Проект "Дом, в котором я живу"
методическая разработка (старшая группа) по теме
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию планирование воспитательно-образовательной работы (старший дошкольный возраст) к проекту "Дом, в котором я живу". Это название выбрано не случайно, оно всеобъемлюще. Дом – это и дом, где я живу, Дом – это и мой посёлок и мой город, и, наконец, страна,в которой я живу. Целью моего проекта является:
· расширение кругозора за счёт обогащения представлений о малой родине, городе, стране, традициях;
· развитие интегративных качеств личности (любознательности, активности, коммуникативности и творчества);
· приобретение специальных навыков в процессе продуктивной деятельности;
· совершенствование навыков проектной деятельности (умение определять проблему, находить пути её решения, умение работать в команде, проявлять инициативу и творчество).
Продолжительность проекта от 1 года до 2-х лет, и разделен он на этапы: I этап - "Это твой, это мой, это наш Металлострой", II этап - "Виват, Санкт-Петербург!", III этап - "Моя родина – Россия". Участники проекта - дети, педагоги и родители.
Надеюсь, этот материал поможет вам в вашей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование воспитательно-образовательной работы (старший дошкольный возраст)
Тема проекта: «Дом, в котором я живу»
Цель проекта: Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Названия итоговых мероприятий: презентация альбома «Азбука посёлка Металлострой»; макет «Наш любимый детский сад»; викторина «Виват, Санкт-Петербург!»; вечер досуга «Посиделки»; создание мини-музея «Лента времени»; выставки детских рисунков: «Это твой, это мой, это наш Металлострой», «Символы Санкт-Петербурга»; создание интерактивной карты России.
Реализуемые задачи | Образовательная область | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Образовательная деятельность в режимных моментах | Непосредственная образовательная деятельность |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I этап: «Это твой, это мой, это наш Металлострой» |
-Расширять представление детей о своём родном посёлке, систематизировать представления детей о своём доме; -Учить детей осуществлять пространственный анализ знакомой постройки, находить способы её выполнения из конструктора. -Учить детей образовывать слова, обозначающие этажность зданий. | Познание, социализация, коммуникация, художественное творчество | Во время прогулки совершить экскурсию на ближайшую улицу. Д/игра «Какой дом». | «Фото-экскурсия по родному посёлку» составление коротких выступлений детей в роли гидов». | Рисование своего дома, любимых занятий дома. Игра со строительным материалом «Строим дом, в котором живём». | Объяснять родителям цель проекта. Задание: Подготовить фото ребёнка на фоне п. Металлострой, Изготовить совместно со своим ребёнком альбом «Мой дом». |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
-Развивать познавательно-исследовательскую деятельность за счёт представлений о своём посёлке. | Познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы. | На прогулке обращать внимание детей на окружающие сад дома, название ближайших улиц, магазинов и т.п. Чтение отрывков из книги «По крупицам о войне». | Беседа «История посёлка Металлострой». Беседа «Есть улица Центральная». Работа над макетом «Мой любимый детский сад». | Рассматривание иллюстраций в книгах: «Наш Металлострой», «По крупицам о войне». Рисование своей улицы, машин на ней, использование трафаретов, раскрашивание изображений. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад», | Информация для родителей: Папка «Посёлок Металлострой», Альбом «Традиции нашего посёлка». Задание: рассказать детям историю появления их семьи в посёлке. |
-Конкретизировать представления детей о правилах поведения на улице. -Развивать внимание и быстроту реакции на сигнал. | Познание, физическая культура, безопасность, коммуникация. | Во время прогулки провести подвижные игры на быстроту реакции и действия по сигналу: «Стоп», «Гори, гори ясно…» | Игра-тренинг на макете улицы : «На улице - не в комнате, об этом дети помните». | Строительство макета улицы. Сюжетно-ролевая игра «Мы переходим улицу». | Задание: Составьте вместе со своим ребёнком маршрутный лист «Мой путь от дома до сада», |
-Обобщить представления детей о своём посёлке. -Развивать у детей способность ориентироваться по плану, схеме. -Учить детей находить себе партнёров для настольных игр, развивать навыки свободного общения с детьми. | Познание, социализация, коммуникация. | В утренний отрезок времени закрепление домашнего адреса | Презентация детьми своих маршрутных листов. Коллективное составление плана-схемы п. Металлострой | Маршрутные игры на различные темы. | Задание: Помочь ребёнку составить рассказ по схеме о своём пути от дома до детского сада. |
-Формирование элементов гражданской принадлежности и патриотических чувств. -Стимулировать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу. -Учить детей брать на себя ответственность за выполнение поручений, определять, что необходимо делать для поддержания порядка; воспитывать ответственность, самостоятельность. | Познание, социализация, коммуникация, труд, художественное творчество. | Во время прогулки давать детям трудовые поручения по поддержанию порядка на своём участке. | Беседа «Традиции нашего посёлка». Обсуждение азбуки пос. Металлострой. Придумывание слов на заданные буквы. | Игра с буквами русского алфавита, Придумывание слов на определённую букву (по «Азбуке поселок Металлострой»). Рисунки на определенную букву для оформления альбома. | Предложить родителям напомнить дома ребёнку, в каких мероприятиях в посёлке они вместе принимали участие (субботник, встреча Нового года, возле ёлки на площади и т.д.) |
-Организовать презентацию альбома «Азбука посёлка Металлострой», систематизировать знания, полученные детьми в ходе работы над проектом. | Познание, социализация, коммуникация, художественное творчество. | Коллективное оформление обложки альбома «Азбука посёлка Металлострой». | Презентация альбома «Азбука посёлка Металлострой». | -Обмен впечатлениями от презентации. -Игры: «Придумывание слов на названную букву», «Цепочка слов» и т.п. | Выставка альбома «Азбука посёлка Металлострой». |
II этап: «Виват, Санкт-Петербург!» |
-Формировать представления детей о своей принадлежности к городскому населению г.Санкт-Петербурга. -Закреплять знания о правилах поведения пассажиров в транспорте. | Познание, социализация, коммуникация, безопасность. | Совершить целевую прогулку к автобусной остановке и провести беседу о правилах пассажиров. | -Беседа «Мы горожане». -Дидактическая игра «Городской автотранспорт». | Сюжетно-ролевая игра «Мы пассажиры». | Рекомендации родителям: Тактично корректируйте поведение вашего ребёнка в транспорте. |
-Формировать представления детей об истории зарождения города Санкт-Петербурга. -Развивать кругозор детей за счёт представлений о времени, когда начинался строиться город. -Обогащать словарный запас детей. -Формировать навыки в ориентировании на карте-схеме города. -Воспитывать уважение к труду людей, строивших город. | Познание, коммуникация, социализация, труд. | Строительно-конструктивная игра «Построй Петропавловский собор». Выполнение заданий на игровизоре по теме «Санкт-Петербург» | Решение проблемной ситуации: «Где лучше строить крепость для защиты будущего города». Беседа «История Петропавловской крепости» | -Рассматривание иллюстраций в книгах о Санкт-Петербурге. -Выполнение заданий на игровизоре по теме «Санкт-Петербург» -Рассматривание карты рек и островов Санкт-Петербурга. | Рекомендации родителям: посетить с ребёнком Петропавловскую крепость. |
-«Познакомить детей с главной улицей Санкт-Петербурга – Невским проспектом. -Вызвать у детей чувство восхищения красотой города, чувство гордости от принадлежности к жителям этого города. -Закрепить знания о правилах поведения на улице. -Обогащать словарный запас детей. | Познание, социализация, коммуникация, безопасность, чтение художественной литературы. | Разучивание правил горожанина. | Игра-ориентирование «Давайте мы по Невскому отправимся гулять…» Разучивание стихов о достоприме-чательностях города. | Сюжетно-ролевая игра «Мы гуляем по Санкт-Петербургу». | Рекомендации родителям: Совершить с ребёнком прогулку по Невскому проспекту. |
-Развивать познавательно-исследовательскую деятельность при формировании представлений о символах Санкт-Петербурга. -Развивать творческие способности детей, воспитывать аккуратность в работе с пластилином. | Познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы. | Чтение стихотворений о символах нашего города. | -Беседа «Символы нашего города». -Дидактическая игра «Узнай символ города». -Лепка барельефов символов нашего города. | Раскрашивание изображений символов Санкт-Петербурга. | Провести анкетирование родителей. Выставка барильефов. |
-Актуализировать и дополнить знания детей о родном городе. -Учить рассказывать о его достопримечательностях. -Воспитывать гордость за свой город, желание сделать его ещё красивее. | Познание, коммуникация, социализация. | Игра «Домино достопримечательностей». | Беседа «Мой любимый город Санкт-Петербург». | -Рассматривание открыток с видами Санкт-Петербурга. -Настольная игра «Найди пару». | Рекомендации родителям: Во время поездки в центр города обращать внимание ребёнка на красоту зданий и памятников; Совершить экскурсию в музей воды. |
-Познакомить детей с различными образцами архитектуры Санкт-Петербурга. -Обратить внимание детей на особенности строения зданий. -Формировать представления об изменениях архитектуры города. -Воспитывать бережное отношение к зданиям родного горда. -Пополнить словарный запас детей архитектурными терминами. | Познание, социализация, коммуникация. | Строительно-конструктивная игра «Санкт-Петербург» | Беседа «Старые здания нашего города» | Дидактическая игра «Собери здание». | Рекомендации родителям: Во время прогулки по городу внимательно рассмотрите вместе с ребёнком главную башню Адмиралтейства. |
-Предложить детям рассмотреть изображения памятников, рассказать о знакомых монументах, подвести к пониманию того, что народ хранит память о людях, отдавших свою жизнь за Родину, внесших свой вклад в развитие культуры, науки, искусства. | Познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы. | Дидактическая игра «Узнай, кому поставлен памятник». Чтение стихотворений о памятниках в Санкт-Петербурге. | Беседа «О памятниках нашего города». | Рассматривание иллюстраций с изображением памятников Санкт-Петербурга | Задание: Во время прогулки по городу рассмотреть с ребёнком один из памятников и записать впечатления ребёнка. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
-Знакомить с историей города, с его историческими названиями . -Формировать представления детей о городе-герое Ленинграде. | Познание, социализация, коммуникация, чтение, художественное творчество. | Рассматривание иллюстраций об истории города, о блокадном Ленинграде. | Беседа «Наш город-город герой» Рисование «Салют над городом». | Свободное рисование | Рекомендации: Поделиться с ребёнком знаниями о блокадном Ленинграде. Воспоминания родственников об этом времени. |
-Формировать представления о замечательных людях, живших в нашем городе. -Развивать способность запоминать имена поэтов, писателей, композиторов. -Воспитывать чувство гордости, сопричастности с великими людьми в том, что являются жителями того же города, где жили и творили они. | Познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка. | Литературная викторина по произведениям поэтов-земляков. Прослушивание и угадывание музыкальных произведений П.И.Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова. | Беседа «Великие люди нашего города» Изготовление коллажа «Замечательные люди нашего города и их дела». | Самостоятельная работа с книгой на выставке произведений А.С.Пушкина, К.Чуковского, С.Маршака, И.Крылова. | Рекомендации: «Прочитайте своему ребенку» При чтении ребёнку книги обязательно называйте её автора. |
-Расширить кругозор детей, познакомить их с реками и каналами, протоками на территории города. -Развивать исследовательскую деятельность детей путём обращения за разъяснениями к взрослым, к планам, к картам, энциклопедиям, книгам. -Возбудить желание у детей увидеть всё собственными глазами, поделиться своими впечатлениями от увиденного и узнанного. -Развивать умение ориентироваться в пространстве. -Воспитывать интерес к истории, архитектуре, культуре родного города. | Познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество. | Чтение стихотворений о Неве. Рассматривание карты рек и каналов Санкт-Петербурга. Рассматривание карты города с достопримечатель-ностями. Работа над декупажем «Большая Нева». | Беседа «Город рек и каналов». Презентация детьми своих маршрутов по Санкт-Петербургу. | -Рассматривание иллюстраций с изображением мостов в городе». -Сюжетно-ролевая игра «Прогулка по Неве». Рисование мостов. Маршрутные игры. Пазлы на тему: «Достопр-имечательности Санкт-Петербурга» | Рекомендации родителям: Прокатиться с ребёнком на речном трамвайчике по Неве. Поинтересоваться впечатлениями ребёнка от прогулки. Задание: Помочь своему ребёнку выбрать маршрут из 2-3 достопримечательностей города. Записать рассказ ребёнка о них. Оформить работу в маленький альбом или книжку с фото и рисунками ребёнка. |
III этап: «Моя родина – Россия» |
-Закрепить знания детей о названии страны, её природы. -Познакомить детей с географической картой, учить «читать» её. -Дать детям знание о богатстве России. -Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну. | Познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество. | Заучивание стихотворения Н.Забилы «Наша Родина». Работа над «интерактивной» картой России. | Беседа «Страна, в которой мы живём». Ручной труд «Берёзка-символ России» | Рассматривание карты России, иллюстраций с изображением лесов, рек, людей, гор, различных животных, населяющих леса России. | Рекомендации: Во время прогулок обратить внимание ребёнка на красоту берёзы во все времена года. |
-Формировать представление детей об истории России, символике страны (герб, флаг, гимн). -Воспитывать в детях интерес к истории своей страны, воспитывать чувство любви и гордости за свою страну, уважение к государственным символам и понимание того. Что государственные символы призваны объединять людей, живущих в одной стране. | Познание, коммуникация, художественное творчество, социализация. | Работа с иллюстрациями с изображением символики России. Знакомство с гимном России. | Беседа : «История России»; «Символика страны». | Рисование флага России, раскрашивание изображения герба страны. | Рекомендации: Обращать внимание ребёнка на наличие государственного флага страны над государственными административными зданиями. |
-Познакомить детей с жизнью и обычаями наших предков, предметами культуры и быта. -Прививать любовь и уважение к традициям и культуре русского народа. | Познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы. | Оформление мини-музея предметов быта на Руси «Лента времени». Чтение пословиц и поговорок. | Беседа «Наши предки – славяне». | Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных костюмов, предметов русского народного быта. | Задание: Принять участие в пополнении мини-музея предметами быта на Руси. |
-Формировать представления детей о жилище наших предков, их традициях и обычаях. -Воспитывать интерес к обычаям наших предков и к русскому народному творчеству. -Формировать навыки работы с « выкройкой-раскладушкой». -Познакомить детей с понятием «оберег». | Познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы , художественное творчество. | Игра «Аюшки». Чтение русской народной сказки. Беседа «Устройство русской народной избы и её обитателей». | Игра-путешествие «Обереги на Руси» (изготовление оберегов) Ручной труд: «Русская печка и старинная мебель», | Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам со сказочными героями: Баба-Яга, Леший, Водяной и т.п. Игры-драматизации по народным сказкам. | Рекомендации: Вспомнить с ребёнком сказки, в которых упоминается русская печка, сказочные герои: Баба-Яга, Леший и т.п. |
-Обобщить знания детей об истории возникновения Руси. -Познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как они защищали Родину. | Познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы . | Чтение былин: «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Добрыня и змей» Рассматривание репродукции картины В.Васнецова «Три богатыря». | Беседа «Богатыри земли русской». | Рассматривание иллюстрации с изображением оружия и одежды русских богатырей. Рисование оружия и деталей одежды русских богатырей. | Рекомендации: Приобщать своего ребёнка к просмотру мультфильмов, художественных фильмов о русских богатырях. |
-Вызвать у детей интерес к истории возникновения древних русских городов. -Дать представление о защитном сооружении – кремле. -Познакомить детей с ремёслами, с гербами старинных русских городов. -Формировать умение работать с шаблоном, дорисовывать недостающие детали. -Воспитывать коммуникативные навыки в строительно-конструктивных играх. | Познание, социализация, художественное творчество, труд, коммуникация, | Строительно-конструктивная игра «Старинный город». | Беседа «Появление и жизнь городов на Руси». Аппликация «Герб города» (Псков, Владимир, Ярославль) | Рассматривание иллюстраций гербов, старинных русских крепостей. | Задание: Вместе с ребёнком придумать и оформить герб своей семьи. |
-Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах. -Побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества, гордиться умением мастеров, прославляющих нашу Родину. -Обогащать словарь детей словами, отражающими предметы народных промыслов. | Познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы , художественное творчество. | Дидактическая игра «Русские народные промыслы». Стихи и загадки о русских народных промыслах. | Беседа «Русские народные промыслы». Декоративное рисование «Дымковская барышня». | Рисование элементов росписи в различных народных промыслах. | Задание: Посетить с ребёнком русский этнографический музей. |
-Познакомить детей с многонациональным составом населения России. -Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей. -Развивать коммуникативные способности. | Познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы , художественное творчество, физическая культура, музыка. | Чтение сказок народов России. Игры народов России. Пересказ полюбившихся сказок. | Беседа «Какие народы живут в России». Разучивание элементов танцев народов России. | Раскрашивание изображений костюмов народов России. | Рекомендации: Дать возможность ребёнку увидеть народные танцы по телевидению. |
-Уточнить и систематизировать знания детей о столице России. -Формировать представление о Москве, как о главном городе нашей страны. -Познакомить детей с историческими и современными достопримечательностями Москвы. -Воспитывать гражданско-патриотические чувства. | Познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество. | Чтение литературных произведений о Москве. | Беседа «Главный город нашей страны». Аппликации «Спасская башня Московского кремля». | Рассматривание иллюстраций, открыток с достопримечательностями Москвы. | Рекомендации: поддерживать интерес ребенка к истории России и её городов. |
-Уточнить представления детей о России, как о родной стране. -Воспитывать гражданско-патриотические чувства, уважение к государствен-ным символам России. -Объяснить понятие «гражданство и гражданин». | Познание, коммуникация, социализация. | Прослушивание гимна РФ. | Беседа «Что значит быть гражданином?», «Права и обязанности гражданина нашей страны». | Дидактические игры: «Узнай наш флаг», «Узнай наш герб». Рисование флага России. | Задание: рассмотреть с ребёнком свой российский и заграничный паспорт. |
-Расширить и закрепить знания детей о Российской армии – надёжной защитнице нашей родины. -Формировать чувство уважения к вооружённым силам России, к подвигам наших соотечественников по защите родины. | Познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, физическая культура, безопасность. | Задания к игровизору о родах войск в российской армии. Рисование: «Я – солдат». | Праздник «День защитников Отечества». Изготовление подарков для пап и дедушек. | Рассмотреть иллюстрации с изображением разных родов войск. Раскрашивание изображений военной техники. Сюжетно-ролевые игры на армейские темы. | Привлечение родителей (пап) к участию в празднике. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
-Обобщить и систематизировать знания детей о подвигах наших соотечественников в годы Великой Отечественной Войны. -Воспитывать патриотические чувства. | Познание, коммуникация, социализация, художественное творчество. | Экскурсия на мемориальное кладбище, возложение цветов. | Беседы о подвигах людей во время Великой Отечественной Войны. Рисование «Салют Победы». | Рассматривание иллюстраций в книгах о Великой Отечественной Войне. | Рекомендации: Посетить любое мемориальное захоронение. |
-Познакомить детей с женщинами, в разные годы прославившими нашу Родину в области искусства, науки, спорта, космонавтики. | Познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество. | Чтение стихотворений о мамах. Рассказы о знаменитых женщинах нашей страны. | Утренник «День 8 марта». Изготовление подарков для мам и бабушек. | Рассматривание фотографий знаменитых россиянок. Рисование на тему «Моя мама». | Чествование мам и бабушек на празднике |
- Обобщить полученные представления о родной стране. | Познание, социализация, коммуникация. | Презентация интерактивной карты России | Беседа «День независимости России» | Подвижные игры народов России | Рекомендации: Поддерживать и развивать у детей чувство гражданской принадлежности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Страна, в которой мы живем.
логопедия...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/06/picture-39651.jpg)
Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Социализация» , «Познание» по теме: «Дом, в котором я живу»Конспект познавательной игры
Игра, ставящая своей целью формирование у детей патриотических чувств, осознания причастности каждого человека к судьбе семьи, города, края....
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/18/picture-49009.jpg)
Конспект занятия игры "Что? Где? Когда?" на тему "Край, в котором мы живем"
Занятие -игра по патриотическому воспитатнию в старшей группе....
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/30/picture-72735.jpg)
Проект "Город в котором я живу"!
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/17/picture-76183-1368798296.jpg)
комплекс занятий по краеведению "Дом в котором я живу"
Знакомство детей со своей малой родиной улицей, музеем, памятниками архитектуры, воспитание патриотизма и уважения....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/10/picture-46783-1620652733.png)
Проект "Город, в котором я живу"
.Паспорт поэтапной работы над проектом - "Город, в котором я живу".Все мероприятия, которые проводились при реализации этого проекта....
проект "Край в котором я живу! Край который я люблю!"
Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о родном крае, гордости и любви к родному городу, через ознакомление с историей своего края, жизнью народа, нравственными ценностями, т...