Социально-педагогические проекты в дошкольном учреждении
методическая разработка по теме
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
Проект – разработанная идея для претворения в жизнь.
Социально-педагогический проект – проект, участниками которого являются не только педагоги, но и другие социальные группы и структуры: дети, родители, школа, Управление образования, Управа, СМИ.
Социально-педагогический проект – это открытое образовательное пространство, организованное таким образом, чтобы в процессе активного участия в преобразовании окружающего мира социального успеха добивались участники, проявившие определенные личностные качества.
Социально-педагогические проекты, как правило, характеризуются протяженностью во времени. Они рассчитаны на работу с детьми и родителями во время всего учебного года. Не говоря уже о сотрудничестве со специальными отделами Управ, со СМИ и др. Социально-педагогический проект, начавшись в одном учебном году, может продолжаться из года в год, переродившись в организацию музея или в собственное, авторское направление в работе (так произошло с нашим проектом «Мы – потомки победителей»).
Мою статью о социально-педагогических проектах дошкольного учреждения можно прочесть в журнале «Обруч» №42007г.
Больших результатов в установлении партнерских отношений между педагогами и родителями, родителями и детьми, и, наконец, между дошкольным учреждением и другими социальными структурами района добился детский сад под моим руководством, осуществляя совместную работу с семьями воспитанников над социально-педагогическими проектами.
Практически каждый учебный год, начиная с 2005-2006, детские сады под моим руководством: №1405 (Зеленоград), а затем и детский сад №1734(ЮВАО), осуществляли работу над авторскими социально-педагогическими проектами.
2005-2006 уч.г. - «Мой детсадовский дворик»
2006-2007 уч.г. - «Красивая площадка для дошколят»
2007-2008 уч.г. - «Город моей мечты»
2009-2010 уч.г. - «Мы – наследники победителей»
2010-2011 уч.г. - «Мечтаем о космосе»
2011-2012 уч.г. - «Сказка на всю жизнь» (посвящен творчеству
Астрид Линдрен)
2012-2013 уч.г. - «Я-горожанин»
Вот примеры некоторых проектов, осуществляемых в ДОУ.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«МОЙ ДЕТСАДОВСКИЙ ДВОРИК»
В начале 2005-2006 уч.года педагогический коллектив детского сада поставил перед собой задачу: в рамках экспериментальной работы по сотрудничеству с родителями привлечь к благоустройству территории учреждения семьи воспитанников. Разработали Положение конкурса «Мой детсадовский дворик», в котором были перечислены следующие методические рекомендации родителям, изъявившим участвовать в проекте.
Методические рекомендации к участию в проекте
Главное условие участия в проекте – наличие желания, прежде всего, у ребенка внести свою лепту в благоустройство территории детского сада.
- Ребенок вместе с взрослым совершает экскурсию по территории детского сада.
- На плане территории выбирается место, которое ребенок хотел бы изменить, обводится кружочком. Далее ребенок предлагает свои варианты оформления данного участка. Допускаются любые фантазии, взрослому не следует критиковать ребенка. Инициатива принадлежит ребенку, взрослый при необходимости лишь помогает, предлагая свою точку зрения, не навязывая ее.
- Если ребенок и взрослый затрудняются в наглядном воплощении своей идеи, то на помощь могут прийти различные журналы, просмотр телепередач, посвященных ландшафтному дизайну, поездки с ребенком в парки и т.д.
- Желательно, чтобы семья имела возможность осуществления идеи своими силами. Одним из критериев оценки предложенного проекта является реальность выполнения.
Желаем удачи и вдохновения!
В проекте приняли участие 33 семьи. Представленные работы были оценены в различных номинациях: рисунки, коллажи, макеты, компьютерные технологии. Оценивали работы сами дети и их родители, а также компетентное жюри, состоящее из специалистов дошкольного образования.
На заключительном этапе – во время проведения финала конкурса, который проводился в помещении Управы Панфиловского района г.Зеленограда, была организована «презентация» - дети и их родители представляли свои работы. Лучшие работы были награждены грамотами и призами. Вручали призы Глава Управы и начальник окружного управления образования.
В 2007г., во время «Дней Московского образования», социально-педагогический проект «Мой детсадовский дворик» был представлен на ВВЦ и коллектив детского сада был награжден Грамотой Департамента образования города Москвы и Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«КРАСИВАЯ ПЛОЩАДКА ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»
В 2006-2007уч.году коллектив детского сада осуществил работу над проектом «Красивая площадка для дошколят».
Одна из основных задач проекта обозначалась так: «Укрепление связей детского сада № 1405 со школой № 718 в целях укрепления преемственности образовательных учреждений».
На этот раз создателями конкурсных работ стали школьники – бывшие выпускники нашего детского сада. В преддверии предстоящих работ по благоустройству территории детского сада, педагоги дошкольного учреждения предложили школьникам создать эскизы для росписи прогулочных веранд.
Участие в конкурсе приняли 56 учеников, начиная с 5-ого и заканчивая 11-ым классом.
Во время проведения финала конкурса дошкольники сами выбирали лучшие эскизы и голосовали за них. Все участники проекта были награждены грамотами, дипломами и ценными подарками от Управы района.
(Подробно о проекте «Красивая площадка для дошколят» можно прочитать в моей статье «Социально-педагогический проект: новые возможности». «Обруч» №4, 2007).
«Любовь к Родине начинается с семьи»
Ф.Бэкон
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«МЫ – ПОТОМКИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ»
Организатор проекта:
ГОУ детский сад № 1734
Участники проекта: дети-дошкольники, родители и члены семей воспитанников, педагоги и администрация детского сада, дошкольный отдел ЮВОУО.
Цели и задачи проекта:
- Формирование у детей чувства гордости за свою Родину, за свою семью, зарождение чувства своей сопричастности к истории России.
- Укрепление детско-родительских отношений.
- Укрепление связей между педагогами дошкольного учреждения и семьями воспитанников.
- Укрепление социального партнерства между дошкольным учреждением и окружным Управление образования.
Сроки реализации проекта: 2009-2010 уч.год
2010-2011уч.год (продолжение)
2011-2012уч.год (продолжение)
2012-2013 уч.год (продолжение)
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Необходимость качественного изменения в подходах к патриотическому и гражданственному воспитанию подрастающего поколения.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1.Осведомленность детей-воспитанников детского сада о своих родственниках - участников ВОВ и возникновение желания узнавать как можно больше о членах своей семьи, о генеалогическом древе семьи.
2. Зарождение у детей чувства гордости за свою семью, за свою Родину.
3.Формирование у родителей ответственного отношения к интересам детей;
понимания важности положительных примеров на формирование личности ребенка.
4. Установление партнерских отношений между всеми участниками проекта: родителями воспитанников, педагогами детского сада, окружным Управлением образования.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1-ый этап – подготовительный (сентябрь - декабрь 2009г.)
Работа педагогического коллектива:
- Создание творческой группы, ответственной за работу над проектом; разработка плана работы.
Работа с родителями воспитанников:
- Заседание «Клуба современных родителей» на тему: «О чем рассказывает военная фотография?».
- Консультация для родителей: «Как организовать беседы с ребенком о войне, о родственниках – участников Великой Отечественной войны».
- Консультирование родителей участвующим в проекте, по выполнению «домашнего задания».
Непосредственное участие родителей в работе над проектом («домашнее задание»):
- Родители (или другие члены семьи) находят фотографии (военного времени) родственника - участника ВОВ.
- Родители (или другие члены семьи) рассказывают о родственнике ребенку-дошкольнику, либо просят ныне здравствующего родственника рассказать о событиях ВОВ ребенку.
- Фотографию родственника «отцифровывают» и печатают необходимого размера. Такого же размера печатают фотографию ребенка – воспитанника детского сада. Если участник ВОВ жив, то делают совместную фотографию его и ребенка. Приносят в детский сад фотографии и сообщение о родственнике (дата рождения, где воевал или работал, какие награды имеет и т.д.)
- Родители составляют и готовят для совместного выступления со своим ребенком небольшой рассказ-сообщение о родственнике – участнике ВОВ (презентация).
2-ой этап (январь-февраль 2010г.)
Совместная работа творческой группы педагогов детского сада, родителей воспитанников и воспитанников детского сада:
- Оформление в одном стиле фотографий и сообщений, подготовленных родителями.
- Оформление фотогалереи на одной из центральных стен детского сада.
- Приглашение на утренник, посвященный Дню Российской армии (23 февраля) ныне здравствующих участников ВОВ – родственников воспитанников детского сада.
- Подготовка и организация совместного праздничного выступления родителей и ребенка (членов семьи участника ВОВ) на утреннике.
3-ий этап – заключительный (март-май 2010г.)
Совместная работа дошкольного отдела ЮВОУО и администрации ГОУ.
Составление совместного плана работы дошкольного отдела ЮВОУО и ГОУ детского сада №1734 на 2010 год; включение в него:
- Организация выставки-фотогалереи «Мы-потомки победителей» в здании детского сада №1734, затем - перенос выставки в помещение дошкольного отдела ЮВАО для родителей и педагогов округа.
- Организация и проведение праздничного концерта, посвященного Дню Победы силами педагогов и воспитанников детского сада с приглашением ветеранов ВОВ – родственников воспитанника детского сада.
- Поздравление и вручение памятных подарков ветеранам ВОВ администрацией детского сада и специалистами дошкольного отдела ЮВОУО.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«МЫ – ПОТОМКИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ»
Во время утренника, посвященного Дню защитника Отечества, 23 февраля, ребята уже сами рассказывали своим друзьям о своих родственниках. А во время празднования Дня Победы в мае, на детский праздник были приглашены ветераны - родственники детей, ныне живущие в наши дни. (Подробнее о работе над проектом можно прочесть в журнале «Обруч» №3, 2010г. в моей статье «Мы – потомки победителей»). За осуществление социально-педагогического проекта «Мы - наследники победителей» педагогический коллектив детского сада №1734 (и я, как автор проекта) был награждена памятной медалью, утвержденной префектурой Юго-Восточного административного округа «За вклад в подготовку празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне».
Наше будущее – это прежде всего наши дети. Какими они вырастают, во многом определяется участием каждого гражданина России в их воспитании. Не случайно в нашей стране долгие (лучшие!) годы образование называлось «народным». Отход от этого принципа привел нашу страну к упадку и разладу между поколениями. Сегодня мы с вами можем стать проводниками возрождения российскому образованию почетного титула «народного». А возможно это сделать с помощью социально-педагогических проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
socialno-pedagogicheskie_proekty._chast_1.doc | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально - педагогический, творческий проект "Моя СемьЯ"
На современном этапе проблема взаимодействия ДОУ и семьи актуальна. Наиболее важным и основным аспектом является, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс....
Социально –педагогическая функция руководителя управления дошкольным образовательным учреждением.
В данной работе затронуты трудности управления доу.Рассмотрены основные направления социально – психологических основ организации образовательного процесса в ДОУ;раскрыта сущность коммуникативной комп...
Программы социально-педагогического направления для детей дошкольного возраста
Программы социально-педагогического направления для детей дошкольного возраста...
Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л
Проведение занятий по модулю «Где не жить - Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...
Рабочая программа по модулю «Дорога к храму» дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебе
Данный модуль направлен на духовно-нравственное воспитание, формирование и углубление понятия о православной вере и культуре, определение роли православия в нашей стране и родном городе, способст...
Социально – педагогически – экологический проект. «Привет из Простоквашино»
Детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру&rdquo...
Социально-педагогические проекты в дошкольном учреждении
Данный материал поможет педагогам с понятием "проект", "социально-педагогический проект", основные этапы проектной деятельности и примерные темы социально-педагогических проектов....