Сообщение для педагогов на тему «Методика работы по ознакомлению детей со строением своего организма».
материал (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Сегодня отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция к общей ослабленности здоровья воспитанников д/с, снижение иммунитета. Поэтому сохранение и укрепление здоровья — одна из главных стратегических задач дошкольного воспитания.
Уже в дошкольном возрасте возникает необходимость формировать у детей главную позицию, направленною на укрепление и сохранение своего здоровья, которая последствии стала бы потребностью, привычкой, элементарным навыком.
Педагоги должны не только давать качественные знания своим воспитанникам, но и формировать у них сознательную установку на здоровый образ жизни, научить жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Должны понимать, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Рядом с педагогом и ребенком идут родители, которые помогают детям использовать полученные ими знания и умения в обыденной жизни. Для этого необходимо постоянно держать их в курсе того, что изучают дети.
Проблема оздоровления, воспитания и развития — кампания не одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа ДОУ и семьи на длительный период времени. Учитывая, что целостность педагогического процесса достигается в ходе систематической работы по формированию здорового образа жизни, созданию соответствующей предметно-развивающей среды и взаимодействию всех участников образовательного процесса, мы разработали систему по формированию здорового образа жизни у детей, которая включает в себя три этапа.
На первом этапе мы начали с того, что познакомили детей с особенностями человеческого тела, с тем, что такое здоровье.
В игровой форме дети узнали, чем отличаются люди друг от друга (высокие, низкие, толстые, худые, старые, молодые, дети и взрослые) и что общего у разных на вид людей (люди похожи друг на друга формой тела).
Чтобы дети могли лучше изучить свое тело, просили их подойти к зеркалу и рассмотреть себя и своего соседа. Также около зеркала ребятам предлагали изобразить как, по их мнению, выглядит здоровый и больной человек. Вместе анализировали их внешний вид. Дети самостоятельно делали вывод, что здоровый человек всегда улыбается, у него хорошее настроение, он опрятно одет и причесан.
Овладение знаниями через игру стало для нас главным условием работы.
В повседневной жизни для самостоятельной деятельности, детям предлагались дидактические игры на закрепление пройденного материала, создавались игровые и проблемные ситуации.
Например, в дидактической игре «Назови и покажи» мы называли какое-то действие, а дети называли соответствующую часть тела и показывали её.
Целью игры «Умею — не умею» было акцентировать внимание детей на умениях и физических возможностях своего организма.
В дидактической игре «Человек – человеку» дети учились находить сходство и различие между человеком и куклой.
При помощи серии дидактических игр, детей подводили к мысли о том, что организму для здоровья необходимы разные полезные продукты и витамины. Это такие игры, как «Полезно — вредно », «Составь меню», «Чудесный мешочек», «Красный — синий», «Разложи правильно».
В гости к детям приходили сказочные персонажи и - просили помочь справиться с бедой. Так, в гости к детям приходила принцесса Витаминка и интересовалась, почему в этой группе такие веселые, бодрые, энергичные дети. Ребята с удовольствием отвечали на ее вопросы.
Еще одной формой, которая наиболее полюбилась детям, были «Размышления детей на тему...», проходившие в теплой непринужденной обстановке.
Дети собирались в круг, обычно это проходило в вечернее время, говорили о здоровье человека. Они рассказывали, как с родителями или другими членами семьи проводили время с пользой для здоровья.
Также мы предлагали детям проблемную ситуацию. Обсуждая ее, дети методом проб и ошибок делали выводы о важности здорового образа жизни для человека.
Большое внимание уделялось работе с наглядным материалом. Для этого в «уголок здоровья», созданный в группе, вносили различные иллюстрации с изображением больного и здорового человека, полезных и вредных продуктов. Совместно с детьми оформили «Азбуку здоровья», которая напоминает детям о бережном отношении к своему организму.
Сформировав у детей представления о человеке как о части природы, раскрыв возможности человеческого организма, перешли ко второму этапу, целью которого было дать элементарные представления о том, как устроено тело человека, об основных органах чувств, сформировать навыки ухода за ними. Детей приучали выполнять простейшие упражнения: полоскание рта, релаксацию, несложные дыхательные упражнения, игровые массажи.
Чтобы на конкретном примере показать, к чему может привести несоблюдение человеком элементарных правил сохранения своего здоровья, использовали моделирование ситуации, цель которой — в реальных условиях показать, что здоровый человек это не только тот, кто укрепляет свой организм при помощи физических упражнений, но еще и следит за здоровьем разных частей тела.
Изучать организм мы начали с главного органа человека — сердца. Перед нами стояла задача объяснить, для чего человеку необходимо сердце, что случится, если оно не будет работать. Далее беседовали о том, что необходимо делать, чтобы сохранить своё сердце здоровым. Предлагали игры по укреплению работы сердца. Например: «Выбери продукты, полезные для работы сердца». В конце беседы дети рисовали сердце.
Изучая органы чувств, или с помощью чего человек познает окружающий мир, ставили цель: сформировать у детей первоначальные представления об органах чувств, с помощью которых человек познает мир; сообщить элементарные сведения; развивать зрительную, слуховую и моторную память, внимание, наблюдательность. Для этого рассматривали макеты этих органов, использовали игры и упражнения, например: «Умеем ли мы видеть?», «Водолазы», «Скажи тихо, громко», «Чьи глаза тебе помогут?» и т.д.
При ознакомлении детей с человеческим организмом очень хорошо зарекомендовала себя исследовательская деятельность. Для этого мы сделали подбор опытов и экспериментов, которые помогают, например, подвести детей к пониманию причин возникновения звуков речи, определить вкусовые зоны языка и т.д.
Чтобы подвести детей к пониманию роли разных частей тела в организме человека, проводили игровой тренинг.
Используя схемы, обучали детей правильной чистке зубов, а также различным видам гимнастик: пальчиковой, артикуляционной, гимнастике пробуждения. Учили выполнять игровой массаж и самомассаж. Игровая форма и стихотворные тексты быстро помогали запомнить упражнения.
Цель третьего этапа — формирование представлений о факторах, влияющих на здоровье человека, закрепление знаний о здоровом образе жизни.
Организуя работу на этом этапе, стараемся показать, что здоровый человек должен не только ухаживать за своим телом, но и соблюдать режим дня, заниматься спортом, много гулять, закалять свой организм. Этому, например, способствует организация двигательной активности на прогулке.
На прогулках мы организуем шутливые игры: попрыгай, побегай, не сгибая колен; стань маленьким, низкого роста; стань большим; достань веточку на дереве и т.д. Выполняя эти упражнения, ребенок понимает, зачем нужны руки, ноги, колени, локти, пальцы на руках и ногах.
В свободное время разучиваем пословицы и поговорки о здоровье, например, «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Береги платье снову, а здоровье смолоду» и т.д.
При знакомстве с произведениями художественной литературы мы вспоминаем сказки, в которых герои были очень доверчивы и неосторожны: «Сказка о мертвой царевне», «Белоснежка и семь гномов», «Приключения Буратино».
Дети с удовольствием обыгрывают небольшие произведения, например, «Про девочку, которая плохо кушала».
В группе имеется настольный театр, с помощью которого дети обыгрывают сценки, отражающие здоровый образ жизни.
Беседуя с детьми, мы обращаем внимание на то, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих. Например, когда чихаешь или кашляешь, надо прикрывать рот и нос платком.
Рассказывая о болезнях, учим детей считаться с недомоганием и плохим физическим состоянием другого человека, инвалидностью. Такие беседы помогают воспитанию гуманного отношения к людям, сочувствия, сопереживания, желания помочь. И в то же время такие беседы помогают ребенку задуматься о необходимости беречь себя.
В подготовительной к школе группе дети уже могут проводить самоанализ здоровья.
Например.
1. Какое настроение чаще всего бывает у вас в детском саду (Весело — грустно, интересно - не интересно, устаю — не устаю и др.)
2. Что надо делать, чтобы укреплять свое сердце? (Закаляться, больше заниматься спортом, не привыкать к курению, больше есть овощей и фруктов.)
3. Как ты заботишься о здоровье своих родных и близких? ( Стараюсь не огорчать их, помогаю по дому, никак не забочусь, иногда наношу вред их здоровью.)
Дальнейшую перспективу мы видим в том, чтобы продолжать работу по формированию здорового образа жизни у детей, расширять и углублять их знания об организме человека, необходимости заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих их людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар с педагогами детского сада на тему: «Методика работы с детьми по театрально-творческой деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Семинар проведен с целью ознакомления педагогов детского сада с методами работы по театрально-творческой деятельности.Задачи семинара:1. Дать практические рекомендации по использованию методов и прием...

сообщение на семинаре для педагогов по теме: «Нетрадиционная работа с бумагой. Квиллинг»
«Нетрадиционная работа с бумагой. Квиллинг»...
Сообщение к семинару по теме: «Методика обучения дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картинок»
Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности, в том числе и чере...

Методическая разработка на тему: «Развитие интереса и осознанного отношения к своему организму через идею триединства здоровья: физического, психического и духовно-нравственного»
в методической разработке расскрываются теоретические основы формирования навыков здорового образа жизни детей дошкольного возраста, формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, пси...

Сообщение для педагогов на тему: «Квесты в работе инструктора по физической культуре»
Как же проходят квесты в детском саду?Ведущие мероприятия заранее подготавливают местность к игре. Желательно, чтобы дети об этом не знали.При подготовке квеста для дошкольников необходимо придерживат...

«Методика работы по ознакомлению дошкольников со своим организмом»
Сообщение для педагогов на тему «Методика работы по ознакомлению дошкольников со своим организмом»....
Памятка для педагогов на тему: "Методика работы со скороговорками"
Данная памятка содержит в себе рекомендации для педагогов при работе со скороговорками....