Методическая разработка на тему: «Развитие интереса и осознанного отношения к своему организму через идею триединства здоровья: физического, психического и духовно-нравственного»
методическая разработка на тему
в методической разработке расскрываются теоретические основы формирования навыков здорового образа жизни детей дошкольного возраста, формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, психологические основы формирования у дошкольников позиции созидателя в отношении своего здоровья. Расписана деятельность кружковой работы "Я хочу быть здоровым"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 45.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
«Развитие интереса и осознанного отношения к своему организму через идею триединства здоровья: физического, психического и духовно-нравственного»
Содержание:
Актуальность.
Глава 1 .
1.1. Теоретические основы формирования навыков здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
1.2. Формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью.
1.3. Психологические основы формирования у дошкольников позиции созидателя в отношении своего здоровья.
Глава 2. Практическая часть. Реализация программы "Я хочу быть здоровым!" в условиях ДОУ.
2.1. Цель и задачи программы.
2.2. Содержание программы.
2.3. Условия реализации, формы, средства и дидактические приемы, используемые в программе.
Заключение.
Список использованной литературы.
Актуальность
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В.Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: "…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…"
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Вместе с тем по прежнему наблюдается "перекос" образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Как показывают исследования уровень физического развития ребенка, уходящего в школу недостаточный:
-Дисгармоничное развитие имеют до 19% детей
-Уровень развития двигательных способностей ниже нормы имеют – 17%
-Тонкомоторные действия недостаточно развиты у 20% будущих первоклассников.
Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между учебной и двигательной деятельностью. В этом и есть противоречие: с одной стороны работа детского сада предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования. С другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Глава 1.
1.1. Теоретические основы формирования навыков здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В.А.Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость.
Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом.
С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.
Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Каждое образовательное учреждение призвано выполнять свои образовательно-развивающие задачи, определять свою стратегию сохранения здоровья, выбирать инновационные технологии. Все это позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на осознании социальной ценности здоровья личности идее ответственного отношения каждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью.
1.2. Формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью.
Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье" определяется неоднозначно.
Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
1.3. Психологические основы формирования у дошкольников позиции созидателя в отношении своего здоровья.
Психологической основой формирования позиции созидателя в отношении своего здоровья является наличие у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Но, такой потребности у ребенка дошкольного возраста еще нет. Согласно исследованиям возрастной динамики значимости здоровья и здорового образа жизни, их приоритетная роль чаще всего отмечается у представителей старшего поколения. В иерархии ценностей маленького человека доминируют игра и общение со сверстниками. В понимании детей роль физического, психического и социального здоровья и соответствующего здорового образа жизни еще не находит должного места.
Биологические потребности (голод, жажда и пр.), потребность в безопасности, любви, присущие ребенку, как и взрослому, ни по отдельности, ни вместе не создают фундамента потребности в здоровом образе жизни, которую мы должны отнести к высшей потребности. И ее возникновение прямо связано с социально-гигиенической средой, в которой воспитывается ребенок.
Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.
Микросреда дошкольного учреждения должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям. Она должна отвечать требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений. Важно, например, не только то, что детей в соответствующее по режиму время укладывают спать, а то, как это делают, каким образом обеспечивают глубокий, здоровый сон. Кроме того, крайне важно обеспечить детям комфортность при их пробуждении.
Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям, дело в том, что многие потребности связаны с привычками. Например, человек, привыкший утром и вечером чистить зубы, чувствует себя весьма некомфортно, если по каким-либо причинам лишен этой возможности. У него возникает потребность очистить полость рта. У человека, незнакомого с зубной щеткой, нет потребности не только чистить зубы, но даже полоскать рот. Его это не беспокоит.
Педагогам дошкольного учреждения необходимо составить перечень привычек (подчеркнем, привычек, а не навыков и умений!) здорового образа жизни, которые они гарантированно сумеют воспитать у детей за время их пребывания в дошкольном учреждении. При этом необходимо провести анализ имеющихся привычек, как полезных, так и вредных. И в первую очередь избавлять детей от вредных. Система мер, которая для этого будет избрана, должна согласовываться с родителями каждой возрастной группы.
Создавая гигиеническую среду обитания в дошкольном учреждении, предполагающую обеспечение необходимых условий для приобретения детьми навыков здорового образа жизни, мы должны учитывать эффект задержанной обратной связи. Его суть заключается в том, что люди предпочитают не обременять себя работой над собственным здоровьем, поскольку результат от затраченных усилий может быть не сразу заметен и очевиден. Занятия физкультурой, закаливание приносят ощутимый эффект далеко не сразу, чаще через месяцы и даже годы. Люди, а тем более дети, этого не понимают, и зачастую им этого не объясняют. Не получив быстрых результатов от полезных для своего здоровья действий, дети теряют к ним интерес и выполняют их механически (так надо), а если появляется возможность, то попросту увиливают. Эффект задержанной обратной связи — одна из главных причин негигиенического поведения детей и взрослых, пренебрежения ими правилами здорового образа жизни. Мы должны учитывать специфику этого эффекта при организации оздоровительной работы и позаботиться о том, чтобы самим не попасть в эту ловушку.
В программе, формирующей у детей привычки здорового образа жизни, должен быть учтен лучший опыт семейного воспитания. В дошкольном учреждении в буквальном смысле должна быть введена мода на здоровье среди родителей и сотрудников. Лучший их опыт должен стать достоянием коллектива родителей и педагогов.
Глава 2. Практическая часть. Реализация программы "Я хочу быть здоровым!" в условиях ДОУ.
2.1. Цель и задачи программы:
Дошкольный возраст - самый поддающийся воздействиям период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. По опыту своей работы я убедилась в необходимости поддержания и укрепления здоровья детей.
На основании вышесказанного мною была разработана программа " Я хочу быть здоровым!", которая направлена на воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формирования представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья и основывается на физиологических, психолого-педагогических, валеологических исследованиях.
Программа составлена с учетом документов:
программы "Здоровье" Л.Г.Татарниковой. Цель: ознакомление с характеристиками опасных и вредных факторов и экстремальных ситуаций: формирование знаний и умений по защите здоровья от последствий этих ситуаций.
региональной программы физического и валеологического развития детей дошкольного возраста " Азбука здоровья" Т.Э.Токаевой, Цель: с помощью валеологической сказки, через игры-драматизации, ролевые игры, вечера загадок и волшебных превращений, воспитывать у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, отказ от вредных привычек способствующих укреплению здоровья.
программы "Школа здорового человека Г.И.Кулика, Н.Н.Сергиенко. Цель: формирование представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены и охране здоровья.
программы "Я и мое тело" С.Е.Шукшина. Цель: через увлекательные занятия и дидактические игры, познакомить детей дошкольного возраста со строением человеческого тела, функциями различных органов.
программы "Основы безопасности детей дошкольного возраста" Р.Стеркиной, Н.Авдеевой, О.Князевой. Цель: используя различные формы и методы обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей своеобразия местных и бытовых условий, формировать у них адекватное поведение в различных жизненных ситуациях, безопасность жизни.
программы " Разговор о правильном питании" М.М.Безруких, Т.А.Филипповой, А.Г.Макеевой . Цель в увлекательной, доступной для детского восприятия форме научить здоровому образу жизни и правильному питанию., познакомить детей с тем, какую пользу или вред приносят те или иные продукты.
Целью моей программы является воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью, создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Способствовать пониманию детьми сущности здорового образа жизни.
- Воспитывать оценочные суждения о факторах, ухудшающих или улучшающих здоровье.
- Учить детей использовать полученные знания для укрепления своего здоровья.
- Способствовать развитию познавательного интереса детей, здоровому образу жизни.
2.2. Содержание программы.
В программу включены блоки:
- Физическое здоровье.
- Психическое здоровье.
- Духовно-нравственное здоровье.
Под физическим здоровьем понимается естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
- Режим дня
- Закаливание
- Личная гигиена
- Зарядка
- Прогулка
- Физкультура
- Питание
В данном блоке каждая тема решает свои задачи:
Тема «Режим дня»:
- формирование ценностной ориентации на ЗОЖ через идею соблюдения режима дня;
- прожить и зафиксировать чувство мышечной радости от соблюдения режима дня, прожить чувство радости от различных этапов в соблюдении режима дня (физической зарядки, завтрака, прогулки).
Тема «Ребенок и здоровье»:
- формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья;
- на основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности;
- расширить знания детей о профессиональных действиях медицинских работников, воспитывать уважение к их труду;
- учить объединяться в игре, учить распределять роли.
Тема «Закаливание»:
- формирование ценностной ориентации на ЗОЖ через идею закаливания организма;
- прожить и зафиксировать чувство мышечной радости от процедур закаливания;
- испытать чувство радости от наличия хорошего здоровья
Тема «Личная гигиена»:
- формирование ценностной ориентации на ЗОЖ через идею поддержания гигиены;
- учить правилам личной гигиены, побуждать детей к самостоятельному их выполнению;
- научить детей правильно мыть руки.
Тема «Одежда и здоровье»:
- рассказать о видах и назначении одежды;
- воспитывать аккуратность и бережное отношение к вещам;
- научить детей одеваться по сезону.
- формирование ценностной ориентации на ЗОЖ через идею соблюдения режима дня;
- прожить и зафиксировать чувство мышечной радости от соблюдения режима дня, прожить чувство радости от различных этапов в соблюдении режима дня (физической зарядки, завтрака, прогулки).
Тема «Ребенок и здоровье»:
- формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья;
- на основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности;
- расширить знания детей о профессиональных действиях медицинских работников, воспитывать уважение к их труду;
- учить объединяться в игре, учить распределять роли.
Тема «Закаливание»:
- формирование ценностной ориентации на ЗОЖ через идею закаливания организма;
- прожить и зафиксировать чувство мышечной радости от процедур закаливания;
- испытать чувство радости от наличия хорошего здоровья
- формирование ценностной ориентации на ЗОЖ через идею поддержания гигиены;
- учить правилам личной гигиены, побуждать детей к самостоятельному их выполнению;
- научить детей правильно мыть руки.
Тема «Одежда и здоровье»:
- рассказать о видах и назначении одежды;
- воспитывать аккуратность и бережное отношение к вещам;
- научить детей одеваться по сезону.
Тема «Зарядка»:
- формирование ценностной ориентации на ЗОЖ через идею зарядки;
- прожить и зафиксировать чувство мышечной радости после выполнения зарядки;
- испытать чувство радости от наличия хорошего настроения;
- овладеть понятием «зарядка».
Тема «Прогулка»:
- формирование ценностной ориентации на ЗОЖ через идею соблюдения режима дня (прогулки);
- прожить и зафиксировать чувство мышечной радости от прогулки.
- формирование ценностной ориентации на ЗОЖ через идею соблюдения режима дня;
- прожить и зафиксировать чувство удовольствия от процесса питания;
- расширить представление о своих вкусовых предпочтениях;
- овладеть понятием «питание».
Тема «Полезные продукты»:
- закрепить название овощей и фруктов, умение узнавать их на ощупь и по описанию;
- упражнять в умении дифференцировать овощи и фрукты.
- Продолжать формировать представления детей о своем организме.
- Дать элементарные знания о строении зубов и профилактике их заболеваний.
Психическое здоровье (2 блок)
- Под психическим здоровьем понимается такое состояние психической сферы человека, которое обеспечивает адекватную регуляцию его поведения в социуме.
- Ощущение
- Интерес
- Грусть
- Воображение
Отдых
Тема «Ощущение»:
- формирование ценностной ориентации на ЗОЖ с помощью проживания ощущений, дающих разнообразную информацию;
- представить предлагаемые ощущения и прожить их телом;
- развить чувствительность к ощущениям;
- овладеть понятием «ощущение».
Тема «Вот я какой!» (тело человека):
- познакомить детей с частями тела, рассказать об органах чувств;
- способствовать формированию привычки к опрятности;
- объяснить детям, какое значение имеет формирование правильной осанки для здоровья;
- показать приемы и упражнения по формированию правильной осанки;
- воспитывать желание быть красивым и здоровым.
Тема «Интерес»:
- формирование ценностной ориентации на здоровый образ жизни через осознание своего интереса;
прожить и зафиксировать чувство мышечной радости от интересного дела.
. Тема «Грусть»:
- формирование ценностной ориентации на ЗОЖ через идею проживании эмоции;
- прожить и зафиксировать чувство грусти, возникающее после ссоры с другом (подругой)
Тема «Отдых»
- формирование целостной ориентации на ЗОЖ через выполнение любимого дела (хобби)
- прожить и зафиксировать чувство радости от выполнения любимого дела
Тема «Праздник нежных и ласковых слов»
Знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения).
Духовно нравственное воспитание(3 блок)
- Под духовно-нравственным здоровьем принято понимать наличие у человека таких моральных принципов и норм, которые помогают сознательно относиться к труду, родине, другим людям, культуре.
- Сон
- Прощение
- Самостоятельность
- Радость
Тема «Сон»
- формирование ценностной ориентации на ЗОЖ через развитие чувства безопасности перед сном;
прожить и зафиксировать ощущение глубокого расслабления перед сном;
Тема «Мой детский сад»
- вызвать у детей радость от нахождения в детском саду;
- развивать представление детей о детском саде;
- формировать дружеские доброжелательные отношения между детьми, способствовать установлению эмоционального контакта
Тема « Мой дом»
- дать детям представление о доме, как о месте где живет дружная семья;
- закрепить знания о предметной обстановке в доме, о домашних обязанностях членов семьи
Тема «Самостоятельность»
- формирование ценностной ориентации на ЗОЖ через самостоятельное поведение;
- прожить и зафиксировать ощущение удовольствия от самостоятельного выбора, действия и т.д.;
- формировать мысль: надо самому все делать, чтобы быть как папа, мама.
Тема «Праздник весны» ( повторение и обобщение)
- Условия реализации, формы, средства и дидактические приемы, используемые в программе
Целью нашей системы оздоровления стало создание таких условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым.
Для реализации данной программы в детском саду созданы следующие условия:
музыкально-физкультурный зал, оборудованный современным оборудованием;
физкультурный уголок в групповой комнате. Пособия, которые есть, стимулируют активные движения детей, способствуют закреплению двигательных умений, освоенных на занятиях физкультурой. Каждое пособие остается в уголке не более 5-7 дней, пока оно вызывает интерес у детей и правильно ими используется, а затем заменяется другим. По все групповой комнате "расчерчены" следы, классы, линии.
спортивная площадка (на участке детского сада),
уголок релаксации в групповой комнате;
медицинский кабинет.
Физкультурно – оздоровительная деятельность включает в себя:
Создание системы двигательной активности в течение дня:
утренняя гимнастика (ежедневно);
физкультурные занятия (3 раза в неделю);
музыкально – ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);
прогулки с включением подвижных игр;
оздоровительный бег (ежедневно);
пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях)
оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
эмоциональные разрядки, релаксация;
ходьба по массажным коврикам (босохождение);
спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)
Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал.
Летняя оздоровительная площадка.
Реализация программы осуществляется через занятия, в совместной деятельности педагога, через режимные моменты; игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
Использую следующие методические приемы:
рассказы и беседы воспитателя;
заучивание стихотворений;
моделирование различных ситуаций;
рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
сюжетно-ролевые игры;
дидактические игры;
игры-тренинги;
игры-забавы;
подвижные игры;
психогимнастика;
пальчиковая и дыхательная гимнастика;
самомассаж;
физкультминутки.
Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок широко использую художественную литературу. Детская книга действует на детей идейностью своего содержания, художественной формой. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие. Путем бесед устанавливается связь рассказа с опытом детей, делаются несложные обобщения. Видное место занимают игры, кукольный и пальчиковые театры, фланелеграф, прослушивание аудикассет и просмотр презентаций и мультфильмов. Постоянно организую в группе выставки и конкурсы.
При проведении работы использую положительную оценку, похвалу, поощрение. Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает. Учитываю и настроение детей: если они возбужденные, голос мой негромкий и спокойный, и наоборот, если дети грустные, веду разговор громко и веселым голосом. Стараюсь заметить старание ребенка его личные достижения, способность преодолеть страх и неуверенность.
От меня зависит эмоциональный настрой на занятиях, поэтому стараюсь быть искренней, эмоционально открытой, артистичной. Идеально выполнять предложенные детям упражнения, осуществлять творческий подход к детям.
Особое место уделяю работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
В процессе воспитательской деятельности я стараюсь так строить свою работу, чтобы дети много двигались. Недаром древнегреческие мудрецы говорили: "Хочешь быть здоровым – бегай! ".
Мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: мои дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.
Находясь в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, босохождение, сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой на воздухе - всё это моменты закаливания, которые я использую в работе. Для обеспечения высокого оздоровительного эффекта на прогулке стараюсь:
- не допускать сокращения времени пребывания на открытом воздухе
- обеспечить достаточно высокую двигательную активность во время прогулки при условии рациональной одежды детей.
Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости является закаливание. У нас в группе нет условий для специального какого-то закаливания по определенной методике. Поэтому за основу закаливания я беру солнце, воздух и воду. Эти три фактора, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к холоду, жаре, ветру, дожде.
Заключение
Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки.
На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью.
Возраст с 4 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям.
Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.
Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
Список использованной литературы.
1. Асташина М. П. Современные подходы к физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников: Учеб. -метод. пособие / М. П. Асташина. – Омск, 2002г
2. Галанов А. С. «Игры, которые лечат», издательство «Педагогическое общество России», 2005 год;
Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4 -7 лет. - Волгоград: Учитель, 2008.
3. Картушина М. Ю. «Зеленый огонек здоровья», программа оздоровления дошкольников, издательство «Сфера», 2007год;
4. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008 .
4. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников .- Волгоград: Учитель, 2009 .
5. Тарасова Т.А., Власова Л.С. Я и мое здоровье. - М.: Школьная Пресса, 2008 6. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010 .
7. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры - СПб. ,2012.
8. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5 -8 лет. Академия развития, Академия Холдинг, 2003.
9. Шорыгина Т. А. Безопасные сказки. Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на улице. -М. ,2014.
10. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. - М. ,2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме"Развитие интереса дошкольников к истории и культуре Сестрорецка и Курортного района"
"Знакомство дошкольников с родным городом" - этот материал предназначен для воспитателей детских садов и родителей....
Методическая разработка по теме: «Формирование интереса к устному народному творчеству через игры со сказками»
Пояснительная запискаОдним из основных видов устного народного творчества является сказка.Она помогает детям разобраться в характерах героев, их поступках, их отношениях с другими персонажами сказки, ...
Методическая разработка на тему:Развитие познавательной деятельности у детей подготовительной группы, с задержкой психического развития, по лексической теме "Посуда".
Конспект занятия на лексическую тему "Посуда" для подготовительной группы ЗПР....
Методическая разработка по валеологии для детей старшего возраста «Я и мой организм» «Безопасность жизни и здоровья».
Методическая разработкапо валеологиидля детей старшего возраста «Я и мой организм»- получить детям знания о себе, своем теле, сформировать осознание важности каждой системы орган...
Методическая разработка на тему: Развитие интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с творчеством русских художников-пейзажистов
Конспекты занятий и анализ своей работы....
Методическая разработка по теме: " Развитие сенсорных способностей у детей первой младшей группы через дидактические игры"
Методическая разработка по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей первой младшей группы через дидактические игры"....
Формы взаимодействия ДОУ и семьи по сохранению и формированию физического, психического и духовно-нравственного здоровья дошкольников
Здоровые дети - в здоровой семьеЗдоровые семьи - в здоровой странеЗдоровые странв - планета здороваЗдоровье! Какое прекрасное слово!Так пусть на здоровой планете растут здоровые дети!Охрана здоровья п...