Статья "Театрализованная деятельность в коррекции речевой и познавательной сферы у детей с ЗПР"
статья (подготовительная группа) на тему

Формирование речевой  и познавательной коммуникативной сферы посредством театрализованной деятельности является эффективным средством коррекции детей группы ЗПР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Театрализованная деятельность в коррекции речевой и познавательной сферы у детей с ЗПР»

Российская Карина Валерьевна

Учитель – дефектолог  1 категории

ГБДОУ №32

      Аннотация: Формирование речевой и познавательной коммуникативной сферы посредством театрализованной деятельности является эффективным средством коррекции детей группы ЗПР.

     Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития – одна из главных задач, стоящих перед педагогами , работающими с детьми группы ЗПР. Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции всё больше ориентируются на использование разных видов искусства.

     Основными недостатками, мешающими обучению детей с ЗПР, являются – плохая восприимчивость ко всему новому и сниженная познавательная активность. Детям тяжело целенаправленно заучивать и запоминать что-либо. Кроме того, детям с задержкой психического развития сложно усваивать материал в связи с несформированностью высших психических функции и различными видами нарушения речи: дизартрия, дислалия, моторная алалия, несформированность словарного запаса, косноязычием. Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой интерес.

     По словам К.С.Станиславского, «природа театра и его искусства сплошь основана на общении действующих лиц между собой и каждого с самим собой», «…на сцене происходит взаимное и непрерывное общение, так как игра артистов состоит исключительно из диалогов».[6]  Проживая и переживая вместе с героями различные ситуации, недоступные в реальной жизни, ребенок познает новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений и частично переносит их в повседневную деятельность.  А. Н. Леонтьев отмечает, что общение с искусством позволяет ребенку «реализовать и развивать аспекты личности, которые не активизируются в обычном общении».[5]

    Коммуникативные действия в театрализованной деятельности опосредованы через ведущую деятельность дошкольного возраста -  игровую. Именно игра оказывает самое значительное влияние на развитие ребенка, прежде всего потому, что в игре дети учатся полноценному общению. Игровая роль  - та внешняя опора, которая помогает ребёнку управлять своим поведением. Роль может раскрыть в ребёнке потенциальный коммуникативный ресурс. Театрализованная игра создает возможности для развития творческого воображения ребёнка, подключения его образного мышления к волшебному и реальному плану. При этом социализируется вся сенсорная система: зрение, слух, осязание, пространственно-моторные механизмы.

     Театрализованная деятельность для ребенка с ЗПР обеспечивает комплекс психолого – педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, его саморазвитию, удовлетворению ведущих потребностей возраста, максимальной коррекции, компенсации нарушений развития речи, сопутствующих нарушений (двигательных, эмоциональных и пр.).

     Театрализованная деятельность характеризуется эмоциональным фоном, творческой атмосферой, настраивает на творческое созидание, имеет разнообразное предметное и информационное наполнение, побуждающее детей не только к организованной, но и к свободной творческой деятельности.[4]

     Цель, которую мы преследуем, используя в своей работе с детьми с задержкой психического развития театрализованную деятельность – коррекция речевой и познавательной сфер.

    Вот лишь некоторые из задач, которые мы успешно можем решить в ходе работы над театрализацией:

  • Пополнение и активизация словаря (за счет слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков);
  • Отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков;
  • Закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;
  • Совершенствования монологической и диалогической форм речи;
  • Воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе;
  • Расширение представлений об окружающем мире;
  • Развитие мышления, воображения, памяти, восприятия;
  • Совершенствование артистических навыков детей (умение передавать мимикой, жестами, движением, голосом эмоции);
  • Развитие мелкой и крупной моторики.

     В своей работе мы используем различные виды театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети играют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок исполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: героев изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли как настоящие артисты – кукловоды. Также проводятся спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками. Кроме того, при проведении утренников мы используем элементы различных видов театра: варежковый, марионетки, куклы живой рукой. Вершиной творчества являются мюзиклы по мотивам того или иного произведения или сказки.

     Роль педагога в организации и проведении театрализованной деятельности очень велика.

      С чего же начать? С выбора произведения, и это самый ответственный шаг, от которого зависит успех постановки. Затем начинается подготовительный этап работы, в который включены все специалисты, работающие с данной группой детей.

  1. Ознакомление с произведением, распределение ролей (учитывая возрастную категорию), для старших детей – необходимо считаться с их личными желаниями.
  2. Обогащение словаря, по данной и смежным темам.
  3. Разучивание текста, «подгонка» роли под определенного ребенка (замена слов с учётом звукового наполнения, упрощение фраз).
  4. Изготовление атрибутики (билеты, костюмы, афиша, декорации), по мере возможности привлекаем самих детей, с учетом их возрастной группы, привлекаем к этому этапу родителей.
  5. Подбор музыкального сопровождения, в старшем возрасте привлекаем детей, как к выбору музыкальных отрывков, так и к их исполнению (например: под бубен выходит петух, под барабан медведь, обязательно обсуждаем , звучание какого инструмента подходит тому или иному герою).
  6. Репетиции с использованием мимики, жестов, походки, интонации (сначала индивидуально, затем по подгруппам и только как заключительный момент – общая драматизация).

     Музыкальный руководитель проводит работу с голосом, подбор соответствующих характеру и темпераменту действующего лица музыкальных отрывков, ритмические упражнения с переключением внимания, логопедические распевки и массаж, прослушивание с детьми мелодий, постановка общих танцев.  

     Воспитатель занимается чтением художественной литературы, обогащением словаря, продуктивной деятельностью (цвета, формы, тактильные ощущения, лепка, аппликация), развитием мелкой моторики.

      Дефектолог параллельно со всеми специалистами проводит свою коррекционную работу, которая включает в себя:

  • Артикуляционную гимнастику (напрямую связана с дикцией и легче всего воплощается в театральных формах: «покажите как волк скалит клыки», «как дышит собачка, высунув широкий язычок»).
  • Развитие речевой интонационной выразительности (в младшем возрасте начинаем со звукоподражаниий).
  • Логоритмические  упражнения без музыкального сопровождения (речь с движением).
  •  Упражение  для эмоционального развития детей (мимика, жесты, элементы пантомимы, т.е. психогимнастика:  «ты – маленький котенок, который потерялся», «ты  - рассерженный медведь», «ты – пират, который нашел клад»). Очень трудно наших детей научить передавать мимикой и голосом эмоции, которые они не испытывают в данный момент на самом деле -  гордость, страх, испуг, злость, милосердие.
  • Театральные этюды, в которых нужно передать несколько действий, объединенных сюжетом –« Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».
  • Коррекционно – развивающие игры на :
  1. Развитие памяти с расширением словарного запаса;
  2. Загадки, небылицы;
  3. Слуховое восприятие «Узнай по описанию», «Нарисуй по описанию»;
  4. Логическое мышление «Что сначала, что потом», «Четвертый лишний»;
  5. Ассоциативное мышление (подбор слов ассоциации);
  6. Грамматику (все доступные возрасту виды игровых упражнений на словоизменение и словообразование);
  7. Воображение (фразеологизмы, пословицы);
  8. Развитие мелкой моторики;
  9.  Лексику (за счет смежных тем идет обогащение и активизация словаря).

     Вся эта кропотливая работа является «работой» только для взрослых, а для детей это, прежде всего игра.

     И если сначала она протекает организованно, направляется педагогами, то потом она становится самостоятельной деятельностью детей.

     Применение театрализованной деятельности как средства коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей с ЗПР оказывает положительное  влияние на развитие эмоциональной экспрессивности, экспрессивной речи, воображение, развития адаптивного процесса общения, повышает эффективность коррекции коммуникативной сферы, формирования основ образного мышления на этапе подготовки детей к процессу обучения в школе.

      Наблюдается значительное повышение  речевой активности и коммуникативной направленности речи, использование различных типов коммуникативной направленности речи, использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение – побуждение, обращение – вопрос, обращение - сообщение); овладение «схемой беседы», усвоение способов невербального (неречевого) общения: овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике  общения; развитие связной, диалогической речи.

    Всё это красноречиво свидетельствует об эффективности использования театрализованной деятельности в коррекции эмоционально – личностной, речевой, коммуникативной сферы у детей с ЗПР.

     Таким образом, искусство театра, театрализованная деятельность дошкольников  являются эффективным средством коррекции коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с ЗПР, может быть рекомендована в работе не только с детьми, имеющими отклонения, но и с детьми, не требующими коррекции развития.

Список литературы:

  1. Антипина Е.А.  Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии.-М.:ТЦ Сфера, 2009.
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.:1997.
  3. Гончарова О.В. Карташова М.Г. Театральная палитра. – ТЦ Сфера, 2010.
  4. Запорожец А.В. Психология восприятия  сказки ребёнком-дошкольником // Дошкольное воспитание.
  5. Мигунова Е.В.  Театральная педагогика в детском саду.-М.: ТЦ Сфера, 2009.
  6. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.,1938.
  7. Театр кукол и игрушек в детском саду/ сост. Власенко О.П. – Волгоград: Учитель, 2009.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция речевого и психического развития детей дошкольного возраста со смешанными специфическими растройствами психической сферы в экспериментальной деятельности

Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение ...

Коррекция речевого и психического развития детей дошкольного возраста со смешанными специфическими растройствами психической сферы в экспериментальной деятельности.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира у ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им  окружающего мира. До...

Использование игровой деятельности в коррекции речевых нарушений

В системе различных игр дети усваивают правила поведения в игровых и мнимых, но отражающих реальные, жизненные явления и отношения людей ситуациях. Усвоенные формы  взаимоотношений способствуют п...

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика,...

Использование театрально-игровой деятельности в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ (презентация)

Использование театрально-игровой деятельности в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ....

«Театрализованная деятельность в коррекции речевого развития детей дошкольного возраста»

Главная мысль сказки в том, что нельзя разговаривать с незнакомыми людми, и рассказывать им о себе. Основная идея в том, что дети не должны ходить в лес одни....