Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Образовательная область "Безопасность"
методическая разработка по обж по теме
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
Образовательная область «Безопасность». Раздел «Ребенок дома»
Здравствуйте, Уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию теоретический и практический материал по освоению ребенком опыта безопасного поведения в окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semenar-praktikum_rebenok_doma.odt | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Семенар- практикум
Образовательная область «Безопасность»
Раздел «Ребенок дома»
Здравствуйте, Уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию теоретический и практический материал по освоению ребенком опыта безопасного поведения в окружающем мире. Образовательная область «Безопасность» очень обширна, включает в себя опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми. Я остановлюсь на разделе «Ребенок дома».
Уже начиная с дошкольного возраста детей необходимо в самой простой и игровой форме обучать основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Учитывая эффективность игры, как метода обучения, необходимо учебные занятия проводить в игровой форме, инсценируя сказки.
Воспитатель создает условия для активной игровой деятельности детей. Совместная деятельность взрослого с ребенком организуется в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Хозяюшка», связанных с безопасным поведением в быту; в дидактических играх «Опасные ситуации», «Будь осторожен», «Правильно — не правильно»; в играх-этюдах.
Воспитатель проводит индивидуальные и подгрупповые беседы с детьми с опорой на их личный опыт, использует рассказывание, загадки о правилах безопасного поведения, организует чтение детской литературы, вовлекает детей в совместный поиск ответов на проблемные и интересующие воспитанников вопросы.
Постепенно вводит в совместную деятельность с детьми простейшие ситуационные задачи: «Сгруппируй опасные и безопасные предметы или объекты (в доме, в группе детского сада)», «Вспомни и расскажи, выложи с помощью моделей, как правильно себя вести, если возникла опасная ситуация», «Как ты думаешь, что будет дальше, если мальчик (девочка) поступят так...», «Приведи пример того, что опасно, а что безопасно», «Предложи способ, позволяющий предупредить опасность», «Найди ошибку (в сказке, сюжетной картинке, этом рисунке и т. д.)», «Покажи или расскажи, что будет с куклой (твоим любимым игровым персонажем), если она не будет соблюдать правила безопасного поведения дома», «Придумай игру (загадку)», «Как узнать, правильно мы сделали или нет?».
Необходимо довести до сознания детей, что в доме есть предметы, которыми им категорически запрещается пользоваться: спички, газовая плита, электрические розетки и приборы, лекарства, сигареты, режуще – колющие инструменты, бытовую химию. Прямые запреты обязательно должны дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, "Кошкин дом" С. Маршака, играми-драматизациями).
Чтобы научить детей пользоваться такими предметами повышенной опасности, как ножницы, нож, необходимо проводить специальное обучение на занятиях по аппликации (вырезание), лепки (разрезать стекой брусок пластилина), индивидуальную работу с детьми, работу с родителями, чтобы дома закрепляли полученные навыки.
На примере произведения К.Чуковского «Телефон», можно провести беседу с детьми о важности телефонной связи. Необходимо учить детей пользоваться телефоном в экстренных ситуациях (возник пожар, прорвало водопроводную трубу, стало плохо маме или бабушке), рассказывать о службах спасения «01», «02», «03». Следует давать практические навыки набора телефона службы спасения, например, на макетах телефона; уточнить, какую именно информацию необходимо сообщить диспетчеру службы спасения (Ф.И., адрес). В то же время объяснять, что звонки по телефону не должны быть шуткой.
Особую опасность в помещении представляют открытые окна и балконы. Необходимо объяснять детям, что они не должны ни в коем случае выходить на балкон без взрослого или подходить к открытому окну, т. к. можно упасть.
В практической части семенара хочу представить вам некоторые дидактические игры, которые помогут ребенку закрепить умения и навыки безопасного поведения дома.
Я и опасные предметы
«Найди опасные предметы» (младший дошкольный возраст)
Цели: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с ним.
Оборудование: коробочка, в которую помещены нож, ножницы, иголка, скрепка, гвоздь, кнопка, таблетки, изображения утюга, стирального порошка, открытого балкона и т.п..
В квартире остаются Андрюша и Наташа. Их родители ушли на работу. Давайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности:
- все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место;
- нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной пожара;
- ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд;
- нельзя трогать стиральные порошки, средство для мытья посуды, соду, хлорку;
- нельзя выходить на балкон без взрослых.
«Отгадай загадку по картинке» (младший дошкольный возраст)
Цели: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.
Оборудование: картинки с изображением опасных предметов.
Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем эти предметы опасны? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.
Загадки
1.На столе, в колпаке
Да в стеклянном пузырьке
Поселился дружок
Развесёлый огонёк. (Настольная лампа)
2.Из горячего колодца
Через нос водица льётся. (Чайник)
3. Гладит всё, чего касается,
А дотронешься – кусается. ( Утюг)
- 4. Режет хлеб,
Намажет масло.
Но помни:
Есть с него опасно!(Нож)
- 5.Два конца, два кольца,
Посередине – гвоздик. (Ножницы)
6. Всех на свете обшивает,
Что сошьёт – не надевает.(Иголка)
«Опасно – не опасно»
Цели: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; уметь предвидеть результат возможного развитии ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций; сигнальные светофорчики (красный и зеленый цвет). Содержание картинок: ребёнок лазает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т. д.
Детей просят определить степень угрозы для жизни и здоровья в предлагаемой ситуации с помощью сигналов светофора, правильно разложить дидактические картинки.
Пожарный номер “01”. (младший дошкольный возраст)
Цель: учить в угрожающих жизни и здоровью ситуациях звать на помощь; закрепить знание телефонов служб спасения.
Оборудование: макет телефона, номера телефонов служб спасения.
В.: Ребята, нужно срочно вызвать по телефону пожарных. Для этого быстро добегайте до телефона, поднимайте трубку, громко говорите номер «01» и возвращаетесь обратно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"
Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской а...
Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"
Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...
Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»
Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...
Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»
Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...
Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...
Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"
Семинар-практикум для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...
Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».
Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....