Статья «Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг»
статья на тему
Статья "Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aaa.docx | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг»
Составитель: Богданова Г.С
Книга – это друг, советчик, это источник многих добрых мыслей, чувств, знаний.
Ю.Гагарин
Сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. В отличие от компью¬терных игр и мультфильмов, чтение — сложный процесс, требующий интенсивной интеллектуальной работы, к которой у ребенка должна быть привычка. Чтение книг дает простор для фантазий и, читая, ребенок проводит некие параллели со значимыми переживаниями героев в ходе сюжета произведения. «Только в детстве, может быть, книга действительно влияет на нашу жизнь. Дальше мы восхищаемся ей, получаем от нее удовольствие, возможно, меняем благодаря ей некоторые свои взгляды, но главным образом находим в книге лишь подтверждение тому, что уже в нас заложено»,- писал Г.Грин [9, с. 1].
Работая с детьми, выяснила такой факт, что им не интересно слушать сказки и рассматривать иллюстрации. Они более активно желают смотреть мультяшки с непонятными зверюшками-трансформерами и при том родители рады, а порой умиляются, как любит ребенок компьютер и как он умеет им пользоваться. Некоторые родители утверждают, что их дети знают много интересного, потому что смотрят много теле-видео передач. Но практика показала, что это не так — дети не могут пересказать полностью не один мультфильм, сказку. Их речь путанная и односложная с употреблением ряда глаголов и существительных и выглядит примерно так: «..он пришел, бац, а тот побежал, прыгнул, бабах и в яме». На вопрос: «Кто побежал и куда бабах?», дети говорят с паузами: «Ну… этот самый… как его.., ну этот в шлеме…». Учителя начальной школы встревожены: детям трудно дается пересказ, слаба память, беден запас слов, пишут неграмотно, хотя в детском саду на развитие речи обращается много внимания.
На наш взгляд проблема заключалась в отсутствии системы работы по формированию интереса и потребности в чтении книг у детей дошкольного возраста, что приводит к снижению эмоционального отклика и положительного отношения к книге. Это обусловлено ещё тем, что взрослые мало читают и не придают особого значения влиянию чтения книг на интеллектуальное и нравственное развитие детей.
Мы сделали вывод: компьютер не может быть альтернативой книге, детское чтение нуждается в поддержке, необходимо вернуть книгу в разряд любимейших занятий детей.
В связи с этим разработали проект «Юный книголюб», главная цель которого: сформировать у детей дошкольного возраста интерес и потребность в чтении книг.
Для планомерной реализации данного проекта составили перспективный план работы по формированию у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг через использование художественной литературы в различной деятельности детей и в семейном воспитании. Определили цель и задачи, а так же основные формы работы. Работу проводили поэтапно.
На первом этапе изучили методическую литературу по данной теме, опыт работы других педагогов, проанализировали содержание работы по чтению художественной литературы в программе детского сада, выявили у детей уровень знаний художественных произведений и отношение к чтению художественной литературы через беседу-опрос детей по теме «Любишь ли ты книги?». Провела анкетирование для родителей «Ребёнок и книга», которое позволило узнать об их отношении к книге, а так же о том какие книги читают дома с детьми и как часто. Результаты не порадовали: 78 % детей не любили слушать произведения художественной литературы, знали 1-2 стихотворения, 2-3 сказки и то с подсказками. Родители рассказывали детям одни и те же сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» по памяти перед сном. Книги дети если и смотрели, то самостоятельно, в основном дети целыми вечерами и все выходные сидели перед телевизором или компьютером. При этом у детей было много красочных и интересных книг.
Совместно с родителями создали предметно-пространственную среду в группе: собрали библиотеку, состоящую из произведений А.Барто, К. И.Чуковского и русских народных сказок. Создали уголок чтения, где расположили книжную полку с детскими иллюстрированными книгами, стол с диваном и стульчиками, а также карандаши, краски, альбомы для рисования по темам произведений, обновили кукольный, настольный, пальчиковый театры.
На втором этапе работы начали знакомство с книгой с произведений известных детских писателей А.Барто, К. И. Чуковского, со стихов, потешек, считалок, русских народных сказок. Разучивая стихи или потешки, читая детям сказку, всегда рассматривали иллюстрации в книжке. Чтобы вызвать устойчивый интерес к книге, закрепить в памяти детей образы персонажей использовали и видео. Так, например, прочитали сказку «Айболит», рассмотрели иллюстрации и посмотрели одноименный мультфильм.
Большую помощь в привитии любви к книге оказывают нам учреждения культуры. Большой интерес у детей вызвали экскурсии в детскую библиотеку, где им рассказали о книгах много любопытного, показали совместно с детьми инсценировку сказки «Репка», там же была организована выставка детских рисунков по сказке «Колобок». Увлекательное путешествие в историю возникновения книги прошло в музее.
Дети познакомились с книгами разных лет, экспонатами письменности прошедших веков, посмотрели портреты известных писателей и приняли участие в кукольном представлении «Милое дело книжка». После чтения сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева» дети посмотрели одноименный спектакль в исполнении народного театра в Центре культуры и досуга.
Усвоению полученных знаний способствовали такие дидактические игры, как «Собери сказку», «Назови сказку», «Узнай из какой сказки», сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Семья» и другие. Детей заинтересовали игры-драматизации, где они становились непосредственными участниками действа — артистами, учились создавать образы персонажей сказок. А иллюстрации по сказкам в книге помогли родителям и воспитателям подготовить костюмы и атрибуты для инсценировок и ещё раз убедили детей, что книга добрый советчик и подсказчик.
Свои впечатления от посещения библиотеки, музея, Центра культуры и досуга, о прочитанных книжках дети отражали в своих рисунках. Чтобы закрепить эмоционально-положительное отношение к книге, что немаловажно в данном возрасте, предложили родителям сделать вместе с детьми книжки-самоделки по любимым сказкам. Книжки были представлены на выставке «Сделай книгу своими руками», а затем заняли достойное место в книжном уголке. Дети бережно относятся к ним и часто рассказывают сказки друг другу по этим книгам.
Консультации с родителями по темам: «Как организовать детскую библиотеку дома», «Весёлые стихи для детей и взрослых», «Приобщение ребёнка к художественной литературе» и другие, способствовали активизации работы по данной теме. На встрече в школе для родителей «Успех» родители с удовольствием делились своим опытом о том, как и какие книги читают детям дома, участвовали в семинаре – практикуме «Знакомим детей со сказками», в встрече за круглым столом «Книга – лучший друг детей», оформили выставку по произведениям К. И. Чуковского «Мой любимый сказочный герой» и посмотрели постановку кукольного театра «Три поросенка», подготовленную детьми. На следующей встрече мамы и папы подготовили и показали для своих детей сказку «Заюшкина избушка».
На завершающем этапе вновь провели диагностику, которая показала, что уровень эмоционального отношения к книге и знания произведений у всех детей повысились.
Тесная связь с родителями, их желание не упустить сензитивный период в развитии детей — научить детей пользоваться книгой, любить её, помогли достичь поставленной цели: на данном этапе развития у детей сформирован интерес и потребность в чтении книг.
Системность в подходах к работе, варьирование разнообразных методов, позволило достичь положительных результатов выполнения поставленных задач.
Таким образом, сложилась определённая система и последовательность работы по формированию у дошкольников интереса и потребности в чтении книг через детскую и совместную деятельность.
Список литературы
1. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребёнок и книга – М. Просвещение 1992
2. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьёй и продвижение семейного чтения – М. Просвещение, 1996
3. Ушакова О. С. Знакомим с литературой детей 5 – 7 лет М. 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ "Тема: Развитие у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении.
Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи....
Выступление на методическом объединении:«Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг»
Сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. В отличие от компьютерных игр и мультфильмов, чтение — сложный п...
мастер-класс «Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг»
Сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. В отличие от компьютерных игр и мультфильмов, чтение — сложный п...
Консультация для воспитателей «Развитие у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении»
Консультация для воспитателей...
Мастер-класс«Сторисек- метод формирования у детей дошкольного возраста интереса к чтению»
На мой взгляд, сегодня перед воспитателями детского сада стоит трудная задача: напомнить родителям о том, что именно художественная литература обеспечивает культурное развитие ребенка, формирует его р...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ «Использование «Сторисек» как метода формирования у детей дошкольного возрасте интереса к чтению».
Дошкольный возраст время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой работы. Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы явл...
Консультация с элементами практикума «Развитие у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении»
Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи....