Проект "Дом, в котором я живу"
методическая разработка (старшая группа) по теме
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию планирование воспитательно-образовательной работы (старший дошкольный возраст) к проекту "Дом, в котором я живу". Это название выбрано не случайно, оно всеобъемлюще. Дом – это и дом, где я живу, Дом – это и мой посёлок и мой город, и, наконец, страна,в которой я живу. Целью моего проекта является:
· расширение кругозора за счёт обогащения представлений о малой родине, городе, стране, традициях;
· развитие интегративных качеств личности (любознательности, активности, коммуникативности и творчества);
· приобретение специальных навыков в процессе продуктивной деятельности;
· совершенствование навыков проектной деятельности (умение определять проблему, находить пути её решения, умение работать в команде, проявлять инициативу и творчество).
Продолжительность проекта от 1 года до 2-х лет, и разделен он на этапы: I этап - "Это твой, это мой, это наш Металлострой", II этап - "Виват, Санкт-Петербург!", III этап - "Моя родина – Россия". Участники проекта - дети, педагоги и родители.
Надеюсь, этот материал поможет вам в вашей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Дом, в котором я живу" | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование воспитательно-образовательной работы (старший дошкольный возраст)
Тема проекта: «Дом, в котором я живу»
Цель проекта: Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Названия итоговых мероприятий: презентация альбома «Азбука посёлка Металлострой»; макет «Наш любимый детский сад»; викторина «Виват, Санкт-Петербург!»; вечер досуга «Посиделки»; создание мини-музея «Лента времени»; выставки детских рисунков: «Это твой, это мой, это наш Металлострой», «Символы Санкт-Петербурга»; создание интерактивной карты России.
Реализуемые задачи | Образовательная область | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Образовательная деятельность в режимных моментах | Непосредственная образовательная деятельность |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I этап: «Это твой, это мой, это наш Металлострой» |
-Расширять представление детей о своём родном посёлке, систематизировать представления детей о своём доме; -Учить детей осуществлять пространственный анализ знакомой постройки, находить способы её выполнения из конструктора. -Учить детей образовывать слова, обозначающие этажность зданий. | Познание, социализация, коммуникация, художественное творчество | Во время прогулки совершить экскурсию на ближайшую улицу. Д/игра «Какой дом». | «Фото-экскурсия по родному посёлку» составление коротких выступлений детей в роли гидов». | Рисование своего дома, любимых занятий дома. Игра со строительным материалом «Строим дом, в котором живём». | Объяснять родителям цель проекта. Задание: Подготовить фото ребёнка на фоне п. Металлострой, Изготовить совместно со своим ребёнком альбом «Мой дом». |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
-Развивать познавательно-исследовательскую деятельность за счёт представлений о своём посёлке. | Познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы. | На прогулке обращать внимание детей на окружающие сад дома, название ближайших улиц, магазинов и т.п. Чтение отрывков из книги «По крупицам о войне». | Беседа «История посёлка Металлострой». Беседа «Есть улица Центральная». Работа над макетом «Мой любимый детский сад». | Рассматривание иллюстраций в книгах: «Наш Металлострой», «По крупицам о войне». Рисование своей улицы, машин на ней, использование трафаретов, раскрашивание изображений. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад», | Информация для родителей: Папка «Посёлок Металлострой», Альбом «Традиции нашего посёлка». Задание: рассказать детям историю появления их семьи в посёлке. |
-Конкретизировать представления детей о правилах поведения на улице. -Развивать внимание и быстроту реакции на сигнал. | Познание, физическая культура, безопасность, коммуникация. | Во время прогулки провести подвижные игры на быстроту реакции и действия по сигналу: «Стоп», «Гори, гори ясно…» | Игра-тренинг на макете улицы : «На улице - не в комнате, об этом дети помните». | Строительство макета улицы. Сюжетно-ролевая игра «Мы переходим улицу». | Задание: Составьте вместе со своим ребёнком маршрутный лист «Мой путь от дома до сада», |
-Обобщить представления детей о своём посёлке. -Развивать у детей способность ориентироваться по плану, схеме. -Учить детей находить себе партнёров для настольных игр, развивать навыки свободного общения с детьми. | Познание, социализация, коммуникация. | В утренний отрезок времени закрепление домашнего адреса | Презентация детьми своих маршрутных листов. Коллективное составление плана-схемы п. Металлострой | Маршрутные игры на различные темы. | Задание: Помочь ребёнку составить рассказ по схеме о своём пути от дома до детского сада. |
-Формирование элементов гражданской принадлежности и патриотических чувств. -Стимулировать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу. -Учить детей брать на себя ответственность за выполнение поручений, определять, что необходимо делать для поддержания порядка; воспитывать ответственность, самостоятельность. | Познание, социализация, коммуникация, труд, художественное творчество. | Во время прогулки давать детям трудовые поручения по поддержанию порядка на своём участке. | Беседа «Традиции нашего посёлка». Обсуждение азбуки пос. Металлострой. Придумывание слов на заданные буквы. | Игра с буквами русского алфавита, Придумывание слов на определённую букву (по «Азбуке поселок Металлострой»). Рисунки на определенную букву для оформления альбома. | Предложить родителям напомнить дома ребёнку, в каких мероприятиях в посёлке они вместе принимали участие (субботник, встреча Нового года, возле ёлки на площади и т.д.) |
-Организовать презентацию альбома «Азбука посёлка Металлострой», систематизировать знания, полученные детьми в ходе работы над проектом. | Познание, социализация, коммуникация, художественное творчество. | Коллективное оформление обложки альбома «Азбука посёлка Металлострой». | Презентация альбома «Азбука посёлка Металлострой». | -Обмен впечатлениями от презентации. -Игры: «Придумывание слов на названную букву», «Цепочка слов» и т.п. | Выставка альбома «Азбука посёлка Металлострой». |
II этап: «Виват, Санкт-Петербург!» |
-Формировать представления детей о своей принадлежности к городскому населению г.Санкт-Петербурга. -Закреплять знания о правилах поведения пассажиров в транспорте. | Познание, социализация, коммуникация, безопасность. | Совершить целевую прогулку к автобусной остановке и провести беседу о правилах пассажиров. | -Беседа «Мы горожане». -Дидактическая игра «Городской автотранспорт». | Сюжетно-ролевая игра «Мы пассажиры». | Рекомендации родителям: Тактично корректируйте поведение вашего ребёнка в транспорте. |
-Формировать представления детей об истории зарождения города Санкт-Петербурга. -Развивать кругозор детей за счёт представлений о времени, когда начинался строиться город. -Обогащать словарный запас детей. -Формировать навыки в ориентировании на карте-схеме города. -Воспитывать уважение к труду людей, строивших город. | Познание, коммуникация, социализация, труд. | Строительно-конструктивная игра «Построй Петропавловский собор». Выполнение заданий на игровизоре по теме «Санкт-Петербург» | Решение проблемной ситуации: «Где лучше строить крепость для защиты будущего города». Беседа «История Петропавловской крепости» | -Рассматривание иллюстраций в книгах о Санкт-Петербурге. -Выполнение заданий на игровизоре по теме «Санкт-Петербург» -Рассматривание карты рек и островов Санкт-Петербурга. | Рекомендации родителям: посетить с ребёнком Петропавловскую крепость. |
-«Познакомить детей с главной улицей Санкт-Петербурга – Невским проспектом. -Вызвать у детей чувство восхищения красотой города, чувство гордости от принадлежности к жителям этого города. -Закрепить знания о правилах поведения на улице. -Обогащать словарный запас детей. | Познание, социализация, коммуникация, безопасность, чтение художественной литературы. | Разучивание правил горожанина. | Игра-ориентирование «Давайте мы по Невскому отправимся гулять…» Разучивание стихов о достоприме-чательностях города. | Сюжетно-ролевая игра «Мы гуляем по Санкт-Петербургу». | Рекомендации родителям: Совершить с ребёнком прогулку по Невскому проспекту. |
-Развивать познавательно-исследовательскую деятельность при формировании представлений о символах Санкт-Петербурга. -Развивать творческие способности детей, воспитывать аккуратность в работе с пластилином. | Познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы. | Чтение стихотворений о символах нашего города. | -Беседа «Символы нашего города». -Дидактическая игра «Узнай символ города». -Лепка барельефов символов нашего города. | Раскрашивание изображений символов Санкт-Петербурга. | Провести анкетирование родителей. Выставка барильефов. |
-Актуализировать и дополнить знания детей о родном городе. -Учить рассказывать о его достопримечательностях. -Воспитывать гордость за свой город, желание сделать его ещё красивее. | Познание, коммуникация, социализация. | Игра «Домино достопримечательностей». | Беседа «Мой любимый город Санкт-Петербург». | -Рассматривание открыток с видами Санкт-Петербурга. -Настольная игра «Найди пару». | Рекомендации родителям: Во время поездки в центр города обращать внимание ребёнка на красоту зданий и памятников; Совершить экскурсию в музей воды. |
-Познакомить детей с различными образцами архитектуры Санкт-Петербурга. -Обратить внимание детей на особенности строения зданий. -Формировать представления об изменениях архитектуры города. -Воспитывать бережное отношение к зданиям родного горда. -Пополнить словарный запас детей архитектурными терминами. | Познание, социализация, коммуникация. | Строительно-конструктивная игра «Санкт-Петербург» | Беседа «Старые здания нашего города» | Дидактическая игра «Собери здание». | Рекомендации родителям: Во время прогулки по городу внимательно рассмотрите вместе с ребёнком главную башню Адмиралтейства. |
-Предложить детям рассмотреть изображения памятников, рассказать о знакомых монументах, подвести к пониманию того, что народ хранит память о людях, отдавших свою жизнь за Родину, внесших свой вклад в развитие культуры, науки, искусства. | Познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы. | Дидактическая игра «Узнай, кому поставлен памятник». Чтение стихотворений о памятниках в Санкт-Петербурге. | Беседа «О памятниках нашего города». | Рассматривание иллюстраций с изображением памятников Санкт-Петербурга | Задание: Во время прогулки по городу рассмотреть с ребёнком один из памятников и записать впечатления ребёнка. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
-Знакомить с историей города, с его историческими названиями . -Формировать представления детей о городе-герое Ленинграде. | Познание, социализация, коммуникация, чтение, художественное творчество. | Рассматривание иллюстраций об истории города, о блокадном Ленинграде. | Беседа «Наш город-город герой» Рисование «Салют над городом». | Свободное рисование | Рекомендации: Поделиться с ребёнком знаниями о блокадном Ленинграде. Воспоминания родственников об этом времени. |
-Формировать представления о замечательных людях, живших в нашем городе. -Развивать способность запоминать имена поэтов, писателей, композиторов. -Воспитывать чувство гордости, сопричастности с великими людьми в том, что являются жителями того же города, где жили и творили они. | Познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка. | Литературная викторина по произведениям поэтов-земляков. Прослушивание и угадывание музыкальных произведений П.И.Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова. | Беседа «Великие люди нашего города» Изготовление коллажа «Замечательные люди нашего города и их дела». | Самостоятельная работа с книгой на выставке произведений А.С.Пушкина, К.Чуковского, С.Маршака, И.Крылова. | Рекомендации: «Прочитайте своему ребенку» При чтении ребёнку книги обязательно называйте её автора. |
-Расширить кругозор детей, познакомить их с реками и каналами, протоками на территории города. -Развивать исследовательскую деятельность детей путём обращения за разъяснениями к взрослым, к планам, к картам, энциклопедиям, книгам. -Возбудить желание у детей увидеть всё собственными глазами, поделиться своими впечатлениями от увиденного и узнанного. -Развивать умение ориентироваться в пространстве. -Воспитывать интерес к истории, архитектуре, культуре родного города. | Познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество. | Чтение стихотворений о Неве. Рассматривание карты рек и каналов Санкт-Петербурга. Рассматривание карты города с достопримечатель-ностями. Работа над декупажем «Большая Нева». | Беседа «Город рек и каналов». Презентация детьми своих маршрутов по Санкт-Петербургу. | -Рассматривание иллюстраций с изображением мостов в городе». -Сюжетно-ролевая игра «Прогулка по Неве». Рисование мостов. Маршрутные игры. Пазлы на тему: «Достопр-имечательности Санкт-Петербурга» | Рекомендации родителям: Прокатиться с ребёнком на речном трамвайчике по Неве. Поинтересоваться впечатлениями ребёнка от прогулки. Задание: Помочь своему ребёнку выбрать маршрут из 2-3 достопримечательностей города. Записать рассказ ребёнка о них. Оформить работу в маленький альбом или книжку с фото и рисунками ребёнка. |
III этап: «Моя родина – Россия» |
-Закрепить знания детей о названии страны, её природы. -Познакомить детей с географической картой, учить «читать» её. -Дать детям знание о богатстве России. -Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну. | Познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество. | Заучивание стихотворения Н.Забилы «Наша Родина». Работа над «интерактивной» картой России. | Беседа «Страна, в которой мы живём». Ручной труд «Берёзка-символ России» | Рассматривание карты России, иллюстраций с изображением лесов, рек, людей, гор, различных животных, населяющих леса России. | Рекомендации: Во время прогулок обратить внимание ребёнка на красоту берёзы во все времена года. |
-Формировать представление детей об истории России, символике страны (герб, флаг, гимн). -Воспитывать в детях интерес к истории своей страны, воспитывать чувство любви и гордости за свою страну, уважение к государственным символам и понимание того. Что государственные символы призваны объединять людей, живущих в одной стране. | Познание, коммуникация, художественное творчество, социализация. | Работа с иллюстрациями с изображением символики России. Знакомство с гимном России. | Беседа : «История России»; «Символика страны». | Рисование флага России, раскрашивание изображения герба страны. | Рекомендации: Обращать внимание ребёнка на наличие государственного флага страны над государственными административными зданиями. |
-Познакомить детей с жизнью и обычаями наших предков, предметами культуры и быта. -Прививать любовь и уважение к традициям и культуре русского народа. | Познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы. | Оформление мини-музея предметов быта на Руси «Лента времени». Чтение пословиц и поговорок. | Беседа «Наши предки – славяне». | Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных костюмов, предметов русского народного быта. | Задание: Принять участие в пополнении мини-музея предметами быта на Руси. |
-Формировать представления детей о жилище наших предков, их традициях и обычаях. -Воспитывать интерес к обычаям наших предков и к русскому народному творчеству. -Формировать навыки работы с « выкройкой-раскладушкой». -Познакомить детей с понятием «оберег». | Познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы , художественное творчество. | Игра «Аюшки». Чтение русской народной сказки. Беседа «Устройство русской народной избы и её обитателей». | Игра-путешествие «Обереги на Руси» (изготовление оберегов) Ручной труд: «Русская печка и старинная мебель», | Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам со сказочными героями: Баба-Яга, Леший, Водяной и т.п. Игры-драматизации по народным сказкам. | Рекомендации: Вспомнить с ребёнком сказки, в которых упоминается русская печка, сказочные герои: Баба-Яга, Леший и т.п. |
-Обобщить знания детей об истории возникновения Руси. -Познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как они защищали Родину. | Познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы . | Чтение былин: «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Добрыня и змей» Рассматривание репродукции картины В.Васнецова «Три богатыря». | Беседа «Богатыри земли русской». | Рассматривание иллюстрации с изображением оружия и одежды русских богатырей. Рисование оружия и деталей одежды русских богатырей. | Рекомендации: Приобщать своего ребёнка к просмотру мультфильмов, художественных фильмов о русских богатырях. |
-Вызвать у детей интерес к истории возникновения древних русских городов. -Дать представление о защитном сооружении – кремле. -Познакомить детей с ремёслами, с гербами старинных русских городов. -Формировать умение работать с шаблоном, дорисовывать недостающие детали. -Воспитывать коммуникативные навыки в строительно-конструктивных играх. | Познание, социализация, художественное творчество, труд, коммуникация, | Строительно-конструктивная игра «Старинный город». | Беседа «Появление и жизнь городов на Руси». Аппликация «Герб города» (Псков, Владимир, Ярославль) | Рассматривание иллюстраций гербов, старинных русских крепостей. | Задание: Вместе с ребёнком придумать и оформить герб своей семьи. |
-Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах. -Побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества, гордиться умением мастеров, прославляющих нашу Родину. -Обогащать словарь детей словами, отражающими предметы народных промыслов. | Познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы , художественное творчество. | Дидактическая игра «Русские народные промыслы». Стихи и загадки о русских народных промыслах. | Беседа «Русские народные промыслы». Декоративное рисование «Дымковская барышня». | Рисование элементов росписи в различных народных промыслах. | Задание: Посетить с ребёнком русский этнографический музей. |
-Познакомить детей с многонациональным составом населения России. -Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей. -Развивать коммуникативные способности. | Познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы , художественное творчество, физическая культура, музыка. | Чтение сказок народов России. Игры народов России. Пересказ полюбившихся сказок. | Беседа «Какие народы живут в России». Разучивание элементов танцев народов России. | Раскрашивание изображений костюмов народов России. | Рекомендации: Дать возможность ребёнку увидеть народные танцы по телевидению. |
-Уточнить и систематизировать знания детей о столице России. -Формировать представление о Москве, как о главном городе нашей страны. -Познакомить детей с историческими и современными достопримечательностями Москвы. -Воспитывать гражданско-патриотические чувства. | Познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество. | Чтение литературных произведений о Москве. | Беседа «Главный город нашей страны». Аппликации «Спасская башня Московского кремля». | Рассматривание иллюстраций, открыток с достопримечательностями Москвы. | Рекомендации: поддерживать интерес ребенка к истории России и её городов. |
-Уточнить представления детей о России, как о родной стране. -Воспитывать гражданско-патриотические чувства, уважение к государствен-ным символам России. -Объяснить понятие «гражданство и гражданин». | Познание, коммуникация, социализация. | Прослушивание гимна РФ. | Беседа «Что значит быть гражданином?», «Права и обязанности гражданина нашей страны». | Дидактические игры: «Узнай наш флаг», «Узнай наш герб». Рисование флага России. | Задание: рассмотреть с ребёнком свой российский и заграничный паспорт. |
-Расширить и закрепить знания детей о Российской армии – надёжной защитнице нашей родины. -Формировать чувство уважения к вооружённым силам России, к подвигам наших соотечественников по защите родины. | Познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, физическая культура, безопасность. | Задания к игровизору о родах войск в российской армии. Рисование: «Я – солдат». | Праздник «День защитников Отечества». Изготовление подарков для пап и дедушек. | Рассмотреть иллюстрации с изображением разных родов войск. Раскрашивание изображений военной техники. Сюжетно-ролевые игры на армейские темы. | Привлечение родителей (пап) к участию в празднике. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
-Обобщить и систематизировать знания детей о подвигах наших соотечественников в годы Великой Отечественной Войны. -Воспитывать патриотические чувства. | Познание, коммуникация, социализация, художественное творчество. | Экскурсия на мемориальное кладбище, возложение цветов. | Беседы о подвигах людей во время Великой Отечественной Войны. Рисование «Салют Победы». | Рассматривание иллюстраций в книгах о Великой Отечественной Войне. | Рекомендации: Посетить любое мемориальное захоронение. |
-Познакомить детей с женщинами, в разные годы прославившими нашу Родину в области искусства, науки, спорта, космонавтики. | Познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество. | Чтение стихотворений о мамах. Рассказы о знаменитых женщинах нашей страны. | Утренник «День 8 марта». Изготовление подарков для мам и бабушек. | Рассматривание фотографий знаменитых россиянок. Рисование на тему «Моя мама». | Чествование мам и бабушек на празднике |
- Обобщить полученные представления о родной стране. | Познание, социализация, коммуникация. | Презентация интерактивной карты России | Беседа «День независимости России» | Подвижные игры народов России | Рекомендации: Поддерживать и развивать у детей чувство гражданской принадлежности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Страна, в которой мы живем.
логопедия...
Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Социализация» , «Познание» по теме: «Дом, в котором я живу»Конспект познавательной игры
Игра, ставящая своей целью формирование у детей патриотических чувств, осознания причастности каждого человека к судьбе семьи, города, края....
Конспект занятия игры "Что? Где? Когда?" на тему "Край, в котором мы живем"
Занятие -игра по патриотическому воспитатнию в старшей группе....
Проект "Город в котором я живу"!
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство...
комплекс занятий по краеведению "Дом в котором я живу"
Знакомство детей со своей малой родиной улицей, музеем, памятниками архитектуры, воспитание патриотизма и уважения....
Проект "Город, в котором я живу"
.Паспорт поэтапной работы над проектом - "Город, в котором я живу".Все мероприятия, которые проводились при реализации этого проекта....
проект "Край в котором я живу! Край который я люблю!"
Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о родном крае, гордости и любви к родному городу, через ознакомление с историей своего края, жизнью народа, нравственными ценностями, т...