ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА» для детей 4 года жизни
рабочая программа (старшая группа)

Куликова Галина Александровна

Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

    В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop.programma_kruzhka_strana_skazok.docx78.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Российская ФедерацияОписание: f18

Свердловская область

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 38 «Детский сад Будущего» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников

3 квартал,  д.13, Богданович, 623532

тел. (34376) 5-34-20       e-mail: sad38.budushego@yandex.ru 

     

                                         ОКПО 69055612     ОГРН 1106633000704
                                 ИНН 6633017010     КПП 663301001

ПРИНЯТА:

на Педагогическом совете №

МДОУ № 38 «Детский сад Будущего»

УТВЕРЖДЕНА:

Заведующий МДОУ № 38

«Детский сад Будущего»

С. И . Исмакаева

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»

для детей

4 года жизни

Срок реализации программы:

1 октября 2019 г. – 31  мая 2020 г.

Составила воспитатель:

Куликова Галина Александровна, 1 КК

Богданович, 2019г.

Пояснительная записка

Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

    В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения.

    Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.

    Привычку к  выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства с выступлениями перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
    Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

     Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Программа кружковой деятельности написана в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, - Уставом ДОУ, - образовательной программой ДОУ, - программой кружка

Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:

1.Создать  необходимые условия для развития творческой и речевой активности детей, участвующих в театральной деятельности.

2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане воплощения и переживания роли, взятой на себя, а также их исполнительские умения.

3.  Формировать у детей умение  имитировать характерные движения сказочных животных, формировать у детей простейшие образно-выразительные умения.

4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, жесты).

5. Активизировать словарь детей, интонационный строй, совершенствовать звуковую культуру речи, диалогическую речь.

6. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Для решения данных задач выработаны следующие

Принципы:

- принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);

- принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию детей;

- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;

- принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;

- принцип обеспечения активной познавательно-речевой практики.

Формы работы:

- чтение,  беседа, рассматривание;

- игры-драматизации, инсценирование;

-проблемные ситуации;

- использование различных видов театров.

Организация работы кружка:

Возраст детей участвующих в реализации данной программы  3-4года.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Проводится кружок один раз в неделю (во вторник или среду  во второй  половине дня, продолжительностью 15 минут).

Занятия проводятся с октября по май. Всего  32 занятия.

Формы организации образовательной деятельности - занятия проводятся групповые, по подгруппам и индивидуально.

Необходимые материалы и оборудования:

- различные виды театров:  настольный, , театр на фланелеграфе, пальчиковый, театр на шпажках, магнитный, театр резиновой игрушки и другие
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (честность, смелость, дружба, доброта и т. д.).

В театрализованной деятельности ребенок решает многие проблемные ситуации от какого-либо лица персонажа. Ребенок преодолевает робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованные занятия помогают всестороннему развитию ребенка.

Выразительную публичную речь можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. Огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.

Эта программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста. Программный материал, позволит выявить у детей способности к театрализованной деятельности.

Программа составлена с учетом реализации интеграции образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».

1. «Музыкальное развитие» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

2. «Изобразительная деятельность» - дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.

3. «Речевое развитие» - у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

4. «Чтение художественной литературы» - дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.

5. «Познавательное развитие» - дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.

Прогнозируемые результаты:

- развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;

- развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

- способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.

- способность к обыгрыванию отрывков из художественного произведения

- умение подражать образу героев

 -  умение работать в коллективе

Перспективно – календарное планирование по театрализованной деятельности.

Тема

Задачи

Формы и методы работы

                                      Октябрь

.Диагностика

Определить уровень развития детей

Наблюдения, беседы.

1.Беседа с детьми о театре

Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров

Показать разные виды театров

2.«В гости пальчики пришли». 

Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; Развивать речевое дыхание .

Обыгрывание знакомых сказок

Пальчиковый театр

«Курочка Ряба»

Игры на разв реч. дыхания: «Мыльные пузыри», «Воздушный шар»

3. Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я »

Развивать интерес к театрализованной деятельности.

Познакомить с костюмами, атрибутами для театров.

Беседа с детьми.

Отгадывание загадок Ряженье в костюмы. 

Этюды на выразительность передачи образов (изображение с помощью мимики, жестов).

4. Сказка

«Теремок»

Побуждать детей понимать сюжет сказки, выделять героев сказки; обратить внимание детей на повторяемость сюжета; воспитывать любовь к устному народному творчеству

Рассматривание иллюстраций к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.

Показ театра на стаканчиках

         

Ноябрь

 

1. «Домик для зверей» аппликация

Учить детей составлять  из готовых частей композицию. Закрепить геометрические фигуры, цвет и размер.  Воспитывать интерес к аппликации, аккуратность в работе.  

Рассматривание иллюстраций теремка.

2. Показ детьми сказки «Теремок»

Побуждать детей воспроизводить сюжет сказки, добиваться интонационной выразительности во время драматизации; Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; прививать любовь к театрализованной деятельности.

Костюмированный показ

3. Сказка

 «Три медведя»

Учить слушать внимательно сказку до конца и следить за развитием сюжета. Подражать голосам медведей.

Рассматривание иллюстраций к сказке.

Учить детей интонационно, выразительно воспроизводить заданную фразу

4. «Миски для медведей»

(Лепка)

Развивать мелкую моторику. Формировать умение скатывать шар круговыми движениями, сплющивать, придавать форму миски .

Рассматривание мисок разных размеров.

Показ.

Декабрь

1. Инсценировка сказки «Три медведя»  детьми

Побуждать детей воспроизводить сюжет сказки, добиваться интонационной выразительности во время драматизации; Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; прививать любовь к театрализованной деятельности.

Артикуляционная гимнастика.

Масочный театр

2.Знакомство со сказкой «Снегурочка»

Познакомить с новой сказкой, внимательно дослушивать до конца. Отвечать на вопросы по тексту. Развив интерес к худ литературе.

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

4.Показ театра би-ба-бо

«Снегурочка»

Учить следить за сюжетом Воспитывать у детей сопереживание  к героям. Развивать интерес и любовь к театрализованной деятельности.

Показ сказки театр би-ба-бо

3.Репетиция   сказки

«Снегурочка»

Вызвать желание участвовать в драматизации. Добиваться интонационной выразительности во время драматизации; Развивать исполнительские умения

Артикуляционная гимнастика.

Этюды на выразительность основных эмоций

Костюмированный показ

4. Показ сказки «Снегурочка»

для детей средней группы

Формировать умение правильно двигаться на сцене, действовать раскрепощенно, эмоционально и выразительно выступать перед зрителями, развивать творческие способности сочетать речь с пластическими движениями;

Костюмированный показ

Январь

1.«Заюшкина избушка»

 Учить следить за сюжетом сказки. Выделять главных героев, давать им характеристику, определять их поступки. Обогащать словарь: ледяная, лубяная.отгадывать героя по описанию.

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

Игра «Догадайтесь, о ком я говорю»(

2. «Лису зайка в дом впустил, много слез, потом пролил»

Помочь вспомнить сюжет сказки. Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Рассматривание иллюстраций.

Этюды на выразительность передачи образов (изображение с помощью мимики, жестов).

Пантонима (Угадай кто я)

3. «Домик для лисички»

Конструирование

Учить отгадывать загадки. Формировать умение строить, используя разные строительные материалы. Закреплять названия строительных материалов.

Сравнение домов лисы и зайца по иллюстрациям.

Игра «Скажи ласково»

4.Показ сказки

«Заюшкина избушка»

Учить  эмоционально и выразительно выступать, передавая выразительно образы героев, развивать творческие способности

Артикуляционная гимнастика.

Фланелеграф

                                        Февраль

1. Знакомство  со сказкой «Рукавичка»

Познакомить детей с украинской народной сказкой «Рукавичка». Закрепить названия диких животных и их

среде обитания. Воспитывать желание заботиться о них.

Чтение сказки.

Дыхательная гимнастика.

Этюды на выразительность передачи образов (изображение с помощью мимики, жестов).

2. «Укрась рукавичку»

Формировать умение украшать заготовку, использовать в процессе рисования краски

разных цветов; развивать воображение, творчество; вызвать желание рисовать.

Рассматривание рукавичек.

Пальчиковая гимнастика.

3.Расскажи сказку по картинкам

Формировать умение рассказывать сказку, используя картинки. Следить за развитием сюжета, оказывать помощь сверстникам в рассказывании.

Рассматривание картинок, выкладывание их по порядку.

Артикуляционные упражнения.

4.Показ сказки

«Рукавичка».

Воспитателем, затем детьми

Формировать умение  четко проговаривать свои реплики.  Развивать навыки кукловождения резиновой игрушкой.

Пальчиковая гимнастика.

Театр резиновой игрушки.

Март

1.Знакомство со сказкой «Под грибом» Сутеева

Познакомить детей с новой сказкой. Выяснить на сюжеты каких сказок походит, чем закончилась. Развивать умение находить положительных и отрицательных героев. Формировать умение оценивать их поступки. воспитывать дружеские отношения.

Просмотр мультфильма

 « Подгрибом».

Беседа по сюжету.

Этюды на выразительность передачи образов (изображение с помощью мимики, жестов).

2. «Стоит Антошка на одной ножке» (лепка гриба)

Формировать умение раскатывать и скатывать пластилин, соединять две детали. Воспитывать  интерес  к лепке, самостоятельность.

Отгадывание загадки,

Рассматривание строения гриба.

Пальчиковая гимнастика.

3.Репетиция сказки «Под грибом»

Воспитывать коммуникативные навыки общения. Формировать умение договариваться при выборе ролей. Использовать мимику, интонации в передаче характерных особенностей образа.

Дыхательная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика

Этюды на выразительность передачи образов (изображение с помощью мимики, жестов).

4.Открытый показ сказки «Под грибом»

Формировать умение эмоционально и выразительно выступать перед зрителями, развивать творческие способности. Развивать интерес и любовь к театрализованной деятельности.

Костюмированный показ сказки «Под грибом»

                                            Апрель

1. Знакомство с новой сказкой «Гуси – лебеди»

Формировать умение внимательно слушать сказку. Выделять главных героев и характеризовать  их поступки. Воспитывать интерес к художественной литературе.

Чтение сказки.

Проигрывание диалогов.

2.Настольный театр (деревянной игрушки)

«Гуси – лебеди» .

Развивать интерес к новому виду театра. Воспитывать бережное отношение к игушке(герою) Познакомить с приемами кукловождения.

Показ настольного театра.

Беседа .

3. «Колобок – колючий бок»

(рисование ежа)

Закреплять умение рисовать короткие линии, передовая образ ежа в рисунке. Развивать чувство ритма, цвета.

Рассматривание игрушки еж.

Показ воспитателя

 4.«Путешествие по русским народным сказкам» Литературный калейдоскоп

Продолжаем учить детей узнавать сказки по иллюстрациям, по отрывку. Развивать речь детей, выразительность жестов , мимики, добиваться пластического  изображения походки героев.

Узнаем сказки по отрывку. Рассказывание сказки по мнемотаблице.

Узнаем сказки по иллюстрации

Май

1. «Угадай сказку»

Формировать умение отгадывать сказку по одной иллюстрации. Развивать внимание, память. Кратко рассказывать сюжет.

Рассматривание иллюстраций

2 «.Волшебный сундучок»

Закрепляем названия  знакомых сказок, в которых есть герои из сундучка.

Воспитываем интерес к театрализованной деятельности, художественной литературе. Развиваем память, речь

Рассматриваем героев из разных сказок. Драматизация отрывков с этим героем.

3. «По следам сказок»

Создать радостное настроение, подвести итог занятий кружка.

Учить вспоминать знакомые сказки, разыгрывать их, предварительно наряжаясь в костюмы.

Драматизация сказок по желанию детей.

Этюды на выразительность передачи образов (изображение с помощью мимики, жестов).

4.Работа над фотоальбомом "В гостях у сказки".

Развивать эстетический вкус в оформлении альбома (совместная работа детей и педагога).

Создание фотоальбома, рассматривание фотографий.

Диагностика

Определить уровень развития детей

Наблюдения, беседы.

Работа с родителями

  

Анкета для родителей «Любите ли вы театр?»

Консультации  для родителей:  

«Зачем малышу театр?»

«Домашний  театр»

«Развитие детей в театрализованной деятельности»

 Задание на дом «Сочините сказку»

Педагогическая диагностика результатов освоения Программы

 Эффективность проводимой работы с детьми в рамках деятельности театрального кружка определяется с помощью диагностического комплекса, который предусматривает как психологическую, так и педагогическую оценку развития навыков театрализованной деятельности.

Критерии педагогической оценки развития навыков театрализованной деятельности:

- знание основ театральной культуры;

 - речевая культура;

- навыки кукловождения;

- эмоционально-образное развитие;

- основы коллективной творческой деятельности;

Критерии психологической оценки развития навыков театрализованной деятельности:

 - поведенческая активность;

 - коммуникативно- речевые навыки;

 - отношения с взрослыми;

- любознательность;

- стремление к общению в больших группах детей;

 - желание стать лидером в группе;

 - конфликтность, агрессивность;

 Итоговая диагностика развития ребёнка в процессе театрализованной деятельности основана на работе Т.С. Комаровой. Ключевой метод отслеживания, наблюдение позволяет выявить как положительные результаты, так и нерешенные проблемы, скорректировать дальнейшие планы, наметить перспективу работы всей группы и проведение индивидуальных занятий. Механизм оценки получаемых результатов Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.

 1.Основы театральной культуры.

Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.

Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.

 Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.

2. Речевая культура.

Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.

 Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.

3. Эмоционально-образное развитие.

Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.

 Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

 Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.

 4. Навыки кукловождения.

Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.

Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.

5.Основы коллективной творческой деятельности.

Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

Педагогическая оценка развития навыков театрализованной деятельности

Диагностическая карта

Фамилия имя ребенка

Основы театральной культуры

Речевая культура

Эмоционально -образное развитие

Навыки кукловождения

Основы коллективной творческой деятельности

Итог

1

Н.г.

К.г

Н.г.

К.г

Н.г.

К.г

Н.г.

К.г

Н.г.

К.г

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная театрализованная деятельность с детьми 5-го года жизни «В гостях у бабушки Маланьи»

Совместная театрализованная  деятельность с детьми  5-го года жизни «В гостях у бабушки Маланьи»...

программа дополнительного образования "Театрализованная деятельность для детей с нарушениями зрения".Календарно-тематический план по театрализованной деятельности детей 3-4 лет.кружок "Затейники"

Программа дополнительного образования поможет значительно повысить эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми со зрительной патологией....

Адаптированная дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности Развитие речи детей с ОНР посредством сказки с элементами театрализованной деятельности "Сказочная карусель"

Данная программа направлена на развитие речи детей посредством сказки с элементами театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности Кружок «Сказка» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) Срок реализации 3 года)

Пояснительная записка Рабочая программа по разделу «Театрализованная деятельность» - это программа по развитию творческих способностей, ориентированная на художественно–эстетиче...

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...

Театр в детском саду.Центр театрализованной деятельности:"Сказочные тропинки".Организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

27 марта- "Всемирный День Театра". Девиз праздника: "Театр - как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами".1).Театр в детском саду.Презентация по теме:"Центр ...

Программное содержание по дополнительному образованию театрализованная деятельность "Страна детства"

Развитие способности детей средствами театрального искусства,в тоже время представляет собой творческую игру. дети раскрываются и раскрепощаются в образах героев сказок....