Методы и приемы воспитания ребенка как субъекта детской деятельности и поведения.
методическая разработка по теме
Но проблема заключается в том, что изначально, начиная с дошкольного детства, усилия педагогов направлены на формирование готовности действовать по указанию и инструкции взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_metodam_vospitaniya_subekta.docx | 26.51 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР
Методы и приемы воспитания ребенка как субъекта детской деятельности и поведения.
Форма проведения: деловая игра.
Цель: стимулирование активности педагогов ДОУ по вопросу воспитания детей как субъекта детской деятельности и поведения, повышение компетентности педагогов по данному направлению.
Предварительная работа:
Повторить общие методы воспитания детей дошкольного возраста.
Ход семинара:
«В атмосфере радостной, содержательной,
духовно обогащающей жизни детского сообщества
каждый ребенок становится способным и готовым
максимально проявлять и раскрывать свои задатки»
Ш.А.АМОНАШВИЛИ
Способность быть субъектом собственной жизнедеятельности приобретается ребенком в процессе включения в различные виды деятельности. Она формируется в раннем возрасте и транслируется на всю последующую жизнь человека, предоставляя возможность быть самим собой, определять течение своей жизни. Но проблема заключается в том, что изначально, начиная с дошкольного детства, усилия педагогов направлены на формирование готовности действовать по указанию и инструкции взрослых. Сначала родители, потом воспитатель и учитель берут на себя ответственность решать, чему ребенок будет учиться и как он должен это делать. Ребенок вырастает, окружающие ждут, что вот сейчас-то он начнет принимать решения самостоятельно и будет способен нести за них ответственность. Но, к всеобщему удивлению, этого не происходит, поскольку ребенок уже не привык ждать и выполнять указания.
Чтобы решить эту проблему, система образования должна:
- помогать каждому человеку найти себя;
- обеспечивать признание самоценности личности, развитие ее сущностных сил и целенаправленное воспитание у подрастающих поколений позиции субъектов собственной жизнедеятельности.
В.В. Знаков высказал очень важную для исследуемой проблемы мысль: «Независимо от того, на что направлено понимание – на изучение человека, общества или природы, - это всегда процесс самопонимания. Даже если мы пытаемся понять что-то внешнее, какую-то объективную реальность, мы выражаем самих себя, познаем, расширяем и понимаем свой внутренний мир… Понимая что-то во внешнем мире, поднимаясь еще на одну ступеньку познания, субъект одновременно углубляется в себя и как бы возвышается над собой… Понимая мир, человек должен понять себя не как объект, а осознать изнутри, со стороны смысла своего существования».
Весь образовательный процесс должен быть направлен на то, чтобы вызвать желание и потребность слушать себя и «истолковывать» себя, формировать критерии ценностных переживаний по отношению к самому себе, накапливать и совершенствовать способы саморазвития – это не столько учение, сколько труд собственной души. К этому труду надо приучать ребенка уже с дошкольного возраста – учить понимать себя.
Взрослый является главным и, пожалуй, единственным помощником ребенка в этом труде. Решить задачу становления его субъектности невозможно без построения воспитательного и образовательного процесса как процесса взаимодействия взрослого и ребенка.
Деловая игра с педагогами:
Педагоги делятся на две команды, при помощи игры «Построй радугу»
(На столе лежат полоски по цветам радуги (по два каждого цвета); на обратной стороне цифры 1 и 2 (номер команды). Каждый педагог выбирает себе полоску и соответственно номер команды. Затем у себя на столе, каждая команда выкладывает из полосок радугу).
За каждое выполненное задание команды получают баллы:
2 балла – дан полный правильный ответ;
1 балл - дан неполный правильный ответ;
0 баллов – дан неправильный ответ.
Задание 1.
В современной педагогической теории и практике идет активный поиск новых методов и приемов, учитывающих субъектность детей дошкольного возраста, поддерживающих ее развитие.
В зависимости от возраста детей, новизны и сложности предлагаемого материала в воспитании ребенка как субъекта детской деятельности и поведения воспитателям рекомендуется использовать:
- методы и приемы, предполагающие накопление представлений, оценок и суждений;
- методы, вызывающие познавательную активность;
- методы, активизирующие поведение и деятельность.
Для первой команды:
Назовите методы и приемы, предполагающие накопление представлений, оценок и суждений (наблюдение, пример взрослых, опыты, эвристические беседы и др.).
Для второй команды:
Назовите методы, вызывающие познавательную активность у детей дошкольного возраста (опыты, сравнительное наблюдение, проектирование, чтение художественной литературы, игры-эксперименты и др.).
Задание 2.
Команды по очереди называют методы, активизирующие поведение и деятельность (пример сверстников, поощрение, моделирование, самооценка и др.). Выигрывает команда - последней, назвавщая метод.
Задание 3.
Одним из методов, предполагающих накопление представлений, является игра-экспериментирование. При их разработке следует учитывать следующие принципы:
- учет возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности;
- доступности содержания игр;
- сочетание наглядного материала, словесного комментария воспитателя и действий детей;
- сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности;
- адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;
- постепенного усложнения игр;
- цикличной организации игр.
Придумать игру-экспериментирование для детей младшего дошкольного возраста на формирование культурно-гигиенических навыков и воспитание культуры здоровья:
Для первой команды: «Грязные и чистые руки».
Для второй команды: «А варежки последние».
Задание 4.
Еще одним из действенных методов является игра-этюд. Это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется на основе литературного текста, совместно с воспитателем.
Драматизируйте стихотворение:
Для первой команды:
И.Мувейко «Я сама»
-Давай будем одеваться….
-Я сама! Я сама!
-Пойдем, будем умываться…
-Я сама! Я сама!
-Ну идем, хоть причешу я…
-Я сама! Я сама!
-Ну давай хоть накормлю и…
-Я сама! Я сама!
Для второй команды:
А.Кушнер «Кто разбил большую вазу?»
Кто разбил большую вазу?
Я признался, но не сразу.
Пусть подумают немножко,
Пусть на кошку поглядят;
Может быть, разбила кошка?
Может, я не виноват?
Кошка, ты разбила вазу?
Жалко серую пролазу.
Кошка жмурится на свет,
А сказать не может «нет».
Я еще поколебался
С полминуты – и признался.
Задание 5.
Одним из инновационных вариантов организации совместной деятельности воспитателя с детьми может быть задачный подход. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. С одной стороны, в ее решении ребенок использует имеющиеся у него знания, умения и навыки, а с другой стороны – совершая поисково-практические действия, самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения.
Логика ситуационной задачи выглядит следующим образом: ознакомление – понимание – применение - анализ – синтез – оценка.
Составьте ситуационную задачу: на примере здоровьесбережения.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Выводы: Особенностью дошкольного детства является его ярко деятельностная природа: ребенок-дошкольник – всегда исследователь, экспериментатор, преобразователь, художник. Именно от взрослого, находящегося рядом с ребенком, зависит, проявится ли активность, реализуется во взаимодействии с миром.
Литература:
1.Деркунская В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре. М.: Пед. об-во России, 2005.
2.Дергунская В.А. Ситуационные задачи в воспитании дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности\\ Дошкольная педагогика. 2009 №6.
3.Дергунская В.А. Игры-экспериментирования в воспитании ребенка младшего дошкольного возраста как субъекта здоровьесберегающей деятельности \\Дошкольная педагогика. 2009 №6.
4.Дергунская В.А. О субъектности дошкольников в поликультурном пространстве современной России\\ Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России: Монография: в 2 ч. Ч.2\Отв. ред. А.Г.Гогоберидзе. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2010.
Для первой команды:
И.Мувейко «Я сама»
-Давай будем одеваться….
-Я сама! Я сама!
-Пойдем, будем умываться…
-Я сама! Я сама!
-Ну идем, хоть причешу я…
-Я сама! Я сама!
-Ну давай хоть накормлю и…
-Я сама! Я сама!
Для второй команды:
А.Кушнер «Кто разбил большую вазу?»
Кто разбил большую вазу?
Я признался, но не сразу.
Пусть подумают немножко,
Пусть на кошку поглядят;
Может быть, разбила кошка?
Может, я не виноват?
Кошка, ты разбила вазу?
Жалко серую пролазу.
Кошка жмурится на свет,
А сказать не может «нет».
Я еще поколебался
С полминуты – и признался.
Речевые клише для составления ситуационных задач
по здоровьесбережению
Ознакомление:
- назови основные части тела человека, основные моменты режима твоего дня и т.п.;
- сгруппируй…;
- составь классификацию (разложи, объедини)…;
- расположи в определенном порядке;
- перескажи..;
- вспомни и расскажи, выложи с помощью моделей…
Понимание:
- объясни причины того, что…;
- что ты будешь делать в этом случае (если чего-то не будет)..;
- покажи связи, установи связи…;
- что будет дальше, как ты думаешь..;
- расскажи так, чтобы тебя понял инопланетянин или сказочный персонаж..;
- приведи пример того, что…;
- составь режим дня для малышей (своего маленького брата, сестры)..;
- из взрослых ты остался один в детском саду, составь меню для маленьких детей (своего маленького брата, сестры)…;
Применение:
- изобрази, как это будет..;
- смоделируй ситуацию..;
- предложи способ, позволяющий..;
- сравни и объясни разницу или общее..;
- давай проведем эксперимент, попробуем узнать, чистый или грязный воздух в нашей группе..;
- давай проведем эксперимент, подтверждающий что..;
- объясни младшему брату или сестре, как себя вести, что делать в этой ситуации…
Анализ:
- составь правила здоровья или правильного поведения на улице, если бы ты был мылом, зубной щеткой, машиной, светофором и т.д.;
- разложи по группам, по ячейкам картинки..;
- сравни вкусы, запахи, тактильные ощущения в этом и вот этом случае, как ты обобщишь их…;
- найди ошибку (в сказке, сюжетной картинке, рисунке и т.д.)..;
- послушай, пожалуйста. Один персонаж говорит так…, а второй по-другому, вот так… Чье мнение правильнее, больше тебе понятно, с кем из персонажей ты согласен…
Синтез:
- предложи новый вариант светофора, чтобы не было аварий, новый вариант зарядки, чтобы взбодриться, новые правила поведения в группе, в природе, на улице и т.п.;
- найди необычный способ для того, чтобы научить маленького ребенка (брата, сестру) мыть руки, умывать лицо, вытирать руки насухо полотенцем, полоскать рот после еды, не бежать по лестнице,не толкаться и т.п.;
- придумай игру, которая…;
- покажи или расскажи, что будет с куклой, твоим любимым игровым персонажем, если его не лечить, если он\она не будет мыть руки и лицо, расчесываться, следить за собой..;
- представь, что ты самый умный, всезнайка, что ты скажешь по этому поводу… (выскажи свое мнение).
Оценка:
- какое из решений, предложенных детьми, на твой взгляд, самое лучшее, самое правильное, самое полезное для здоровья..;
- что в этом решении тебе не очень нравится, понятно, заставляет задуматься..;
- проверь, стал ли воздух в нашей группе чище, вымыли ли ребята руки, вытерли ли их полотенцем, чисто ли в группе..;
- как узнать, накормлены ли рыбки, попугай.. сыт ли ты сам..;
- как узнать, правильно мы сделали или нет…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технология целостного развития ребенка, как субъекта детской деятельности» М. Крулехт
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ...
Тематические игры-этюды в воспитании ребенка среднего дошкольного возраста как субъекта здоровьесберегающей деятельности и поведения.
Игра-этюд — это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. Учитывая возраст детей, методика организации подобных игр осуществляется ...
Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные методы и приемы воспитания ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении » в рамках проекта «Ресурсная школа» «Использование приемов мнемотехники, как средство развитие речи детей с ОВЗ»
Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек, стихов; при автоматизации и дифференциации звуков, образовании...
Статья на тему: «Психологическая безопасность. Воспитание ребенка как субъекта деятельности».
Мы должны охранять и сохранять не только физическое, но и психическое здоровье детей....
Статья "Методы и приемы для привлечения детей к игровой деятельности в детском саду."
По мнению А.В. Запорожца, "удлинение периода детства есть великое завоевание цивилизации". Имеется в виду -той, что началась с первых человеческих племен. Зачем же тогда и более совершенной ...
Мастер- класс на тему: «Представление технологии целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности М.В.Крулехт»
Целью мастер-класса является распространение опыта работы практического применения технологии целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности М.В. Крулехт в деятельности с детьми дошкол...