АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья на тему
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому, одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является воспитание свободного уверенного в себе человека, стремящегося творчески подходить к решению различных сложных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его. В связи с этим, на современном этапе технология проблемного обучения является наиболее эффективной и актуальной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_eliseeva_o.i.docx | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
О. И. Елисеева, воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 "Ромашка" г. Серпухов
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому, одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является воспитание свободного уверенного в себе человека, стремящегося творчески подходить к решению различных сложных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его. В связи с этим, на современном этапе технология проблемного обучения является наиболее эффективной и актуальной.
Основатель технологии проблемного обучения американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи (1859-1952гг.) считал, что ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а удовлетворяя свои потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. Таким образом, в нашем понимании, проблемное обучение - такая организация непосредственной образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
Проблемная ситуация сопряжена с состоянием умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Такие ситуации создаются воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств:
- подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения;
- излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы;
- определяем проблемные теоретические и практические задания (исследовательские);
- ставим проблемные задачи.
Неожиданные занимательные приемы побуждают детей к размышлению, мобилизуют внимание и волевые усилия.
Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств и способов действий ее решения, опираясь на опыт и знания дошкольников. Этот этап характеризуется растерянностью ребенка, исчерпавшего все известные ему способы решения проблемы и не нашедшего нужного способа. Наступает отказ от известных способов решения.
На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа» к решению проблемной ситуации.
Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с построением системы доказательств, обосновывающих решение. Проблемный метод может быть использован в начале занятия в виде постановки вопроса или в середине его.
Метод решения проблемных задач позволяет дошкольникам проникнуться сложившейся ситуацией, найти пути ее решения. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные «зачем?», «почему?», «как?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Постановка проблемной задачи и процесс ее решения происходит в совместной деятельности воспитателя и детей, а значит, через социально-коммуникативное развитие, направленное на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Технология проблемного обучения (ТПО) обеспечивает реализацию задач оптимизации социального взаимодействия в системах «взрослый-ребенок», «ребенок-другой ребенок» на основе партнерства и сотрудничества, а также успешной адаптации ребенка к предстоящему школьному обучению.
Работу по социально-коммуникативному развитию следует начинать как можно раньше, так как качества, привитые с детства, всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего развития личности. Любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него.
Наше ДОУ работало над проектом по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Педагоги направили усилия на развитие у детей старшего дошкольного возраста самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов ее осуществления, самоконтроля и самооценки, способности получить результат.
В ходе проекта с детьми старшего дошкольного возраста были реализованы такие мероприятия:
- беседы с детьми по темам: «Правила поведения при общении с животными», «Правила поведения ребенка на детской площадке», «Если ребенок потерялся?», «Опасные ситуации дома»;
- музыкальный досуг «Опасение – половина спасения» с использованием пословиц, частушек о безопасности;
- встреча с интересными людьми – пожарным, медсестрой учреждения, родителями;
- логопедические игры по теме «Безопасность»;
- организованная образовательная деятельность по теме «Волшебное электричество» с использованием метода решения проблемных ситуаций, экспериментированием, в результате чего дети усвоили знания об электричестве, электроприборах и безопасного обращения с ними;
- сообщение педагогов из опыта работы «Развитие навыков безопасного поведения дошкольников посредством художественной литературы»;
- организован мастер-класс «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи по основам безопасности жизнедеятельности детей».
Работая с детьми, мы пришли к выводу, что дошкольники - прирожденные исследователи, подтверждение тому - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Наша задача - активно помогать в этой деятельности, поощрять ее не только на занятиях, но и в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах.
Практика работы над проектом подтверждает, что реализация ТПО обеспечивает развитие ребенка не только через накопление количественных изменений, но и, через изменение своей жизненной позиции, его переход в новое качество. По нашему мнению, данная технология позволяет воспитаннику детского сада освоить позиции исследователя, экспериментатора и научиться применять добытые знания в жизни. Занятия, беседы, КВНы, досуги, игровая деятельность, экспериментирование с включением метода решения проблемных ситуаций становятся увлекательными, развивающими, помогают развитию творческой личности, потому что ребёнок пользуется наиболее совершенными методами самостоятельного добывания знаний, повышая свою самооценку. Технологию проблемного обучения можно использовать, начиная со средней группы.
Итак, применение в образовательном процессе метода решения проблемных ситуаций помогает воспитателю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой дошкольного образования, – формировать у воспитанников самостоятельное, активное, творческое мышление.
Библиографический список
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: «Знание», 1983. – 96 с.
- Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие/ Е.А. Лобанова – Балашов: Издательство «Николаев», 2005 – 76 с.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика 1972.
- Михеева Е.В. Современные технологии обучения дошкольников:- М.: Учитель, 2014. – 223 с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998. – 185 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал "Картотека проблемных ситуаций по основам безопасности для старших дошкольников"
Картотека проблемных ситуаций поможет воспитателям показать зависимость между нарушением определенных правил и возникновением опасности....
Статья "РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников. В статье рассматриваются теоретические аспекты разви...
Презентация опыта работы." Проблемная ситуация как средмтво формированиу у старших дошкольников с общим недоразвитием речи представлений о форме и величине.
Здесь кратко представлен опыт работы по данной теме....
Развитие социально-коммуникативных компетенций у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру с элементами конструирования
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем бо...
Конспект ООД с применением алгоритма решения проблемных ситуаций "Ох и Ах готовятся к Новому году"
ООД с применением элементов мозгового штурма, являющихся одним из основных методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Этим элементом является алгоритм решения проблемной ситуац...
«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»
laquo;Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зре...
«Педагогические приемы и методы развития социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников»
В статье описаны основные методы и приемы, способствующие развитию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников....
Комментарии
Спасибо за хорошую статью!
Спасибо за хорошую статью!