КОРРЕКЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
статья по коррекционной педагогике

Резникова Оксана Викторовна

Теоретические и практические вопросы оказания помощи детям с отклонениями в умственном разви­тии в последние годы привлекают внимание специалистов различных областей знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_korrektsionnaya_rabota.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Резникова О.В.

г. Белгород,

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное  учреждение детский сад № 75

            Теоретические и практические вопросы оказания помощи детям с отклонениями в умственном развитии в последние годы привлекают внимание специалистов различных областей знаний. Междисциплинарный интерес сосредоточен на поиске технологий для восстановления психического и физического здоровья детского населения, оказания помощи семьям, воспитывающим детей с проблемами развития.

Выбор стратегии коррекционно-педагогической помощи обосновывается теоретическими идеями и положениями отечественных психологов о возрастном и деятельностном подходах к всестороннему изучению, обучению и развитию детей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др.). В трудах этих ученых указывается на значимость каждого возрастного периода в психическом развитии и становлении личности ребенка. Наиболее сложными являются вопросы создания условий для гармоничного развития личности, профилактики и коррекции отклоняющихся вариантов развития путем индивидуализации средств оказываемой профессиональной помощи.

          Исследование этого вопроса позволяет обратить внимание на ряд профессиональных моментов, требующих анализа ситуации развития каждого ребенка, а также индивидуального подхода к педагогической работе с родителями.

             Первый момент касается своевременно оказанной ребенку коррекционной помощи. Экспериментальные данные показывают, что в ранний период жизни детей обращение родителей за помощью к специалистам педагогам-дефектологам является наименьшим по количеству обращений.

            Самое большое количество обращений родителей за консультацией отмечается в период, когда ребенок по возрасту вступает в предшкольный период (6-7 лет) и взрослых волнует предстоящее школьное обучение, а конкретно - выбор образовательного учреждения.

             Второй момент: как правило, близких взрослых волнует речевое недоразвитие детей, что ярко проявляется в сравнении со сверстниками. Однако при всестороннем изучении психофизического развития этих детей на первый план выступают стойкое недоразвитие их познавательной деятельности, несформированность коммуникативного поведения, отсутствие самостоятельных навыков в быту и др.

                 Полученные данные используются как основание для определения образовательного маршрута каждого ребенка, а также для разработки содержания его коррекционно-развивающего обучения.

             Третий момент связан с позицией родителей относительно контроля психофизического развития своего ребенка. Анализ запроса родителей показал, что они весьма редко обращаются за консультацией к специалистам-дефектологам в целях контроля возрастных психологических достижений ребенка. В большинстве случаев контроль касается физических показателей в развитии (соматического, неврологического состояния ребенка), и на такие симптомы психического неблагополучия, как задержка речевого развития (или отсутствие речи); на отставание в умственном развитии, трудности адаптации в коллективе сверстников или социального поведения, обращается внимание лишь в ситуациях, когда ребенок начинает резко выделяться среди сверстников.

           Выделяются следующие последовательные этапы коррекционной помощи детям: диагностический, изучающий, обучающий и контролирующий. Содержательная составляющая каждого из этих этапов реализуется при использовании определенных педагогических технологий, овладение которыми позволяет специалистам оказывать дифференцированную коррекционную помощь детям с проблемами развития начиная с ранних этапов жизни.

Рассмотрим педагогические технологии более подробно.

             Технология 1. «Психолого-педагогическая диагностика познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» (Е.А. Стребелева, 2005,2007) используется на диагностическом этапе коррекционной помощи детям.

             Цель - выявление структуры, характера и степени выраженности нарушений в развитии детей. Психолого-педагогическое обследование состоит из комплекса игровых и познавательных заданий для детей в разные периоды жизни. Для детей раннего возраста предлагаются предметно-игровые задания, позволяющие определить готовность ребенка к сотрудничеству с новым взрослым, уровень сформированности предметных действий и уровень развития восприятия предметного изображения. У детей дошкольного возраста важно выявить уровни: ориентировки на свойства и качество предметов, наглядно-образного мышления, сформированности ведущей деятельности и продуктивных видов деятельности.

             Технология 2. «Педагогическое обследование уровня сформированности основных линий развития детей раннего и дошкольного возраста» (Е.А. Стребелева, 2011) используется на этапе педагогического изучения ребенка при поступлении его в группу детского сада.

             Цель - определение уровня сформированности основных линий развития (социальной, физической, познавательной), ведущей деятельности и продуктивных видов деятельности в раннем и дошкольном возрасте.

             Результатом использования указанной технологии является определение у каждого ребенка актуального уровня развития в познавательной деятельности и потенциальных возможностей к обучению. Эти данные служат основанием для разработки содержания коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

             Технология 3- «Алгоритм разработки индивидуальной коррекционно-развивающей программы обучения и воспитания» используется на этапе коррекционно-развивающего обучения.

             Цель - разработка индивидуальной программы коррекционного обучения и воспитания ребенка. Эта программа представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений работы всех специалистов с ребенком и его родителями.    

             Структура программы включает три основных раздела: требования к условиям воспитания, содержание задач обучения, рекомендации для родителей.

             В программе выделяются конкретные задачи по социальному развитию: формирование основных средств общения: экспрессивно-мимических (улыбка, взгляд «глаза в глаза», жесты и т.д.), предметно-действенных (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т.д.); речевых (высказывания, вопросы, фразовая речь), а также формирование самостоятельности в быту.

Технология 4. «Способ контроля динамики познавательного развития детей в коррекционно-развивающем обучении» используется на этапе мониторинга.

             Цель - определение эффективности коррекционно-развивающего воздействия. Методика включает комплекс рисуночных заданий (адаптированные методики А. Катаевой, В. Векслера, Ф. Гуденаф), позволяющий получить информацию о динамике развития познавательной деятельности, а также о сформированности у детей интегративных умений и навыков на основании оценки рисуночных умений и навыков. Интерпретация детских изображений служит показателем сформированности уровня восприятия, представлений об окружающем мире, умения работать по образцу, уровня сформированности графических навыков.

             В комплексе используются три рисуночных задания: «Нарисуй неваляшку!», «Геометрические фигуры» и «Нарисуй человека!».

             Этот комплекс рисуночных заданий можно предлагать ребенку в начале коррекционно-развивающего обучения, фиксируя дату на каждом листе бумаги, а потом в конце учебного года. Сравнение каждого из этих заданий, выполненных одним и тем же ребенком, позволит, с одной стороны, оценить степень и качество эффективности коррекционно-педагогической работы, а с другой - наметить дальнейшее содержание коррекционной работы с ним.

                Подчеркнем, что большинство детей с неярко выраженными отклонениями в познавательной сфере в результате своевременной коррекционно-педагогической помощи в раннем и дошкольном возрасте адаптируются к условиям коррекционного обучения, проблемы в их умственном развитии нивелируются и уровень познавательной деятельности приближается к возрастной норме.

             Дети со стойким недоразвитием познавательной деятельности способны осваивать учебные программы адаптированного характера, в ряде случаев обучаться в условиях общеобразовательной школы совместно с нормально развивающимися детьми (в интегрированных классах); проблемы в умственном развитии компенсируются за счет формирования социально ориентированных навыков и умений, позволяющих этим детям включаться в среду сверстников, осваивать некоторые элементарные профессии в будущем (цветовод, уборщик, портниха, столяр и т.д.).

           Дети с выраженными интеллектуальными нарушениями (с болезнью Дауна и др.) при своевременной коррекционно-педагогической поддержке с профессиональной точки зрения не рассматриваются в категории «необучаемых» детей, им становятся доступными содержание программы специальной (коррекционной) школы VIII вида, а также индивидуальные программы обучения.

             Таким образом, применение на практике основного принципа коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в раннем и дошкольном детстве -от изучения к обучению - позволяет, с одной стороны, большинство из них интегрировать в среду сверстников, а с другой - раскрывает воспитательный потенциал семьи, нацеливая близких взрослых на понимание образовательных потребностей своего ребенка и активное участие в его воспитании и образовании.

Список литературы:

1. Венгер А.Л Психологические рисуночные тесты. М.: Владос, 2003.

2. Екжанова Е.А., Стребелева ЕА Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. СПб: КАРО, 2008.

3. Закрепина А.В. Трудный ребенок. М.: Дрофа, 2007.

4. Стребелева Е.А. Изучение образовательных потребностей ребенка раннего возраста с отклонениями в познавательном развитии // Справочник педагога-психолога, зон. № 3.

5. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/Под ред. Е.А. Стребелевой. М.: Просвещение, 2007,2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационно – экспериментальный проект: «Технологический подход к интегрированному воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии»

Содержание проекта:      Проект является частичным использованием имеющегося в образовании опыта (инновацией) интегративного детского сада.   Приоритетное направление п...

Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития ) (коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей)

Цель практикума: Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра являет...

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Современные социально - экономические условия в России определяют необходимость усовершенствования содержания специального образования с учетом требований общества, направленное не только на всес...

Рабочая программа коррекционного обучения детей с нарушениями речевого развития 6 -7 лет на логопункте

Рабочая программа, составленная в соответствии с рекомендациями ФГОС ДО...

«Коррекционно-развивающая работа в старшей группе «Звездочка» для детей с отклонениями в развитии ».

«Коррекционно-развивающая работав старшей группе «Звездочка» для детей с отклонениями в развитии »....

Значение театрализованных игр в коррекционном обучении детей с задержкой психического развития

Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей с задержкой психического развития, посещающих специализированный детский сад, игровая деятельность сохраняет свое значение ...