Статья "Формирование словаря детей дошкольного возраста"
статья на тему

Куркина Алла Анатольевна

Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости; были бы развиты слух, зрение, осязание, обоняние; развиты психические процессы: внимание, память, мышление; физическое состояние было бы хорошим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitiya_slovarya_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование словаря детей дошкольного возраста

Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости; были бы развиты слух, зрение, осязание, обоняние; развиты психические процессы: внимание, память, мышление; физическое состояние было бы хорошим.

Развитие речи ребёнка начинается с трёх месяцев, с периода гуления. Это период активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно происходит процесс развития понимания речи. Сначала ребёнок начинает различать интонацию, а затем слова, обозначающие предметы и действия. При этом звуки усваиваются не изолированно, сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов. На ранних этапах речевого развития слова произносятся ребёнком очень искажённо. Правильным произношением ребёнок овладевает очень постепенно.

Постепенно развивается пассивный и активный словарный запас. К 2 годам активный словарь насчитывает 250-300 слов. В то же время формируется и фразовая речь. Сначала это простые фразы из двух-трёх слов, постепенно к 3 годам фразовая речь усложняется. Активный словарь достигает 800-1000 слов. Речь уже становится полноценным средством общения.

Речь – сложная функциональная система, в основе которой лежит знаковая система языка в процессе общения. Речевая функциональная система основывается на деятельности многих мозговых структур, каждая из которых выполняет свою специфическую операцию.

На протяжении 3-го года жизни в развитии ребёнка происходят значительные изменения. Очень увеличивается роль речи в поведении ребёнка. Все реакции этого возраста на окружающее связаны с речью. Ребёнок хорошо понимает смысл речи взрослых, относящейся к тому, что его непосредственно окружает. Быстро растёт словарь, он достигает 1000 слов.

У детей 4-го года жизни широко используется разговорная форма речи. Увеличивается словарь, изложение связное. Предметы обьединяются по назначению: одежда, посуда, продукты, овощи, фрукты, т.д. Согласовываются правильно существительные и прилагательные (синее платье; синий шарик) или существительные и числительные (пять шариков, один шарик); правильно употребляются падежные окончания. Дети хорошо рассказывают или пересказывают.

К 5-6 годам речь грамматически и лексически в основном сформирована.

У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный или сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Однако дети все еще чаще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно.

Очень важная задача, стоящая перед взрослыми, это задача обогащения словаря ребенка. У всех людей есть пассивный словарь – в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т.е. тот набор слов, которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми. У дошкольников, и это характерно, пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из существенных проблем – перенести как можно больше пассивных слов в актив.

Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.

Синонимическая работа с детьми (подбор слов, близких по своему значению) переплетается с усвоением тематических групп слов (глаголы движения: идти, шагать, плестись, брести и т.п.: или глаголы, обозначающие речь: сказал, спросил, ответил, закричал).

Реализация программы по словарной работе с детьми дошкольного возраста осуществляется через систему соответствующих занятий трех разновидностей:

- занятия, в которых словарная работа осуществляется в процессе ознакомления с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений окружающей действительности (экскурсия, демонстрация предметов и т.п.)

- занятия, где словарная работа опирается на углубление знаний детей об окружающих предметах и явлениях (ознакомление с качествами, свойствами, особенностями),

- занятия, решающие задачи словарной работы в процессе обобщений, формирования понятий.

Дидактические игры (на формирование словаря)

«Перепрыгни через ров»

Цель игры. Учить детей образовывать повелительную форму глагола с помощью приставок.

Организация занятия.

Игроков распределяют на две команды и выстраивают на площадке одну против другой (на расстоянии 50 см).

Перед каждой командой рисуют две параллельные линии — это ров. На слова воспитателя:

Если хочешь

Ловким быть,

Если хочешь

Сильным быть,

Если хочешь

Быть здоров, —

Перепрыгни

Через ров!

все прыгают. Выигрывает та команда, в которой большее число играющих сумело перепрыгнуть через ров, не наступив на черту. Игра продолжается. Проигравшая команда под тот же стишок, но сказанный уже «победителями», предпринимает вторую попытку. Игру можно активизировать, предложив детям прыгать с закрытыми глазами.

«Ветер»

Цель игры. Учить детей образовывать глаголы с помощью приставок (выглянул, помчался, запрыгал).

Организация занятия.

Один из игроков исполняет роль ветерка, остальные — зайцев. Дети-зайцы надевают на голову шапки с длинными ушами и на корточках располагаются по кругу. На слова, сказанные воспитателем:

Из сугроба на опушке

Чьи-то выглянули ушки,

И помчался — скок да скок —

Белый маленький клубок,

они медленно поднимаются и прыгают на двух ногах вперед.

На следующее четверостишие:

Вот запрыгал он с разгона

По проталинкам зеленым,

Он вокруг березок кружит,

Перепрыгивая лужи!

дети прыгают в ту сторону, где нарисованы небольшого размера круги-лужи, перепрыгивают их.

На слова, произнесенные вместе с воспитателем:

Ветер, ветер! Догоняй-ка!

Не догнать лихого зайку!

разбегаются по залу. Ребенок-ветерок должен осалить убегающих.

Игру проводят с небольшой подгруппой (6—8 детей). Если количество играющих больше, выбирают двух «ветерков».

«Поезд»

Цель игры. Закреплять умение детей соотносить слово с действием.

Организация занятия. Детей выстраивают друг за другом, образуя как бы «поезд»; они кладут руки на плечи играющего, стоящего впереди. На слова, сказанные воспитателем:

Чух, чух, пых-чу,

Пых-чу, вор-чу,

Стоять на месте не хочу!

«поезд» начинает медленно двигаться, постепенно ускоряя движение.

Ко-ле-са-ми

Стучу, стучу,

Ко-ле-са-ми

Вер-чу, вер-чу,

Садись скорее,

Про-ка-чу!

Чу! Чу!

Далее движения выполняются согласно тексту: «Колесами стучу, стучу» — дети топают ногами; «Колесами верчу, верчу» — круговые движения руками, вытянутыми вперед. На слова: «Чу! Чу!» — «поезд» останавливается.

«Где мы были, мы не скажем»

Цель игры. Активизировать глагольную лексику. Учить соотносить слово с действием.

Организация занятия.

Водящий отходит в сторону, играющие тем временем договариваются, какую деятельность они будут изображать. На вопрос водящего: «Где вы были? Что вы видели?» — отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» — показывают различные движения (стирают белье, рисуют картину и т. д.). Задача водящего по движениям правильно определить выполняемое действие и назвать его в форме глагола второго лица множественного числа. Например: «Вы пилите дрова». Если ответ правилен, команда разбегается, а водящий их догоняет. Пойманный становится водящим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР по средствам дидактических игр и упражнений

Дидактические игры и упражнения направленные на формирование словаря дошкольников с общим недоразвитием речи...

Влияние дидактических игр на активный словарь детей дошкольного возраста

Использование дидактических игр на занятиях в ДОУ...

Консультация: «Развитие словаря детей дошкольного возраста»

Факторы способствующие развитию словаря1.Организуйте исследовательскую деятельность дошкольника: изучение цвета, формы, величины, вкуса, запаха, возможностей движения предмета,  качеств  пре...

Консультация для воспитателей «Особенности развития словаря детей дошкольного возраста»

Слово – носитель содержания, обусловливающего звуковую оболочку речи. Известно, что чем богаче словарь человека, тем больше возможностей у говорящего выбрать нужную словоформу для построения связного ...

Консультация на тему: "Обогащение словаря детей дошкольного возраста"

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:    “ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: “ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”.

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему: "Обогащение словаря детей дошкольного возраста"....

Консультация для воспитателей ДОУ: Театрализованная деятельность как средство активизации словаря детей дошкольного возраста

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физиче...