ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА И ТРИЗ - технологии.
элективный курс на тему
«Развитие полноценного общества невозможно без национального самосознания, формирование которого неотделимо от понимания и знания истории национальной культуры своего народа. Этот процесс должен базироваться на образовательной системе, обеспечивающий потенциальную возможность приобщения каждого члена общества к пониманию народной культуры».
кандидат педагогических наук (Л.В.Неретина).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esteticheskoe_vospitanie_obuchayushchihsya_sredstvami.doc | 370 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12»
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ
НАРОДНОГО ИСКУССТВА И ТРИЗ - технологии.
Разработали: Качина Ю.В.
Учитель физической культуры.
2 квалификационная категория.
Михайлова М.В.
Воспитатель ГПД.
2 квалификационная категория.
Ангарск, 2008г.
«Развитие полноценного общества невозможно без национального самосознания, формирование которого неотделимо от понимания и знания истории национальной культуры своего народа. Этот процесс должен базироваться на образовательной системе, обеспечивающий потенциальную возможность приобщения каждого члена общества к пониманию народной культуры».
кандидат педагогических наук (Л.В.Неретина).
АКТУАЛЬНОСТЬ ПОДПРОГРАММЫ.
В наше время телевидения и компьютеризации, на первый план выходят проблемы нравственного и физического воспитания ребенка. Ребенок испытывает нервные и психологические нагрузки, страдает от психосоматических заболеваний, связанных с ними.
В век глобальных информационных технологий в обществе пропал интерес к занятиям физической культурой и спортом, угас интерес к истории своего народа, к истории своей малой и большой Родины, а так как мы живем в моногонациональной стране, то и к истории других этнических групп населяющих нашу страну.
Россия многонациональная страна, в связи с этим необходимо включать в содержание образования национально-региональный компонент.
Как показывает практика внедрения этнокультурного компонента в российских школах: выявила актуальность, своевременность и перспективность данного направления.
В формировании целостной системы этнокультурного образования уже сегодня выделяются определенные направления этой работы:
- историко-культурологический подход:
предусматривающий изучение различных составляющих народной художественной культуры в их единстве и историческом развитии;
- художественно-эстетический подход:
позволяющий выявить специфику художественно-образной системы различных видов народного искусства;
- интегрированный подход:
к созданию образовательных программ;
Для осуществления данных направлений требуется моделирование новых образовательных систем. В связи с этим актуальным становится взгляд на народную культуру, как основу нравственно-эстетического образования и воспитания детей. (Л.В.Неретина).
Чтобы попытаться решить данную проблему, мы предлагаем ввести в курс школьных мероприятий факультатив: «эстетическое воспитание учащихся средствами народного искусства и триз-технологии» через интеграцию народного искусства и физической культуры.
«Физическое воспитание, как педагогический процесс выступает в роли системообразуещего фактора, интегрируя при этом знания из различных областей наук».
(Н.В.Карягина) кандидат педагогических наук, доцент кафедры Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета.
Стержнем интеграции являются следующие принципы:
- отбор художественного материала по различным видам народного искусства, опираясь на возрастные особенности детей;
- интеграция предметов эстетического цикла, в основе которой лежит фольклор;
- активное включение учащихся в изучение фольклора в форме (праздников, посиделок, обычаев и обрядов). Способствующих развитию творческих способностей учащихся посредствам триз-технологии.
«Формирование творчески активной
личности - одна из задач педагогической
теории и практики художественного
образования и эстетического
воспитания детей. Эффективным
средством развития
творческих качеств личности является
народное искусство». (кандидат педагогических наук Л.Н. Неретина).
ПОДПРОГРАММА ГПД
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА И ТРИЗ - ТЕХНОЛОГИИ.
ЦЕЛЬ:
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ИНТЕГРАЦИИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ «ШКОЛА – ТРИЗ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ».
ЗАДАЧИ:
Образовательные задачи:
- вооружить учащихся знаниями, умениями и навыками о художественных образах фольклора, о традициях народных земельно-календарных праздниках и участию в разнообразных народных гуляниях;
- формировать у учащихся духовно-нравственное отношение к истории культуры своего народа и родного края Иркутской области;
Воспитательные задачи:
- формировать нравственно-эстетические чувства к природе родного края, обществу и себе;
- воспитывать уважение к культуре народов разных национальностей;
- воспитание чувства коллективизма;
- формирование интереса у детей и родителей к народным традициям;
Развивающие задачи:
- развивать у учащихся интерес к народной культуре, эмоциональную отзывчивость;
- обогащать интеллектуальную, информационную сторону личности учащихся;
- развитие творческих задатков и способностей детей;
- развитие интереса к спорту, народным играм и состязаниям, привлечение к массовым мероприятиям;
- развивать интерес к народным промыслам России.
Одной из задач учебно-воспитательного процесса является образование всей семьи, повышение ее общекультурного уровня, формирование и укрепления семейных традиций. Так как не возможно без помощи родителей достичь поставленной цели, без их активного участия в воспитательном процессе.
Направления работы с родителями:
- формирование интереса родителей к народной культуре;
- развитие интереса к совместному проведению свободного времени с ребенком.
Совместная работа с родителями связана с развитием у них интереса к воспитательному и образовательному процессу, к познанию народной культуры и совместному творчеству с детьми.
Виды совместных мероприятий:
- организация и проведение народных и Земельно-календарных праздников;
- организация и проведение посиделок;
- участие родителей, детей и воспитателей в общегородских мероприятиях.
Выявляя образовательно-воспитательные задачи занятий по фольклору, нужно помнить, что фольклор и традиционная культура- это средство воспитания и развития ребенка.
Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в труде.
Реализация подпрограммы эстетического и физического воспитания предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие школьников с окружающим миром на базе деятельностного подхода и эмоционального восприятия.
Содержания подпрограммы основывается на личностно-ориентированном подходе и на следующих главных педагогических принципах:
целостности:
- в подпрограмме соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность с другой;
гуманизации:
- личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
творческого подхода:
- развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразование средствами краеведческого компонента;
деятельного подхода:
- способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей Иркутской области в единстве разнообразных видах деятельности;
- любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
интеграции:
этот принцип позволяет совместить в одной программе аспекты таких знаний, как музыка, рисование, физкультура, лепка и др.;
культуросообразности:
- основывается на ценностях народной культуры;
возрастного и индивидуального подхода:
- отбор художественного материала по различным видам народного искусства, опираясь на возрастные особенности детей.
Гуманистической основой программы является ее личностный характер, который создает живую мотивацию деятельности ребенка, обеспечивает саморазвитие и совершенствование личности.
Ценностные ориентиры, которые должны быть сформированы в ходе реализации подпрограммы:
- привитие детям духовной культуры родного края;
- историческое единство русского народа;
В процессе реализации подпрограммы внимание акцентируется на решении следующих социально важных проблем:
- внутренний мир ребенка, физическое и духовное начала в нем;
- взаимоотношений между детьми и окружающим их миром.
Реализация подпрограммы предполагает соблюдение следующих условий:
- создать условия для успешной реализации подпрограммы в процессе изучения народной культуры, включающей различные ее виды (музыкальный фольклор, прикладное искусство, мифологию, народные игры);
- организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем развития и воспитанности;
- обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-психологического и других компонентов;
- динамичность работы;
- учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка;
- совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры;
- становление высоконравственных, этических норм поведения.
Содержание подпрограммы нравственно-эстетическое воспитание проводится по принципу наглядности и доступности, с учетом познавательных и коммуникативных потребностей детей.
Предусматривается в динамике, по ступенчатому признаку развитие эстетических знаний, умений и навыков у школьников:
- предусматривает тесное взаимодействие с социальными учреждениями района: краеведческим музеем, заповедником Иркутской области, детским домом творчества;
- отбор художественного материала по различным видам народного искусства, опираясь на возрастные особенности детей;
- интеграция предметов эстетического цикла, в основе которой лежит фольклор;
- активное включение учащихся в изучение фольклора в виде (праздников, посиделок, обычаев и обрядов) способствующих развитию творческих способностей учащихся посредствам триз-технологии.
Характерной особенностью является повторное обращение в разных циклах к одним и тем же объектам: таким образом, ребенок получает возможность дополнить и углубить свои знания, умения, навыки в изучении календарно-земледельчиских праздников и истории своего края.
Вся работа проводится в тесном взаимодействии педагогов МОУ «СОШ№12»: музыкального руководителя, учителя по физическому воспитанию, организатора школьных мероприятий и воспитателей ГПД.
Координирует всю работу Качина Ю.В.- учитель физической культуры и Михайлова М.В. – воспитатель ГПД.
Содержание подпрограммы.
Содержание программы ориентировано на развитие личностно-смысловой сферы детей (отношение к действительности, переживание, взаимопомощь и взаимодействие).
Главные разделы программы включают материал близкий, интересный и доступный детям, обуславливающий естественное развитие ребенка при обязательном интерактивном изложении и освоении.
Содержание подпрограммы эстетического воспитания строится на основе принципа креативности, предполагающего духовное становление личности ребенка и формирование его творческого потенциала.
Для достижения поставленных целей и задач этнокультурного компонента подпрограммой выделяются блоки:
- блок познавательной деятельности;
- блок продуктивной деятельности.
Первый блок знакомит с календарными обрядами русского народа, с семейно-бытовой культурой, с народной словесностью. Основная форма реализации блока познавательной деятельности: игры, экскурсии в музеи, разыгрывание обрядов, ролевые игры и т.п.
Задача второго блока - учить вслушиваться и воспринимать русское песенное искусство, воспринимать произведения народно-прикладного искусства, обучая учащихся технике росписи, орнамента, лепки, культуре ношения костюмов, народного танца, хоровода. Главной задачей данного блока является развитие творческих способностей посредствам триз-технологии.
Формы реализации блока эстетической продуктивной деятельности - мини - композиция (проводы Масленицы, осенины, Березкина неделя и т.д.), изготовление народного костюма для кукол, конкурс на лучшую роспись и т.п.
Каждый блок подпрограммы завершается праздником, это определенная точка опоры в развитии интересов школьников, демонстрирование ребенком своих достижений. При одобрении родительской и детской аудитории придает детям уверенность в себе, стимулирует потребность роста интереса.
Средства обучения.
Среди средств обучения немаловажную роль играют:
- специально подобранный языковой материал;
- игрушки, книги, иллюстрации видиоматериал и др.;
- звукозапись, видеозапись;
- работа в кружках: лепки, рисования, народных играх, в кружке музыкального фольклора, в кружке народного промысла и др.;
- разучивание стихов, песен;
- инсценировка посиделок, обрядов, праздников;
- игры подвижные, дидактические, тематические, творческие.
Построение занятий.
При проведении каждого занятия деятельность педагога направлена на:
- создание положительной познавательной мотивации детей;
- организацию их внимания;
- активизацию речевого опыта и обогащение словарного запаса школьников;
- формирование способов оценки ребенком собственной деятельности.
Каждое занятие состоит из трех этапов:
Первый организационный этап:
- нацелен на формирование у детей познавательного интереса, связанного с новой областью знаний. На этом этапе дети учатся выражать свои интересы, свое настроение, понимать желания и потребности других детей.
На втором практическом этапе:
- дети применяют на практике ранее полученные знания и умения и приобретают новые.
На третьем заключительном этапе:
- целью является осмысление детьми полученных знаний и умений, т.е. осознание ими возможности использования приобретенных знаний и умений в различных ситуациях.
Одной из целей фольклорного коллектива « Горница» является объединение детей, родителей, педагогического коллектива в единый коллектив единомышленников.
Направление деятельности фольклорного коллектива «Горница» заключаются в следующем:
- изучение и возрождение фольклора в солмместной деятельности ( воспитатели, родители, дети);
- изучение традиций края в процессе организации экскурсий по краеведческим музеям области;
- пропаганда здорового образа жизни;
- организация выстовок, творческих работ, мероприятий интегрированного типа совместно с родителями, детьми, педагогами;
- проведение посиделок и праздников по народному календарю;
- организация выставок, творческих работ, концертов, конкурсов, чаепитие совместно с воспитателями, родителями, детьми;
- организация встреч с интересными людьми, мастерами народного творчества.
(данные направления основанываны на опыте работы педагогов Русско-славянской гимназии).
Ожидаемые результаты данной подпрограммы заключаются в следующем:
- развить практические исполнительные навыки и умения в процессе изучения народных песен с использованием игровых действий;
- развить творческую активность учащихся посредствам триз-технологии;
- приобщить учащихся к миру народной культуры через детский фольклор;
- научить передавать средствами живописи или рисунка общее настроение сюжета или черты характера изображаемого персонажа;
- сформировать навыки общения детей в коллективной творческой деятельности;
- уметь использовать физкультурно-познавательный компонент в формировании потребности к самостоятельной двигательной деятельности;
- сформировать знания учащихся о народном мировоззрении на природу, общество, семью;
- развить умения анализировать, сравнивать, синтезировать свои знания в единое целое.
СТРУКТУРА ПОДПРОГРАММЫ.
КРУЖОК
музыкальный
фольк-
лор.
КРУЖОК
Народные -спор-
тивные игры КРУЖОК
КРУЖОК и основы ми- изодеятельность
народный фологии.
Фольклор.
КРУЖОК
КРУЖОК народные КРУЖОК
Народная промыслы. Художественный
живопись. труд.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА
«ГОРНИЦА»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. ФОЛЬКЛОРНОГО КОЛЛЕКТИВА
«ГОРНИЦА».
№ | Мероприятия | Срок выполнения |
1 | Подготовка родителями народного костюма. | Сентябрь. |
2 | «Капустник». Конкурс блюд, из капусты (родители). | Октябрь. |
3 | «Сибирские посиделки» подготовка к конкурсу помощь (родителей). | Ноябрь. |
4 | «Богатырские забавы» в проведении и организации праздника участвуют родители. | Декабрь. |
5 | «Старорусский бой». В проведении и организации праздника участвуют родители. | Январь. |
6 | Праздник коляды. Совместно с родителями готовим маски, костюмы скомарохов. | Февраль. |
7 | Праздник «Жаворонка» (народные игры). Конкурс дети и бабушки лепят, стряпают жаворонушек. | Март. |
8 | Праздник «Вербохлесток». Конкурс на самую красивую вербу, украшаем вербу. ( родители, дети). | Апрель. |
9 | Березкина неделя. Отчетный концерт. | Май. |
Риск и ограничения:
Программа работы в кружках постоянно корректируется и изменяется . С этой целью разрабатываются вопросы для тестов, которые помогают планировать воспитательную работу с детьми.
Подпрограмма основывается на опыте работы педагогов Русско-славянской гимназии и МДОУ «Центра развития ребенка детского сада» «Сказка».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Л.В.Неретина «Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору» Москва-2004г.
2. И.Панкеев «Русские народные игры», Москва 1998г.
3. Э.Ацети «Растем вместе» Иркутск 2005г.
И.Б.Калмыков. «Изучаем фольклор». Начальная школа 2006г.
4. Н.Н.Макаринова «Народные игры на уроках физической культуры». Начальная школа 2008г.
5. О.Е.Кучерова. «Воспитание духовности в системе учебно-воспитательной работы городской школы». Начальная школа 2006г.
6. Н.В.Карягина и М.Х. Коджешау «Проведение интегрированных уроков физической культуры в младших классах». Майкоп 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии наглядного моделирования, игровые технологии, технологии: презентация Microsoft Pow
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия ...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровьесберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира. «Весна» (для детей 2-3 лет)
Конспект на тему: "Весенние изменения в природе"....
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...
Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...