Реализация воспитания и обучения детей с задержкой психического развития в детском саду
статья (подготовительная группа)
Практика и опыт показывает, что для успешного решения проблемы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии необходимо проводить специальное, коррекционное обучение и воспитание, учитывая их индивидуальные особенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_pedagoga_s_detmi_zpr.docx | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация воспитания и обучения детей
с задержкой психического развития в детском саду
В современном мире проблема воспитания подрастающего поколения становится одной из актуальных. По данным Министерства образованияи науки Российской Федерации, среди детей, которые поступают в школу, более 60 % относятся к категории риска школьной дезадаптации по причине имеющихся нарушений в развитии. Из них около 35% составляют те, у кого еще в младших группах детского сада были обнаружены очевидные расстройства нервно-психической сферы. Практика и опыт показывает, что для успешного решения проблемы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии необходимо проводить специальное, коррекционное обучение и воспитание, учитывая их индивидуальные особенности. В отечественной науке вопросами обучения и воспитания детей с задержкой психического развития занимались такие авторы, как В.И. Лубовский, А.Я. Иванова, Т.В. Егорова, Т.В. Розанова, У.В. Ульенкова, Н.Г. Поддубная и др.
Задержка психического развития (ЗПР) - это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставанияпсихики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития. ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению.
Характерные особенности детей с ЗПР
· Снижение работоспособности;
· Повышенная истощаемость;
· Неустойчивое внимание;
· Недостаточность произвольной памяти;
· Отставание в развитии мышления;
· Дефекты звукопроизношения;
· Своеобразное поведение;
· Бедный словарный запас слов;
· Низкий навык самоконтроля;
· Незрелость эмоционально-волевой сферы;
· Ограниченный запас общих сведений и представлений;
· Трудности в счёте и решении задач по математике.
В качестве причины задержки психического развития могут выступать:
- Нарушения конституционального развития ребенка, из-за которых он начинает по своему физическому и психическому развитию отставать от сверстников — так называемый, гармонический инфантилизм.
- Различные соматические заболевания (физически ослабленные дети).
- Поражения центральной нервной системы (дети с минимальной мозговой дисфункцией). У таких детей происходит значительное снижение работоспособности, памяти и внимания, возникают проблемы с усвоением навыков чтения, письма, счета и речи, развиваются эмоциональные и личностные нарушения.
Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Да и родители всегда высоко оценивают способности своего ребёнка, порой не замечая важного — отставания в развитии. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребёнок пошёл в детский сад, и когда воспитатели отмечают, что он не усваивает преподнесенный материал.
Необходимо четко понимать, что дети, имеющие временную задержку в развитии, ни в коей мере не относятся к умственно отсталым детям, поскольку хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно выполняют поставленные перед ними задачи и правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При своевременной коррекции большинство из них хорошо продвигаются и постепенно выравниваются.
При коррекционно-развивающем обучении и воспитании необходимыми условиями являются:
-Диагностика (разобраться в характере и глубине того или иного нарушения можно только при комплексном обследовании ребенка врачом-психотерапевтом, дефектологом, психологом, логопедом);
- построение образовательно-воспитательного процесса (с учетом индивидуальных возрастных, психофизиологических, личностных особенностей и возможностей детей), обеспечивающего коррекцию нарушений умственного, речевого и эмоционального развития и стимулирование, обогащение развития во всех видах детской деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой, коммуникативной);
- использование адекватных технологий, характеризующихся эмоционально-игровой окрашенностью, прикладной направленностью (тактильно-действенным обследованием, экспериментированием, трансформацией) и ценностной значимостью для ребенка того, что он делает, познает, с чем играет и взаимодействует;
- взаимодействие с семьей (активное включение родителей в жизнь учреждения, просвещение родителей, объяснение цели и задач воспитания детей с ЗПР);
- событийный характер в организации жизнедеятельности детей;
- проведение лечебно-оздоровительной работы, создающей благоприятную базу для организации занятий, игр, других видов деятельности детей.
Важным моментом в организации системы коррекционно-развивающего обучения является динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка.
Для формирования положительного отношения к процессу обучения и воспитания можно выделить следующие направления в работе воспитателя. Прежде всего воспитатель должен:
• заботиться о создании общей положительной атмосферы в группе, постоянно снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т.д., стремясь исключить страх ребенка перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить;
• создавать ситуации успеха , формирующие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости;
• шире опираться на игру как ведущую деятельность ребенка с ЗПР, включая интеллектуальные игры с правилами, активно использовать игротехнику.
• целенаправленно эмоционально стимулировать детей на занятиях, предупреждая опасные для ощущения скуки, монотонности посредством включения разных видов деятельности, занимательности, личной эмоциональности; возбуждать интеллектуальные эмоции — удивления, новизны, сомнения, достижения; формировать внутренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей. Развивать познавательные интересы.
Таким образом, в ходе работы мы выявили следующие пути и средства педагогической поддержки детей с ЗПР:
-контроль за занятостью ребенка; при признаках истощения внимания смена деятельности на другую, более легкую;
- использование разнообразных видов занятий, игровых моментов;
-применение красочного наглядного дидактического материала вместо комплексных занятий, сложных инструкций, требующих переключения внимания на последовательную постановку одноцелевых заданий.
ЛИТЕРАТУРА
. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. / Под ред. В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. - М., 1999.
. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. - М.: Изд- во НЦ ЭНАС, 2004.
. Винник М. О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
. Власова Т.А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1995.
. Дети с временными задержками развития. / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. - М.:Педагогика,1971.
. Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. - М., 1984.
. Дробинская А. О. Школьные трудности «нестандартных» детей. - М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Музыкальное воспитание детей с задержкой психического развития" (методические рекомендации)
В статье освещаются основные особенности развития детей с задержкой психического развития, общие задачи музыкального воспитания, условия для успешной работы с детьми с ЗПР, методы и приёмы, используем...
Организация коррекционной работы по физическому воспитанию детей с задержкой психического развития в детском саду.
Мотроное развитие ребенка с задержкой психического развития осложняется целым рядом психофизических особенностей. Развитие двигательной сферы таких детей отстает от нормы и характеризуется непропорцио...
Дифференцированный подход в обучении и воспитании детей с задержкой психического развития
Психофизиологические особенности воспитанников, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого воспитанника или группы детей неодинаковых ус...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников с задержкой психического развития на основе фольклора и семейных традиций
В статье раскрывается опыт работы духовно-нравственному воспитанию дошкольников с задержкой психического развития на основе фольклора и семейных традиций, описываются разнообразные формы и методы рабо...
Нравственно-патриотическое воспитание детей с задержкой психического развития дошкольного возраста
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением, а особенно детей с ЗПР, становиться патриотиче...
«Патриотическое воспитание детей с задержкой психического развития посредством устного народного творчества»
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА» ДЛЯ ДЕТЕЙ С 3-7 (8) ЛЕТ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯМАДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА»ДЛЯ ДЕТЕЙ С...