Решение проблемных ситуаций для развития интеллекта у дошкольников.
статья на тему
Решение проблемных ситуаций для развития интеллекта у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
222reshenie_problemnyh_situaciy_dlya_razvitiya_intellekta_u_doshkolnikov.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение проблемных ситуаций для развития интеллекта у дошкольников.
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение- их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Основные направления работы на данном этапе - проблемные ситуации с последующим анализом, который должен произвести ребенок; комплекс занятий; комплекс сюжетно- дидактических игр, а также методы педагогического стимулирования.
Любую проблемную ситуацию можно рассматривать как творческую задачу, в основе которой кроется неразрешимое противоречие.. Проблемные ситуации может создавать воспитатель специально в различных видах деятельности - игровой, трудовой и учебной.
Проблемная ситуация - состояние интеллектуального затруднения, при котором человек испытывает потребность выйти из возникшего затруднения, разрешить его, ставящая человека в условия, требующие от него необходимости делать выбор, принимать решения: “начало мышления — в проблемной ситуации” (С.Л.Рубинштейн). Поэтому проблемная ситуация является одним из главных средств активизации учебной деятельности воспитанников.
Цель проблемного обучения: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания), она включает еще формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, познавательной самостоятельности детей, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления , развитие его индивидуальных способностей, формированию на этой основе мировоззрения,в основе его лежит личностно-деятельностный принцип организации процесса обучения, приоритет поисковой учебно-познавательной деятельности детей. То есть в проблемно-развивающем обучении акцент делается на общем развитии ребёнка, а не на трансляции готовых выводов науки детям.
В этом и заключается главное отличие проблемного обучения от традиционного объяснительно-иллюстративного.
В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».
Проблемная ситуация возникает наиболее часто, когда имеется несколько вариантов решения при ограниченной информации, исходных данных.
Особой интерес представляет использование в работе с детьми игровых проблемных ситуаций. Противоречие основное звено проблемной ситуации.
Наличие в ситуации противоречивых данных побуждает ребенка направить процесс мышления на решение этой проблемы
Способы создания проблемных ситуаций:
- Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей с научными фактами, объяснить которые они не могут.
- Проблемные ситуации возникают при преднамеренном побуждении детей к решению новых задач старыми способами.
- Проблемную ситуацию педагог может создавать побуждая детей выдвигать гипотезы,
делать предварительные выводы и обобщения. Противоречие в данном случае
возникает в результате столкновения в различных мнений, выдвинутого
предположения и результатов его опытной проверки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение проблемных ситуаций для развития интеллекта у дошкольников.
Решение проблемных ситуаций для развития интеллекта у дошкольников....
Презентация "Решение проблемной ситуации с дошкольниками старшего и среднего возраста на примере русской народной сказки «Колобок» "
Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию русской народной сказки "Колобок", эта презентация может быть использованна на занятиях по ознакомлению с окружающим, в частности на...
Занятие по речевому развитию в подготовительной группе "Анализ сказки "Волк и лиса". Решение проблемных ситуаций"
Занятие проведено с использованием методик технологии ТРИЗ: анализ литературных произведений, решение проблемных ситуаций....
НОД "Ссора" с использованием разных видов деятельности: обсуждение проблемной ситуации, поиск путей решения проблемной ситуации, просмотр видеороликов,весёлый танец, элементы психологического тренинга (приветствие, рисование эмоции и др.)
Непосредственная образовательная деятельность. Тема: Ссора Цель: Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне. Задачи:Расширение и ...
Круглый стол "Использование решения проблемных ситуаций в развитии математических представлений старших дошкольников"
Использование решения проблемных ситуаций в развитии математических представлений старших дошкольников...
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходит...
Презентация "Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности дошкольников"
Презентация "Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности дошкольников"...