Статья “Формирование у детей дошкольного возраста любви и уважения к Санкт-Петербургу”
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Перелома Галина Григорьевна

В статье представлен материал о том, как знакомить детей дошкольного возраста с историей Санкт-Петербурга, его основными символами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simvoly_peterburga.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

Формирование у детей дошкольного возраста любви и уважения к родному городу.

Образовательные задачи:

Закреплять образовательные знания детей о Санкт-Петербурге, о его символах, желание проявлять интерес к истории города.

Развивающие задачи:

Развивать у детей произвольное внимание, память, мышление, воображение, умение устанавливать причинно-следственные связи (находить элементы достопримечательностей и соединять их в символы). Развивать общую и мелкую моторики. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих символы Санкт-Петербурга.

Воспитательные задачи:

Воспитывать чувство патриотизма путем изучения истории города, его символов. Воспитывать черты истинного петербуржца, культуру поведения, дружелюбное и уважительное отношение друг к другу.

Используемые образовательные технологии:

  • Технология развивающего обучения
  • Игровая технология
  • Здоровьесберегающая технология
  • Информационно-коммуникативная технология (презентация)
  • Технология интегрированного занятия
  • Технология проблемного обучения

Материально-техническое обеспечение:

Компьютер, экран, занимательные персонажи (куклы: Петр I, Незнайка), посылка, салюты, бубен, валдайские колокольчики, мяч, звездное покрывало, игры-самоделки (Ростральные колонны, игра-моталка “Три улицы”), картинки, раскраски и слайды с видами Петербурга, Чудесный мешочек с предметами-символами поисковой деятельности (заяц, план крепости на заячьем острове, парусник, лампочка, ростра, лев, мяч, подкова, змея).

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, меня зовут Галина Григорьевна. Я пришла к вам в гости и вижу, что кто-то прислал посылку. Смотрите, здесь загадка:

        “Шляпа голубая, желтые штанишки,

         В городе Цветочном главный шалунишка,

         Неумеху угадай-ка, как зовут его?..” (Незнайка)

Воспитатель: Молодцы, сейчас проверим.

Достаю из посылки Незнайку.

Незнайка: “Здравствуйте, ребята! Я рад, что вы отгадали мою загадку. Я решил попутешествовать и хочу отослать своим друзьям маленькие подарки, сувениры - символы вашего города. А как город называется?”

Дети: “Санкт-Петербург”

Незнайка: “Да, но у меня все символы перепутались, поможете разобраться?”

Дети: “Да!”
Воспитатель: “Ребята, а что такое символы? Какие это места в городе?”

Дети и воспитатель: “Это самые известные памятники, красивые места в нашем городе. Мы тебе поможем.”

Достаю из посылки мешочек с предметами.

Воспитатель: “Ребята, берите по одному предмету, кому что попадется. Поставьте свой предмет на стул возле той картинки с видом города, которая подходит к вашему предмету. Возле каждой картинки должно быть два предмета.Кто поставил, садитесь на место.

Если дети затрудняются, предлагаю поставить предметы на отдельный столик.

Воспитатель: “Ребята, давайте сегодня будем изучать памятные места в Петербурге и находить символы. Потом проверим, правильно ли мы помогли Незнайке и  подобрали предметы к картинкам.”

Незнайка: “Я бы хотел узнать про крепость. Как она называется?”

Дети: “Петропавловская крепость” (слайд Петропавловской крепости)

Воспитатель: “Как вы думаете, это знаменитое место, символ города?”

Дети: “Да!”

Незнайка: “Кто придумал построить крепость и зачем?”
Дети и воспитатель: “Царь Петр I, он строил наш город. (слайд портрет Петра I) Крепость нужна для защиты от врагов.
Незнайка: “Почему она называется таким словом, “крепость”?”

Дети: “Крепость очень крепкая, поэтому у нее такое название.”

Воспитатель: “Ребята, сожмите крепко кулачки, вот, что значит крепкая.”

Незнайка: “Где построили крепость?”

Дети: “На Заячьем острове.”
Незнайка: “Разве такой остров бывает?”

Воспитатель: “Петр I проплывал на лодке, увидел остров и решил его осмотреть, а ему в сапог, кто прыгнул?”

Дети: “Заяц!”
Воспитатель: “Да, на этом острове жили зайцы, поэтому он Заячий. Незнайка, сейчас дети покажут тебе игру и ты все узнаешь.”

Достаю куклу би-ба-бо Петра I.

Петр I:
        “Я ль не Петр?
         Я ль не царь?

         Всей России государь.

         Выход к морю нужен нам.

         Мы построим крепость там.”

П/и “По болоту Петр шел”. В конце игры дети убегают на стулья.

Воспитатель: “Незнайка, как ты думаешь, сейчас в крепости есть пушки?”

Незнайка: “Нет, конечно, ведь война давно закончилась.”

Воспитатель: “Дети, а вы как думаете?”

Дети: “Есть, пушка стреляет ровно в 12 часов дня.”

Воспитатель: “Как должны стоять стрелки в 12 часов?”

Дети: “Стрелки встречаются на цифре 12.”

Воспитатель: “Смотри, Незнайка, и запоминай”

Выполняем стихотворение с движениями:

        “Стрелки встретятся в 12,

         И бабахнет - будь здоров!

         Хорошо на Петроградской - знаем время без часов!”

Воспитатель: “Чтобы узнать, что еще есть интересного в крепости, надо отгадать загадку - с закрытыми глазами догадаться, что я делаю.”
Звоню в валдайский колокольчик, дети отгадывают.

Незнайка: “Я где-то такой звон слышал, на рыбалке что ли?”

Воспитатель: “Дети, где в Петербурге можно услышать такой звон?”

Дети: “В Петропавловском соборе на колокольне” (слайд Петропавловского собора)

Воспитатель: “Давайте устроим колокольный звон, как на колокольне в соборе.”

Раздаю колокола, дети звонят, собираю колокола.

Воспитатель: “Давайте покажем, какая высокая колокольня со шпилем”

Дети встают, показывают руками.

Воспитатель: “Что на самом верху шпиля?” (слайд ангел с крестом)

Дети: “Ангел с крестом, он охраняет наш город.”

Воспитатель: “Это символ Петербурга?”
Дети: “Да!”

Незнайка: “Я понял почему колокольня такая высокая, а вы знаете?”
Дети: “С высоты звон далеко слышен.”

Незнайка: “Да, здорово придумали.”

Незнайка берет парусник: “Мне понравился этот кораблик. А где строили первые корабли в Санкт-Петербурге, кто знает?”

Дети и воспитатель: “В нашем городе есть Адмиралтейство, там строили первые корабли. Вот Адмиралтейство.” (слайд Адмиралтейства)

Незнайка: “Какое трудное название, я не запомню.”
Воспитатель: “Оно от слова “адмирал” - владыка на море. Ребята, давайте вместе скажем “адмирал”, “Адмиралтейство”.”

Незнайка: “Я бы тоже хотел быть владыкой на море и поплавать на кораблике. Только почему я его вижу в небе? Что это, летающая тарелка?”

Дети: “Этот кораблик на шпиле означает, что здесь строили корабли.”

Воспитатель: “Ребята, давайте встанем и прочтем Незнайке стихотворение с движениями чтобы ему было понятно.”

        “Маленький кораблик в городе огромном,

         В небе над Невою синем и просторном,

         Маленький кораблик высоко плывет,

         Это символ города, здесь рождался флот.”

Незнайка: “Я бы хотел сфотографироваться у Адмиралтейства, красивое здание и символ Петербурга.”

Воспитатель: “Гости из других городов так и делают. А еще они любят гулять по трем улицам, идущим от Адмиралтейства как лучи.”

Показываю рукой и называю: Невский проспект, Гороховая улица, Вознесенский проспект.

Воспитатель: “А какой секрет у этих улиц, мы узнаем, когда сыграем в игру.”

Игра “По трем улицам пойду”

Воспитатель: “Выходите 3 человека, по сигналу каждый пойдет по своей улице и будет сматывать веревку. Ты пойдешь по Невскому проспекту (скажи), ты по Гороховой улице (скажи), ты по Вознесенскому проспекту (скажи). Раз два три, по улице иди.”

Дети сматывают веревки и встречаются у кораблика Адмиралтейства.

Воспитатель: “Ты по какой улице шел? А ты? А ты? (Повторяем со всеми детьми названия этих улиц).  И куда все пришли? К кораблику Адмиралтейства. На этих улицах везде виден шпиль Адмиралтейства с корабликом, вот какой секрет мы узнали.”

Незнайка: “Это и правда удивительный город, я такого нигде не видел.”

Воспитатель: “А ты видел, чтобы на колоннах зажигали огонь?”

Незнайка: “Это невозможно, может случиться пожар!”

Воспитатель: “Ребята, как вы думаете, есть в Петербурге такие колонны?”

Дети и воспитатель: “Да, это Ростральные колонны.” (слайд Ростральных колонн)

“Они украшены рострами - носами кораблей (показываем руками нос корабля). Ростральные колонны ставили в честь морских побед в Древнем Риме, захватывали в плен вражеский корабль, отрезали у него нос и прикрепляли к колонне, это была колонна славы.”

Воспитатель: “У нас здесь тоже есть Ростральные колонны, подойдем к ним (снимаю покрывало). Где ростры?”

Дети показывают.

Воспитатель: “А что нужно, чтобы ночью корабли не сбились с пути?”

Дети: “Маяки.”
Воспитатель и дети: “В Петербурге Ростральные колонны раньше были маяками, указывали путь кораблям. Сначала в чашах зажигали смолу, потом электрические лампы. Покажите, где чаши? (дети показывают) А в наши дни, что мы видим на колоннах по праздникам? Да, горят газовые факелы, это символы?”

Дети: “Да!”

Незнайка: “Почему на этих колоннах нет факелов?”

Воспитатель: “Надо отгадать загадку: Я Бог морей и царь морской

С трезубцем в руках, с седой бородой”.

Незнайка: “Я знаю - это Дед Мороз.”

Дети и воспитатель: “Бог морей - это Нептун.” (слайд Нептуна).

Воспитатель: “Давайте покажем пальцами какой трезубец у Нептуна (выставляем вверх указательный, средний и безымянный пальцы).

Найдите на Ростральных колоннах Нептуна. Да, он изображен на рострах. А еще есть Наяда - речная дева, нимфа, она сопровождала Нептуна.”

Воспитатель: “Молодцы, загадку отгадали, Нептуна нашли, вот теперь появится факел.

(Раскрываю факел на колоннах). Все в порядке, садитесь на стулья.

Незнайка: “Я понимаю, что символы - это красивые Соборы, колонны, но при чем здесь Лев? “ (показывает Льва)

Воспитатель и дети: “Это не простой Лев, а сторожевой”.

Незнайка: “Я видел разные львы в городе, но как узнать, какой сторожевой, а вдруг он заснет?”

Воспитатель и дети: “Сторожевой Лев держит под лапой шар и никогда не спит. (слайд сторожевого Льва). Если он начнет засыпать, лапа опустится, шар укатится, Лев почувствует и проснется.

Воспитатель: “Давайте покажем Незнайке, какая крепкая лапа у Льва, когда он держит шар и как она ослабеет. когда Лев начнет засыпать и шар укатится. Лев сразу встрепенется, схватит шар и снова будет сторожить. Выходите, поиграем в игру “Сторожевой Лев”.  П/и “Сторожевой Лев”

Воспитатель:”Слушайте слова и медленно приближайтесь ко Льву.”

“Лев, Лев, встрепенись, лапой нас своей коснись,

Ты нас будешь догонять, а мы будем убегать.” Дети бегут на стулья, воспитатель-Лев пятнает детей мячом.

Воспитатель:”Как вы думаете, Сторожевой Лев - это символ Петербурга?”

Дети: “Да”.

Незнайка: “Я согласен, ведь Лев - царь зверей и охраняет город. А змея?”

Воспитатель и дети: “Змею можно увидеть на самом знаменитом  памятнике. Кто знает, как он называется? (слайд “Медный всадник”).

Воспитатель и дети: “Да, “Медный всадник”, так его назвал поэт Александр Сергеевич Пушкин. Кто здесь изображен?”

Дети: “Петр I на коне.”

Воспитатель:”Да, Петр I вздыбил коня, конь вскочил на край скалы и поднял передние ноги, он смелый?”

Дети: “Да.”

Воспитатель: “ Когда скульптор Фальконе создавал памятник, он для образца взял два самых лучших коня из царской конюшни и смотрел, как они храбро запрыгивали на край скалы. Как вы думаете звали этих коней? (ответы детей) А звали их “Бриллиант” и “Каприз.” Давайте поиграем в игру и изобразим “Медного всадника.”

“Раз, два, три - покружись, в “Медного всадника” превратись!” ( Дети изображают храброго коня и всадника).

Незнайка: “Молодцы, ребята, изобразили храбро, сразу видно, что победители! А кого топчет конь задними ногами?”

Дети: “Змею.”

Незнайка: “А что это означает?”

Дети: “Это победа над врагами.”

Воспитатель: “ Петр I - храбрый?”

Дети: “Да.”

Воспитатель: “ Он победил врагов?”

Дети: “Да.”

Воспитатель: “Как вы думаете, этот памятник Петру I - символ города?”

Дети: “Да.”

Воспитатель: “А кто знает, когда при Петре I праздновали победу, как кричали?”

Незнайка: “Ура!”

Воспитатель: “А еще? Еще кричали “Виктория”, означает “Победа” ( повторяем с детьми). И еще кричали “Виват, Россия!”(повторяем с детьми),  означает “Да здравствует, Россия!”, “Пусть живет Россия!”

Воспитатель: “А в небо что запускали?”

Незнайка: “Воздушные шарики.”

Воспитатель и дети: “В небо запускали салют и называли его “потешные огни.”

Давайте поиграем в игру с салютами. (Раздаю салюты детям).

Воспитатель: “Внимание! Правила игры: будем бегать с салютами, на один удар в бубен поднять салюты вверх и крикнуть одно слово - “Виктория!”, на два удара в бубен крикнем два слова - “Виват, Россия!”

Воспитатель: “Молодцы, хорошо сыграли, все запомнили правильно. Положите салюты на стол и садитесь.”

Незнайка: “Мне понравилось изучать город. А вам, ребята, понравилось?”

Дети: “Да.”

Воспитатель: “Ребята, какие вы запомнили символы Петербурга?” Дети отвечают.

Воспитатель: “Давайте проверим, правильно ли мы расставили предметы.” (Проверяем задание, которое было в начале занятия, называем символы).

Незнайка: “Теперь все в порядке, вы мне очень помогли, ребята, спасибо! Вы настоящие петербуржцы! Любите свой город, изучаете его, дружно играете, помогаете друг другу. Я вам дарю раскраски, пусть ваши родители догадаются, какие это символы Петербурга.”

Воспитатель: ”Ребята, мне было очень интересно с вами, вы старались узнавать и запоминать что-то новое о Петербурге и еще больше полюбили свой город, спасибо вам за это, вы молодцы! До свидания!”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой Санкт-Петербурга.

В статье представлен мой опыт по приобщению родителей к ознакомлением детей с культурой Санкт-Петербурга....

Методика по формированию у детей дошкольного возраста любви к родному краю, его истории и культуре.

Небольшой музей в детском саду может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры, оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина....

Знакомство детей дошкольного возраста с архитектурой и скульптурой Санкт-Петербурга через приёмы мнемотехники

в статье предлагаются приемы для облегчения знакомства детей с архитектурой и скульптурой, через приемы мнемотехники....

Методическая разработка «Формирование у детей дошкольного возраста доброту и уважение к животным!»

Методическая разработка «Формирование  у детей дошкольного возраста доброты и уважения к животным!»...

статья: "Воспитание у детей дошкольного возраста любви к малой Родине".

В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, н...