Мастер- класс на тему: «Представление технологии целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности М.В.Крулехт»
методическая разработка

Кучкаруб Елена Александровна
Целью мастер-класса является распространение опыта работы практического применения технологии целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности М.В. Крулехт в деятельности с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_v_rablte_18.02.docx50.99 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс на тему: «Представление технологии целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности М.В.Крулехт»

МДОУ «Д/с №32»

воспитатель: Кучкаруб Е.А.

Целью мастер-класса является распространение опыта работы практического применения технологии целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности М.В. Крулехт в деятельности  с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1.Познакомить участников мастер-класса с эффективностью использования технологии целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности М.В. Крулехт.

2. Продемонстрировать коллегам практические приёмы использования технологии М.В. Крулехт.

3. Повысить уровень профессиональной компетентности участников мастер-класса и применить полученные знания на практике.

Материалы для работы: схемы-модели (модель с пятью вращающимися кубиками; модель трудовых процессов «Лесенка»;  графическая модель трудового процесса), карточки, магниты, картотека с профессиями.

Ход мастер класса:

1. Представление педагогической технологии целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности М.В. Крулехт.

На сегодняшний день, в соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

На  Слайде презентации

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, пункт  4.6.

- ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

- ребёнок способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда;

- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;

- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

В своей педагогической деятельности использую технологию М.В. Крулехт. Актуальность заключается в том, что данная технология позволяет мне решать  задачи, определённые стандартами дошкольного образования. Мои воспитанники к концу дошкольного возраста умеют планировать свою деятельность, подводить итоги работы, проявляют самостоятельность и инициативность, не испытывают  проблем во время обучения в образовательных учреждениях. О чём  свидетельствуют  положительные отзывы учителей начальных классов. Моих выпускников отличают быстрота, точность, слаженность трудовых действий, самоконтроль.

Педагогическая технология использования моделирования, разработана под руководством М.Крулех, В.Логиновой ее аспирантами С.Сударчиковой и Н.Крыловой.

Главное достоинство этой технологии в том, что она позволяет моим воспитанникам войти в современный мир и познать  его, ориентирована на развитие у них предпосылок ранней профориентации и формирование  доступных представлений о современных профессиях, об особенностях трудовых процессов работы взрослых.

Технология состоит из 3 блоков: «Я сам»,  «Предметный мир», «Труд взрослых».

В блоке «Предметный мир» использую схему – модель системного характера, которая помогает знакомить детей со строением, свойствами и качествами предметов.

В блоке «Я сам» в совместной деятельности с детьми включаю алгоритмы умывания, одевания.

Реализуя деятельность по  блоку «Труд взрослых» применяю такие методы и приёмы, как модель образно названной «Лесенка», каждая ступенька лесенки обозначает соответствующий компонент  трудового процесса в порядке следования. Найденный образ чрезвычайно удачен, так как легко дает моим воспитанникам осознать, что при пропуске хотя бы одной ступеньки, нарушается весь процесс и результат, может быть не достигнут.

         Модель трудового процесса может быть вариативной. Успешно используется модель с 5 вращающимися кубиками. Ступеньки модели «Лесенка» можно заменить графической моделью. Переходным вариантом от графической модели к осмысленной, может служить рука человека.

Итак, система моей работы по технологии М.В. Крулехт, применение чётких алгоритмов  трудовых действий, моделей,  даёт положительную динамику развития качеств и умений, необходимых  для дальнейшего успешного обучения в школе моих воспитанников.

2. Практическая часть.

А сейчас, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями я приглашаю  для участия в практической части мастер-класса всех желающих.

Уважаемые коллеги, кто из вас знаком или  работает по данной  технологии? Я очень рада, возможно, вы тоже достигаете таких хороших результатов. Хотелось бы у Вас узнать, как вы реализуете  задачи по формированию представлений у детей о структуре трудового процесса? Какие формы работы, методы и приёмы используете?     (Ответы участников: ОД, СД, показ, рассказы, экскурссии).      

Я предлагаю участникам разделиться по выбору на три группы. 1 группа – средний возраст детей (работает по модели «Вращающиеся кубики»), 2 – старший возраст (модель «Лесенка»), 3 группа -  подготовительная группа (графическая модель).

Каждой группе я предлагаю решить проблемную ситуацию с помощью оборудования по технологии М.Крулехт.

  Сейчас я продемонстрирую последовательность трудового процесса на модели «Вращающиеся кубики» для средней группы:

На участке детского сада мы слепили снеговика, но в группу мы не можем его занести, почему? (Он расстает) Из чего еще мы можем слепить снеговика? (из пластилина) Как мы его слепим? В этом нам  поможет модель «Вращающиеся кубики».

1 кубик – задумка или цель: нам нужно слепить снеговика.

2 кубик – материал, из чего сделаем – из пластилина.

3 кубик – инструменты: доска, стека.

4 кубик – последовательность действий, как мы будем лепить и украшать снеговика.

5 кубик – наш результат, у нас получилось то, что мы задумали?

Мастер показывает готовую схему трудовых действий.

Проблемная ситуация для среднего возраста:

У поросенка Фунтика нет дома. Друзья решили помочь Фунтику и привезли ему строительный материал, а мудрая сова начертила чертёж дома. Но Фунтик  не смог построить дом. Как мы сможем помочь Фунтику?

Вам предлагаю с помощью «Вращающихся кубиков» выстроить схему трудового процесса по технологии М.В.Крулехт.

Проблемная ситуация для старшего возраста:

Поварёнок Андрюша Ватрушкин (игровой персонаж) решил угостить своего  друга супом, но не знает, как правильно его приготовить. Что будем делать?

Картинки для лесенки в этом возрасте используются в цветном и  в черно – белом варианте.

Помогите составить последовательность  действий на «Лесенке» трудовых процессов.

         

Проблемная ситуация для подготовительной группы:

В детском саду объявлена выставка кукол в нарядных платьях. Дети обнаруживают, что у одной из кукол потрёпанное платье. Что делать? Как мы можем ей помочь?

Вам предлагается с помощью графической модели выстроить схему трудового процесса по пошиву платья для куклы.  Для подготовительной группы картинки предлагаются схематичные. А именно, вы сами придумываете и рисуете схемы  для модели. Выкладываем картинки к графической модели -  магнитами.

Работа в группах. Мастер делает подсказки при затруднениях.

Вы готовы, тогда расскажите о своём продукте. («Система 5 пальцев»)

Итак, мы увидели динамику, усложнение материала в соответствии с возрастом детей – переход от наглядно – образного мышления к развитию более сложных мыслительных процессов, что и является предпосылками к учебной деятельности.

 Я вам сегодня показала некоторые приемы работы по  технологии М.Крулехт. Эти приемы я думаю, вы сможете использовать в своей профессиональной деятельности.

Рефлексия. Мастер раздает вопросы участникам.

- Что нового вы узнали?

- Какие трудности Вы испытали при выполнении продукта?

- Оправдались ли Ваши ожидания?

- Как и где можно использовать технологию?


        А сейчас я вам предлагаю поаплодировать и  по интенсивности аплодисментов мы определим, смогла ли я вас заинтересовать педагогической  технологией М.В. Крулехт.

Хочу поблагодарить Вас, коллеги, за активную и  плодотворную работу в мастер-классе и подарить буклеты.

        Перспективой своей деятельности я считаю:

Расширить применение технологии целостного развития  ребёнка как субьекта детской деятельности М.В.Крулехт в других образовательных областях. Активизировать вовлеченность родителей в образовательный процесс, используя данную технологию.

Использовать или не использовать данную технологию в работе с детьми, решать только вам, дорогие коллеги! Но мне бы хотелось, чтобы педагогическая технология М.Крулехт имела место быть, потому, что результатом  проведённой работы по технологии является овладение детьми навыков и умений,  необходимых для успешного обучения в школе.

Спасибо за внимание и сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы воспитания ребенка как субъекта детской деятельности и поведения.

Но проблема заключается в том, что изначально, начиная с дошкольного детства, усилия педагогов направлены на формирование готовности действовать по указанию и инструкции взрослых....

"Инновационные педагогические технологии целостного развития ребенка в условиях ДОУ"

Разработка,  внедрение педагогических технологий, обеспечивающих повышение качества и взаимосвязь направлений развития ребенка в условиях ДОУ....

Мастер – класс на тему: « Игровые технологии в развитии фонематических процессов у детей дошкольного возраста».

Данный мастер - класс проводит учитель - логопед для воспитателей в форме деловой игры, когда воспитатель выступает ребенком, выполняя зададания логопеда.В материале дается понятие о фонематическом сл...

Мастер - класс на тему «Лего – технология, как способ развития речи дошкольников».

Отличительная черта современного мира – модернизация дошкольного образования, в первую очередь, направлена на изменение целевой установки образовательной деятельности детского сада и в основном,...

Мастер-класс на тему «Здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС на занятиях музыки».

Выступление на педсовете о здоровьесберегающих технологиях в ДОУ...