Статья на тему: «Психологическая безопасность. Воспитание ребенка как субъекта деятельности».
статья
Мы должны охранять и сохранять не только физическое, но и психическое здоровье детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chernousova_t.i._statya.docx | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Черноусова Татьяна Ивановна – инструктор по физической культуре
«Психологическая безопасность. Воспитание ребенка как субъекта деятельности».
Мы должны охранять и сохранять не только физическое, но и психическое здоровье детей.
В режимных процессах это обеспечивается психологической защищенностью ребенка.
Психологическая защищенность – это психологический комфорт и эмоциональное благополучие.
Психологический комфорт заключается в том, что ребенок может совершать режимный процесс в своем темпе и рядом с ним взрослый-помощник, а не взрослый-«судья». Взрослый-судья оценивает и осуждает: Все делаешь не то и не так. Опять ты…Как всегда… До сих пор не научился…Сколько можно тебя ждать… и т.д.
Взрослый-помощник подбадривает, подхваливает, радуется попыткам и умениям, обращает на них внимание других детей, чтобы порадоваться вместе.
Эмоциональное благополучие – это режимные процессы на положительном эмоциональном фоне.
Один из основных источников положительных эмоций для детей – игра. В младшем и среднем возрасте режимные процессы идут в форме игры или на фоне игры, используется очень много игровых приемов. Можно сказать: «Продевай руку в рукав», а можно: «Сожми руку в кулачок – это мышка. Сейчас она заберется в норку (рукав)». Очевидно – какой прием (указание или игровая мотивация) эффективнее и порадует ребенка.
В старшем возрасте положительный эмоциональный фон тесно связан с понятием субъектности. Одно из базовых положений концепции программы «Детство» - воспитание ребенка как субъекта деятельности.
Субъектность ребенка основывается на самосознании. В самосознании можно выделить 2 основные части: представления о себе (познание себя) и отношение к себе (оценка себя). В связи с субъектностью детей в режимных процессах можно выделить 3 составляющие:
- Самопознание своего тела, своих ощущений, движений;
- Самопознание своего внутреннего мира: хочу-не хочу, люблю – не люблю, мне это нужно – не нужно…;
- Самооценка своих действий.
Решить эти задачи помогают вопросы, беседы: Вы уже оделись и стоите в пальто, что вы чувствуете? (жарко) Чего вам хочется? (выйти на улицу) Но Коля еще не оделся, как нам поступить?
Или: Сегодня на первое борщ. Вспомните вкус борща. Вам нравится этот вкус? И т.д.
Самое сложное для детей - самооценка. Она базируется на самопознании: нельзя объективно оценить то, о чем не имеешь представления. А у дошкольников процесс самопознания только начинается, поэтому с самооценкой сложно – мы знаем, что она неадекватно завышена все дошкольное детство, только на конец дошкольного возраста появляются начала объективной самооценки и то при условии, что у ребенка есть достаточный опыт общения по поводу самопознания (с ним проводилась работа по формированию представлений о самом себе).
Поэтому к самооценке надо предлагать совершенно четкие критерии: Быстро ли вы оделись? А в одевании важна только скорость? Что еще важно? Все ли правильно одето?
Главное же для эмоционального благополучия, чтобы у ребенка накапливались положительные представления о себе самом.
Надо помогать детям ставить последовательно усложняющиеся цели в каждом процессе. Именно достижение целей и дает главные положительные эмоции и появление на этой основе начал объективной самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы воспитания ребенка как субъекта детской деятельности и поведения.
Но проблема заключается в том, что изначально, начиная с дошкольного детства, усилия педагогов направлены на формирование готовности действовать по указанию и инструкции взрослых....
Статья на тему: Психологическое воспитание - эффективный метод воспитания детей.
Статья для родителей на тему: Психологическое воспитание - эффективный метод воспитания детей....
Статья на тему:"Психологический портрет застенчивого ребенка".
Материал раскрывает причины застенчивости ребенка; дает рекомендации по работе с застенчивыми детьми....
Статья Тема: «Психологическая безопасность дошкольников»
Статья для воспитателей....
Статья на тему "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ПЕДАГОГОВ С РАЗЛИЧНЫМИ СТИЛЯМИ ВОСПИТАНИЯ"
Успешное решение сложных социально-экономических проблем, стоящих перед обществом на современном этапе связано с воспитанием молодого поколения, с состоянием такого социального института как семья. Гл...
СТАТЬЯ НА ТЕМУ : ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Статья для родителей Психологическая готовность ребенка к школе...
Статья "Становление ребенка как субъекта деятельности посредством музыкально – культурных практик"
В статье анализируется и характеризуется процесс музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста с позиций целостного развития ребенка и становления субъектности дошкольника в музыкально...