.

8. «Пасхальная голубка»

Теоретические сведения:

Познакомить с историей праздника Пасхи, с историей тряпичной куклы «Пасхальная голубка» и её назначением.

Рассматривание образцов кукол.

Практические работы:

Изготовление обрядовых кукол «Пасхальная голубка»

9. «Купавка»

Теоретические сведения:

Познакомить с историей праздника Ивана Купалы, с историей тряпичной куклы «Купавки» и её назначением.

Рассматривание образцов кукол.

Практические работы:

Изготовление обрядовых кукол «Купавок»

10. «Благодать»

Теоретические сведения:

Познакомить с историей праздника Благовещения (7 апреля), с историей тряпичной куклы «Благодать» и её назначением.

Демонстрация готовых кукол, фотографий.

Практические работы:

Изготовление куклы «Благодать» посредством приемов приматывание и наматывание.

Раздел - Обереговые куклы

1. «Берестушка – столбушка»

Теоретические сведения:

Познакомить с куклой «Берестушка – столбушка» самой главной и первой куклой-оберегом в русской народной традиции.

Практические работы:

Изготовление куклы «Берестушка – столбушка»

 2. «Отдарок на подарок»

Теоретические сведения:

Познакомить с древним обычаем – одаривание. Поговорки, песенки по теме.

Демонстрация готовых кукол, фотографий.

Практические работы:

Изготовлению куклы «Отдарок на подарок».

3. «На счастье»

Теоретические сведения:

Познакомить детей с маленькой куколкой «На счастье» и её назначением.

Рассматривание образцов кукол.

Практические работы:

Изготовление обереговой куклы «На счастье»

Закреплять навыки скручивания ткани, скрепления её нитками красного цвета.

 4. «Берегиня»

Теоретические сведения:

Познакомить с обереговой куклой «Берегиня».

Рассказать о куклах «Обереги жилища» и их месте в русской избе.

Демонстрация готовых кукол.

Практические работы:

Изготовлению куклы «Берегиня»

5. «Зернушка» (Крупеничка)

Теоретические сведения:

Познакомить с одним из обрядовых праздников, используя сказку «Крупеничка»и куклу Зернушку.

Рассказ о красном угле в русской избе.

Демонстрация иллюстраций и готовых образцов.

Практические работы:

Изготовления куклы «Зернушка» (Крупеничка), посредством строчного шва и приемов наматывание и приматывание.

6. «Подорожница»

Теоретические сведения:

Познакомить с традициями и обычаями, связанными со сборами в дорогу, с использованием народных примет «в дорогу».

Демонстрация готовой куклы «Подорожница»

Практические работы:

Изготовление куклы «Подорожницы».

Выполнения работы с использованием приемов наматывание и приматывание.

7. «Десятиручка»

Теоретические сведения:

Познакомить с историей праздника Покрова пресвятой Богородицы.

Знакомство с обережной куклы «Десятиручка» используя сказку про Десятиручку и показа образцов куклы.

Практические работы:  

Изготовление обережной куклы «Десятиручка» с использованием приемов: наматывание и обережный крест.

8. «Сонница – бессонница»

Теоретические сведения:

Познакомить с куклой «Сонница – бессонница», с историей куклы.

Прослушивание колыбельных песен.

Рассматривание образцов куклы.

Практические работы:

Изготовление «Сонница – бессонница»

9. «Колокольчик»

Теоретические сведения:

Познакомить с куклой «Колокольчик», куклой добрых вестей и хорошего настроения.

Беседа о значении колоколов на Руси.

Демонстрация готовых кукол.

Практические работы:

Изготовление куклы «Колокольчик».

Выполнение куклы «Колокольчик» с помощью приемов приматывание и наматывание.

10. «Покосница»

Теоретические сведения:

Познакомить с обереговой куклой «Покосница» с её назначением.

Беседа «Сенокос в жизни русской деревни».

Демонстрация готовой куклы.

Практические работы:

Изготовление куклы «Покосница» посредством приемов: наматывание, приматывание.

11. «День-Ночь»

Теоретические сведения

Познакомить с русской народной куклой, олицетворяющей продолжение жизни, смену дня и ночи, смену времён года и благополучным переходом из одного года в другой - «День и ночь» с показом слайдов и образцов.

Практические работы:

Изготовление обережной куклы «День-Ночь»

Показ способа заматывания и завязывания ниток, подбирая их по цвету.

Закрепление завязывания рукавов с аккуратным сворачиванием ткани.

12. «Мартинички»

Теоретические сведения

Познакомить обережной куклой «Мартинички», рассказывание сказки «Мартинички» с показом слайдов и образцов.

Практические работы:

Изготовление обережной куклы «Мартинички»

13. Обобщающее занятие - открытие «Мини-музея»

Занятие в форме развлечения.

        Список литературы

1. Астраханцева С. В. Методические основы преподавания декоративного творчества: учебно – методическое пособие. – Ростов н / Д:

Феникс, 2006. – 347 с.: ил.

2.Традиционные народные куклы. – Волгоград: Учитель, 2009. – 140с.: ил.

3. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.

4. Зимина З. И. «Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога-100», 200.

5. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И.Н. Котова, А.С. Котова. - СПб, Паритет, 2003. - 240 с.

6. Л. Грушина: Мастерилка. Лоскутные куколки

7. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

8. Е.Берстенева, Н.Догаева. «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М. «Белый город».

9. В. Феррари «Игрушка своими руками».

«Делаем куклы». – М. Издательство «Ниола-прес», 2006 год.

Интернет ресурсы:

1. Народная кукла http: //vedjena.gallery.ru.

2. Русские обрядовые куклы: http://club.osinka.ru.

3. Ручная Работа: http://handmade.idvz.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей на традициях русской культуры (из опыта работы)

В статье рассказывается о духовно-нравственном воспитании детей на традициях русской культуры....

Проект "Воспитание у детей интереса и уважения к обычаям и традициям русского народа в ходе реализации проекта"

Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно - продуктивной  и творческой деятел...

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольной образовательной организаций на основе национальных традиций коми народа в рамках реализации регионального компонента в ДОУ с учетом ФГОС ДО»

             Духовно - нравственное воспитание в детском саду – основа возрождения отечественной  культуры. Это понятие включает в себя духовность ...

Консультация для воспитателей «Воспитание духовно-нравственной личности через приобщение детей к русской народной культуре»

Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся...