«Внимание, как составляющая всех психических процессов».
статья по теме

Бобина Светлана Игоревна

Это статья для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Внимание - это психическое свойство личности, выражающееся в сосредоточенности на чем-то и отражающее отношение человека к объекту восприятия. Внимание тесно связано с мышлением и
речью. Поэтому для полноценного развития личности ребенка необходимо изучение особенностей произвольного внимания детей

В данной статье Вы найдёте не только общую и полезную информацию на тему "Внимание", но и Теоретические психолого-педагогические представления об особенностях внимания у дошкольников, а так же различные виды внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                   

                                                                                               

       

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 11 компенсирующего  вида                                          Калининского  района г. Санкт-Петербурга        

Статья для педагогов дошкольных
образовательных учреждений

«Внимание, как составляющая всех

психических процессов»

подготовила

воспитатель высшей  квалификационной категории

Бобина Светлана Игоревна

                                             

                               

Актуальность: Внимание - это психическое свойство личности,
выражающееся в сосредоточенности на чем-то и отражающее отношение
человека к объекту восприятия. Внимание тесно связано с мышлением и
речью. Поэтому для полноценного развития личности ребенка необходимо
изучение особенностей произвольного внимания детей.

Внимание, как считает ВВ. Богословский (1981), занимает особое
место среди психических явлений. Оно всегда включено в практическую
деятельность и познавательные процессы, с его помощью выражаются
интересы и направленность личности. Внимание способствует повышению
эффективности таких познавательных процессов как восприятие, память и
мышление, проявляясь как бы внутри их. С ним связаны точность, полнота
восприятия. А.А. Люблинская (1971) подчеркивала, что внимание - не
специальная форма психической деятельности, но оно включается в любой
психический процесс и совершенствуется в различных видах деятельности
ребенка, правильно организованной взрослыми.

Кроме того, подробное изучение роли внимания в психической
деятельности ИВ. Страховым (1992) показало, что функции внимания
разнообразны. Оно является непременным психологическим условием
продуктивности во всех видах деятельности человека. Ослабление
интенсивности и устойчивости внимания быстро влечет за собой снижение
качественных и количественных показателей работы; усиление же внимания
и его оптимизация является психологическим условием повышения
продуктивности деятельности человека.

Внимание является одним из психических факторов организованности
психической деятельности. В сосредоточении на предмете и процессе труда

аккумулируются все духовные и физические силы человека.


Внимание имеет важные познавательные функции. Устойчивое
интенсивное сосредоточение является условием достижения отчетливости
восприятия и понимания изучаемых явлений, необходимого различения
деталей предмета и целостного представления о нем.

Кроме указанных, большое значение, по мнению И.В. Страхова (1992),
имеет поисковая функция внимания. Ее психологическую основу составляет
устойчивость сосредоточения на способах деятельности и тесная связь
внимания с мышлением. Поисковое внимание проявляется в нахождении
более совершенных способов работы, в критическом анализе различных
вариантов выполнения поставленной задачи, в находчивости и
сообразительности.

Об активном внимании как средстве познания окружающей
действительности пишут Н.Ф. Добрынин (1958, 1975), П.Я. Гальперин (1958,
2000), Ф.Н. Гоноболин (1972), А.Н. Леонтьев (1981), К.К. Платонов (1972),
Л.С. Выготский (1956, 1976), ИВ. Страхов (1992) и др.

Целью данной работы является теоретическое изучение особенностей
внимания у детей дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели были определены задачи работы:

  • на основании изучения психологической литературы выделить понятие
    внимания;
  • раскрыть виды и свойства внимания;
  • проанализировать особенности развития внимания в детском возрасте.
  • сделать обобщающие выводы по данной работе.

    В статье изложены исторически сложившиеся в науке представления о проблеме внимания, описаны понятие и основные свойства внимания. Рассматривается развитие внимания в детском возрасте.

    Статья адресована воспитателям, педагогам-психологам и другим  специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста.


 Теоретические психолого-педагогические
представления об особенностях внимания у дошкольников

Проблеме внимания в психологии всегда отводилось значительное
место (Л.С. Выготский 1956; П.Я. Гальперин, 1958; Н.Ф. Добрынин 1958,
1975; СЛ. Рубинштейн, 1989 и др.). При этом само понятие внимания в
разные периоды развития науки определялось по-разному: и как особый
психический процесс, и как организация всей психической деятельности, и
как сосредоточенность на ее выполнении.

В основе самых разных взглядов на природу внимания, как отмечает
П.Я. Гальперин (1958, с.ЗЗ), лежат два кардинальных факта:

  1. «Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. Оно
    выступает как направленность, настроенность и сосредоточенность любой
    психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство
    этой деятельности».
  2. «Внимание не имеет своего отдельного специфического продукта.
    Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно
    присоединяется ».

Именно поэтому П.Я. Гальперин предлагает рассматривать внимание
как функцию психического контроля, а воспитание внимания - как
формирование у человека навыка самоконтроля. Он подчеркивает, что этот
навык может быть сформирован в специально созданных условиях.

А.А. Осипова и Л.И. Малашинская (2002, с.4) также пишут, что
«внимание всегда есть сосредоточенность на чем-либо. В выделении одного
объекта из массы других проявляется так называемая избирательность
внимания: интерес к одному есть одновременное невнимание к другому.


Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно
присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памя-
ти) и выступает как способность к организации этого процесса»

Внимание - сторона всех познавательных процессов, и притом та их
сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.
Внимание является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской
деятельности. Оно представляет собой психическое действие, направленное
на содержание образа, мысли или другого явления. Внимание играет
существенную роль в регуляции интеллектуальной активности.

По мнению СЛ. Рубинштейна (1989), внимание - это избирательная
направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем,
углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

По мнению В.В. Богословского (1981), внимание - сосредоточение
сознания на определённом объекте, обеспечивающее его особо ясное
отражение.

По мнению Ф.Н. Гоноболина (1971), внимание - это психическое
состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и
выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке
(действии, предмете, явлении).

Внимание состоит в том, что известное представление или ощущение
занимает господствующее место в сознании, вытесняя другие. Эта большая
степень сознаваемости данного впечатления и есть основной факт, или
эффект внимания. Как следствие возникают некоторые второстепенные
эффекты, а именно:

-        «аналитический эффект внимания - данное представление становится
детальнее, в нем мы замечаем больше подробностей;

-        фиксирующий эффект - представление делается устойчивее в
сознании, не так легко исчезает;


-        усиливающий эффект - впечатление, по крайней мере в большинстве
случаев, делается сильнее: благодаря включению внимания слабый звук
кажется несколько громче» (Ф.Н. Гоноболин, 1972, с. 14).

Внимание имеет низшие и высшие формы. Первые представлены
непроизвольным вниманием, вторые - произвольным. Внимание может быть
пассивным (непроизвольным) или активным (произвольным). Эти виды
внимания отличаются друг от друга только по своей сложности.

Факторы, определяющие непроизвольное внимание:

  • интенсивность раздражителя;
  • качество раздражителя;
  • повторение;
  • внезапность появления объекта;
  • движение объекта;
  • новизна объекта;
  • согласие с наличным содержанием сознания.

Произвольность внимания развивается вместе с формированием его
отдельных свойств. Есть еще и третья стадия становления внимания - она
заключается в возвращении к непроизвольному вниманию. Этот вид
внимания получил название «послепроизвольного». Понятие
послепроизвольного внимания было введено в употребление Н.Ф.
Добрыниным (1958). Послепроизвольное внимание возникает на основе
произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценно-
сти (значимости, интереса) для личности.

Таким образом, можно выделить три стадии развития внимания:

  • первичное внимание, вызванное разнообразными раздражителями,
    которые производят сильное воздействие на нервную систему;
  • вторичное внимание - сосредоточенность на одном объекте, несмотря
    на наличие других (дифференциация);

- послепроизвольное внимание, когда объект удерживается во
внимании без специальных усилий (Ю.Б. Дормашев, В.Л. Романов, 1995).

Представим в Таблице 1 основные характеристики разных видов
внимания и их различия друг от друга (А.А.Осипова, Л.И. Малашинская,
2002).

Таблица 1

Виды внимания

Вид внимания

Условие
возникновения

Основная
характеристика

Механизм

Непроизволь-

ное

Действие сильного,
контрастного или
значимого и
вызывающего
эмоциональный
отклик раздражителя

Непроизвольность,
легкость
возникновения и
переключения

Ориентировочный
рефлекс или доминанта,
характеризующая более
или менее устойчивый
интерес личности

Произвольное

Постановка
(принятие)задачи

Направленность в
соответствии с
задачей. Требует
волевых усилий.

Ведущая роль второй
сигнальной системы
(слова, речь)

После

произвольное

Вхождение в
деятельность и
возникающий в связи
с этим интерес

Сохраняется це-
ленаправленность,
снимается
напряжение

Доминанта,
характеризующая
возникший в процессе
данной деятельности
интерес

Непроизвольное внимание. В психологической литературе
употребляется несколько синонимов для обозначения непроизвольного
внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным (П.Я.
Гальперин, 1958; Л.С. Выготский, 1956; Ю.Б. Дормашев, В.Л. Романов, 1995
и др.). Указанные исследователи, говоря о пассивном внимании к объекту,
подчёркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на
сосредоточение на объекте. В других исследованиях непроизвольное
внимание  называют  эмоциональным,  выделяя  связь  между  объектом

внимания и переживаниями, интересами, потребностями личности,
связываемыми с этим объектом (Ф.Н. Гоноболин, 1972; И.В. Страхов, 1992 и
др.). Некоторые исследователи (Р.С. Немов, 1995; А.А.Осипова, Л.И.
Малашинская, 2002 и др.) называют непроизвольное внимание
непреднамеренным. Авторы указывают, что непреднамеренным называется
внимание, которое вызвано теми или иными особенностями действующих в
данный момент объектов без намерения быть к ним внимательным.

В зависимости от внутренних условий выделяют три разновидности
непроизвольного внимания (по А.А. Осиповой и Л.И. Малашинской, 2002).

Детерминанты вынужденного внимания лежат предположительно в
видовом опыте организма. Поскольку научение этой форме внимания играет
незначительную роль, ее называют врожденной, естественной или
инстинктивной. Внешняя и внутренняя деятельность при этом уменьшается
до минимума или принимает автоматический характер.

Вторая разновидность непроизвольного внимания зависит не столько
от видового, сколько от индивидуального опыта субъекта. Она также
складывается на инстинктивной основе, но в отсроченном порядке, в
процессе стихийного научения и адаптации человека к определенным
условиям жизни. В той мере, в какой эти процессы и условия совпадают или
не совпадают у представителей различных возрастных и социальных групп,
образуются общие и индивидуальные зоны объектов внимания и
невнимания. Такое
внимание можно назвать невольным. Принудительный
характер и эмоциональное воздействие впечатлений, мыслей, представлений,
его вызывающих, сравнительно невелики. В отличие от стимула
вынужденного внимания, объекты невольного внимания проникают в
область сознания в моменты относительного бездействия, периоды отдыха и
актуализации потребностей. В этих условиях внимание привлекают
ближайшие объекты, голоса и т.д.


Третью разновидность непроизвольного внимания можно назвать
привычным вниманием. Одни авторы считают его следствием или особым
случаем произвольного внимания, другие же - переходной к нему формой. Со
стороны субъекта эта форма внимания обусловлена установками,
намерением выполнить ту или иную деятельность. Как состояние более или
менее устойчивое, привычное внимание характеризует повседневную
трудовую деятельность.

«Вынужденное, невольное, привычное внимание как разновидности
непроизвольного внимания объединяет то, что их побудительные причины
лежат вне сознания человека» (А.А. Осипова, Л.И. Малашинская, 2002, с.8).

Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими,
психофизиологическими и психическими факторами и связано с общей
направленностью личности. Оно возникает без волевых усилий.

Выделяют следующие причины возникновения непроизвольного
внимания:

  • объективные особенности предметов и явлений (их интенсивность,
    новизна, динамичность, контрастность);
  • структурная организация (объединенные объекты воспринимаются
    легче, чем беспорядочно разбросанные);
  • интенсивность объекта - более сильный звук, более яркий плакат и т.д.
    скорее привлекает к себе внимание;
  • новизна, необычность объекта;
  • резкая смена объектов;
  • субъективные факторы, в которых проявляется избирательное
    отношение человека к окружающему;
  • отношение раздражителя к потребностям (то, что соответствует
    потребностям, привлекает внимание прежде всего) (СЛ. Рубинштейн,
    1989).

Как указывает В.В. Богословский (1981), непроизвольное внимание -
сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как
раздражителя.

Рассмотрим некоторые качества раздражителя, которые превращают
его в объект внимания и приведем соответствующие примеры из практики
(по Е.П. Санниковой, 1971):

1)        Более сильный раздражитель на фоне действующих привлекает
внимание человека.

Излагая материал, психолог, педагог может повысить, замедлить темп
речи, изменить интонацию и этим вызвать непроизвольное внимание к
важному отрывку материала. Монотонная, невыразительная речь неспособна
внешней стороной, привлечь и поддержать внимание. Выразительная речь
приковывает внимание своей формой.

2)        Вызывает непроизвольное внимание новизна раздражителя.

С этой особенностью внимания следует считаться при использовании
на занятиях наглядных пособий. Если психолог или педагог принесёт в
группу и сразу же развесит наглядные пособия, которые ему нужны во время
занятия, то он отвлечёт внимание детей от ответов при опросе от общей
работы в группе, а к моменту объяснения пособия утратят новизну, поэтому
исчезнет дополнительный фактор привлечения внимания.

3)        Вызывает внимание начало и прекращение действия раздражителя.
Помня это, при работе с детьми выгоднее иногда приостановить

рассказ, сделать длительную паузу, чтобы привлечь внимание детей, чем
делать им замечания. Замечание всегда переключает внимание других на
ребёнка, нарушившего дисциплину, и отвлекает их от работы. Иногда
полезно начать говорить, не ожидая абсолютной тишины в группе. Рассказ
привлечёт внимание детей, которые ещё не успели сосредоточиться на
занятии.


Перечисленные особенности раздражителя ненадолго превращают его
в объект внимания. Длительное сосредоточение непроизвольного внимания
на предмете связано с потребностями в нём, с его значимостью для личности.
Удовлетворение потребности приводит к угасанию непроизвольного
внимания.

Предметы, создающие в процессе познания яркий эмоциональный тон
(насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи) вызывают
непроизвольное сосредоточение внимания. Ещё большее значение для
возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные,
эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший удивление,
восхищение, восторг, продолжительное время приковывает внимание.
Произведения искусства воздействуют на чувства, привлекают
непроизвольное внимание и вместе с возникшим познавательным интересом
направляют мыслительную деятельность на глубокое сознание явлений.

Таким образом, интерес как непосредственная заинтересованность
чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру обычно связан
с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного
непроизвольного внимания к предметам (Е.П. Санникова, 1971).

В заключение можно сказать, что непроизвольное внимание
характеризуется следующими особенностями: а) человек предварительно не
готовится к восприятию объекта или действию; б) интенсивность
непреднамеренного внимания обусловливается особенностями
раздражителей; в) непродолжительно по времени (внимание длится до тех
пор, пока действуют соответствующие раздражители, и, если его не
закрепить, прекращается по окончании их действия) (PC. Немов, 1995).

Эти особенности непреднамеренного внимания делают его
неспособным обеспечить хорошее качество той или иной деятельности.


А основная функция непроизвольного внимания заключается в
быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся
условиях, выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент
наибольший жизненный смысл.

Произвольное внимание. Синонимами слова «произвольное внимание»
являются слова активное и волевое. Эти термины подчёркивают, что в
сосредоточении внимания на объекте инициатива принадлежит субъекту.

Произвольное внимание - сознательно регулируемое сосредоточение
на объекте, направляемое требованиями деятельности. При произвольном
внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально
приятно, а в большей мере на том, что должно делать. Поэтому
психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой
цели деятельности и волевым усилием. Включаясь в трудовую деятельность,
человек независимо от его отношения к работе имеет цель, которую
необходимо осуществить.

Как пишут Ю.Б. Дормашев, В.Л. Романов, «произвольное
сосредоточение на объекте предполагает волевое усилие, которое и
поддерживает внимание. Волевое усилие переживается как напряжение,
мобилизация сил на решение поставленной цели. Оно помогает удерживать
внимание на объекте, не отвлекаться, не ошибаться в действиях» (1995, с.56).

В зависимости от характера этих условий и от системы деятельности, в
которую включены акты произвольного внимания, выделяют следующие его
разновидности:

1. Процессы намеренного обращения внимания могут протекать легко
и без помех. Такое внимание называют
собственно произвольным, чтобы
отличить его от случаев привычного внимания, о котором уже было сказано.
Необходимость в волевом внимании возникает в ситуации конфликта между
выбранным объектом или направлением деятельности и объектами или


тенденциями    непроизвольного    внимания.    Чувство    напряжения
характеристика процесса внимания данного вида. Волевое внимание можно
определить как неохотное, если источник конфликта лежит в мотивационной
сфере. Борьба с самим собой - суть любых процессов волевого внимания.

2.        Волевой характер выжидательного внимания особенно проявляется
в ситуациях решения так называемых задач на бдительность.

3.        Особенно важный вариант развития произвольного внимания
заключается в трансформации волевого внимания в спонтанное. Функция
непроизвольного внимания состоит в создании
спонтанного внимания. При
неудаче появляется лишь утомление и отвращение. Спонтанное внимание
обладает качествами как произвольного, так и непроизвольного внимания. С
произвольным вниманием его роднит активность, целенаправленность,
подчиненность намерению внимать выбранному объекту или виду
деятельности. Общим моментом с непроизвольным вниманием является
отсутствие усилия, автоматичности и эмоциональное сопровождение (А.А.
Осипова, ЛИ. Малашинская, 2002).

Как отмечает В.В. Богословский (1981), произвольное внимание, как
свойство личности, не может быть сформулировано независимо от самой
личности. Поэтому при организации внимания взрослый (психолог, педагог)
должен учесть ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение.

К условиям, облегчающим поддержание произвольного внимания,
относятся особенности обстановки рабочего места. В помещении не должно
быть отвлекающих раздражителей. Например, разговоры между ребятами во
время занятия затрудняют сосредоточение внимания тех, которые активно
работают.

Важным условием поддержания внимания является психическое
состояние человека. Утомлённому человеку очень трудно сосредоточиться.
Многочисленные наблюдения и опыты со взрослыми и детьми доказывают,


что к концу дня увеличивается количество ошибок при выполнении работы, а
также субъективно переживается состояние усталости: трудно сосредоточить
внимание. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами,
посторонними для выполняемой работы (озабоченность какими-то другими
мыслями, болезненное состояние и другие факторы), значительно ослабляет
произвольное внимание.

Поддерживает произвольное внимание словесное напоминание самому
себе о целях деятельности, при выполнении которой необходимо быть
особенно внимательным.

Облегчает возникновение и поддержание произвольного внимания
привычка работать сосредоточенно в различных, как благоприятных, так и
неблагоприятных условиях (Е.П. Санникова, 1971).

Кроме того, как указывает Ф.Н. Гоноболин (1972), причинами,
обусловливающими произвольное внимание, являются интересы человека,
побуждающие его к занятию данным видом деятельности, а также осознание
долга и обязанности, требующие как можно лучше выполнять данный вид
деятельности.

Таким образом, подытоживая можно сказать, что характеристики
произвольного внимания, это: а) целенаправленность - определяется
задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности;
б) организованный характер деятельности - человек готовится быть
внимательным к тому или другому предмету, сознательно направляет свое
внимание на него, организует необходимые для данной деятельности
психические процессы; в) устойчивость - внимание продолжается более или
менее длительное время и зависит от задач или плана работы (Р.С. Немов,
1995).

Основная функция произвольного внимания - активное регулирование
протекания психических процессов.


Послепроизвольное внимание. Сам термин подсказывает, что этот вид
внимания возникает после того, как было вызвано произвольное внимание. В
послепроизвольном внимании снижается волевое напряжение, необходимое
при сосредоточении в произвольном внимании.

По мнению А.А. Осиповой и Л.И. Малашинской (2002),
послепроизвольное. внимание - это активное, целенаправленное
сосредоточение сознания, не требующее волевых усилий вследствие
высокого интереса к деятельности.

Как отмечает П.Я. Гальперин (1958), по своим психологическим
характеристикам послепроизвольное внимание имеет черты, сближающие
его с непроизвольным вниманием, но между ними есть и существенное
отличие. Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это
не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а
проявление направленности личности. При послепроизвольном внимании
сама деятельность переживается как потребность, а её результат личностно
значим.

По мнению К.К. Платонова (1972), послепроизвольное внимание
является высшей формой произвольного внимания. Работа настолько
поглощает человека, что перерывы в ней начинают его раздражать, так как
приходится заново втягиваться в процесс, врабатываться. Послепроизвольное
внимание возникает в тех ситуациях, когда цель деятельности сохраняется,
но отпадает необходимость в волевом усилии.

Итак, подытоживая рассмотрение различных видов внимания, можно
сделать вывод, что по активности человека в организации внимания
различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и
послепроизвольное. Все три вида внимания в практической деятельности
человека тесно переплетены взаимными переходами и опираются один на
другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития психических процессов (внимания, мышления, памяти, воображения) у детей 2-3 лет

Игры и упражнения на развитие психических процессов для детей 2-3 лет предназначены для игр как  в детском саду, так и дома. Игры проходят в доброжелательной, непринужденной обстановке. Для игр и...

Статья для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Внимание, как составляющая всех психических процессов»

Знание особенностей внимания детейпозволит найти адекватные средства воспитания внимания в игровой, учебнойи других видах деятельности, а у детей с нарушениями внимания правильнопостроить коррек...

Диагностика психических процессов у дошкольников(мышление,память,внимание,восприятие)

Данные таблицы позволяют продиагностировать дошкольников по психическим процессам....

Влияние игр на развитие психических процессов:памяти, внимания, мышления

Познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление.Рекомендации педагогам и родителям, игры и упражнения по развитию познавательных процессов...

Игры для развития психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память) детей дошкольного возраста

Игры для развития психических процессов детей дошкольного возрастаПсихический процессНазвание игрыИнструкции  к игреПамятьИгра «Рассказываем сказку»Цель: развитие слуховой памяти, объема запомина...

Что такое внимание? Внимание психический процесс, который заключается в отборе необходимой информации в конкретной ситуации и полное отвержение ненужной.

Развиваем внимание  Подобные задания помогают научиться- быть внимательным к содержанию задания;- держать в голове алгоритм его выполнения;- выбирать только искомое;- обращаться к образцу, п...

Основные направления коррекционной работы по развитию всех психических процессов у детей с нарушенным слухом.

Направления работы при развитии психических процесссов у детей с нарушенным слухом....