Статья “Формирование у детей дошкольного возраста любви и уважения к Санкт-Петербургу”
статья по развитию речи (подготовительная группа)
В статье представлен материал о том, как знакомить детей дошкольного возраста с историей Санкт-Петербурга, его основными символами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
simvoly_peterburga.docx | 17.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
Формирование у детей дошкольного возраста любви и уважения к родному городу.
Образовательные задачи:
Закреплять образовательные знания детей о Санкт-Петербурге, о его символах, желание проявлять интерес к истории города.
Развивающие задачи:
Развивать у детей произвольное внимание, память, мышление, воображение, умение устанавливать причинно-следственные связи (находить элементы достопримечательностей и соединять их в символы). Развивать общую и мелкую моторики. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих символы Санкт-Петербурга.
Воспитательные задачи:
Воспитывать чувство патриотизма путем изучения истории города, его символов. Воспитывать черты истинного петербуржца, культуру поведения, дружелюбное и уважительное отношение друг к другу.
Используемые образовательные технологии:
- Технология развивающего обучения
- Игровая технология
- Здоровьесберегающая технология
- Информационно-коммуникативная технология (презентация)
- Технология интегрированного занятия
- Технология проблемного обучения
Материально-техническое обеспечение:
Компьютер, экран, занимательные персонажи (куклы: Петр I, Незнайка), посылка, салюты, бубен, валдайские колокольчики, мяч, звездное покрывало, игры-самоделки (Ростральные колонны, игра-моталка “Три улицы”), картинки, раскраски и слайды с видами Петербурга, Чудесный мешочек с предметами-символами поисковой деятельности (заяц, план крепости на заячьем острове, парусник, лампочка, ростра, лев, мяч, подкова, змея).
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, меня зовут Галина Григорьевна. Я пришла к вам в гости и вижу, что кто-то прислал посылку. Смотрите, здесь загадка:
“Шляпа голубая, желтые штанишки,
В городе Цветочном главный шалунишка,
Неумеху угадай-ка, как зовут его?..” (Незнайка)
Воспитатель: Молодцы, сейчас проверим.
Достаю из посылки Незнайку.
Незнайка: “Здравствуйте, ребята! Я рад, что вы отгадали мою загадку. Я решил попутешествовать и хочу отослать своим друзьям маленькие подарки, сувениры - символы вашего города. А как город называется?”
Дети: “Санкт-Петербург”
Незнайка: “Да, но у меня все символы перепутались, поможете разобраться?”
Дети: “Да!”
Воспитатель: “Ребята, а что такое символы? Какие это места в городе?”
Дети и воспитатель: “Это самые известные памятники, красивые места в нашем городе. Мы тебе поможем.”
Достаю из посылки мешочек с предметами.
Воспитатель: “Ребята, берите по одному предмету, кому что попадется. Поставьте свой предмет на стул возле той картинки с видом города, которая подходит к вашему предмету. Возле каждой картинки должно быть два предмета.Кто поставил, садитесь на место.
Если дети затрудняются, предлагаю поставить предметы на отдельный столик.
Воспитатель: “Ребята, давайте сегодня будем изучать памятные места в Петербурге и находить символы. Потом проверим, правильно ли мы помогли Незнайке и подобрали предметы к картинкам.”
Незнайка: “Я бы хотел узнать про крепость. Как она называется?”
Дети: “Петропавловская крепость” (слайд Петропавловской крепости)
Воспитатель: “Как вы думаете, это знаменитое место, символ города?”
Дети: “Да!”
Незнайка: “Кто придумал построить крепость и зачем?”
Дети и воспитатель: “Царь Петр I, он строил наш город. (слайд портрет Петра I) Крепость нужна для защиты от врагов.
Незнайка: “Почему она называется таким словом, “крепость”?”
Дети: “Крепость очень крепкая, поэтому у нее такое название.”
Воспитатель: “Ребята, сожмите крепко кулачки, вот, что значит крепкая.”
Незнайка: “Где построили крепость?”
Дети: “На Заячьем острове.”
Незнайка: “Разве такой остров бывает?”
Воспитатель: “Петр I проплывал на лодке, увидел остров и решил его осмотреть, а ему в сапог, кто прыгнул?”
Дети: “Заяц!”
Воспитатель: “Да, на этом острове жили зайцы, поэтому он Заячий. Незнайка, сейчас дети покажут тебе игру и ты все узнаешь.”
Достаю куклу би-ба-бо Петра I.
Петр I:
“Я ль не Петр?
Я ль не царь?
Всей России государь.
Выход к морю нужен нам.
Мы построим крепость там.”
П/и “По болоту Петр шел”. В конце игры дети убегают на стулья.
Воспитатель: “Незнайка, как ты думаешь, сейчас в крепости есть пушки?”
Незнайка: “Нет, конечно, ведь война давно закончилась.”
Воспитатель: “Дети, а вы как думаете?”
Дети: “Есть, пушка стреляет ровно в 12 часов дня.”
Воспитатель: “Как должны стоять стрелки в 12 часов?”
Дети: “Стрелки встречаются на цифре 12.”
Воспитатель: “Смотри, Незнайка, и запоминай”
Выполняем стихотворение с движениями:
“Стрелки встретятся в 12,
И бабахнет - будь здоров!
Хорошо на Петроградской - знаем время без часов!”
Воспитатель: “Чтобы узнать, что еще есть интересного в крепости, надо отгадать загадку - с закрытыми глазами догадаться, что я делаю.”
Звоню в валдайский колокольчик, дети отгадывают.
Незнайка: “Я где-то такой звон слышал, на рыбалке что ли?”
Воспитатель: “Дети, где в Петербурге можно услышать такой звон?”
Дети: “В Петропавловском соборе на колокольне” (слайд Петропавловского собора)
Воспитатель: “Давайте устроим колокольный звон, как на колокольне в соборе.”
Раздаю колокола, дети звонят, собираю колокола.
Воспитатель: “Давайте покажем, какая высокая колокольня со шпилем”
Дети встают, показывают руками.
Воспитатель: “Что на самом верху шпиля?” (слайд ангел с крестом)
Дети: “Ангел с крестом, он охраняет наш город.”
Воспитатель: “Это символ Петербурга?”
Дети: “Да!”
Незнайка: “Я понял почему колокольня такая высокая, а вы знаете?”
Дети: “С высоты звон далеко слышен.”
Незнайка: “Да, здорово придумали.”
Незнайка берет парусник: “Мне понравился этот кораблик. А где строили первые корабли в Санкт-Петербурге, кто знает?”
Дети и воспитатель: “В нашем городе есть Адмиралтейство, там строили первые корабли. Вот Адмиралтейство.” (слайд Адмиралтейства)
Незнайка: “Какое трудное название, я не запомню.”
Воспитатель: “Оно от слова “адмирал” - владыка на море. Ребята, давайте вместе скажем “адмирал”, “Адмиралтейство”.”
Незнайка: “Я бы тоже хотел быть владыкой на море и поплавать на кораблике. Только почему я его вижу в небе? Что это, летающая тарелка?”
Дети: “Этот кораблик на шпиле означает, что здесь строили корабли.”
Воспитатель: “Ребята, давайте встанем и прочтем Незнайке стихотворение с движениями чтобы ему было понятно.”
“Маленький кораблик в городе огромном,
В небе над Невою синем и просторном,
Маленький кораблик высоко плывет,
Это символ города, здесь рождался флот.”
Незнайка: “Я бы хотел сфотографироваться у Адмиралтейства, красивое здание и символ Петербурга.”
Воспитатель: “Гости из других городов так и делают. А еще они любят гулять по трем улицам, идущим от Адмиралтейства как лучи.”
Показываю рукой и называю: Невский проспект, Гороховая улица, Вознесенский проспект.
Воспитатель: “А какой секрет у этих улиц, мы узнаем, когда сыграем в игру.”
Игра “По трем улицам пойду”
Воспитатель: “Выходите 3 человека, по сигналу каждый пойдет по своей улице и будет сматывать веревку. Ты пойдешь по Невскому проспекту (скажи), ты по Гороховой улице (скажи), ты по Вознесенскому проспекту (скажи). Раз два три, по улице иди.”
Дети сматывают веревки и встречаются у кораблика Адмиралтейства.
Воспитатель: “Ты по какой улице шел? А ты? А ты? (Повторяем со всеми детьми названия этих улиц). И куда все пришли? К кораблику Адмиралтейства. На этих улицах везде виден шпиль Адмиралтейства с корабликом, вот какой секрет мы узнали.”
Незнайка: “Это и правда удивительный город, я такого нигде не видел.”
Воспитатель: “А ты видел, чтобы на колоннах зажигали огонь?”
Незнайка: “Это невозможно, может случиться пожар!”
Воспитатель: “Ребята, как вы думаете, есть в Петербурге такие колонны?”
Дети и воспитатель: “Да, это Ростральные колонны.” (слайд Ростральных колонн)
“Они украшены рострами - носами кораблей (показываем руками нос корабля). Ростральные колонны ставили в честь морских побед в Древнем Риме, захватывали в плен вражеский корабль, отрезали у него нос и прикрепляли к колонне, это была колонна славы.”
Воспитатель: “У нас здесь тоже есть Ростральные колонны, подойдем к ним (снимаю покрывало). Где ростры?”
Дети показывают.
Воспитатель: “А что нужно, чтобы ночью корабли не сбились с пути?”
Дети: “Маяки.”
Воспитатель и дети: “В Петербурге Ростральные колонны раньше были маяками, указывали путь кораблям. Сначала в чашах зажигали смолу, потом электрические лампы. Покажите, где чаши? (дети показывают) А в наши дни, что мы видим на колоннах по праздникам? Да, горят газовые факелы, это символы?”
Дети: “Да!”
Незнайка: “Почему на этих колоннах нет факелов?”
Воспитатель: “Надо отгадать загадку: Я Бог морей и царь морской
С трезубцем в руках, с седой бородой”.
Незнайка: “Я знаю - это Дед Мороз.”
Дети и воспитатель: “Бог морей - это Нептун.” (слайд Нептуна).
Воспитатель: “Давайте покажем пальцами какой трезубец у Нептуна (выставляем вверх указательный, средний и безымянный пальцы).
Найдите на Ростральных колоннах Нептуна. Да, он изображен на рострах. А еще есть Наяда - речная дева, нимфа, она сопровождала Нептуна.”
Воспитатель: “Молодцы, загадку отгадали, Нептуна нашли, вот теперь появится факел.
(Раскрываю факел на колоннах). Все в порядке, садитесь на стулья.
Незнайка: “Я понимаю, что символы - это красивые Соборы, колонны, но при чем здесь Лев? “ (показывает Льва)
Воспитатель и дети: “Это не простой Лев, а сторожевой”.
Незнайка: “Я видел разные львы в городе, но как узнать, какой сторожевой, а вдруг он заснет?”
Воспитатель и дети: “Сторожевой Лев держит под лапой шар и никогда не спит. (слайд сторожевого Льва). Если он начнет засыпать, лапа опустится, шар укатится, Лев почувствует и проснется.
Воспитатель: “Давайте покажем Незнайке, какая крепкая лапа у Льва, когда он держит шар и как она ослабеет. когда Лев начнет засыпать и шар укатится. Лев сразу встрепенется, схватит шар и снова будет сторожить. Выходите, поиграем в игру “Сторожевой Лев”. П/и “Сторожевой Лев”
Воспитатель:”Слушайте слова и медленно приближайтесь ко Льву.”
“Лев, Лев, встрепенись, лапой нас своей коснись,
Ты нас будешь догонять, а мы будем убегать.” Дети бегут на стулья, воспитатель-Лев пятнает детей мячом.
Воспитатель:”Как вы думаете, Сторожевой Лев - это символ Петербурга?”
Дети: “Да”.
Незнайка: “Я согласен, ведь Лев - царь зверей и охраняет город. А змея?”
Воспитатель и дети: “Змею можно увидеть на самом знаменитом памятнике. Кто знает, как он называется? (слайд “Медный всадник”).
Воспитатель и дети: “Да, “Медный всадник”, так его назвал поэт Александр Сергеевич Пушкин. Кто здесь изображен?”
Дети: “Петр I на коне.”
Воспитатель:”Да, Петр I вздыбил коня, конь вскочил на край скалы и поднял передние ноги, он смелый?”
Дети: “Да.”
Воспитатель: “ Когда скульптор Фальконе создавал памятник, он для образца взял два самых лучших коня из царской конюшни и смотрел, как они храбро запрыгивали на край скалы. Как вы думаете звали этих коней? (ответы детей) А звали их “Бриллиант” и “Каприз.” Давайте поиграем в игру и изобразим “Медного всадника.”
“Раз, два, три - покружись, в “Медного всадника” превратись!” ( Дети изображают храброго коня и всадника).
Незнайка: “Молодцы, ребята, изобразили храбро, сразу видно, что победители! А кого топчет конь задними ногами?”
Дети: “Змею.”
Незнайка: “А что это означает?”
Дети: “Это победа над врагами.”
Воспитатель: “ Петр I - храбрый?”
Дети: “Да.”
Воспитатель: “ Он победил врагов?”
Дети: “Да.”
Воспитатель: “Как вы думаете, этот памятник Петру I - символ города?”
Дети: “Да.”
Воспитатель: “А кто знает, когда при Петре I праздновали победу, как кричали?”
Незнайка: “Ура!”
Воспитатель: “А еще? Еще кричали “Виктория”, означает “Победа” ( повторяем с детьми). И еще кричали “Виват, Россия!”(повторяем с детьми), означает “Да здравствует, Россия!”, “Пусть живет Россия!”
Воспитатель: “А в небо что запускали?”
Незнайка: “Воздушные шарики.”
Воспитатель и дети: “В небо запускали салют и называли его “потешные огни.”
Давайте поиграем в игру с салютами. (Раздаю салюты детям).
Воспитатель: “Внимание! Правила игры: будем бегать с салютами, на один удар в бубен поднять салюты вверх и крикнуть одно слово - “Виктория!”, на два удара в бубен крикнем два слова - “Виват, Россия!”
Воспитатель: “Молодцы, хорошо сыграли, все запомнили правильно. Положите салюты на стол и садитесь.”
Незнайка: “Мне понравилось изучать город. А вам, ребята, понравилось?”
Дети: “Да.”
Воспитатель: “Ребята, какие вы запомнили символы Петербурга?” Дети отвечают.
Воспитатель: “Давайте проверим, правильно ли мы расставили предметы.” (Проверяем задание, которое было в начале занятия, называем символы).
Незнайка: “Теперь все в порядке, вы мне очень помогли, ребята, спасибо! Вы настоящие петербуржцы! Любите свой город, изучаете его, дружно играете, помогаете друг другу. Я вам дарю раскраски, пусть ваши родители догадаются, какие это символы Петербурга.”
Воспитатель: ”Ребята, мне было очень интересно с вами, вы старались узнавать и запоминать что-то новое о Петербурге и еще больше полюбили свой город, спасибо вам за это, вы молодцы! До свидания!”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой Санкт-Петербурга.
В статье представлен мой опыт по приобщению родителей к ознакомлением детей с культурой Санкт-Петербурга....
Методика по формированию у детей дошкольного возраста любви к родному краю, его истории и культуре.
Небольшой музей в детском саду может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры, оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина....
Знакомство детей дошкольного возраста с архитектурой и скульптурой Санкт-Петербурга через приёмы мнемотехники
в статье предлагаются приемы для облегчения знакомства детей с архитектурой и скульптурой, через приемы мнемотехники....
«Знакомство детей дошкольного возраста с архитектурой и скульптурой Санкт-Петербурга через приёмы мнемотехники»
Использование инновационных технологий при знакомстве с родным городом...
Методическая разработка «Формирование у детей дошкольного возраста доброту и уважение к животным!»
Методическая разработка «Формирование у детей дошкольного возраста доброты и уважения к животным!»...
статья: "Воспитание у детей дошкольного возраста любви к малой Родине".
В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, н...