Статья для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Внимание, как составляющая всех психических процессов»
статья (подготовительная группа) по теме

Винтина Ирина Алексеевна

 

Знание особенностей внимания детей
позволит найти адекватные средства воспитания внимания в игровой, учебной
и других видах деятельности, а у детей с нарушениями внимания правильно
построить коррекционную работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnimanie.docx77.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                   

                                                                                               

       

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 57 комбинированного вида                                          Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга        

Статья для педагогов дошкольных
образовательных учреждений

«Внимание, как составляющая всех

психических процессов»

подготовила

воспитатель 1 квалификационной категории

Винтина Ирина Алексеевна

                                             

                               Санкт-Петербург

                                      2012                

                 

                                         Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические психолого-педагогические представления об
особенностях внимания у дошкольников………………………………………….5

Понятие «внимание» и его виды……………………………………………..5

Основные свойства внимания……………………………………………….17

Развитие внимания в детском возрасте……………………………………..22

Заключение………………………………………………………………………….30        

Список литературы………………………………………………………………...32

                                   Введение

Актуальность. Внимание - это психическое свойство личности,
выражающееся в сосредоточенности на чем-то и отражающее отношение
человека к объекту восприятия. Внимание тесно связано с мышлением и
речью. Поэтому для полноценного развития личности ребенка необходимо
изучение особенностей произвольного внимания детей.

Внимание, как считает ВВ. Богословский (1981), занимает особое
место среди психических явлений. Оно всегда включено в практическую
деятельность и познавательные процессы, с его помощью выражаются
интересы и направленность личности. Внимание способствует повышению
эффективности таких познавательных процессов как восприятие, память и
мышление, проявляясь как бы внутри их. С ним связаны точность, полнота
восприятия. А.А. Люблинская (1971) подчеркивала, что внимание - не
специальная форма психической деятельности, но оно включается в любой
психический процесс и совершенствуется в различных видах деятельности
ребенка, правильно организованной взрослыми.

Кроме того, подробное изучение роли внимания в психической
деятельности ИВ. Страховым (1992) показало, что функции внимания
разнообразны. Оно является непременным психологическим условием
продуктивности во всех видах деятельности человека. Ослабление
интенсивности и устойчивости внимания быстро влечет за собой снижение
качественных и количественных показателей работы; усиление же внимания
и его оптимизация является психологическим условием повышения
продуктивности деятельности человека.

Внимание является одним из психических факторов организованности
психической деятельности. В сосредоточении на предмете и процессе труда

аккумулируются все духовные и физические силы человека.

Внимание имеет важные познавательные функции. Устойчивое
интенсивное сосредоточение является условием достижения отчетливости
восприятия и понимания изучаемых явлений, необходимого различения
деталей предмета и целостного представления о нем.

Кроме указанных, большое значение, по мнению И.В. Страхова (1992),
имеет поисковая функция внимания. Ее психологическую основу составляет
устойчивость сосредоточения на способах деятельности и тесная связь
внимания с мышлением. Поисковое внимание проявляется в нахождении
более совершенных способов работы, в критическом анализе различных
вариантов выполнения поставленной задачи, в находчивости и
сообразительности.

Об активном внимании как средстве познания окружающей
действительности пишут Н.Ф. Добрынин (1958, 1975), П.Я. Гальперин (1958,
2000), Ф.Н. Гоноболин (1972), А.Н. Леонтьев (1981), К.К. Платонов (1972),
Л.С. Выготский (1956, 1976), ИВ. Страхов (1992) и др.

Целью данной работы является теоретическое изучение особенностей
внимания у детей дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели были определены задачи работы:

на основании изучения психологической литературы выделить понятие
внимания;

раскрыть виды и свойства внимания;

проанализировать особенности развития внимания в детском возрасте.

сделать обобщающие выводы по данной работе.

    В статье изложены исторически сложившиеся в науке представления о проблеме внимания, описаны понятие и основные свойства внимания. Рассматривается развитие внимания в детском возрасте.

    Статья адресована воспитателям, педагогам-психологам и другим  специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Глава 1. Теоретические психолого-педагогические
представления об особенностях внимания у дошкольников

1.1. Понятие «внимание» и его виды

Проблеме внимания в психологии всегда отводилось значительное
место (Л.С. Выготский 1956; П.Я. Гальперин, 1958; Н.Ф. Добрынин 1958,
1975; СЛ. Рубинштейн, 1989 и др.). При этом само понятие внимания в
разные периоды развития науки определялось по-разному: и как особый
психический процесс, и как организация всей психической деятельности, и
как сосредоточенность на ее выполнении.

В основе самых разных взглядов на природу внимания, как отмечает
П.Я. Гальперин (1958, с.ЗЗ), лежат два кардинальных факта:

«Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. Оно
выступает как направленность, настроенность и сосредоточенность любой
психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство
этой деятельности».

«Внимание не имеет своего отдельного специфического продукта.
Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно
присоединяется ».

Именно поэтому П.Я. Гальперин предлагает рассматривать внимание
как функцию психического контроля, а воспитание внимания - как
формирование у человека навыка самоконтроля. Он подчеркивает, что этот
навык может быть сформирован в специально созданных условиях.

А.А. Осипова и Л.И. Малашинская (2002, с.4) также пишут, что
«внимание всегда есть сосредоточенность на чем-либо. В выделении одного
объекта из массы других проявляется так называемая избирательность
внимания: интерес к одному есть одновременное невнимание к другому.

Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно
присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памя-
ти) и выступает как способность к организации этого процесса»

Внимание - сторона всех познавательных процессов, и притом та их
сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.
Внимание является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской
деятельности. Оно представляет собой психическое действие, направленное
на содержание образа, мысли или другого явления. Внимание играет
существенную роль в регуляции интеллектуальной активности.

По мнению СЛ. Рубинштейна (1989), внимание - это избирательная
направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем,
углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

По мнению В.В. Богословского (1981), внимание - сосредоточение
сознания на определённом объекте, обеспечивающее его особо ясное
отражение.

По мнению Ф.Н. Гоноболина (1971), внимание - это психическое
состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и
выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке
(действии, предмете, явлении).

Внимание состоит в том, что известное представление или ощущение
занимает господствующее место в сознании, вытесняя другие. Эта большая
степень сознаваемости данного впечатления и есть основной факт, или
эффект внимания. Как следствие возникают некоторые второстепенные
эффекты, а именно:

-        «аналитический эффект внимания - данное представление становится
детальнее, в нем мы замечаем больше подробностей;

-        фиксирующий эффект - представление делается устойчивее в
сознании, не так легко исчезает;

-        усиливающий эффект - впечатление, по крайней мере в большинстве
случаев, делается сильнее: благодаря включению внимания слабый звук
кажется несколько громче» (Ф.Н. Гоноболин, 1972, с. 14).

Внимание имеет низшие и высшие формы. Первые представлены
непроизвольным вниманием, вторые - произвольным. Внимание может быть
пассивным (непроизвольным) или активным (произвольным). Эти виды
внимания отличаются друг от друга только по своей сложности.

Факторы, определяющие непроизвольное внимание:

интенсивность раздражителя;

качество раздражителя;

повторение;

внезапность появления объекта;

движение объекта;

новизна объекта;

согласие с наличным содержанием сознания.

Произвольность внимания развивается вместе с формированием его
отдельных свойств. Есть еще и третья стадия становления внимания - она
заключается в возвращении к непроизвольному вниманию. Этот вид
внимания получил название «послепроизвольного». Понятие
послепроизвольного внимания было введено в употребление Н.Ф.
Добрыниным (1958). Послепроизвольное внимание возникает на основе
произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценно-
сти (значимости, интереса) для личности.

Таким образом, можно выделить три стадии развития внимания:

первичное внимание, вызванное разнообразными раздражителями,
которые производят сильное воздействие на нервную систему;

вторичное внимание - сосредоточенность на одном объекте, несмотря
на наличие других (дифференциация);

- послепроизвольное внимание, когда объект удерживается во
внимании без специальных усилий (Ю.Б. Дормашев, В.Л. Романов, 1995).

Представим в Таблице 1 основные характеристики разных видов
внимания и их различия друг от друга (А.А.Осипова, Л.И. Малашинская,
2002).

Таблица 1

Виды внимания

Вид внимания

Условие
возникновения

Основная
характеристика

Механизм

Непроизволь-

ное

Действие сильного,
контрастного или
значимого и
вызывающего
эмоциональный
отклик раздражителя

Непроизвольность,
легкость
возникновения и
переключения

Ориентировочный
рефлекс или доминанта,
характеризующая более
или менее устойчивый
интерес личности

Произвольное

Постановка
(принятие)задачи

Направленность в
соответствии с
задачей. Требует
волевых усилий.

Ведущая роль второй
сигнальной системы
(слова, речь)

После

произвольное

Вхождение в
деятельность и
возникающий в связи
с этим интерес

Сохраняется це-
ленаправленность,
снимается
напряжение

Доминанта,
характеризующая
возникший в процессе
данной деятельности
интерес

Непроизвольное внимание. В психологической литературе
употребляется несколько синонимов для обозначения непроизвольного
внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным (П.Я.
Гальперин, 1958; Л.С. Выготский, 1956; Ю.Б. Дормашев, В.Л. Романов, 1995
и др.). Указанные исследователи, говоря о пассивном внимании к объекту,
подчёркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на
сосредоточение на объекте. В других исследованиях непроизвольное
внимание  называют  эмоциональным,  выделяя  связь  между  объектом

внимания и переживаниями, интересами, потребностями личности,
связываемыми с этим объектом (Ф.Н. Гоноболин, 1972; И.В. Страхов, 1992 и
др.). Некоторые исследователи (Р.С. Немов, 1995; А.А.Осипова, Л.И.
Малашинская, 2002 и др.) называют непроизвольное внимание
непреднамеренным. Авторы указывают, что непреднамеренным называется
внимание, которое вызвано теми или иными особенностями действующих в
данный момент объектов без намерения быть к ним внимательным.

В зависимости от внутренних условий выделяют три разновидности
непроизвольного внимания (по А.А. Осиповой и Л.И. Малашинской, 2002).

Детерминанты вынужденного внимания лежат предположительно в
видовом опыте организма. Поскольку научение этой форме внимания играет
незначительную роль, ее называют врожденной, естественной или
инстинктивной. Внешняя и внутренняя деятельность при этом уменьшается
до минимума или принимает автоматический характер.

Вторая разновидность непроизвольного внимания зависит не столько
от видового, сколько от индивидуального опыта субъекта. Она также
складывается на инстинктивной основе, но в отсроченном порядке, в
процессе стихийного научения и адаптации человека к определенным
условиям жизни. В той мере, в какой эти процессы и условия совпадают или
не совпадают у представителей различных возрастных и социальных групп,
образуются общие и индивидуальные зоны объектов внимания и
невнимания. Такое
внимание можно назвать невольным. Принудительный
характер и эмоциональное воздействие впечатлений, мыслей, представлений,
его вызывающих, сравнительно невелики. В отличие от стимула
вынужденного внимания, объекты невольного внимания проникают в
область сознания в моменты относительного бездействия, периоды отдыха и
актуализации потребностей. В этих условиях внимание привлекают
ближайшие объекты, голоса и т.д.

Третью разновидность непроизвольного внимания можно назвать
привычным вниманием. Одни авторы считают его следствием или особым
случаем произвольного внимания, другие же - переходной к нему формой. Со
стороны субъекта эта форма внимания обусловлена установками,
намерением выполнить ту или иную деятельность. Как состояние более или
менее устойчивое, привычное внимание характеризует повседневную
трудовую деятельность.

«Вынужденное, невольное, привычное внимание как разновидности
непроизвольного внимания объединяет то, что их побудительные причины
лежат вне сознания человека» (А.А. Осипова, Л.И. Малашинская, 2002, с.8).

Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими,
психофизиологическими и психическими факторами и связано с общей
направленностью личности. Оно возникает без волевых усилий.

Выделяют следующие причины возникновения непроизвольного
внимания:

объективные особенности предметов и явлений (их интенсивность,
новизна, динамичность, контрастность);

структурная организация (объединенные объекты воспринимаются
легче, чем беспорядочно разбросанные);

интенсивность объекта - более сильный звук, более яркий плакат и т.д.
скорее привлекает к себе внимание;

новизна, необычность объекта;

резкая смена объектов;

субъективные факторы, в которых проявляется избирательное
отношение человека к окружающему;

отношение раздражителя к потребностям (то, что соответствует
потребностям, привлекает внимание прежде всего) (СЛ. Рубинштейн,
1989).

Как указывает В.В. Богословский (1981), непроизвольное внимание -
сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как
раздражителя.

Рассмотрим некоторые качества раздражителя, которые превращают
его в объект внимания и приведем соответствующие примеры из практики
(по Е.П. Санниковой, 1971):

1)        Более сильный раздражитель на фоне действующих привлекает
внимание человека.

Излагая материал, психолог, педагог может повысить, замедлить темп
речи, изменить интонацию и этим вызвать непроизвольное внимание к
важному отрывку материала. Монотонная, невыразительная речь неспособна
внешней стороной, привлечь и поддержать внимание. Выразительная речь
приковывает внимание своей формой.

2)        Вызывает непроизвольное внимание новизна раздражителя.

С этой особенностью внимания следует считаться при использовании
на занятиях наглядных пособий. Если психолог или педагог принесёт в
группу и сразу же развесит наглядные пособия, которые ему нужны во время
занятия, то он отвлечёт внимание детей от ответов при опросе от общей
работы в группе, а к моменту объяснения пособия утратят новизну, поэтому
исчезнет дополнительный фактор привлечения внимания.

3)        Вызывает внимание начало и прекращение действия раздражителя.
Помня это, при работе с детьми выгоднее иногда приостановить

рассказ, сделать длительную паузу, чтобы привлечь внимание детей, чем
делать им замечания. Замечание всегда переключает внимание других на
ребёнка, нарушившего дисциплину, и отвлекает их от работы. Иногда
полезно начать говорить, не ожидая абсолютной тишины в группе. Рассказ
привлечёт внимание детей, которые ещё не успели сосредоточиться на
занятии.

Перечисленные особенности раздражителя ненадолго превращают его
в объект внимания. Длительное сосредоточение непроизвольного внимания
на предмете связано с потребностями в нём, с его значимостью для личности.
Удовлетворение потребности приводит к угасанию непроизвольного
внимания.

Предметы, создающие в процессе познания яркий эмоциональный тон
(насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи) вызывают
непроизвольное сосредоточение внимания. Ещё большее значение для
возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные,
эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший удивление,
восхищение, восторг, продолжительное время приковывает внимание.
Произведения искусства воздействуют на чувства, привлекают
непроизвольное внимание и вместе с возникшим познавательным интересом
направляют мыслительную деятельность на глубокое сознание явлений.

Таким образом, интерес как непосредственная заинтересованность
чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру обычно связан
с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного
непроизвольного внимания к предметам (Е.П. Санникова, 1971).

В заключение можно сказать, что непроизвольное внимание
характеризуется следующими особенностями: а) человек предварительно не
готовится к восприятию объекта или действию; б) интенсивность
непреднамеренного внимания обусловливается особенностями
раздражителей; в) непродолжительно по времени (внимание длится до тех
пор, пока действуют соответствующие раздражители, и, если его не
закрепить, прекращается по окончании их действия) (PC. Немов, 1995).

Эти особенности непреднамеренного внимания делают его
неспособным обеспечить хорошее качество той или иной деятельности.

А основная функция непроизвольного внимания заключается в
быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся
условиях, выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент
наибольший жизненный смысл.

Произвольное внимание. Синонимами слова «произвольное внимание»
являются слова активное и волевое. Эти термины подчёркивают, что в
сосредоточении внимания на объекте инициатива принадлежит субъекту.

Произвольное внимание - сознательно регулируемое сосредоточение
на объекте, направляемое требованиями деятельности. При произвольном
внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально
приятно, а в большей мере на том, что должно делать. Поэтому
психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой
цели деятельности и волевым усилием. Включаясь в трудовую деятельность,
человек независимо от его отношения к работе имеет цель, которую
необходимо осуществить.

Как пишут Ю.Б. Дормашев, В.Л. Романов, «произвольное
сосредоточение на объекте предполагает волевое усилие, которое и
поддерживает внимание. Волевое усилие переживается как напряжение,
мобилизация сил на решение поставленной цели. Оно помогает удерживать
внимание на объекте, не отвлекаться, не ошибаться в действиях» (1995, с.56).

В зависимости от характера этих условий и от системы деятельности, в
которую включены акты произвольного внимания, выделяют следующие его
разновидности:

1. Процессы намеренного обращения внимания могут протекать легко
и без помех. Такое внимание называют
собственно произвольным, чтобы
отличить его от случаев привычного внимания, о котором уже было сказано.
Необходимость в волевом внимании возникает в ситуации конфликта между
выбранным объектом или направлением деятельности и объектами или

тенденциями    непроизвольного    внимания.    Чувство    напряжения
характеристика процесса внимания данного вида. Волевое внимание можно
определить как неохотное, если источник конфликта лежит в мотивационной
сфере. Борьба с самим собой - суть любых процессов волевого внимания.

2.        Волевой характер выжидательного внимания особенно проявляется
в ситуациях решения так называемых задач на бдительность.

3.        Особенно важный вариант развития произвольного внимания
заключается в трансформации волевого внимания в спонтанное. Функция
непроизвольного внимания состоит в создании
спонтанного внимания. При
неудаче появляется лишь утомление и отвращение. Спонтанное внимание
обладает качествами как произвольного, так и непроизвольного внимания. С
произвольным вниманием его роднит активность, целенаправленность,
подчиненность намерению внимать выбранному объекту или виду
деятельности. Общим моментом с непроизвольным вниманием является
отсутствие усилия, автоматичности и эмоциональное сопровождение (А.А.
Осипова, ЛИ. Малашинская, 2002).

Как отмечает В.В. Богословский (1981), произвольное внимание, как
свойство личности, не может быть сформулировано независимо от самой
личности. Поэтому при организации внимания взрослый (психолог, педагог)
должен учесть ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение.

К условиям, облегчающим поддержание произвольного внимания,
относятся особенности обстановки рабочего места. В помещении не должно
быть отвлекающих раздражителей. Например, разговоры между ребятами во
время занятия затрудняют сосредоточение внимания тех, которые активно
работают.

Важным условием поддержания внимания является психическое
состояние человека. Утомлённому человеку очень трудно сосредоточиться.
Многочисленные наблюдения и опыты со взрослыми и детьми доказывают,

что к концу дня увеличивается количество ошибок при выполнении работы, а
также субъективно переживается состояние усталости: трудно сосредоточить
внимание. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами,
посторонними для выполняемой работы (озабоченность какими-то другими
мыслями, болезненное состояние и другие факторы), значительно ослабляет
произвольное внимание.

Поддерживает произвольное внимание словесное напоминание самому
себе о целях деятельности, при выполнении которой необходимо быть
особенно внимательным.

Облегчает возникновение и поддержание произвольного внимания
привычка работать сосредоточенно в различных, как благоприятных, так и
неблагоприятных условиях (Е.П. Санникова, 1971).

Кроме того, как указывает Ф.Н. Гоноболин (1972), причинами,
обусловливающими произвольное внимание, являются интересы человека,
побуждающие его к занятию данным видом деятельности, а также осознание
долга и обязанности, требующие как можно лучше выполнять данный вид
деятельности.

Таким образом, подытоживая можно сказать, что характеристики
произвольного внимания, это: а) целенаправленность - определяется
задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности;
б) организованный характер деятельности - человек готовится быть
внимательным к тому или другому предмету, сознательно направляет свое
внимание на него, организует необходимые для данной деятельности
психические процессы; в) устойчивость - внимание продолжается более или
менее длительное время и зависит от задач или плана работы (Р.С. Немов,
1995).

Основная функция произвольного внимания - активное регулирование
протекания психических процессов.

Послепроизвольное внимание. Сам термин подсказывает, что этот вид
внимания возникает после того, как было вызвано произвольное внимание. В
послепроизвольном внимании снижается волевое напряжение, необходимое
при сосредоточении в произвольном внимании.

По мнению А.А. Осиповой и Л.И. Малашинской (2002),
послепроизвольное. внимание - это активное, целенаправленное
сосредоточение сознания, не требующее волевых усилий вследствие
высокого интереса к деятельности.

Как отмечает П.Я. Гальперин (1958), по своим психологическим
характеристикам послепроизвольное внимание имеет черты, сближающие
его с непроизвольным вниманием, но между ними есть и существенное
отличие. Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это
не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а
проявление направленности личности. При послепроизвольном внимании
сама деятельность переживается как потребность, а её результат личностно
значим.

По мнению К.К. Платонова (1972), послепроизвольное внимание
является высшей формой произвольного внимания. Работа настолько
поглощает человека, что перерывы в ней начинают его раздражать, так как
приходится заново втягиваться в процесс, врабатываться. Послепроизвольное
внимание возникает в тех ситуациях, когда цель деятельности сохраняется,
но отпадает необходимость в волевом усилии.

Итак, подытоживая рассмотрение различных видов внимания, можно
сделать вывод, что по активности человека в организации внимания
различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и
послепроизвольное. Все три вида внимания в практической деятельности
человека тесно переплетены взаимными переходами и опираются один на
другой.

1.2. Основные свойства внимания

Раскрывая свойства внимания, психологи указывают, что они делятся
на первичные и вторичные. К первичным относятся объем, устойчивость,
интенсивность, концентрация, распределение внимания, к вторичным - ко-
лебания и переключение внимания. Именно эти свойства внимания
определяют характер протекания всех психических процессов, от них зависит
успешность деятельности.

Объём внимания измеряется тем количеством объектов, которое может
быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени (Р.С.
Немов, 1995). Кроме того, объем внимания - это количество объектов (или их
элементов), воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и
отчетливостью. Чем больше предметов или их элементов воспринимаются
одномоментно, тем больше объем внимания и тем более эффективной будет
деятельность (А.А.Осипова, Л.И. Малашинская, 2002).

Для определения объёма внимания экспонируют (показывают) группу
объектов (цифры, не связанные между собой буквы, отдельные предметы) в
промежуток времени равный 1/10 сек. Этого времени достаточно для того,
чтобы возникло отчётливое, зрительное восприятие. Однако опыты
показывают, что этого времени совершенно не достаточно для того, чтобы
сознательно отразить все предметы, попавшие в поле зрения. У взрослого
человека объём внимания равен 4-6 объектам, не связанным между собой
(ВВ. Богословский, 1981). Однако, как указывает Э.М. Рутман (1990) объем
внимания - величина индивидуально меняющаяся, и классическим пока-
зателем объема внимания у детей является цифра 3±2.

Распределение внимания выражается в том, что при любой
деятельности человек может удерживать в центре внимания одновременно
несколько   объектов.   Обычно   в   процессе   деятельности   внимание

сосредоточивается на каком-то одном объекте. Физиологически это
объясняется существованием только одного очага оптимальной
возбудимости в коре головного мозга. Но реальные условия деятельности
всегда требуют постоянного распределения внимания (Р.С. Немов, 1995).

По мнению Г.И. Зверевой (1960), рассматривая распределение
внимания, необходимо учитывать, что:

трудность представляет совмещение двух и более видов умственной
деятельности;

легче совмещать двигательную и умственную деятельность;

для успешного выполнения одновременно двух видов деятельности
один вид деятельности должен быть доведен до автоматизма.

В.М. Страхов (1992) отмечает, что распределенное внимание является
необходимым условием для успешного выполнения многих видов
деятельности, требующих одновременного выполнения разнородных
операций. А способность распределять внимание воспитывается в
деятельности и постепенно становится существенной чертой личности.

Ценным качеством внимания является степень сосредоточения его на
объекте -
концентрация внимания. Концентрация внимания выражается в
том, что внимание поглощено одним объектом.

Сосредоточенное внимание характеризуется резко выраженными
внешними признаками: в соответствующей позе, мимике, выразительном
живом взгляде, быстрой реакции, в торможении всех лишних движений. В то
же время внешние признаки не всегда соответствуют действительному
состоянию внимания. Так, например, тишина в группе, классе, в аудитории
может свидетельствовать как об увлечении предметом, так и о полном
равнодушии к происходящему.

Концентрация тесно связана с объёмом внимания и распределением.
Чем меньше объектов внимания, тем меньше видов деятельности, между

которыми необходимо распределять внимание, тем больше возможность
сильной концентрации. Наибольшей силы концентрация достигает, когда
внимание направлено на один объект или на один вид деятельности (ВВ.
Богословский, 1981).

Интенсивность внимания характеризуется относительно большой
затратой нервной энергии при выполнении данного вида деятельности.
Внимание в той или иной деятельности может проявляться с разной
интенсивностью. Во время любой работы моменты очень напряженного
внимания чередуются с моментами ослабленного внимания. Так, в состоянии
утомления человек не способен к напряженному вниманию, не может
сосредоточиться, что сопровождается усилением тормозных процессов в
коре головного мозга и появлением сонливости как особого акта
охранительного торможения. (А.А.Осипова, Л.И. Малашинская, 2002).

Устойчивость внимания проявляется в длительности сосредоточения
его на объекте. Показателем устойчивости внимания является высокая
продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени.
Это свойство внимания зависит от целого ряда причин: от силы нервных
процессов, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся
привычек.

Кроме этого, Ф.Н. Гоноболин (1972) отмечает, что на устойчивость
внимания оказывают влияние следующие факторы:

-        усложнение объекта (сложные объекты вызывают сложную активную
мыслительную деятельность, с чем связана длительность сосредоточения);

-        активность личности;

-        эмоциональное состояние (под влиянием сильных раздражителей
может возникнуть отвлечение внимания на посторонние объекты);

-        отношение к деятельности;

- темп деятельности (для устойчивости внимания важно обеспечить
оптимальный темп работы: при слишком низком или слишком высоком
темпе нервные процессы иррадиируют (захватывают ненужные участки коры
головного мозга), затрудняется сосредоточение и переключение внимания.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлечение,
которое выражается в колебаниях внимания. Частые колебания внимания в
небольшие промежутки времени (1-5сек) не оказывают заметного влияния на
его устойчивость при выполнении сложной и интересной деятельности, но
через 15-20 мин колебания приводят к непроизвольному отвлечению
внимания от объекта (В.В. Богословский, 1981).

Переключение внимания - это намеренный перенос внимания с одного
объекта на другой. Переключение внимания проявляется в преднамеренном
переходе субъекта от одного вида деятельности к другой, от одного объекта к
другому, от одного действия к другому.

Осознанность отличает переключение от отвлечения внимания.
Отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно; переключая
внимание, он ставит цель заняться чем-то или отдохнуть.

Переключение внимания зависит от характера объектов. Всегда трудно
переключать внимание от сильного раздражителя на более слабый.
Значительно облегчает перенос интереса к определённому занятию и
осознание его значения для человека. Внимание быстрее и легче
переключается от менее важного для личности объекта деятельности к лично
более значимому (СЛ. Рубинштейн, 1989).

Переключение бывает полным (завершенным) и неполным
(незавершенным) - в том случае, когда человек перешел к другой
деятельности, а от первой еще полностью не отвлечен.

Легкость и успешность переключения внимания зависят:

от    отношения     между    предшествовавшей     и     последующей
деятельностью;

от    завершенности    предшествующей    деятельности,    либо    ее
незавершенности;

от отношения субъекта к той или иной деятельности (чем интереснее,
тем легче переключиться, и наоборот);

от индивидуальных особенностей субъекта (типа нервной системы,
индивидуального опыта и др.);

от значимости цели деятельности для человека, ее ясности, четкости
(А.А.Осипова, Л.И. Малашинская, 2002).

Переключаемость внимания относится к числу тренируемых качеств.

Колебания внимания выражаются в периодической смене объектов, на
которые оно обращается. Колебания внимания отличаются от изменения его
устойчивости. Изменение устойчивости характеризуется периодическим
повышением и снижением интенсивности внимания. Колебания же могут
быть даже при самом сосредоточенном и устойчивом внимании.
Периодичность колебания внимания отчетливо проявляется в опытах с
двойственным изображением.

Классическим примером является двойной
квадрат, представляющий собой одновременно две
фигуры: 1) усеченную пирамиду, обращенную к
зрителю своей вершиной, и 2) длинный коридор с
выходом в конце. Если смотреть на этот чертеж даже с
напряженным вниманием, то через определенные
промежутки времени перед нами будет то усеченная пирамида, то длинный
коридор. Вот такая смена объектов и есть пример колебания внимания.

       Колебание внимания оъясняется тем, что деятельность определенных нервных центров не может продолжаться интенсивно без перерыва. При

напряженной работе соответствующие нервные клетки быстро истощаются и
нуждаются в восстановлении. Наступает их охранительное торможение, в
результате которого возбудительный процесс в них ослабевает, возбуждение
в тех центрах, которые до этого были заторможены, повышается и внимание
переключается на посторонние раздражители (А.А.Осипова, ЛИ.
Малашинская, 2002).

Таким образом, подытоживая, можно сделать вывод о том, что
внимание характеризуется различными качествами или свойствами, а именно
объемом, распределением, устойчивостью, концентрацией, интенсивностью,
колебанием и переключением. Каждое рассмотренное свойство внимание
обладает своими особенностями, но, тем не менее, необходимо сказать, что в
целом внимание обладает сложной функциональной структурой,
образованной взаимосвязями всех его основных свойств.

1.3. Развитие внимания в детском возрасте

Внимание является необходимым условием любой человеческой
деятельности. Именно поэтому внимание считают одним из важнейших
показателей общей оценки уровня развития личности. «История внимания
ребенка есть история развития организованности его поведения. Эта история
начинается с момента рождения» (Л.В. Черемошкина, 1997, с.З).

Процесс возрастного развития внимания, по мнению АН. Леонтьева
(1981), - это улучшение внимания с возрастом под влиянием внешних
стимулов. Такими стимулами являются окружающие предметы, речь
взрослых, отдельные слова. С первых дней жизни ребенка внимание в
значительной степени оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.

Если уже в раннем возрасте выделяются особые формы
ориентировочных  действий,  которые  можно определить  как действия

восприятия и мышления, а в дошкольном возрасте такие действия
непрерывно усложняются и совершенствуются, то внимание долгое время не
приобретает самостоятельности. Ребёнок не владеет специальными
действиями, которые дают возможность на чём-либо сосредоточиться,
сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто,
выходящее за рамки воспринятого раньше. Такие действия начинают
складываться только в дошкольном возрасте (B.C. Мухина, 2000)

Конечно, как указывает А.А. Люблинская (1971), уже значительно
раньше дети бывают сосредоточены при манипуляциях с предметами или
при рассматривании картинок, накапливают разнообразный опыт,
усматривают в собственных каракулях машину или дядю. Но всё это -
результаты общей ориентировки в окружающем, направленной на
обследование предметов, их свойств и отношений и регуляцию практических
действий, а не удерживание внимания. Поэтому внимание ребёнка раннего
возраста является непроизвольным, непреднамеренным. Таким оно остаётся
и после вступления ребёнка в дошкольный возраст. Изучая эту сторону
умственного развития дошкольника, психологи указывают только
количественные изменения: возрастает сосредоточенность и устойчивость
внимания. Перелом, по мнению А.А. Люблинская (1971), наступает тогда,
когда под влиянием новых видов деятельности, которыми овладевает
дошкольник, новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед
ребёнком возникают особые задачи - сосредоточить и удерживать на чём-то
внимание. Чтобы иметь возможность разрешить эти задачи, ребёнок
пользуется теми или иными способами, которые он усваивает от взрослых.
Тогда и начинает формироваться специальное действие внимания, благодаря
которому они приобретают произвольный, преднамеренный характер.

Как отмечает Л.С. Выготский (1976), внимание ребёнка в начале
дошкольного возраста отражает его интересы по отношению к окружающим

предметам и выполняемым с ними действиям. Ребёнок сосредоточен только
до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же
вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное
время занимаются одним тем же делом. Однако, на протяжении дошкольного
возраста в связи с усложнением деятельности детей и их продвижением в
общем, умственном развитии внимание приобретает большую
сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут
играть в одну и ту же игру 30-50 минут, то к пяти-шести годам длительность
игры возрастает до 2 часов. Это объясняется тем, что в игре отражаются
более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней
поддерживается постоянным введением новых ситуаций.

Известный советский психолог Н.Ф. Добрынин писал, что, «когда
ребёнок руководствуется быстро проходящими интересами, когда его
внимание в зависимости от чувства удовольствия или неудовольствия
сосредотачивается то на том, то на другом предмете, когда это
сопровождается тем, что мы называем интересом, и носит характер игры, мы
тогда говорим о непроизвольном внимании. Такое не волевое внимание,
возникающее без сознательно поставленной цели, преобладает у
шестилетнего ребёнка» (1975, с.74).

Но, по мнению психологов (Л.С. Выготский 1956, 1976; А.А.
Люблинская, 1971; П.Я. Гальперин, 2000; B.C. Мухина, 2000 и др.), основное
изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые
начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на
определённые предметы, явления, удерживаться на них, применяя для этого
некоторые способы. Истоки произвольного внимания лежат вне личности
ребёнка. Это значит, что само по себе развития непроизвольного внимания не
приводит    к    возникновению    произвольного    внимания.    Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в

новые виды деятельности.

Однако к концу дошкольного периода появляются зачатки
произвольного, активного внимания, связанного с сознательно поставленной
целью, с волевым усилием. Его возникновение - важное новообразование в
психике ребёнка. Произвольное внимание не появляется само собой из
непроизвольного, но лишь в ходе взаимодействия ребёнка и взрослого. А.А.
Осипова и Л.И. Малашинская указывают, что «развитие внимания в старшем
дошкольном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением
кругозора, овладением новыми видами деятельности. Старший дошкольник
все больше обращает внимание на те стороны действительности, которые
раньше оставались вне его внимания» (2002, с.21).

Таким образом, хотя дети дошкольного возраста и начинают
овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остаётся
преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно
сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них
деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально
окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться
внимательными. Эта особенность внимания дошкольников является одним из
оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на
заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания.
Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды
деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать
внимание детей на достаточно высоком уровне (Г.И. Зверева, 1960).

Психологи, педагоги указывают, что на протяжении дошкольного
возраста у детей развиваются различные свойства внимания. Так, например,
о значительном развитии устойчивости внимания на протяжении
дошкольного возраста говорят данные Н.Л. Агеносовой (2002). Предлагая

вниманию детей дошкольного возраста несложную по содержанию картинку,
она фиксировала время ее рассматривания. При этом специально замерялся
интервал времени между моментом, когда взор ребенка впервые обращался к
картинке, и моментом, когда ребенок отвлекался от нее. Среднее время,
затрачиваемое детьми разного возраста на свободное рассматривание
картинки, показывает, что устойчивость внимания - сосредоточенное
рассматривание - возрастает от младшего к старшему дошкольному возрасту
почти в 2 раза (с 6,8 до 12,3 секунды).

Ф.Н. Гоноболин (1972) показал, что длительность сохранения
устойчивого внимания детей обеспечивает деятельность, в содержание
которой входят наглядные изображения эмоционально притягательных и
известных детям объектов и явлений. Исследования, проведенные Е.П.
Санниковой (1971), также показывают, что старшие дошкольники не только
более длительное время могут заниматься малоинтересной работой (по
заданию взрослого), но и гораздо реже отвлекаются на посторонние объекты,
чем младшие дошкольники. Сравнительные данные по возрастам
представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Сводные данные устойчивости внимания детей дошкольного возраста

Возраст детей, годы

Средняя продолжительность, мин

деятельности

отвлечений

2,5-3,5

17,5

7,8

3,5-4,5

37,4

7,5

4,5-5,5

51,4

6,4

5,5-6,5

62,8

1.6

Важное свойство внимания - его объём, измеряемый количеством
объектов, которые человек способен воспринять, охватить при их
одномоментном предъявлении. Ребёнок старшего дошкольного возраста уже

может одновременно воспринимать не один предмет (как это было в 4 - 5
лет), а даже 3, и с достаточной полнотой, детализацией.

К 6 годам не только увеличивается количество объектов, которые
ребёнок способен одновременно воспринять, изменяется и круг предметов,
которые привлекают внимание шестилеток. Если в 3 - 4 года внимание
ребёнка привлекали яркие, необычные предметы, то в шестилетнем возрасте
внимание ребёнка часто привлекают внешние ничем не привлекательные
объекты. Да и в тех объектах, которые привлекали его раньше, шестилетний
ребёнок замечает и больше, и иное, чем раньше. Его внимание всё больше
привлекает сам человек, его деятельность (Э.М. Рутман, 1990).

Как пишет А.А. Осипова, «объем внимания в значительной степени
зависит от прошлого опыта и развития ребенка. Старший дошкольник
способен удерживать в поле зрения небольшое количество предметов или
явлений» (2002, с.22).

Но на протяжении дошкольного возраста внимание ребенка становится
не только устойчивее, шире по объему, но и эффективнее. Особенно это ярко
проявляется в формировании у ребенка произвольного действия. Так, по
мнению Л.Р. Венгер, B.C. Мухиной (1974) начиная со старшего дошкольного
возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях,
которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес игры -
головоломки, загадки, задания учебного типа. Устойчивость внимания к
интеллектуальной деятельности заметно возрастает к 7 годам.

Н.Н. Поддъяковым (1985), изучавшим особенности автоматизации
действия у детей дошкольного возраста, были получены данные,
свидетельствующие о повышении эффективности внимания при
формировании действия. Он предлагал ребенку гасить разноцветные
лампочки, зажигавшиеся на пульте в определенной последовательности, и
регистрировал количество ориентировочных реакций на сигналы (лампочки)

и объекты действия (кнопки). В отличие от младших дошкольников 3,5- 4
лет, которые долго не могли установить расположение лампочек в
пространстве и последовательность их зажигания, дошкольники 5-6,5 лет
находили их одним-двумя движениями головы. К концу дошкольного
возраста постепенно появляется опыт управления своим вниманием, умение
более или менее самостоятельно его организовывать, сознательно направлять
на определенные предметы, явления, удерживаться на них. Слабо развиты у
дошкольников такие свойства внимания, как распределение и переключение.
Эти свойства необходимо развивать специально.

Итак, дошкольное детство - возраст преобладания непроизвольного
внимания. Ребёнок внимателен к тому, что представляет для него
непосредственный интерес, возбуждает эмоции, и запоминает то, что
привлекает его внимание и «запоминается само». Однако это не означает, что
дошкольник вовсе не способен к произвольному вниманию и
преднамеренному запоминанию. Исследования психологов показывают, что
развитие произвольного внимания в случае грамотного управления этим
процессом может происходить довольно интенсивно.

Таким образом, подытоживая, можно сделать вывод, что развитие
внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов:

первые недели и месяцы жизни ребенка характеризуются
появлением ориентировочного рефлекса как объективного врожденного
признака непроизвольного внимания, сосредоточенность низкая;

к концу первого года жизни возникает ориентировочно-
исследовательская деятельность как средство будущего развития
произвольного внимания;

3)        начало второго года жизни характеризуется появлением зачатков
произвольного внимания: под влиянием взрослого ребенок направляет взгляд
на называемый предмет;

во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма
произвольного внимания. Распределение внимания между двумя предметами
или действиями детям в возрасте до трех лет практически недоступно;

в 4,5-5 лет появляется способность направлять внимание под
воздействием сложной инструкции взрослого;

в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания
под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной
деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных
действий;

в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание,
включая волевое;

в старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения:
расширяется объем внимания; возрастает устойчивость внимания;
формируется произвольное внимание (А.А. Осипова, Л.И. Малашинская,
2002).

Заключение

Внимание является необходимым условием любой человеческой
деятельности. Именно поэтому внимание считают одним из важнейших
показателей общей оценки уровня развития личности.

Если сказать кратко, то основными функциями внимания являются:

активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент
психических и физиологических процессов;

целенаправленный организованный отбор поступающей информации
(основная селективная функция внимания);

удержание,    сохранение    образов    определенного    предметного
содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;

обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и
том же объекте;

регуляция и контроль протекания деятельности (Ю.Б. Дормашев, В.Л.
Романов, 1995).

Таким образом, среди психических явлений внимание занимает особое
место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к
свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в
практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него
выражаются интересы, направленность личности. Внимание выступает в
жизни как сторона психической деятельности и является необходимым
условием успешного приобретения знаний, качества и продуктивности
трудовой деятельности, самовыражения личности.

Оценивая роль внимания в психической деятельности ребенка, следует
вспомнить слова великого русского педагога К.Д.Ушинского о том, что
внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что, входит в
душу человека из внешнего мира. Высказанная более ста лет назад мысль

К.Д.Ушинского о роли внимания в формировании содержания сознания
постоянно подтверждается практикой обучения и психолого-дидактическими
исследованиями наших дней.

При этом необходимо сказать, что знание особенностей внимания детей
позволит найти адекватные средства воспитания внимания в игровой, учебной
и других видах деятельности, а у детей с нарушениями внимания правильно
построить коррекционную работу.

Список литературы

1.        Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. - Харьков: Фолио, 1997.

-        267с.

Венгер Л., Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в
дошкольном возрасте. // Дошкольное воспитание. 1974. №12. - с.24-31.

Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Изд-во
АПН РСФСР, 1956.- 519с.

Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. // В
книге «Хрестоматия по вниманию». / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А.
Пузырея. - М.: МГУ, 1976. - с.113-129.

Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Университет, 2000. - 336с.

Гальперин П.Я. К проблеме внимания. // Доклад АПН РСФСР. 1958. №3. -
с.33-38.

Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М.: Педагогика, 1972. - 160с.

Добрынин Н.Ф. Внимание и память. - М.: Знание, 1958. - 32с.

Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания. // Вопросы
психологии. 1975. № 2. - с.68-80.

10.Дормашев Ю.Б., Романов В.Л. Психология внимания. - М. Тривола, 1995. -
347с.

11.Зверева Г.И. О воспитании внимания. // Дошкольное воспитание. 1960. №12.

-        с.32-36.

12.Колесникова ЕВ. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения: Дети

3-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 159 с.
1 З.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е издание. - М.: Издательство

Московского Университета, 1981. - 584с.
14.Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие. - М.: Просвещение,

1971.-267с.

15.Мухина B.C. Детская психология - 2-е изд.- М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-
Пресс, 2000. - 352с.

16.Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М.: Владос, 1995. - Кн. 1: Общие основы
психологии. - 576с.

17.Общая психология. / Под ред. В.В. Богословского, А.Т. Ковалёва, А.А.

Степанова. - М.: Просвещение, 1981. - 383с.
18.Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. - М.:

ТЦ Сфера, 2002.- 104с.
19.Петраков А.В., Девина И.А. Развиваем внимание. - М.: Ось-89, 2001. - 48с.
20.Платонов К.К. Проблемы способностей. - М.: Наука, 1972. - 312с.
21.Поддьяков Н.Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника.

- М. Педагогика, 1985. - 267с.
22.Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. В 2-х т. - М.: Педагогика,

1989. Т.1.-488с.;Т.2. -328с.
23.Рутман Э.М. Исследования развития внимания в онтогенезе. // Вопросы

психологии. 1990. №4. - с. 18-23.
24. Санникова   Е.П.   Внимание   детей   дошкольного   возраста в учебной

 деятельности. // Вопросы психологии внимания. / Под ред. И.В. Страхова.

    Саратов, 1971. Вып. №3. - с. 13-21.
25.Страхов В.М. Психология внимания. - Саратов, 1992. - 235с.
26.Тихомирова  Л.Ф.   Развитие   познавательных   способностей детей. –

    Ярославль: Академия развития, 1996. - 192с.
27.Черемошкина Л.Е. Развитие внимания детей. Популярное пособие для

родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 167с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Внимание, как составляющая всех психических процессов».

Это статья для педагогов дошкольных образовательных учреждений.Внимание - это психическое свойство личности, выражающееся в сосредоточенности на чем-то и отражающее отношение человека к объекту воспри...

статья "Развитие психических процессов у детей с ОНР"

    В структуре дефекта у детей с речевой патологией наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и снижение уровня познавательной сферы. Раскрытие связей между речевым...

Тема публикации: Статья «Роль дидактической игры в развитии умственных и психических процессов детей старшего дошкольного возраста»

В статье раскрывается роль дидакти­ческих игр на развитие психических функций ребенка (память, мышление, воображение, воля), а также на расширение его представлений об окружающем мире. Вместе с тем ди...

Статья на тему: "Особенности развития речи как высшего психического процесса у детей-близнецов в дошкольном возрасте"

Особенности развития речи как высшего психического процесса у детей-близнецов в дошкольном возрасте...

статья Развитие психических процессов у дошкольников через

Бумага – это материал, который отвечает всем исследовательским потребностям ребенка. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым измен...

Основные направления коррекционной работы по развитию всех психических процессов у детей с нарушенным слухом.

Направления работы при развитии психических процесссов у детей с нарушенным слухом....