Решение проблемных ситуаций для развития интеллекта у дошкольников.
статья на тему

Горшенина Вера Викторовна

Решение проблемных ситуаций для развития интеллекта у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Решение проблемных ситуаций для развития интеллекта у дошкольников.

     Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение- их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Основные направления работы на данном этапе - проблемные ситуации с последующим анализом, который должен произвести ребенок; комплекс занятий; комплекс сюжетно- дидактических игр, а также методы педагогического стимулирования.

Любую проблемную ситуацию можно рассматривать как творческую задачу, в основе которой кроется неразрешимое противоречие.. Проблемные ситуации может создавать воспитатель специально в различных видах деятельности - игровой, трудовой и учебной.

Проблемная ситуация - состояние интеллектуального затруднения, при котором человек испытывает потребность выйти из возникшего затруднения, разрешить его, ставящая человека в условия, требующие от него необходимости делать выбор, принимать решения: “начало мышления — в проблемной ситуации” (С.Л.Рубинштейн). Поэтому проблемная ситуация является одним из главных средств активизации учебной деятельности воспитанников.

Цель проблемного обучения: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания), она включает еще  формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, познавательной самостоятельности детей, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления , развитие его индивидуальных способностей, формированию на этой основе мировоззрения,в основе его лежит личностно-деятельностный принцип организации процесса обучения, приоритет поисковой учебно-познавательной деятельности детей.  То есть в проблемно-развивающем обучении акцент делается на общем развитии ребёнка, а не на трансляции готовых выводов науки детям.

В этом и заключается главное отличие  проблемного обучения от традиционного объяснительно-иллюстративного.

В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Проблемная ситуация возникает наиболее часто, когда имеется несколько вариантов решения при ограниченной информации, исходных данных.

Особой интерес представляет использование в работе с детьми игровых проблемных ситуаций. Противоречие основное звено проблемной ситуации. 
Наличие в ситуации противоречивых данных побуждает ребенка направить процесс мышления на решение этой проблемы

Способы создания проблемных ситуаций:

  1. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей с научными фактами, объяснить которые они не могут.
  2. Проблемные ситуации возникают при преднамеренном побуждении детей к решению новых задач старыми способами.
  3. Проблемную ситуацию педагог может создавать побуждая детей выдвигать гипотезы, 
    делать предварител
    ьные выводы и обобщения. Противоречие в данном случае 
    возникает в результате столкновения в различных мнений
    выдвинутого 
    предположения 
    и результатов его опытной проверки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение проблемных ситуаций для развития интеллекта у дошкольников.

Решение проблемных ситуаций для развития интеллекта у дошкольников....

Презентация "Решение проблемной ситуации с дошкольниками старшего и среднего возраста на примере русской народной сказки «Колобок» "

Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию русской народной сказки "Колобок", эта презентация может быть использованна на занятиях по ознакомлению с окружающим, в частности   на...

Занятие по речевому развитию в подготовительной группе "Анализ сказки "Волк и лиса". Решение проблемных ситуаций"

 Занятие проведено с использованием методик технологии ТРИЗ: анализ литературных произведений, решение проблемных ситуаций....

НОД "Ссора" с использованием разных видов деятельности: обсуждение проблемной ситуации, поиск путей решения проблемной ситуации, просмотр видеороликов,весёлый танец, элементы психологического тренинга (приветствие, рисование эмоции и др.)

Непосредственная образовательная деятельность. Тема: Ссора Цель: Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне. Задачи:Расширение и ...

Круглый стол "Использование решения проблемных ситуаций в развитии математических представлений старших дошкольников"

Использование решения проблемных ситуаций в развитии математических представлений старших дошкольников...

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходит...

Презентация "Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности дошкольников"

Презентация "Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности дошкольников"...