ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА» для детей 4 года жизни
рабочая программа (старшая группа)
Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop.programma_kruzhka_strana_skazok.docx | 78.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Свердловская область
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 38 «Детский сад Будущего» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников
3 квартал, д.13, Богданович, 623532
тел. (34376) 5-34-20 e-mail: sad38.budushego@yandex.ru
ОКПО 69055612 ОГРН 1106633000704
ИНН 6633017010 КПП 663301001
ПРИНЯТА: на Педагогическом совете № МДОУ № 38 «Детский сад Будущего» | УТВЕРЖДЕНА: Заведующий МДОУ № 38 «Детский сад Будущего» С. И . Исмакаева |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»
для детей
4 года жизни
Срок реализации программы:
1 октября 2019 г. – 31 мая 2020 г.
Составила воспитатель:
Куликова Галина Александровна, 1 КК
Богданович, 2019г.
Пояснительная записка
Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения.
Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства с выступлениями перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Программа кружковой деятельности написана в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, - Уставом ДОУ, - образовательной программой ДОУ, - программой кружка
Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
1.Создать необходимые условия для развития творческой и речевой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане воплощения и переживания роли, взятой на себя, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей умение имитировать характерные движения сказочных животных, формировать у детей простейшие образно-выразительные умения.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, жесты).
5. Активизировать словарь детей, интонационный строй, совершенствовать звуковую культуру речи, диалогическую речь.
6. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Для решения данных задач выработаны следующие
Принципы:
- принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);
- принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию детей;
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
- принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
- принцип обеспечения активной познавательно-речевой практики.
Формы работы:
- чтение, беседа, рассматривание;
- игры-драматизации, инсценирование;
-проблемные ситуации;
- использование различных видов театров.
Организация работы кружка:
Возраст детей участвующих в реализации данной программы 3-4года.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Проводится кружок один раз в неделю (во вторник или среду во второй половине дня, продолжительностью 15 минут).
Занятия проводятся с октября по май. Всего 32 занятия.
Формы организации образовательной деятельности - занятия проводятся групповые, по подгруппам и индивидуально.
Необходимые материалы и оборудования:
- различные виды театров: настольный, , театр на фланелеграфе, пальчиковый, театр на шпажках, магнитный, театр резиновой игрушки и другие
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (честность, смелость, дружба, доброта и т. д.).
В театрализованной деятельности ребенок решает многие проблемные ситуации от какого-либо лица персонажа. Ребенок преодолевает робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованные занятия помогают всестороннему развитию ребенка.
Выразительную публичную речь можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. Огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Эта программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста. Программный материал, позволит выявить у детей способности к театрализованной деятельности.
Программа составлена с учетом реализации интеграции образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».
1. «Музыкальное развитие» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность» - дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.
3. «Речевое развитие» - у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Чтение художественной литературы» - дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
5. «Познавательное развитие» - дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
Прогнозируемые результаты:
- развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.
- способность к обыгрыванию отрывков из художественного произведения
- умение подражать образу героев
- умение работать в коллективе
Перспективно – календарное планирование по театрализованной деятельности.
Тема | Задачи | Формы и методы работы | |
Октябрь | .Диагностика | Определить уровень развития детей | Наблюдения, беседы. |
1.Беседа с детьми о театре | Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров | Показать разные виды театров | |
2.«В гости пальчики пришли». | Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; Развивать речевое дыхание . | Обыгрывание знакомых сказок Пальчиковый театр «Курочка Ряба» Игры на разв реч. дыхания: «Мыльные пузыри», «Воздушный шар» | |
3. Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я » | Развивать интерес к театрализованной деятельности. Познакомить с костюмами, атрибутами для театров. | Беседа с детьми. Отгадывание загадок Ряженье в костюмы. Этюды на выразительность передачи образов (изображение с помощью мимики, жестов). | |
4. Сказка «Теремок» | Побуждать детей понимать сюжет сказки, выделять героев сказки; обратить внимание детей на повторяемость сюжета; воспитывать любовь к устному народному творчеству | Рассматривание иллюстраций к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей. Показ театра на стаканчиках | |
Ноябрь
| 1. «Домик для зверей» аппликация | Учить детей составлять из готовых частей композицию. Закрепить геометрические фигуры, цвет и размер. Воспитывать интерес к аппликации, аккуратность в работе. | Рассматривание иллюстраций теремка. |
2. Показ детьми сказки «Теремок» | Побуждать детей воспроизводить сюжет сказки, добиваться интонационной выразительности во время драматизации; Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; прививать любовь к театрализованной деятельности. | Костюмированный показ | |
3. Сказка «Три медведя» | Учить слушать внимательно сказку до конца и следить за развитием сюжета. Подражать голосам медведей. | Рассматривание иллюстраций к сказке. Учить детей интонационно, выразительно воспроизводить заданную фразу | |
4. «Миски для медведей» (Лепка) | Развивать мелкую моторику. Формировать умение скатывать шар круговыми движениями, сплющивать, придавать форму миски . | Рассматривание мисок разных размеров. Показ. | |
Декабрь | 1. Инсценировка сказки «Три медведя» детьми | Побуждать детей воспроизводить сюжет сказки, добиваться интонационной выразительности во время драматизации; Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; прививать любовь к театрализованной деятельности. | Артикуляционная гимнастика. Масочный театр |
2.Знакомство со сказкой «Снегурочка» | Познакомить с новой сказкой, внимательно дослушивать до конца. Отвечать на вопросы по тексту. Развив интерес к худ литературе. | Чтение сказки, рассматривание иллюстраций. | |
4.Показ театра би-ба-бо «Снегурочка» | Учить следить за сюжетом Воспитывать у детей сопереживание к героям. Развивать интерес и любовь к театрализованной деятельности. | Показ сказки театр би-ба-бо | |
3.Репетиция сказки «Снегурочка» | Вызвать желание участвовать в драматизации. Добиваться интонационной выразительности во время драматизации; Развивать исполнительские умения | Артикуляционная гимнастика. Этюды на выразительность основных эмоций Костюмированный показ | |
4. Показ сказки «Снегурочка» для детей средней группы | Формировать умение правильно двигаться на сцене, действовать раскрепощенно, эмоционально и выразительно выступать перед зрителями, развивать творческие способности сочетать речь с пластическими движениями; | Костюмированный показ | |
Январь | 1.«Заюшкина избушка» | Учить следить за сюжетом сказки. Выделять главных героев, давать им характеристику, определять их поступки. Обогащать словарь: ледяная, лубяная.отгадывать героя по описанию. | Чтение сказки, рассматривание иллюстраций. Игра «Догадайтесь, о ком я говорю»( |
2. «Лису зайка в дом впустил, много слез, потом пролил» | Помочь вспомнить сюжет сказки. Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка». | Рассматривание иллюстраций. Этюды на выразительность передачи образов (изображение с помощью мимики, жестов). Пантонима (Угадай кто я) | |
3. «Домик для лисички» Конструирование | Учить отгадывать загадки. Формировать умение строить, используя разные строительные материалы. Закреплять названия строительных материалов. | Сравнение домов лисы и зайца по иллюстрациям. Игра «Скажи ласково» | |
4.Показ сказки «Заюшкина избушка» | Учить эмоционально и выразительно выступать, передавая выразительно образы героев, развивать творческие способности | Артикуляционная гимнастика. Фланелеграф | |
Февраль | 1. Знакомство со сказкой «Рукавичка» | Познакомить детей с украинской народной сказкой «Рукавичка». Закрепить названия диких животных и их среде обитания. Воспитывать желание заботиться о них. | Чтение сказки. Дыхательная гимнастика. Этюды на выразительность передачи образов (изображение с помощью мимики, жестов). |
2. «Укрась рукавичку» | Формировать умение украшать заготовку, использовать в процессе рисования краски разных цветов; развивать воображение, творчество; вызвать желание рисовать. | Рассматривание рукавичек. Пальчиковая гимнастика. | |
3.Расскажи сказку по картинкам | Формировать умение рассказывать сказку, используя картинки. Следить за развитием сюжета, оказывать помощь сверстникам в рассказывании. | Рассматривание картинок, выкладывание их по порядку. Артикуляционные упражнения. | |
4.Показ сказки «Рукавичка». Воспитателем, затем детьми | Формировать умение четко проговаривать свои реплики. Развивать навыки кукловождения резиновой игрушкой. | Пальчиковая гимнастика. Театр резиновой игрушки. | |
Март | 1.Знакомство со сказкой «Под грибом» Сутеева | Познакомить детей с новой сказкой. Выяснить на сюжеты каких сказок походит, чем закончилась. Развивать умение находить положительных и отрицательных героев. Формировать умение оценивать их поступки. воспитывать дружеские отношения. | Просмотр мультфильма « Подгрибом». Беседа по сюжету. Этюды на выразительность передачи образов (изображение с помощью мимики, жестов). |
2. «Стоит Антошка на одной ножке» (лепка гриба) | Формировать умение раскатывать и скатывать пластилин, соединять две детали. Воспитывать интерес к лепке, самостоятельность. | Отгадывание загадки, Рассматривание строения гриба. Пальчиковая гимнастика. | |
3.Репетиция сказки «Под грибом» | Воспитывать коммуникативные навыки общения. Формировать умение договариваться при выборе ролей. Использовать мимику, интонации в передаче характерных особенностей образа. | Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика Этюды на выразительность передачи образов (изображение с помощью мимики, жестов). | |
4.Открытый показ сказки «Под грибом» | Формировать умение эмоционально и выразительно выступать перед зрителями, развивать творческие способности. Развивать интерес и любовь к театрализованной деятельности. | Костюмированный показ сказки «Под грибом» | |
Апрель | 1. Знакомство с новой сказкой «Гуси – лебеди» | Формировать умение внимательно слушать сказку. Выделять главных героев и характеризовать их поступки. Воспитывать интерес к художественной литературе. | Чтение сказки. Проигрывание диалогов. |
2.Настольный театр (деревянной игрушки) «Гуси – лебеди» . | Развивать интерес к новому виду театра. Воспитывать бережное отношение к игушке(герою) Познакомить с приемами кукловождения. | Показ настольного театра. Беседа . | |
3. «Колобок – колючий бок» (рисование ежа) | Закреплять умение рисовать короткие линии, передовая образ ежа в рисунке. Развивать чувство ритма, цвета. | Рассматривание игрушки еж. Показ воспитателя | |
4.«Путешествие по русским народным сказкам» Литературный калейдоскоп | Продолжаем учить детей узнавать сказки по иллюстрациям, по отрывку. Развивать речь детей, выразительность жестов , мимики, добиваться пластического изображения походки героев. | Узнаем сказки по отрывку. Рассказывание сказки по мнемотаблице. Узнаем сказки по иллюстрации | |
Май | 1. «Угадай сказку» | Формировать умение отгадывать сказку по одной иллюстрации. Развивать внимание, память. Кратко рассказывать сюжет. | Рассматривание иллюстраций |
2 «.Волшебный сундучок» | Закрепляем названия знакомых сказок, в которых есть герои из сундучка. Воспитываем интерес к театрализованной деятельности, художественной литературе. Развиваем память, речь | Рассматриваем героев из разных сказок. Драматизация отрывков с этим героем. | |
3. «По следам сказок» | Создать радостное настроение, подвести итог занятий кружка. Учить вспоминать знакомые сказки, разыгрывать их, предварительно наряжаясь в костюмы. | Драматизация сказок по желанию детей. Этюды на выразительность передачи образов (изображение с помощью мимики, жестов). | |
4.Работа над фотоальбомом "В гостях у сказки". | Развивать эстетический вкус в оформлении альбома (совместная работа детей и педагога). | Создание фотоальбома, рассматривание фотографий. | |
Диагностика | Определить уровень развития детей | Наблюдения, беседы. |
Работа с родителями
Анкета для родителей «Любите ли вы театр?»
Консультации для родителей:
«Зачем малышу театр?»
«Домашний театр»
«Развитие детей в театрализованной деятельности»
Задание на дом «Сочините сказку»
Педагогическая диагностика результатов освоения Программы
Эффективность проводимой работы с детьми в рамках деятельности театрального кружка определяется с помощью диагностического комплекса, который предусматривает как психологическую, так и педагогическую оценку развития навыков театрализованной деятельности.
Критерии педагогической оценки развития навыков театрализованной деятельности:
- знание основ театральной культуры;
- речевая культура;
- навыки кукловождения;
- эмоционально-образное развитие;
- основы коллективной творческой деятельности;
Критерии психологической оценки развития навыков театрализованной деятельности:
- поведенческая активность;
- коммуникативно- речевые навыки;
- отношения с взрослыми;
- любознательность;
- стремление к общению в больших группах детей;
- желание стать лидером в группе;
- конфликтность, агрессивность;
Итоговая диагностика развития ребёнка в процессе театрализованной деятельности основана на работе Т.С. Комаровой. Ключевой метод отслеживания, наблюдение позволяет выявить как положительные результаты, так и нерешенные проблемы, скорректировать дальнейшие планы, наметить перспективу работы всей группы и проведение индивидуальных занятий. Механизм оценки получаемых результатов Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
1.Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Навыки кукловождения.
Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.
Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.
5.Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Педагогическая оценка развития навыков театрализованной деятельности
Диагностическая карта
№ | Фамилия имя ребенка | Основы театральной культуры | Речевая культура | Эмоционально -образное развитие | Навыки кукловождения | Основы коллективной творческой деятельности | Итог | |||||
1 | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | ||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
7 | ||||||||||||
8 | ||||||||||||
9 | ||||||||||||
10 | ||||||||||||
11 | ||||||||||||
12 | ||||||||||||
13 | ||||||||||||
14 | ||||||||||||
15 | ||||||||||||
16 | ||||||||||||
17 | ||||||||||||
18 | ||||||||||||
19 | ||||||||||||
20 | ||||||||||||
21 | ||||||||||||
22 | ||||||||||||
23 | ||||||||||||
24 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная театрализованная деятельность с детьми 5-го года жизни «В гостях у бабушки Маланьи»
Совместная театрализованная деятельность с детьми 5-го года жизни «В гостях у бабушки Маланьи»...
программа дополнительного образования "Театрализованная деятельность для детей с нарушениями зрения".Календарно-тематический план по театрализованной деятельности детей 3-4 лет.кружок "Затейники"
Программа дополнительного образования поможет значительно повысить эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми со зрительной патологией....
Адаптированная дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности Развитие речи детей с ОНР посредством сказки с элементами театрализованной деятельности "Сказочная карусель"
Данная программа направлена на развитие речи детей посредством сказки с элементами театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности Кружок «Сказка» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) Срок реализации 3 года)
Пояснительная записка Рабочая программа по разделу «Театрализованная деятельность» - это программа по развитию творческих способностей, ориентированная на художественно–эстетиче...
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...
Театр в детском саду.Центр театрализованной деятельности:"Сказочные тропинки".Организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
27 марта- "Всемирный День Театра". Девиз праздника: "Театр - как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами".1).Театр в детском саду.Презентация по теме:"Центр ...
Программное содержание по дополнительному образованию театрализованная деятельность "Страна детства"
Развитие способности детей средствами театрального искусства,в тоже время представляет собой творческую игру. дети раскрываются и раскрепощаются в образах героев сказок....