Программа "Развитие познавательной сферы у детей 6-7 лет с ЗПР"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Программа: «Развитие познавательной сферы у детей 6-7 лет с ЗПР».
Целью данной программы является формирования познавательной сферы у детей 6-7 лет с ЗПР.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
выявление уровня психического развития ребёнка;
развитие и коррекция мотивации обучения в школе, формирование познавательных и социальных мотивов;
развитие навыков общения друг с другом и окружающими людьми в различных жизненных ситуациях;
развитие и коррекция познавательной сферы: внимания, памяти, мышления, воображения;
формирование и развитие произвольности поведения: умения детей сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований.
Нами были выделены принципы реализации программы:
Доступности, который проявляется в соответствии с возрастом и особенностями данной группы детей.
Принцип системности предполагает проведение занятий по определённому графику (2 раза в неделю).
Единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Занятия с одной стороны корректируют нарушения в психическом развитии ребёнка, с другой стороны, помогают предотвратить ещё возникшие проблемы в отдельных сферах развития личности ребенка 6-7 лет.
Единства диагностики и коррекции. По результатам диагностики психического развития детей формируется группа, с которой проводятся коррекционно-развивающие занятия. Эти занятия на протяжении реализации программы могут выступать диагностическими данными продвижения развития ребёнка.
Учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Коррекционно - развивающие занятия программы учитывают особенности познавательного, социального и личностного развития детей с ЗПР. На всех занятиях педагог, психолог, дефектолог ориентируется на ребёнка: его умственные способности, тип темперамента, особенности в сфере общения и другие индивидуальные особенности.
Комплексности методов психологического воздействия. На каждом занятии предполагается использование в комплексе методов психокоррекционного воздействия на ребёнка. Это позволяет охватить все сферы личности ребёнка (личностную, познавательную, социальную).
Принцип закрепления усвоенного. На каждом последующем занятии повторяется и обобщается пройденный материал через вопросы: Что мы делали на прошлом занятии? В какие игры играли?
При затруднениях детям предлагается используемый на предыдущем занятии стимульный материал (продукты деятельности детей, картинки, дидактические игры) Предполагается также повторение игровых упражнений.
Содержание программы
Программа рассчитана на детей 6-7 с ЗПР и включает в себя 2 блока: мотивационный и психокоррекции познавательной сферы.
Мотивационный блок [1]предполагает
помощь детям 6-7 лет в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;
формирование у детей 6-7 лет с ЗПР интереса к учебной деятельности;
организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества;
закрепление знания о поведении ребёнка в школе; формирование социальных и познавательных мотивов учения.
Этот блок рассчитан на 8 занятий.
Блок психокоррекции познавательной сферы. Высокое развитие познавательной сферы является основой интеллектуального развития[2]. Динамика развития познавательной сферы у детей 6-7 лет с ЗПР отстаёт от детей нормально развивающихся. Детям с ЗПР сложно устанавливать причинно-следственные связи, производить классификацию, обобщение, анализ; трудности возникают при долгом удержании внимания на каком-либо объекте или задании, также такие дети испытывают трудности к опосредованному запоминанию предметов, к манипуляциям воображаемыми образами.
Поэтому с помощью специальных (коррекционных) упражнений, в данном блоке, осуществляется тренировка всей познавательной сферы. В задачи данного блока входят:
развитие и коррекция мыслительных операций (классификация, сериация, обобщение);
формирование предпосылок к становлению логического мышления; развитие и коррекция памяти, внимания, воображения, восприятии; развитие мелкой моторики;
развитие и коррекция волевой регуляции, произвольности поведения.
Данный блок рассчитан на 12 занятий и предполагает (если это необходимо) отход от их последовательности, ориентируясь в большей степени на динамику, происходящею в психическом развитии ребёнка.
Данная программа включает в себя 20 занятий: проводилась во второй половине дня. На наш взгляд, такое количество занятий и примерно равное распределение по блокам является оптимальным для развития познавательной сферы у детей 6-7 лет с ЗПР: выработке устойчивой познавательной мотивации обучения в школе, развития и коррекции познавательной сферы детей 6-7 лет.
№ | Тема занятия | Исследуемая сфера |
Блок мотивационной готовности | ||
Правила школьной жизни | 1. познакомить детей с правилами поведения в школе; 2. формировать отношение друг к другу как к целостной группе - классу; 3. развивать интерес к учебной деятельности; 4. развивать межполушарное взаимодействие мозга. | |
Правила в школе | 1. практическое освоение правил поведения во время урока, с которыми детьми познакомились на 1 занятии; 2. развивать навыки сотрудничества друг с другом; 3. создавать доброжелательную атмосферу в группе. | |
Школьник и дошкольник | 1.формировать представления у детей о правах и обязанностях школьника и дошкольника; 2. закреплять знания о поведении в школе; 3. корректировать и развивать концентрацию и устойчивость внимания. | |
Для чего ходят в школу? | 1. продолжать формировать представления о правах и обязанностях школьника; 2. формировать навыки учебного сотрудничества; 3. корректировать и развивать концентрацию внимания. | |
Оценка | 1. дать представление детям о школьной оценке; 2. учить давать адекватную оценку продуктам чужой и своей деятельности; 3. формировать навыки учебного сотрудничества; 4. развивать и корректировать процесс волевой регуляции. | |
Учимся работать дружно | 1. формировать навыки учебного сотрудничества; 2. развивать и корректировать мелкую моторику, устойчивость внимания; 3. формировать умение договариваться со сверстниками. | |
Работаем вместе | 1. формировать навыки учебного сотрудничества; 2. создавать доброжелательную атмосферу при взаимодействии; 3. развивать произвольность поведения. | |
Ученик - учитель | 1. формировать положительное отношение к школе и учёбе; 2.развивать навыки взаимодействия друг с другом; 3. развивать активное внимание. | |
Блок психокоррекция познавательной сферы | ||
Моё внимание | 1. развивать устойчивость, концентрацию внимания; 2. развивать произвольность и самоконтроль, объём внимания; 3. учить точно и быстро реагировать на звуковые сигналы; 4. развивать мелкую моторику. | |
Будь внимателен | 1. развивать переключение и концентрацию внимания; 2. развивать произвольность поведения и самоконтроль; 3. развивать мелкую моторику. | |
Что может моё внимание? | 1. развивать произвольность поведения и самоконтроль; 2. развивать концентрацию, объём и переключение внимания; 3. развивать мелкую моторику. | |
Развиваем внимание | 1. развивать произвольность поведения и самоконтроль; 2. развивать концентрацию и объём внимания; 3. развивать мелкую моторику. | |
Моё мышление | 1. развивать и корректировать операции мышления; 2. развивать переключение и концентрацию внимания; 3. развивать мелкую моторику. | |
Учимся думать | 1. развивать пространственное мышление; 2. развивать произвольность поведения и самоконтроль; 3. развивать мелкую моторику. | |
Логические задачи | 1. развивать логическое мышление; 2. развивать произвольность поведения и самоконтроль; 3. развивать мелкую моторику. | |
Хорошо подумай | 1. развивать мыслительные операции: сериацию, анализ; 2. развивать произвольность и самоконтроль; 3. развивать мелкую моторику; 4. формировать умение ориентироваться на образец. | |
Моя память | 1. развивать и корректировать зрительную и слуховую память; 2. развивать произвольность поведения и самоконтроль; 3. развивать мелкую моторику; 4. учить анализировать зрительный образ. | |
Учимся запоминать | 1. развивать и корректировать зрительную память; 2. развивать умение представлять зрительный образ; 3. формировать умение адекватно оценивать продукты своей деятельности; 4. развивать произвольность поведения и самоконтроль; 5. развивать мелкую моторику. | |
Мой помощник -память | 1. развивать и корректировать долговременную зрительную память; 2. развивать произвольность и самоконтроль; 3. развивать мелкую моторику; 4. развивать концентрацию внимания. | |
Всё помним | 1. развивать и корректировать зрительную непроизвольную память; 2. развивать произвольность и самоконтроль; 3. развивать мелкую моторику. |
Рекомендации, необходимые для проведения занятий
Добровольное участие детей.
Продолжительность занятия 30-40 минут.
Учебная и развивающая нагрузка сочетается с отдыхом, релаксацией.
Создание и поддержание в ходе занятия эмоционально-позитивного фона.
Регулярность и эпизодичность занятий – 2 раза в неделю.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещенность, проветривание, время проведения).
Каждое занятие включает в себя:
вводную часть: ритуал приветствия; рефлексия своего настроения на начало занятия;
основную часть: 3 игровых упражнения и пальчиковую игру на развитие мелкой моторики;
заключительную часть: рефлексия своего настроения на конец занятия; ритуал прощания. Продолжительность каждого занятия 30-35 минут. Такое построение занятия будет обеспечивать эффективную коррекцию личностных и психических особенностей ребёнка; динамичную смену видов деятельности, что снизит утомляемость; научит рефлексировать своё настроение на занятии и в повседневной жизни.
Выбор данных методов обусловлен особенностями развития детей с ЗПР[3]. Так как у таких детей частично отсутствует речь, то наблюдается и отставание в уровне развития мышления, ограниченность социальных контактов, не способность рассказать о испытываемых ими чувствах, узость кругозора. Пальчиковая гимнастика способствует развитию интеллектуальной сферы, так как речь, мышление и мелкая моторика связаны напрямую. Арт терапевтические методы и ролевые игры позволяют детям выразить свои чувства на бумаге через рисунки, проиграть тревожащие их моменты, жизненные ситуации. Это не травмирует ребенка, способствует повышению самооценки, потому что он берет на себя игровую роль и действует в воображаемом плане, то есть знает, что эту игру в любой момент он может прекратить.
Формы работы: групповая и индивидуальная. В мотивационном блоке предпочтение отдаётся групповым формам работы, что обусловлено задачами данных блоков (формирование навыков сотрудничества с детьми, обучение навыкам построения общения со сверстниками и взрослыми). В блоке психокоррекции познавательной сферы индивидуально – групповым. Если на групповом занятии у ребёнка наблюдаются пробелы в развитии отдельных познавательных процессов, то с ним проводится дополнительно индивидуальная углубленная работа.
К программе разработана рабочая тетрадь. В данной рабочей тетради были представлены различные упражнения разных авторов: Васильевой С.А. , Стребелеой Е.А., Тихомировой Л.Ф., Ольшанской Е.В. (Смотри приложение 2).
При планировании коррекционных занятий учитывались развивающие программы М. Ю. Гаврикова «Коррекционно-развивающие занятия. Развитие познавательной сферы. 1-4 класс», Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д «Дети с ЗПР. Коррекционные занятия в общеобразовательной школе».
С целью повышения эффективности реализации программы в процесс развитие познавательной сферы у детей 6-7 лет с ЗПР включаются все субъекты воспитательно-образовательного процесса: педагоги, родители. Их просвещение осуществляется через проведение консультаций, составление буклетов, информационных листовок, проведение семинаров – практикумов.
К концу реализации программы предполагается, что у ребёнка с ЗПР повысится уровень познавательной сферы: ведущими мотивами станут познавательные и социальные, он получит представления о правилах школьной жизни, возрастёт его интерес к учебной деятельности; повысится его уровень развития познавательных процессов: способность к анализу, обобщению, классификации, сериации, высокой концентрации и переключаемости внимания; сформируется способность к опосредованному запоминанию, становлению предпосылок для словесно-логического мышления. В результате ребёнок сможет в дальнейшем без затруднений обучаться как в специально коррекционном классе, так и в общеобразовательном классе и успешно осуществлять свою учебную деятельность.
[1] Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.:МОДЭК,2007. – 400 с.
[2] Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002 - 510 с.
[3] Власова Т.А. Обучение детей с задержкой психического развития. -М.: Просвещение, 1999.-119с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста.
Одним из важнейших факторов развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста является создание условий, способствующих формированию их способностей....
«Особенности познавательной сферы у детей со сложной структурой дефекта»
В России на основе изучения особенностей развития детей с особенностями развития создана система коррекционного обучения . Исследования, посвященные изучению неуспевающих детей с различным...
3анятие, направленное на развитие познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста
развитие высших психических функций ...
Статья "Театрализованная деятельность в коррекции речевой и познавательной сферы у детей с ЗПР"
Формирование речевой и познавательной коммуникативной сферы посредством театрализованной деятельности является эффективным средством коррекции детей группы ЗПР....
Развитие познавательной сферы у детей дошкольного возраста.
Под познавательным развитием понимают совокупность врожденных и приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности....
Картотека игровых упражнений по формированию познавательной сферы у детей старшего возраста
Система игровых упражнений на развитие памяти, внимания, мышления у детей старшего возраста...
«РАЗВИВАЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ СФЕРУ ПСИХИКИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ»
ПАМЯТКА для родителей по развитию детей 5-6 лет...