Методы и приемы воспитания ребенка как субъекта детской деятельности и поведения.
методическая разработка по теме

Гармаш Любовь Николаевна

Но проблема заключается в том, что изначально, начиная с дошкольного детства, усилия педагогов направлены на формирование готовности действовать по указанию и инструкции взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_metodam_vospitaniya_subekta.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР

Методы и приемы воспитания ребенка как субъекта детской деятельности и поведения.

Форма проведения: деловая игра.

Цель: стимулирование активности педагогов ДОУ по вопросу воспитания детей как субъекта детской деятельности и поведения, повышение компетентности педагогов по данному направлению.

Предварительная работа:

Повторить общие методы воспитания детей дошкольного возраста.

Ход семинара:

«В атмосфере радостной, содержательной,

духовно обогащающей жизни детского сообщества

 каждый ребенок становится способным и готовым

максимально проявлять и раскрывать свои задатки»

Ш.А.АМОНАШВИЛИ

       Способность быть субъектом  собственной жизнедеятельности приобретается ребенком в процессе включения в различные виды деятельности. Она формируется в раннем возрасте и транслируется на всю последующую жизнь человека, предоставляя возможность быть самим собой, определять течение своей жизни. Но проблема заключается в том, что изначально, начиная с дошкольного детства, усилия педагогов направлены на формирование готовности действовать по указанию и инструкции взрослых. Сначала родители, потом воспитатель и учитель берут на себя ответственность решать, чему ребенок будет учиться и как он должен это делать. Ребенок вырастает, окружающие ждут, что вот сейчас-то он начнет принимать решения самостоятельно и будет способен нести за них ответственность. Но, к всеобщему удивлению, этого не происходит, поскольку ребенок уже не привык ждать и выполнять указания.

      Чтобы решить эту проблему, система образования должна:

  1. помогать каждому человеку найти себя;
  2. обеспечивать признание самоценности личности, развитие ее сущностных сил и целенаправленное воспитание у подрастающих поколений позиции субъектов собственной жизнедеятельности.

      В.В. Знаков высказал очень важную для исследуемой проблемы мысль: «Независимо от того, на что направлено понимание – на изучение человека, общества или природы, - это всегда процесс самопонимания. Даже если мы пытаемся понять что-то внешнее, какую-то объективную реальность, мы выражаем самих себя, познаем, расширяем и понимаем свой внутренний мир… Понимая что-то во внешнем мире, поднимаясь еще на одну ступеньку познания, субъект одновременно углубляется в себя и как бы возвышается над собой… Понимая мир, человек должен понять себя не как объект, а осознать изнутри, со стороны смысла своего существования».

       Весь образовательный процесс должен быть направлен на то, чтобы вызвать желание и потребность слушать себя и «истолковывать» себя, формировать критерии ценностных переживаний по отношению к самому себе, накапливать и совершенствовать способы саморазвития – это не столько учение, сколько труд собственной души. К этому труду надо приучать ребенка уже с дошкольного возраста – учить понимать себя.

      Взрослый является главным и, пожалуй, единственным помощником ребенка в этом труде. Решить задачу становления его субъектности невозможно без построения воспитательного и образовательного процесса как процесса взаимодействия взрослого и ребенка.

Деловая игра с педагогами:

        Педагоги делятся на две команды, при помощи игры «Построй радугу»

(На столе лежат полоски по цветам радуги  (по два каждого цвета); на обратной стороне цифры 1 и 2 (номер команды). Каждый педагог выбирает себе полоску и соответственно номер команды. Затем у себя на столе, каждая команда выкладывает из полосок радугу).

       За каждое выполненное задание команды получают баллы:

2 балла – дан полный правильный ответ;

1 балл - дан неполный правильный ответ;

0 баллов – дан неправильный ответ.

Задание 1.

        В современной педагогической теории и практике идет активный поиск новых методов и приемов, учитывающих субъектность   детей дошкольного возраста, поддерживающих ее развитие.

     В зависимости от возраста детей, новизны и сложности предлагаемого материала в воспитании ребенка как субъекта детской деятельности и поведения воспитателям рекомендуется использовать:

  1. методы и приемы, предполагающие накопление представлений, оценок и суждений;
  2. методы, вызывающие познавательную активность;
  3. методы, активизирующие поведение и деятельность.

Для первой команды:

Назовите методы и приемы, предполагающие накопление представлений, оценок и суждений (наблюдение, пример взрослых, опыты, эвристические беседы и др.).

Для второй команды:

Назовите методы, вызывающие познавательную активность у детей дошкольного возраста (опыты, сравнительное наблюдение, проектирование, чтение художественной литературы, игры-эксперименты  и др.).

Задание 2.

      Команды по очереди называют методы, активизирующие поведение и деятельность (пример сверстников, поощрение, моделирование, самооценка и др.). Выигрывает команда - последней,  назвавщая  метод.

Задание 3.

     Одним из методов, предполагающих накопление представлений, является игра-экспериментирование. При их разработке следует учитывать следующие принципы:

  1. учет возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности;
  2. доступности содержания игр;
  3. сочетание наглядного материала, словесного комментария воспитателя и действий детей;
  4. сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности;
  5. адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;
  6. постепенного усложнения игр;
  7. цикличной организации игр.

      Придумать игру-экспериментирование для детей младшего дошкольного возраста на формирование культурно-гигиенических навыков и воспитание культуры здоровья:

Для первой команды:  «Грязные и чистые руки».

Для второй команды:  «А варежки последние».

Задание 4.

        Еще одним из действенных методов является игра-этюд. Это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется на основе литературного текста, совместно с воспитателем.

Драматизируйте стихотворение:

Для первой команды:

И.Мувейко «Я сама»

-Давай будем одеваться….

-Я сама! Я сама!

-Пойдем, будем умываться…

-Я сама! Я сама!

-Ну идем, хоть причешу я…

-Я сама! Я сама!

-Ну давай хоть накормлю и…

-Я сама! Я сама!

Для второй команды:

А.Кушнер «Кто разбил большую вазу?»

Кто разбил большую вазу?

Я признался, но не сразу.

Пусть подумают немножко,

Пусть на кошку поглядят;

Может быть, разбила кошка?

Может, я не виноват?

Кошка, ты разбила вазу?

Жалко серую пролазу.

Кошка жмурится на свет,

А сказать не может «нет».

Я еще поколебался

С полминуты – и признался.

Задание 5.

     Одним из инновационных вариантов организации совместной деятельности воспитателя с детьми может быть задачный подход. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. С   одной стороны, в ее решении ребенок использует имеющиеся у него знания, умения и навыки, а с другой стороны – совершая поисково-практические действия, самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения.

     Логика ситуационной задачи выглядит следующим образом: ознакомление – понимание – применение - анализ – синтез – оценка.

Составьте ситуационную задачу: на примере здоровьесбережения.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Выводы:  Особенностью дошкольного детства является его ярко деятельностная  природа: ребенок-дошкольник – всегда исследователь, экспериментатор, преобразователь, художник. Именно от взрослого, находящегося рядом с ребенком, зависит, проявится ли активность, реализуется во взаимодействии с миром.

Литература:

1.Деркунская В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре. М.: Пед. об-во России, 2005.

2.Дергунская В.А. Ситуационные задачи в воспитании дошкольника как субъекта здоровьесберегающей  деятельности\\ Дошкольная педагогика. 2009 №6.

3.Дергунская В.А. Игры-экспериментирования в воспитании ребенка младшего дошкольного возраста как субъекта здоровьесберегающей деятельности \\Дошкольная педагогика. 2009 №6.

4.Дергунская В.А. О субъектности дошкольников в поликультурном пространстве современной России\\ Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России: Монография: в 2 ч. Ч.2\Отв. ред. А.Г.Гогоберидзе. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2010.

Для первой команды:

И.Мувейко «Я сама»

-Давай будем одеваться….

-Я сама! Я сама!

-Пойдем, будем умываться…

-Я сама! Я сама!

-Ну идем, хоть причешу я…

-Я сама! Я сама!

-Ну давай хоть накормлю и…

-Я сама! Я сама!

Для второй команды:

А.Кушнер «Кто разбил большую вазу?»

Кто разбил большую вазу?

Я признался, но не сразу.

Пусть подумают немножко,

Пусть на кошку поглядят;

Может быть, разбила кошка?

Может, я не виноват?

Кошка, ты разбила вазу?

Жалко серую пролазу.

Кошка жмурится на свет,

А сказать не может «нет».

Я еще поколебался

С полминуты – и признался.

Речевые клише для составления ситуационных задач

по здоровьесбережению

Ознакомление:

  1. назови основные части тела человека, основные моменты режима твоего дня и т.п.;
  2. сгруппируй…;
  3. составь классификацию (разложи, объедини)…;
  4. расположи в определенном порядке;
  5. перескажи..;
  6. вспомни и расскажи, выложи с помощью моделей…

Понимание:

  1. объясни причины того, что…;
  2. что ты будешь делать в этом случае (если чего-то не будет)..;
  3. покажи связи, установи связи…;
  4. что будет дальше, как ты думаешь..;
  5. расскажи так, чтобы тебя понял инопланетянин или сказочный персонаж..;
  6. приведи пример того, что…;
  7. составь режим дня для малышей (своего маленького брата, сестры)..;
  8. из взрослых ты остался один в детском саду, составь меню для маленьких детей (своего маленького брата, сестры)…;

Применение:

  1. изобрази, как это будет..;
  2. смоделируй ситуацию..;
  3. предложи способ, позволяющий..;
  4. сравни и объясни разницу или общее..;
  5. давай проведем эксперимент, попробуем узнать, чистый или грязный воздух в нашей группе..;
  6. давай проведем эксперимент, подтверждающий что..;
  7. объясни младшему брату или сестре, как себя вести, что делать в этой ситуации…

Анализ:

  1. составь правила здоровья или правильного поведения на улице, если бы ты был мылом, зубной щеткой, машиной, светофором и т.д.;
  2. разложи по группам, по ячейкам картинки..;
  3. сравни вкусы, запахи, тактильные ощущения в этом и вот этом случае, как ты обобщишь их…;
  4. найди ошибку (в сказке, сюжетной картинке, рисунке и т.д.)..;
  5. послушай, пожалуйста. Один персонаж говорит так…,  а второй по-другому, вот так… Чье мнение правильнее, больше тебе понятно, с кем из персонажей ты согласен…

Синтез:

  1. предложи новый вариант светофора, чтобы не было аварий, новый вариант зарядки, чтобы взбодриться, новые правила поведения в группе, в природе, на улице и т.п.;
  2. найди необычный способ для того, чтобы научить маленького ребенка (брата, сестру) мыть руки, умывать лицо, вытирать руки насухо полотенцем, полоскать рот после еды, не бежать по лестнице,не толкаться и т.п.;
  3. придумай игру, которая…;
  4. покажи или расскажи, что будет с куклой, твоим любимым игровым персонажем, если его не лечить, если он\она не будет мыть руки и лицо, расчесываться, следить за собой..;
  5. представь, что ты самый умный, всезнайка, что ты скажешь по этому  поводу… (выскажи свое мнение).

Оценка:

  1. какое из решений, предложенных детьми, на твой взгляд, самое лучшее, самое правильное, самое полезное для здоровья..;
  2. что в этом решении тебе не очень нравится, понятно, заставляет задуматься..;
  3. проверь, стал ли воздух в нашей группе чище, вымыли ли ребята руки, вытерли ли их полотенцем, чисто ли в группе..;
  4. как узнать, накормлены ли рыбки, попугай.. сыт ли ты сам..;
  5. как узнать, правильно мы сделали или нет…

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематические игры-этюды в воспитании ребенка среднего дошкольного возраста как субъекта здоровьесберегающей деятельности и поведения.

Игра-этюд — это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. Учитывая возраст детей, методика организации подобных игр осуществляется ...

Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные методы и приемы воспитания ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении » в рамках проекта «Ресурсная школа» «Использование приемов мнемотехники, как средство развитие речи детей с ОВЗ»

Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек, стихов; при  автоматизации и дифференциации звуков, образовании...

Статья на тему: «Психологическая безопасность. Воспитание ребенка как субъекта деятельности».

Мы должны охранять и сохранять не только физическое, но и психическое здоровье детей....

Статья "Методы и приемы для привлечения детей к игровой деятельности в детском саду."

По мнению А.В. Запорожца, "удлинение периода детства есть великое завоевание цивилизации". Имеется в виду -той, что началась с первых человеческих племен. Зачем же тогда и более совершенной ...

Мастер- класс на тему: «Представление технологии целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности М.В.Крулехт»

Целью мастер-класса является распространение опыта работы практического применения технологии целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности М.В. Крулехт в деятельности с детьми дошкол...