«Методика работы по ознакомлению дошкольников со своим организмом»
методическая разработка

Серёжкина Елена Петровна

Сообщение для педагогов на тему «Методика работы по ознакомлению дошкольников со своим организмом».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_organizmom.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение для педагогов на тему «Методика работы по ознакомлению дошкольников со своим организмом».

Подготовила воспитатель Серёжкина Е.П.

Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется  в том числе и здоровье.

     Открывая  раздел  «Задачи воспитания и обучения» Программы  в любой возрастной группе мы видим первую задачу - сохранять и укреплять здоровье детей.

     Основными задачами охраны и укрепления здоровья детей являются:

- укрепление здоровья детей;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни;

- развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

- создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;   и т.д.

     Мы остановимся сегодня на первых двух задачах.

     Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим основным направлениям:

- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;

- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;

- формирование элементарных представлений об окружающей среде;

-  формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям;

- формирование потребности семьи (родителей) ребенка в ЗОЖ и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.

       Так как большую часть времени дети проводят в д/с основная работа по этим направлениям ложится на наши плечи.

       Некоторые из этих направлений  желательно сделать настолько привычными, чтобы они выполнялись автоматически (например, привитие стойких к.-г. навыков и обучение уходу за своим телом). Занятия по воспитанию потребности в ЗОЖ должны помогать выработать у ребенка осознанное отношение к своему здоровью, умение определить свое состояние и ощущения. Поэтому мы должны действовать по формуле: сначала помоги ребенку осознать, зачем ему это делать, затем научи его в увлекательной форме и только потом приучай выполнять эти действия ежедневно.

       Например, прежде чем требовать от ребенка ежедневно чистить зубы, воспитатель играет с детьми. Дети с помощью зеркальца рассматривают зубы, узнают, сколько их и какие они, для чего они нужны. Опираясь на прошлый опыт детей (они вспоминают у кого болели зубы, как это было неприятно и страшно было идти к доктору) воспитатель дает мотивационное представление о необходимости ежедневно утром и на ночь чистить зубы. Некоторое время воспитатели (родители) контролируют выполнение детьми этой процедуры, затем, привыкнув, дети уже не могут без нее обходиться.

     В дошкольном возрасте  предполагается, что дети должны понимать:

- зачем  и как чистить зубы;

-  зачем и как нужно беречь глаза, уши;

- что такое правильная осанка и для чего важно ее сберечь на всю жизнь;

-  для чего дошколятам необходим дневной сон;

-  где находится сердце и почему оно «стучит»;

- иметь понятие о больном и здоровом организме, хорошем и плохом самочувствии;

- значение соблюдения режима дня и необходимость подвижного образа жизни и физических упражнения для укрепления здоровья;

- особенности рационального питания детей и заболевания, связанные с неправильным питанием.

      Например, тема занятия «Режим дня старших дошкольников»

Цели и задачи: - познакомить детей с режимом дня, убедить их в необходимости строго выполнять его;

- научить детей планировать свое личное время, опираясь на собственный режим дня.

Ход занятия:

  1. Воспитатель объясняет, что такое режим дня, его пользу и т.д.(в игровой доступной для детей форме)
  2. Практическая работа с детьми: предложить детям выложить режим дня в виде алгоритма (например, геометрических фигур), картинок или разных цветов в нужной последовательности:

Сон – подъем и зарядка – утреннее умывание – завтрак – занятия в д/с – прогулка – игры.

  1. Подведение итогов занятия – воспитатель вместе с детьми делает выводы:

- Почему необходим режим дня? (для поддержания здоровья и настроения)

       - Что такое режим дня? (распределение во времени действий ребенка за сутки)

             - Расскажите о своем режиме дня (краткие рассказы детей о своих режимах)

Тема занятия «Личная гигиена и гигиена жилища»

Цели и задачи: - научить детей некоторым правилам личной гигиены (уход за лицом, руками, ртом, ногтями, телом, волосами, интимными местами, одеждой, обувью, предметами  быта);

- познакомить дошкольников с понятием «гигиена» (гигиена личная, гигиена жилища) и научить их выполнять правила личной гигиены.

Ход занятия:

  1. Объяснение воспитателем, что такое личная гигиена и гигиена жилища (в доступной форме)
  2. Практическая работа с детьми: вырезать силуэты самых ходовых предметов личной гигиены ( или нарисовать или назвать на букву «М» (мыло, мочалка), «В» (вода, ведро) и т.д. – расческа, ножницы, зуб. щетка, мыло, мочалка и пр.; и предметы, которые используются при уборке помещения – щетка, швабра, губка и пр.
  3. Подведение итогов занятия: воспитатель делает вывод, что гигиена  (греч. - приносящий здоровье) - меры, обеспечивающие сохранение здоровья, условий жизни, влияющих на здоровье, предупреждающие заболевания.

Тема занятия: «Советы доктора воды»

Цели и задачи: - привитие навыков здорового образа жизни

- развитие потребности в чистоте и правильном уходе за телом человека

Ход занятия:

  1. Беседа по теме «Советы Доктора Воды»:  Например, вопросы восп-ля:

- Как умывается кошка? (вылизывает себя языком)

- Зачем она это делает? (ответы детей)

- А как другие животные ухаживают за собой? (слон поливает себя водой из хобота, обезьяны чистят друг друга, медведи часто купают своих медвежат, держа их за шкирку. А когда те подрастут, они сами охотно купаются и т.д.)

- Вспомним сказку «Мойдодыр» (чтение отрывка «Рано утром на рассвете…)

- Зачем животные чистят свое тело? (ответы детей)

- Почему плохо быть грязнулей? (никто не захочет с ним дружить, грязные уши – человек плохо слышит, грязная кожа – организм плохо дышит, грязные руки – появляются глисты и др.)

- Где больше скапливается грязи на теле человека? Как вы заботитесь о чистоте своего тела?

А потом прочитать Советы доктора Воды:

- Раз в неделю мойся основательно

- Утром,  после сна, мой руки, лицо, шею и уши

- Каждый день мой ноги перед сном

- Обязательно мой руки после: уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте и др. (Эти советы можно оформить картинками или алгоритмами, можно жестами показать каждый совет или обыграть как-то еще).

2. Анализ ситуации – А как же не быть грязнулей? (выслушать краткие рассказы детей)

Так же можно предложить темы бесед, как «Мои друзья – вода и мыло», «Путешествие в страну здоровья», «Необычное путешествие по городам Здоровья» (например Глазоград – рассмотреть элементарное строение глаза, побеседовать о том как защищать и беречь глаза, выполнить гимнастику для глаз, Ухоград – тоже беседа об ушах, массаж ушных раковин, можно провести игру на проверку слуха; Зубоград –  для чего нужны зубы, различия их у взрослых и детей, рассмотреть простейшее строение зуба, имитация чистки зубов).

        Как заключительный этап всех бесед о ЗОЖ Можно провести праздник «В здоровом теле здоровый дух».

      Рекомендуется проводить занятия, посвященные приобщению детей к ЗОЖ раз в месяц. Но все равно это приобщение происходит на протяжении всего дня, почти во всех режимных моментах. Мы напоминаем, зачем мыть руки, почему надо выпрямить спину и поставить ровно ноги под столом, зачем застегнуться на все пуговицы, почему надо  закрыть глаза в тихий час, постараться заснуть и дать поспать соседу и т.д. Также можно индивидуально проводить такие игры, как

«Что можно делать…»:

- глазами – глядеть, присматриваться, высматривать, читать, смотреть телевизор, увидеть красивое дерево и т.п.;

- руками – шить, мастерить, рисовать, подтягиваться …;

- губами – улыбаться, смеяться, дуть…;

- ногами -   бежать, играть в мяч,  ходить по лужам …;

- зубами – жевать, кусать, грызть…

«Собери предложение»:

       Лена, зубы, утро, чистить, каждое.

       Антон, любая,  гулять, погода, в.

        Петр, бассейн, любить, плавать.

«Сравни!»:

        Человек и кот.  Человек и обезьяна.   Человек и кукла.

«Составь рассказ по картинкам»:

     Предлагаются картинки на разные режимные моменты в нарушенной последовательности. Ребенок должен их сложить в правильной последовательности.

     Могут также помочь  книги  «Уроки Мойдодыра», «Когда, зачем и почему?» С. Афонькина.

Беседуя с детьми, мы обращаем  внимание на то, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих. Например, когда чихаешь или кашляешь, надо прикрывать рот и нос платком.

Рассказывая о болезнях, учим детей считаться с недомоганием и плохим физическим состоянием другого человека, инвалидностью. Такие беседы помогают воспитанию гуманного отношения к людям, сочувствия, сопереживания, желания помочь. И в то же время такие беседы помогают ребенку задуматься о необходимости беречь себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления работы по ознакомлению дошкольников с русским народным танцем.

Работа, проводимая  с детьми в следующих направлениях, как убеждает нас опыт, помогает детям лучше понять характер русского народа, лучше уяснить типические черты  образов, запечатленных в р...

Методика и значение ознакомление дошкольников с родным городом.

Известно, что дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре....

Статья "Ознакомление дошкольников с человеческим организмом".

Усвоение ребенком - дошкольником знаний о человеческом организме будет способствовать лучшему самопознанию. Эти знания помогут ребенку осмыслить собственное существование среди других людей, осознать ...

Консультация "Ознакомление дошкольников со своей родословной"

Консультация "Ознакомление дошкольников со своей родословной"(слайд №1)Согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В. В. Гербовой и Т. С. Комаровой предпол...

Взаимодействие с социально-культурной средой социума как компонент ознакомления дошкольников со своей малой родиной

В даной статье представлен опыт работы по взаимодействию с социумом села по ознакомлению дошкольников со своей малой Родиной: селом Шипуново....

Методика и значение ознакомления дошкольников с природой родного края.

Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания любви к родному краю через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с окружающ...