Картотека игровых упражнений по формированию познавательной сферы у детей старшего возраста
картотека по математике (старшая, подготовительная группа) на тему
Система игровых упражнений на развитие памяти, внимания, мышления у детей старшего возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Картотека игровых упражнений по формированию познавательной сферы у детей старшего возраста
Система игровых упражнений на развитие памяти у детей
Задачи | Д/игры, упражнения |
Сентябрь | |
1) Развитие внимания 2) Развитие мелкой моторики | «Переплетенные линии» (проследи глазами все линии без помощи рук и найди конец каждой линии) «Продолжи ряд» (графический диктант №1 |
1) Развитие зрительной памяти 2) Развитие графических навыков | «Кого не стало?» (с детьми) «Проведи пунктирные линии слева направо |
Октябрь | |
1) Развитие слуховой памяти 2) Развитие мелкой моторики | «Нарисуй, что запомнил» (5предметов) «Продолжи ряд» (графический диктант №1) |
1) Развитие зрительной памяти 2) Развитие мелкой моторики | «Запомни фигурки» (посмотри 5 геометрических фигур, нарисуй, вспомни цвет и форму) «Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) > |
1) Развитие слуховой памяти 2) Развитие мелкой моторики | «Пропущенная цифра» (читается цифровой ряд и пропускается цифра) «Продолжи ряд» (графический диктант №2) |
1) Развитие зрительной памяти 2) Развитие мелкой моторики | «Вспомни буквы» (вспомни и напиши буквы (5), которые только что видел) «Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) v |
Ноябрь | |
1) Развитие зрительной памяти 2) Развитие графических навыков | «Чего не стало?» (с игрушками) «Проведи пунктирные линии сверху вниз» |
1) Развитие слуховой памяти 2) Развитие мелкой моторики | «Нарисуй, что запомнил» (7 предметов) «Увеличь фигуру» (обведи по контуру и увеличь) |
1) Развитие зрительной памяти 2) Развитие графических навыков | «Кого не стало?» (с детьми) «Проведи пунктирные линии слева направо» |
1) Развитие тактильной, зрительной памяти 2) Развитие мелкой моторики | «Кто стоит перед тобой» (у ребенка завязаны глаза, определяет на ощупь) «Уменьши фигуру» (обведи по контуру и уменьши) |
Декабрь | |
1) Развитие зрительной памяти 2) Развитие графических навыков | «Нарисуй то что запомнил» (запомнить и затем зарисовать изображение любых фигур» «Закончи задание» (с опорой на рисунок) |
1) Развитие двигательной памяти 2) Развитие мелкой моторики | «Повтори движение» (один наблюдает за несколькими детьми, затем повторяет движения того, кого выберет ведущий) «Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) ? |
1) Развитие наблюдательности, зрительной памяти 2) Развитие мелкой моторики | «Художник» (не называя ребенка, дать другому его словесный портрет, не глядя на него) «Продолжи ряд» (графический диктант №3) |
1) Развитие слуховой памяти 2) Развитие графических навыков | «Запомни слова» (запомни и воспроизведи 10 слов) «Закончи задание» (с опорой на рисунок) |
Январь | |
1) Развитие зрительной памяти 2) Развитие мелкой моторики | «Радио» (диктор разыскивает девочку по описанию) «Продолжи ряд» (графический диктант №4) |
1) Развитие двигательной памяти 2) Развитие мелкой моторики | «Кукловод» I вариант «Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) \ |
1) Развитие зрительной памяти 2) Развитие мелкой моторики | «Повтори рассказ» (воспроизведение рассказа 2-3 пр.) «Закончи ряд» (с опорой на рисунок) |
1) Развитие зрительной памяти 2) Развитие мелкой моторики | «Назови и нарисуй все цвета радуги по порядку) «Продолжи ряд» (графический диктант №5) |
Февраль | |
1) Развитие двигательной памяти 2) Развитие графических навыков | «Кукловод» II вариант “Наматываем клубочки” (от центра) |
1) Развитие зрительной памяти 2) Развитие графических навыков | «Запомни порядок» (перечисли, отвернувшись, кто за кем стоит – 5 чел.) «Закончи ряд» (с опорой на рисунок) |
1) Развитие моторно-зрительной памяти 2) Развитие графических навыков | «Разведчики» I вариант. «Наматываем клубочки» (с края в центр) |
1) Развитие слуховой памяти 2) Развитие мелкой моторики | «Я помню 5 имен мальчиков…» «Продолжи ряд» (графический диктант №6) |
Март | |
1) Развитие моторно-слуховой памяти2) 2)Развитие зрительно-моторной координации | «Повтори за мной» (отработка ритмических фраз) «Точки» (копирование группы точек) |
1) Развитие слуховой памяти 2) Развитие графических навыков | «Я помню 5 названий городов…» «Наматываем клубочки» (по часовой стрелке) |
1) Развитие моторно-зрительной памяти 2) Развитие мелкой моторики | «Разведчики» II вариант “Продолжи ряд” (графический диктант №7) |
1) Развитие зрительной памяти 2) Развитие графических навыков | «Запомни порядок» (перечисли, отвернувшись, кто за кем стоит-7 чел.) «Закончи ряд» (с опорой на рисунок) |
Апрель | |
1) Развитие памяти, ориентировки в пространстве 2) Развитие графических навыков | «Где ты был?» «Нарисуй рисунок по точкам» |
1) Развитие слуховой памяти 2) Развитие графических навыков | «Антонимы» «Графические узоры» (продолжи по клеточкам) |
1) Развитие моторно-слуховой памяти 2) Развитие мелкой моторики | «Повтори за мной» (отработка ритмических фраз) «Продолжи ряд» (графический диктант №8) |
1) Развитие слуховой памяти 2) Развитие графических навыков | «Синонимы» «Нарисуй рисунок по точкам» |
Май | |
1) Развитие зрительной памяти 2) Развитие графических навыков | «Чего не стало?» (с игрушками) «Проведи пунктирные линии сверху вниз» |
1) Развитие слуховой памяти 2) Развитие мелкой моторики | «Нарисуй, что запомнил» (7 предметов) «Увеличь фигуру» (обведи по контуру и увеличь) |
1) Развитие зрительной памяти 2) Развитие графических навыков | «Кого не стало?» (с детьми) «Проведи пунктирные линии слева направо» |
1) Развитие тактильной, зрительной памяти 2) Развитие мелкой моторики | «Кто стоит перед тобой» (у ребенка завязаны глаза, определяет на ощупь) «Уменьши фигуру» (обведи по контуру и уменьши) |
Система игровых упражнений на развитие внимания у детей
Задачи | Д/игры, упражнения |
Октябрь | |
1) Развитие внимания 2) Развитие мелкой моторики | «Переплетенные линии» (проследи глазами все линии без помощи рук и найди конец каждой линии) «Продолжи ряд» (графический диктант №1) |
1) Развитие зрительного восприятия 2) Развитие мелкой моторики | «Сложи картинку» (складывание целого из частей) «Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) > |
1) Развитие внимания (избирательность внимания) 2) Развитие мелкой моторики | «Помоги Коту в сапогах найти второй сапог» «Продолжи ряд» (графический диктант №2) |
1) Развитие слухового восприятия 2) Развитие мелкой моторики | «Слушай хлопки» (слушай сколько раз я хлопну в ладоши - нарисуй столько кружков) «Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) v |
Ноябрь | |
1) Развитие зрительного внимания 2) Развитие графических навыков | «Угадай, чего не стало?» «Проведи пунктирные линии сверху вниз» |
1) Развитие слухового внимания 2) Развитие мелкой моторики | «Лягушка» (угадай по голосу) «Увеличь фигуру» (обведи по контуру и увеличь) |
1) Развитие объема и концентрации внимания 2) Развитие графических навыков | «Выложи кружки как у меня» «Проведи пунктирные линии слева направо» |
1) Развитие слухового внимания 2) Развитие мелкой моторики | «Запретное число» «Уменьши фигуру» (обведи по контуру и уменьши) |
Декабрь | |
1) Развитие произвольного внимания 2) Развитие графических навыков | «Четыре стихии» «Закончи задание» (с опорой на рисунок) |
1) Развитие тактильного восприятия 2) Развитие мелкой моторики | «Чудесный мешочек» (узнай предметы на ощупь) «Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) ? |
1) Развитие слухового внимания 2) Развитие мелкой моторики | «Нарисуй фигуры» (затем выполнить с ними действия по инструкции) «Продолжи ряд» (графический диктант №3) |
1) Развитие зрительного внима-ния, концентрации внимания 2) Развитие графических навыков | «Перепутаница» (найди предмет в запутанном рисунке) «Закончи задание» (с опорой на рисунок) |
Январь | |
1) Расширение объема внимания 2) Развитие мелкой моторики | «Угадай: какой буквы не стало?» «Продолжи ряд» (графический диктант №4) |
1) Развитие зрительного внимания 2) Развитие мелкой моторики | «Опиши…» (кого-нибудь из детей… по памяти с закрытыми глазами) «Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) \ |
1) Развитие произвольного внимания 2) Развитие графических навыков | «Перепутаница» (что неправильно нарисовал художник) «Закончи ряд» (с опорой на рисунок) |
1) Развитие концентрации внимания 2) Развитие мелкой моторики | «Найди фигуру» (уметь выделить фигуру из «зашумленного» рисунка) «Продолжи ряд» (графический диктант №5) |
Февраль | |
1) Развитие слухового внимания 2) Развитие графических навыков | «Слушай» (займи позу на определенное количество хлопков) «Наматываем клубочки» (от центра) |
1) Расширение объема внимания 2) Развитие графических навыков | «Выложи цифры» (в той последовательности как было) «Закончи ряд» (с опорой на рисунок) |
1) Развитие слухового внимания 2) Развитие графических навыков | «Горшочек» «Наматываем клубочки» (с края в центр) |
1) Развитие зрительного внимания 2) Развитие мелкой моторики | «Что изменилось?» (на столе, в группе, дети пересели) «Продолжи ряд» (графический диктант №6) |
Март | |
1) Развитие произвольного внимания 2) Развитие зрительно-моторной координации | «Путаница имен» (с мячом) «Точки» (копирование группы точек) |
1) Развитие слухового внимания 2) Развитие графических навыков | «Улиточка» (узнай по голосу) «Наматываем клубочки» (по часовой стрелке) |
1) Развитие зрительного восприятия 2) Развитие мелкой моторики | «Найди 5 отличий» (чем 2 картинки отличаются) «Продолжи ряд» (графический диктант №7) |
1) Развитие устойчивого внимания 2) Развитие графических навыков | «Вычеркни букву» (газетный вариант) «Закончи ряд» (с опорой на рисунок) |
Апрель | |
1) Развитие слухового внимания 2) Развитие графических навыков | «Слухачи» (послушаем звуки) «Нарисуй рисунок по точкам» |
1) Развитие зрительного восприятия 2) Развитие графических навыков | «Найди отличия» (чем 2 картинки отличаются) «Графические узоры» (продолжи по клеточкам) |
1) Развитие слухового восприятия 2) Развитие мелкой моторики | «Лабиринт» (графический диктант – помоги человеку добраться до цирка) «Продолжи ряд» (графический диктант №8) |
1) Развитие слухового восприятия 2) Развитие графических навыков | «Нелепицы» (что неправильно сказано) «Нарисуй рисунок по точкам» |
Система игровых упражнений на развитие мышления у детей
Задачи | Д/игры, упражнения | |
Октябрь | ||
1) Развитие логического мышления 2) Развитие мелкой моторики | «Летает не летает» «Продолжи ряд» (графический диктант №1) | |
1) Развитие умения классифицировать 2) Развитие мелкой моторики | «Найди 2 одинаковых предмета» (из ряда похожих) «Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) > | |
1) Развитие логического мышления 2) Развитие мелкой моторики | «Съедобное несъедобное» «Продолжи ряд» (графический диктант №2) | |
1) Развитие умения классифицировать 2) Развитие мелкой моторики | «Что лишнее?» (вербально) «Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) v | |
Ноябрь | ||
1) Развитие умения сравнивать 2) Развитие графических навыков | «Найди 5 отличий» (2 картинки) «Проведи пунктирные линии сверху вниз» | |
1) Развитие логического мышления 2) Развитие мелкой моторики | Задача-шутка «Сколько ушей у 2 мышей?» «Увеличь фигуру» (обведи по контуру и увеличь) | |
1) Развитие зрительного синтеза 2) Развитие графических навыков | «Чего не хватает на рисунке?» (Найди недостающие детали изображения) «Проведи пунктирные линии слева направо» | |
1) Развитие слухового синтеза 2) Развитие мелкой моторики | «Нелепица» (вербально) «Уменьши фигуру» (обведи по контуру и уменьши) | |
Декабрь | ||
1) Развитие логического мышления 2) Развитие графических навыков | Задача-шутка «Сколько сапожек Оля купила, чтобы кошка лапок не замочила?» «Закончи задание» (с опорой на рисунок) | |
1) Развитие анализа и синтеза 2) Развитие мелкой моторики | «Собери танграм» «Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) ? | |
1) Развитие умения обобщать 2) Развитие мелкой моторики | «Я знаю 5 названий…» «Продолжи ряд» (графический диктант №3) | |
1) Развитие умения классифицировать 2) Развитие графических навыков | «Что лишнее?» (с картинками) «Закончи задание» (с опорой на рисунок) | |
Январь | ||
1) Развитие логического мышления 2) Развитие мелкой моторики | Думай и считай : «На столе 3 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе?» «Продолжи ряд» (графический диктант №4) | |
1) Развитие слухового синтеза 2) Развитие графических навыков | «Нелепица» (вербально) «Закончи ряд» (с опорой на рисунок) | |
1) Развитие логического мышления 2) Развитие мелкой моторики | Отгадай загадку: «Три пушистых кошечки улеглись в лукошечке. Тут одна к ним прибегала. Сколько вместе кошек стало?» «Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) \ | |
1) Развитие зрительного синтеза 2) Развитие мелкой моторики | «Перепутанница» (Что неправильно нарисовал художник?) «Продолжи ряд» (графический диктант №5) | |
Февраль | ||
1) Установление последовательности событий 2) Развитие графических навыков | «Разложи картинки так, чтобы получился рассказ» “Наматываем клубочки” (от центра) | |
1) Развитие зрительного синтеза 2) Развитие графических навыков | «Перепутанница» (Сколько геометрических фигур здесь нарисовано?) «Закончи ряд» (с опорой на рисунок) | |
1) Развитие умения обобщать 2) Развитие графических навыков | «Я знаю 5 названий…» «Наматываем клубочки» (с края в центр) | |
1) Развитие логического мышления 2) Развитие мелкой моторики | Задача-шутка: «Росло 4 березы. На каждой березе по 4 ветки, на каждой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок?» «Продолжи ряд» (графический диктант №6) | |
Март | ||
1) Развитие умения сравнивать 2) Развитие зрительно-моторной координации | «В ряду похожих найди предмет, отличающийся от других» «Точки» (копирование группы точек) | |
1) Развитие умения классифицировать 2) Развитие графических навыков | «Что лишнее?» (вербально) «Наматываем клубочки» (по часовой стрелке) | |
1) Развитие умения сравнивать 2) Развитие мелкой моторики | «Найди 10 отличий» (2 картинки) “Продолжи ряд” (графический диктант №7) | |
1) Развитие логического мышления 2) Развитие графических навыков | Задача-шутка: «В аквариуме, в молоке, плавали 4 рыбки, к ним добавили еще 2 рыбки. Сколько рыбок плавает в аквариуме?» «Закончи ряд» (с опорой на рисунок) | |
Апрель | ||
1) Развитие тактильных анализаторов2) Развитие графических навыков | «Чудесный мешочек» (Узнай и назови предмет на ощупь) «Нарисуй рисунок по точкам» | |
1) Развитие логического мышления 2) Развитие графических навыков | Задача-шутка: «Бабушка связала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки?» «Графические узоры» (продолжи по клеточкам) | |
1) Развитие умения классифицировать 2) Развитие мелкой моторики | «Что лишнее?» (с картинками) «Продолжи ряд» (графический диктант №8) | |
1) Развитие логического мышления 2) Развитие графических навыков | «Синоним-антоним» «Нарисуй рисунок по точкам» | |
Май | ||
1) Развитие умения сравнивать 2) Развитие графических навыков | «Найди 5 отличий» (2 картинки) «Проведи пунктирные линии сверху вниз» | |
1) Развитие логического мышления 2) Развитие мелкой моторики | Задача-шутка «Сколько ушей у 2 мышей?» «Увеличь фигуру» (обведи по контуру и увеличь) | |
1) Развитие зрительного синтеза 2) Развитие графических навыков | «Чего не хватает на рисунке?» (Найди недостающие детали изображения) «Проведи пунктирные линии слева направо» | |
1) Развитие слухового синтеза 2) Развитие мелкой моторики | «Нелепица» (вербально) «Уменьши фигуру» (обведи по контуру и уменьши) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система игровых упражнений по развитию связной речи у детей старшего возраста с применением игровых методов и приемов
Все упражнения представлены по уровням сложности.Разбиты на следующие блоки: 1. Составление рассказов по наблюдаемым действиям2. Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам3. Составление рас...
Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста
Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста...
Картотека игровых упражнений по формированию познавательной сферы у детей старшего возраста
Система игровых упражнений на развитие у детей памяти, внимания и мышления...
Картотека игровых упражнений, направленных на профилактику плоскостопия у детей дошкольного возраста
Данный материал будет полезен для использования как практикующим педагогам, так и родителям дошкольников...
Подвижные игры и игровые упражнения на формирование волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Рекомендации для педагогов и родителей для организации подвижных игр по формированию волевых качеств у старших дошкольников....
Методическая разработка дидактических игр и игровых упражнений для формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста на этапе счётной деятельности
Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.Дидактическая игра – обучающая игра, обязательным элементом которой является познавательное содержание и дидактическая задача....