Инновационно – экспериментальный проект: «Технологический подход к интегрированному воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии»
методическая разработка по теме
Содержание проекта:
Проект является частичным использованием имеющегося в образовании опыта (инновацией) интегративного детского сада.
Приоритетное направление проекта:
разработка и использование методов, форм, средств и технологий интегрированного воспитания и обучения дошкольников с нарушениями развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инновационно – экспериментальный проект | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 88»
Инновационно – экспериментальный проект:
«Технологический подход к интегрированному воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии»
Каменск – Уральский
2007
Структура проекта:
1. Анализ противоречий и проблем развития образовательной практики.
2. Обоснование актуальности планируемой экспериментальной деятельности.
3. Цель и задачи экспериментальной деятельности.
4. Концептуальные идеи преобразований и прогнозируемые пути их реализации.
5.Ожидаемые результаты и критерии их достижения.
6.Прогноз возможных последствий инновационно-экспериментальной деятельности и план компенсирующих мероприятий.
7. Систематизированная модель инновационного эксперимента.
Содержание проекта:
Проект является частичным использованием имеющегося в образовании опыта (инновацией) интегративного детского сада / Департамент образования г. Москвы. Центральное окружное управление образования /.
Приоритетное направление проекта:
разработка и использование методов, форм, средств и технологий интегрированного воспитания и обучения дошкольников с нарушениями развития.
Исполнители инновационного проекта:
1. Нерода М. В. – заведующий
2. Тебенева Т. Н. – заместитель заведующего по ВМР
3. Анисимова Ж.В. – педагог - психолог
4. Смелик Л.А. – учитель – дефектолог
5. Токарева Г. И. – учитель – дефектолог
6. Сенченкова Т. Н. – музыкальный руководитель
7. Симонова Г. П. – инструктор по физической культуре
8. Якименко В. И. – воспитатель группы для детей с нарушением интеллекта
9. Горелкина Е. И. – воспитатель группы для детей с задержкой психического развития
10. Дубровина Н. С. – воспитатель общеразвивающей группы
11. Погорелая Ю. И. - воспитатель общеразвивающей группы
Сроки проведения инновационно-экспериментальной деятельности:
1. Анализ противоречий и проблем развития образовательной политики
Поиск эффективных форм коррекционной помощи детям, имеющим отклонения в развитии, связан с проведением целенаправленной работы по интеграции их в детское сообщество.
Интеграция детей с отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения – это мировой процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни множеством причин различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ общества и государства с определенным уровнем экономического, культурного, правового развития.
Интеграция – это закономерный этап развития системы специального образования, связанный в любой стране мира, в том числе и в России, с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование.
Интеграция – не новая для Российской Федерации проблема. Это связано, прежде всего, с тем, что процессы интеграции тормозятся. Именно поэтому, в настоящее время интеграция как процесс обучения детей с отклонениями в развитии находится в центре внимания. Это связано и с особой актуальностью проблемы, и с тем, что интегрированное обучение расширяется в России, но процесс идет стихийно.
2. Обоснование актуальности планируемой инновационно-экспериментальной деятельности
Демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику МДОУ «Центра развития ребенка – детского сада № 88» идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в здоровье совместно с нормально-развивающимися сверстниками. Однако, необходимо придать данному процессу организованный характер, обеспечив каждому ребенку, имеющему отклонения, уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму интеграции.
Актуальность планируемой инновационно-экспериментальной деятельности обосновывается тем, что дошкольный возраст является благоприятным периодом для интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников. Дети с недостатками развития, также как и нормально – развивающиеся их сверстники, должны иметь право быть принятыми в коллектив, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества, используя свой интеллектуальный и творческий потенциал.
3. Цель и задачи инновационно - экспериментальной деятельности
Цель:
Обеспечение благоприятных условий для интеграции (социализации, адаптации и коррекции) дошкольников с нарушениями развития в обычном социуме.
Задачи:
* Выбрать наиболее эффективные и разработать новые модели организации работы по абилитации детей с нарушениями развития в интегративной среде дошкольного учреждения.
* Организация помощи семьям, имеющим детей с нарушениями развития, психолого-педагогической работы с родителями в процессе интеграции.
* Оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы, влияющие на социальную активность дошкольников, накопление ими положительного опыта межличностного общения, толерантности.
Субъекты исследования:
*дошкольники без выраженных особенностей;
* дети с выраженной патологией;
* дети с атипиями развития;
* родители
Предмет исследования:
педагогические условия для интеграции дошкольников с нарушениями развития в обычном социуме.
Гипотеза:
Если создать благоприятные условия для интеграции дошкольников с нарушениями развития, то это обеспечит более раннюю социализацию их социализацию в окружающей среде, сформирует у детей социально-нравственный опыт.
Методы исследования:
* наблюдения;
* мониторинговые процедуры;
* беседы, игры, развивающие эмоционально – чувственную сферу ребенка; словесно – коммуникативные игры;
* личностное общение педагога с ребенком;
* психологические тренинги, занятия;
* консультации, анкетирование родителей;
* проведение совместных мероприятий: досугов, развлечений, праздников.
Предполагаемые к применению технологии:
* технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания);
* виктимологические технологии (олигофренопедагогика);
* технологии работы с отклоняющимися детьми (задержкой психического развития).
4. Концептуальные идеи преобразований и прогнозируемые пути их реализации
Предлагаемая нами авторская Концепция интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии позволит расширить охват дошкольников квалифицированной коррекционно – педагогической помощью, обеспечить родителей (законных представителей) консультативной поддержкой, а также повысить уровень морально – нравственной культуры в принятии человека с ограниченными возможностями здоровья. В МДОУ «Центре развития ребенка – детский саде № 88» имеются адекватные условия для проведения целенаправленной работы по интеграции проблемных детей, в которых возможно эффективно осуществлять абилитацию с учетом уровня развития каждого ребенка, имеющего нарушение интеллекта, задержку психического развития, выбирая полезную и возможную для него «долю».
Целесообразным будет являться реализация следующих моделей:
* частичная интеграция, при которой дети с проблемами в развитии, не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые группы лишь на часть дня (например, на его вторую половину, по 1 – 2 человека);
* временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы (дети с нарушением интеллекта, задержкой психического развития) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются не реже 2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера (например, на праздниках, соревнованиях, отдельных занятиях и т.п.).
Принципы построения воспитательно – образовательного процесса
* принцип личностного подхода (позиция педагогов основана на уважении к личности ребенка и его потребностям; их работа направлена на увеличение социальной активности воспитанников с учетом их желаний и предпочтений);
* принцип сопровождающей работы: выработка индивидуальной стратегии и тактики, динамики сопровождения конкретного ребенка; системное взаимодействие профессионалов разных профилей: учителей – дефектологов. инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагога – психолога;
* принцип социального творчества (психолого – педагогическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка; игровая деятельность способствует дошкольникам успешно адаптироваться в сложном окружающем мире, максимально раскрыть свои возможности).
Особенности воспитательно- образовательной работы
При подборе средств и форм работы с детьми учитываются, с одной стороны, их коррекционно – терапевтическая направленность, и, с другой стороны, направленность занятий на постоянное творчество детей, пробуждение собственной активности.
Предполагается широкое использование методов арттерапии:
* изотерапия (работа с глиной красками);
* музыкотерапия;
* игротерапия;
* тестопластика, а также других методик и педагогических технологий:
* Монтессори – педагогика;
* сенсорная интеграция;
* эмоционально – стимулирующая гимнастика;
* межличностное общение.
Анализ имеющегося в МДОУ «Центре развития ребенка – детском саде» практического опыта показывает, что формула соотношения нормы и различной патологии детского развития в ходе экспериментальной деятельности может быть следующим:
* 50% - обычные дети (20 детей без выраженных особенностей развития);
* 25% - особые дети (10 детей с выраженной патологией. В нашем случае, это дети с умственной отсталостью, синдромом Дауна, аутизмом);
* 25% - 10 детей с атипиями развития ( в нашем случае, это дети с задержкой психического развития).
Направления развития детей
* когнитивное (умственное) развитие;
* развитие начальных математических представлений;
* физическое развитие;
* музыкальные занятия;
* психолого- педагогическая работа;
* специально - структурированные комплексные занятия
5. Ожидаемые результаты и критерии их достижения
Результатом планируемой инновационно-экспериментальной деятельности может стать:
* В системе начальных компетентностей дошкольников без выраженных особенностей развития предполагается постепенное овладевание ценностно- – ориентационной составляющей образованности: воспитанность у детей эмпатии и толерантности к окружающим в условиях общения с необычными сверстниками.
* Овладение ребенком с отклонениями в развитии (в нашем случае, это дети с атипиями развития, то есть, имеющие задержку психического развития) общеобразовательным стандартом в те же сроки (или близкие), что и нормально – развивающиеся дети. Интегрированное воспитание и обучение детей с задержкой психического развития позволит максимально рано влиться в обычный социум и эффективно поднять их психофизический уровень, который может соответствовать возрасту или быть близким к нему.
* В качестве целевого ориентира показателя результативности можно рассматривать качественные перемены в эмоционально – психическом статусе дошкольников (в нашем случае, это дети с выраженной патологией: умственной отсталостью, синдромом Дауна, аутизмом). Именно поэтому, усвоение навыков поведения, принятого в обществе, рассматривается нами, как главное условие, обеспечивающее этим детям возможность вписаться в окружающую среду.
Исходя из Концепции нашего учреждения «Интегрированное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии», критериями прогнозируемого результата инновационно – экспериментальной деятельности становится набор ключевых компетентностей, обеспечивающих успешную адаптацию выпускников, определяющих их способность к решению доступных задач жизнедеятельности (Приложение
№ 1, стр. 3).
Таким образом, технологический подход к интегрированному воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии, мы рассматриваем как средство обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций в коррекционно – образовательном процессе.
6. Прогноз возможных негативных последствий инновационно – экспериментальной деятельности и план компенсирующих мероприятий
Возможные негативные последствия
Одним из условий предполагаемой инновационно – экспериментальной деятельности является информационное обеспечение. При анализе и систематизации зарубежного и российского опыта по интеграции детей с выраженной патологией и атипиями в развитии, педагоги учреждения продемонстрировали открытость и поддержку идеи равенства и защиты прав всех детей, независимо от наличия или отсутствия особенностей. Основные положения таких документов, как:
* Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
* Конвенция ООН о правах ребенка;
* Декларация ЮНЕСКО в том или ином виде стали составной частью законодательств многих стран (Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы. М.: 2000).
На современном этапе Российское законодательство не предусматривает должных мер по финансовой поддержке дошкольников с особыми образовательными потребностями, хотя интеграционные процессы приобрели признаки устойчивой тенденции в начале 90-х годов. Именно поэтому, все предполагаемые участники проекта отметили, что самыми большими трудностями на пути к интеграции, которые могут негативно отразиться на результатах инновационно - экспериментальной деятельности останутся:
* Недостаток финансовых средств (качественная интеграция - дорогостоящий процесс);
* Негативное отношение общества к идеи интеграции, включая родителей «обычных» детей (преобладание устаревших стереотипов);
* Неотработанность четкого механизма интеграции детей с выраженными отклонениями (например, с глубокими нарушениями интеллекта, синдромом Дауна и аутизмом)
План компенсирующих мероприятий
Проблема возможного негативного последствия | Задачи, предполагаемые к решению | Компенсирующие мероприятия |
* Недостаток финансовых средств | * Привлечение внебюджетных средств * Привлечение бюджетных средств | * Поиск спонсорской помощи * Ходатайство в ОМС «Управление образования» о финансовой поддержке |
* Негативное отношение общества к идеи интеграции, включая родителей «обычных» детей | * Улучшить отношение общества к детям с особыми образовательными потребностями | * Организация и проведение интерактивных форм работы с родителями *Вовлечение детей с особыми образовательными потребностями и «обычных» детей в игры и некоторые виды познавательной деятельности * Использование СМИ (просветительская деятельность) о преимуществах интеграции |
* Неотработанность четкого механизма интеграции детей с выраженными отклонениями | * Развить условия предполагаемой инновационно – экспериментальной деятельности: а) информационное обеспечение б) социально – психологический климат в) уровень преобразовательных и проектировочных умений участников инновационного процесса г) уровень организационно – деятельностных умений организаторов инновационного процесса | * расширить банк научно – методических материалов по теме проекта * проведение тестов, опросов, анкетирование, * разработка, апробация и внедрение психолого – педагогических проектов * применение методов активного обучения педагогов и персонала в различных формах * самоанализ, самооценка профессиональной компетентности |
7. Систематизированная модель инновационного эксперимента
Этапы | Сроки | Содержание деятельности | Ответственные |
1. Концептуально-проектный | *Разработка экспериментального учебного плана; * Определение критериев, показателей, оценки, измерителей этих показателей; * Проблемно-резервный анализ предполагаемых к применению педагогических технологи; * Планирование сетки занятий. | завуч все предполагаемые участники завуч |
2. Исходно – диагностический (констатирующий эксперимент работы с детьми, родителями) | * Оценка развития и освоения детьми социального опыта; * Разработка способов организации жизнедеятельности взросло-детского сообщества в условиях интеграции: перспективных планов, индивидуальных программ сопровождающей деятельности воспитанников. | все предполагаемые участники |
3.Коррекционно-технологический | *Формирующий эксперимент (технологический процесс): - развитие партнерства с родителями и обучение персонала - организация досугов - вовлечение детей с ограниченными образовательными потребностями и «обычных» детей в игры и некоторые виды познавательной деятельности - проведение праздников для всех категорий и их семей | все предполагаемые участники |
4. Прогностически-уточняющий | * Анализ результатов коррекционно-развивающей работы (промежуточная диагностика); * Внесение корректив в воспитательно-образовательный процесс: изменение технологического подхода к отдельным воспитанникам и их семьям. | завуч, педагоги |
5. Деятельностно-технологический | *Реализация технологического подхода, как средства обобщения и систематизации опыта применяемых педагогических технологий в коррекционно-образовательном процессе. | все предполагаемые участники |
6. Итогово - диагностический | * Заключительная оценка развития и освоения детьми социального опыта в процессе интеграции; * Оценка отношения родителей «обычных» детей к идеи интеграции; * Оценка эффективности деятельности педагогов сопровождения интегративных процессов. | завуч, педагоги |
7. Заключительный | * Сбор и обработка аналитических материалов | все педагоги |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонения-ми в развитии и подготовка их к школе. Инновационный проект
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и подготовка их к школе ...
Роль социальной среды в интегрированном воспитании и обучении детей с особыми образовательными потребностями
Работа с детьми...
Контрольная работа по дисциплине: «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонением в развитии»
План контрольной работыпо дисциплине«Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонением в развитии» Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости. П...
КОРРЕКЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Теоретические и практические вопросы оказания помощи детям с отклонениями в умственном развитии в последние годы привлекают внимание специалистов различных областей знаний....
Реализация воспитания и обучения детей с задержкой психического развития в детском саду
Практика и опыт показывает, что для успешного решения проблемы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии необходимо проводить специальное, коррекционное обучение и воспитание, учитывая их ...
Консультация для родителей "Особенности воспитания и обучения детей с задержкой психического развития"
Консультация для родителей...