Статья «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста».
статья (младшая группа) по теме
В статье изложен материал по формированию игры у детей раннего возраста. Игра- это процесс многоплановый. Сложность заключается в том, что психологический механизмы, необходимые для игры, психические процессы находиться в стадии становления. В игре совершенствуется речь, воображение, наглядно-образное мышление ребёнка, поэтому так важно создать условия для ее систематического последовательного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formirovanie_igravoy_deyatelnosti.docx | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Казённое учреждение Ханты-Мансийского Автономного округа Югры.
«Урайский Специализированный Дом ребёнка»
Статья «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста».
Подготовила: Белозёрова Ирина Анатольевна
Воспитатель второй квалификационная категория.
Урай 2012г.
Формирование игровой деятельности детей раннего возраста.
Формирование игры у детей раннего возраста процесс многоплановый. Сложность заключается в том, что психологический механизмы, необходимые для игры, психические процессы находиться в стадии становления. В игре совершенствуется речь, воображение, наглядно-образное мышление ребёнка, поэтому так важно создать условия для ее систематического последовательного развития. Невнимание к игре со стороны взрослого приводит к тому, что упускается момент естественного педагогического влияния на формирование игровой деятельности. Самостоятельная деятельность лишена игровых форм, значительно обедняется и не способствует гармоничному развитию ребёнка. В результате малыша на более позднем этапе приходиться обучать игре, а это требует очень больших усилий и зачастую оказывается не эффективным и похожа на дрессировку.
Основные проблемы руководства игрой – учет возрастных особенностей детей при решении игровых задач, развитие игровой деятельности зависимость от ряда условий, способствующих отражению опыта в игре. Жизненный и игровой опыт детей помогает им творчески воспроизводить действительность. Это возможно при комплексном руководстве игрой, системном подходе к её формированию. Каждый возрастной этап требует изменения в содержании работы с детьми.
В чем сущность метода комплексного метода руководства игрой?
Компоненты комплексного метода.
-Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
-Совместные обучающие игры педагога с детьми направленные на передачу детям игрового опыта игровых умений.
-Своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта и игрового опыта.
- Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применения детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
В развитии игровой деятельности можно выделить два периода. Предметно игровая деятельность ребёнка раннего возраста, содержанием которой является действия с предметами и ролевая игра дошкольника, содержанием которой является общение.
В 3-4 месяца у малыша начинают формироваться первые ориентировочные действия типа обследование предмета.
В4-5 месяцев он уже способен к самостоятельным действиям с игрушкой, что по форме является ознакомление с игрой.
Первый этап в развитии предметно игровой деятельности (ознакомительная игра) может затянуться до конца первого года жизни, а иногда и дольше, если воспитатель не примет меры к её дальнейшему развитию. В часы бодрствования малыша взрослый должен не только привлекать его внимание яркими, крупными предметами, но и изредка вкладывать их в его руки, а детям старше 3-4 месяцев давать возможность самим брать игрушку. Во время игры взрослый должен быть рядом с малышом и поддерживать его эмоционально приподнятое настроение. В 5-6 месяцев замечает бороздку или выпуклости на погремушке, гремит ею, резиновою озвученную игрушку сжимает и разжимает, вызывает её попискивание. В 9-10 месяце самостоятельная деятельность ребёнка с предметами и игрушками протекает преимущественно в форме отобразительной игры. В кукле ребёнок уже видит живой образ, прижимает её к себе, начинает её покачивать, подражая взрослому.
При правильной организации воспитательной работы уже в первой половине второго года жизни дети начинают переходить от действий, основанных на свойствах предметов, к отражению практических связей между ними, т. Е. к обыгрыванию доступных пониманию ребёнка сюжетов из жизни. Действия малыша приобретает новое качество, они становятся не только предметно специфическими , но и предметно опосредованными, т. е. действиями совершаемые рукой, оснащенной каким либо предметом для достижения практической или игровой цели.
По существу вся человеческая деятельность предметно опосредованная. Вот почему так важно своевременно в раннем детстве сформировать эти действия и добиться чтобы в самостоятельной игре они упрочнились и обобщились. Самостоятельная игровая деятельность ребёнка 2-3 года жизни протекает уже в форме сюжетно - отобразительной игры. При переходе от отобразительной к сюжетно - отобразительной игре решающее значение имеет не механическое формирование связи между отдельными действиями, а смысловое единство всей цыпочки действий. Эти связи должны быть доступны пониманию малыша, близки ему в повседневной жизни. Однако воспитатель не может рассчитывать на то, что ребёнок второго года жизни в состоянии самостоятельно обнаружить и воспроизвести в игре этот смысловой практический сюжет. Необходимо впечатления, полученные ребёнком при ознакомлении с окружающим, и в быту, закреплять на специальных дидактических занятиях, протекающих не только в форме наблюдения за действиями взрослого, но и в форме совместной игры взрослого и ребёнка или группой детей. В процессе такого занятия ребёнок узнаёт знакомый сюжет и что особенно ценно сам становится действующим лицом.
Формирование сюжетной игры должно осуществляться на фоне постоянной (на протяжении всего года) организации воспитателем условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом. Начинать формирование простейших взаимодействия между детьми, можно используя любые катающиеся предметы (мячик, тележка) которые стимулируют детей к взаимно подражательным зеркальным действиям направленным друг на друга.
Организация условий для совместных предметных действий очень быстро дает результат – изменяется эмоциональная атмосфера группе, исчезают слёзы и крик, реже становятся ссоры из-за игрового предмета, дети легко вступают в контакт по собственной инициативе. Такая работа по организации взаимодействия детей на доступном им уровне позволяет обеспечить большую их самостоятельность, ориентацию на сверстников, заложить основу совместной игры в будущем.
Параллельно с формированием предметного взаимодействия в парах детей воспитатель должен решать задачи формирования условного игрового действия, замещающего реальное действие с «настоящими» вещами. Условное действие всегда включает в себя два плана- это то что делает ребёнок фактически, и то, что это действие означает, какой смысл оно имеет. Одно и то же смысловое содержание может быть реализовано в разных по типу условных действиях.
Задача педагога – сформировать у ребёнка к трём годам умение развёртывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом заместителем, и воображаемым предметом, связывая два-три игровых действия в смысловую цыпочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие начатое партнёром- взрослым, а затем сверстником. Для успешного
формирования игровых умений у детей раннего возраста необходимо:
- Привлекать ребёнка к осуществлению необходимого по смыслу игры условного действия сюжетными игрушками; стимулировать его к продолжению, дополнению по смыслу игрового действия партнёра-взрослого.
- Привлекать ребёнка к осуществлению условного действия с заместителями и воображаемыми предметами.
- Ориентировать ребёнка на продолжения, дополнения игрового действия.
Первоначально педагог решает задачу формирование у детей условных действий с сюжетными игрушками. Для этого он развертывает сюжетную игру на веду у детей одушевляя кукол или других игрушечных персонажей. Это легче всего сделать, приписав им какие-либо близкие и понятные детям желания. После того как дети научились развертывать игру с сюжетными игрушками, подключаться к игровым действиям партнера – взрослого и дополнять их своими действиями, воспитатель переходит к реализации следующей задачи – формирование игрового действия с предметом заместителем. В этот период воспитатель наряду с сюжетными игрушками – подобиями реальных вещей (игрушками кастрюлями, кроватками, утюгами …) использует в словесной игре с детьми предметы заместители (например палочку вместо ложки, кубик вместо мыла и т п.) При введении предметов-заместителей воспитатель должен не только осуществлять игровые действия с ним, но и словесно обозначать условное значение предмета, делать это неоднократно в ходе игры, что бы для ребёнка полнее выступала условность игрового, предмета и действия. Именно в этот период словесные комментарии взрослого особенно необходимы, так как без них условное действие может оставаться непонятым ребёнком. В тоже время следует стимулировать и самих детей обозначать игровые действия словом: «Чем ты свою куклу кормишь?» « Ах, это у тебя хлеб?».
Следует так же учитывать тот факт, что дети, особенного раннего возраста, нуждаются для развертывания игры в реалистических предметных опорах: сюжетных игрушках, копирующих настоящие вещи. Если предоставить ребёнку только предметы заместители без сюжетных игрушек, ему будет трудно уловить смысл игровой ситуации даже в совместной игре со взрослым, а его самостоятельная деятельность с ведётся к простому манипулированию предметами. Поэтому предмет-заместитель всегда должен сочетаться с сюжетной игрушкой (если хлеб замещается кубиком, то тарелка на которой он лежит должна быть «как настоящая», если мыло замещается бруском, то необходим игушечный тазик, в котором стирают)
Как уже было сказано, в игре воспитателя с детьми сначала используются сюжетные игрушки, а затем к ним добавляются предметы-заместители, но какой, то элемент игровой ситуации всегда является воображаемым (каша, вода …). Однако это не предмет, с которым в игре непосредственно выполняются действия (предметом ориентирования является не каша, а ложка, не вода, а мыло…).
Овладение ребёнком действиями с предметами-заместителями, воображаемыми предметами, самостоятельное включение их в простую игровую ситуацию свидетельствует о том, что ребёнок усвоил азы сюжетной игры. По мере овладения детьми условными игровыми действиями воспитатель может переходить от совместной игры с 1-2 детьми к совмещению такой деятельности с игрой, позволяющей включить большое количество детей – вех желающих откликающихся на предложения поиграть вмести с ним. В такой игре с несколькими участниками можно и обойтись и без игрушек персонажей, развертывая сюжет таким образом, чтобы дети направили условные действия с заместителями на самих себя, а не только на кукол (это важно для дальнейшего развития игры). Дети научились самостоятельно развертывать игровые действия, дополнять по смыслу действия взрослого в совместной игре с ним. Теперь воспитатель участвует в игре, развертывает сюжет таким образом, чтобы действие одного из малышей было адресовано сверстнику.
Воспитатель также должен иметь в виду, что дети третьего- четвертого года жизни в связи с психофизиологическими особенностями ещё не способны к длительному сосредоточению, для них характерно постоянное стремление к двигательной активности. Поэтому частое перемещение детей по групповой комнате, смена ими занятий при кратковременном сосредоточении на сюжетной игре - нормальная картина в период самостоятельной деятельности.
Проверить продвижения детей в освоении игровых умений воспитатель может, наблюдая за их самостоятельной деятельностью. Если дети в самостоятельной игре развертывают цепочки из 2-3 действий с сюжетными игрушками, включая в игру отдельные предметы заместители, называя действия с ними, могут вызвать с помощью игрушки или краткого речевого обращения ответное игровое действие сверстника - можно считать, что самые простые игровые действия у них сформированы.
Список литературы.
«Обучение через игру». Р.Р. Фьюэлл, П. Ф. Вэдэзи. Санкт-Питербург.-2005г.
« Воспитание и развитие детей от 1года до 2 лет». (Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений). М.: «Просвещение»,-2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Формирование у детей дошкольного возраста умения самостоятельно организовывать содержательный и позитивный досуг через организацию дворовых игр»
В наше стремительное время, когда в сознание ребенка поступает огромное количество информации, электроника и интернет становятся абсолютной нормой жизни, призванные упростить наше существование. Интер...
Статья Формирование словаря детей раннего возраста в условиях Дома ребёнка
статья о развтии речи детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях депривации...
Статья «Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг»
Статья "Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг"...
Статья "Формирование словаря детей дошкольного возраста"
Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой...
Статья “Формирование у детей дошкольного возраста любви и уважения к Санкт-Петербургу”
В статье представлен материал о том, как знакомить детей дошкольного возраста с историей Санкт-Петербурга, его основными символами...
Статья "Формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве"
Статья "Формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве"...
Статья «Формирование у детей среднего возраста доброжелательного отношения к сверстникам»
Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков; активное противостояние всему дурному, борьба ...