исследовательский проект
план-конспект урока по теме

проект по экологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательский проект:

Тема: «Поможем планете быть чище».

(воспитание у старших дошкольников экологической культуры).

Автор : Бухараева Лилия Шамильевна, воспитатель  
              логопедической группы  I  категории
              МДОУ №22 « Аленький цветочек», г.Волжска, РМЭ

                                           

                             

Сроки реализации проекта:   октябрь 2010 - апрель 2011года.

Содержание:

Законодательная часть    ….……………………………………………………………….  3

Актуальность    …….………………………………………………………………………. 5

Программа проекта    ………………………………………………………………………. 6

Этапы реализации проекта ………………………………………………………………..  7

Критерии и показатели эффективности проекта     ……………………………………… 10

Приложения    




№007 10.01.02-22.08.04 ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

10 января 2002 года N 7-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года
Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

№052 30.03.99 - 22.08.04 О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ

30 марта 1999 года N 52-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ 

Принят Государственной Думой 12 марта 1999 года
Одобрен Советом Федерации 17 марта 1999 года
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ,
от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

№089 24.06.98 - 22.08.04 ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
24 июня 1998 года N 89-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

Принят Государственной Думой 22 мая 1998 года
Одобрен Советом Федерации 10 июня 1998 года
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ,
от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Конституция Республики Марий Эл

 Принята Конституционным Собранием Республики Марий Эл
24 июня 1995 г.
(с изменениями и дополнениями)

Глава II. Права и свободы человека и гражданина

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Актуальность.

    Проблема загрязнений территорий мусором и отходами актуальна на протяжении многих лет и эта актуальность с каждым годом, если ни сказать с каждым днем стремительно увеличивается.

     Отходы бытового и промышленного характера – это острая проблема современного человека. Отходы это постоянный спутник нашей жизнедеятельности. Выбросы промышленных отходов в атмосферу, сбросы отходов в водную среду, бытовой мусор и строительные отходы, такие привычные и ставшие уже незаметными глазу обывателя вещи. Но отходы без правильного управления, а именно правильной утилизации отходов, вывоза отходов в санкционированные места, не только портят эстетический вид города и его окрестностей, но и наносят непоправимый вред не только всей экосистеме, но и каждому человеку в отдельности.

    Согласно информации Всемирной организации здравоохранения доля заболеваний, которые вызваны именно отходами различного происхождения, составляет порядка 88%.  

   Наблюдая за детьми и родителями в детском саду, можно заметить, что часто с их стороны проявляется неуважение и бескультурье по отношению  к окружающей природе. Очень важно воспитывать экологическую культуру с раннего детства.

    Наша общая с Вами цель и задача - защитить природу от вредного воздействия хозяйственной деятельности человека, снизить наносимый ей вред, а значит нам и нашим детям и потомкам. Это невозможно без правильного управления отходами, которые человек производит за свою жизнь, поэтому это наша общая миссия.

Программа:

Цель:                                                                                    
Создание целенаправленной системы работы по формированию у детей осознанной экологической культуры, представлений о чистоте окружающей среды, как о важной составляющей здоровья и всего живого на Земле.

Задачи

Изучить и проанализировать специальную литературу по данной теме.

Наметить основные направления, методы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами детей.

Создать условия для развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.

Организовать совместную деятельность с родителями.

Субъект:
Дети с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи  I-II уровня речевого развития, посещающие логопедическую подготовительную к школе группу.

Объект:

Состояние осознанной экологической культуры у детей.

Предмет исследования:
Работа по развитию экологической культуры в условиях педагогического воздействия.

Гипотеза:
Развитие экологической культуры детей будет более успешным, если:

Обеспечить организацию работы воспитателей по развитию экологической культуры

Регулярно обращать внимание детей на засорённость окружающей среды, добиваться от детей самоконтроля

Привлечь родителей к процессу общеразвивающей работы.

Реализация проекта

Содержание деятельности

Цели, задачи

Сроки выполнения

Подготовительный этап

Диагностическое обследование дошкольников по разделу «Экологическое воспитание». (приложение 1)

Получение достоверных данных об уровне развития знаний ребенка и его воспитанности в области экологической культуры

1-15 октября 2010г.

 Анкетирование родителей. (приложение 2)

Определение у родителей уровня экологической культуры

1-15 октября 2010г.

Подбор методической и художественной литературы, наглядного материала.

Основной этап

 Образовательная область «Художественная литература».
Чтение:
стихотворения А.Усачева «Мусорная фантазия»,
(приложение 3)
сказки Н.А.Рыжовой «Серая шапочка и красный волк».
 (приложение 4)

Познакомить детей с новыми литературными произведениями; на литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе; активизировать и обогащать словарь.

28 октября 2010г.

20 января 2011 г.

  Образовательная область «Художественное творчество»

Конструирование из бросового материала «Подснежник» (приложение 5)


1.Закрепить первичные естественно научные и экологические  представления  о весне и первоцветах.

2.Учить конструировать подснежник из бросового материала, отображая характерные особенности этого цветка.

3.Прививать желание стать другом природы, беречь и защищать её.

29 апреля 2011г.

Образовательная область «Коммуникация».
Организация серий бесед с детьми

«Откуда берется мусор?»,
(приложение 6)


«О дождевых червях»,
(приложение 7)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

«Что можно сделать, чтобы мусора вокруг было меньше»,
(приложение 8)



«Правила поведения в природе»
(приложение 9)

Формировать представления об источниках бытового мусора; дать детям представления о том, что большую часть мусора, составляют продукты деятельности человека.

Продолжить знакомить с особенностями строения и поведения подземных обитателей, показать их приспособленность ( на примере дождевого червя) к почвенной среде.


Рассказать о некоторых способах утилизации мусора и отходов; убедить в необходимости соблюдения чистоты в доме, городе, природе.

Познакомить детей с основными правилами поведения на природе, способствовать уважительному отношению к ней.

18 октября 2010г.

28 апреля 2011г.

16 февраля 2011г.

В течение года

Образовательная область «Социализация»
 Дидактические игры

«Как вести себя в лесу»,



«Что вырастет из семян»,


«Собери картинку»,


«Найди сходства предметов»

Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в природе.


Обогатить представления детей о стадиях роста хорошо знакомых растений, о цикличности роста и  развития на каждой стадии.

Обогатить представления детей о растениях (их названии, частях, отличительных признаках).

Упражнять в дифференцировании ребёнком понятий «травы», «кустарники», «деревья» и формировать у них обобщающее понятие «растения».

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

Организация экскурсии в экологический центр

Сформировать представления детей о признаках живого; воспитывать положительное отношение ребёнка к животным и растениям в специально созданных условиях.

Ноябрь 2010г.

Образовательная область «Познание»
Организация экспериментально-исследовательской деятельности

Д/и «Что за мусор?»

Наблюдение «Что происходит с листьями?»


Опыт «Что будет с мусором?»
(приложение 10, 13)

 «Найдем дождевых червей»

Занесение результатов исследования в таблицу. (приложение 11)


Нахождение на участке детского сада мусора и сортировка его: металлический, пластиковый, бумажный.

Дать детям практические знания об изменениях, происходящих с мусором растительного происхождения.

Дать детям практические знания об изменениях, происходящих с мусором различного вида, при захоронении его в почву на длительный срок.

Обогатить представления детей о пользе дождевых червей.



Развивать экологическое сознание детей, исследовательские навыки, умение анализировать и делать выводы

В течение года


Октябрь 2010 – апрель2011 г.


Октябрь 2010 – апрель2011 г.

28 апреля 2011 г.

Апрель 2011 г.

Организация работы с родителями

Изготовление буклетов «Как вести себя в природе»

Изготовление кормушек для птиц из бросового материала (приложение13)


Привлечь родителей к совместной работе.

В течение года

Заключительный этап

Подведение итогов

Обсуждение результатов экспериментально-исследовательской работы.

Апрель 2011 года

Диагностическое обследование дошкольников по разделу «Экологическое воспитание». (приложение 1)

Получение достоверных данных об уровне развития знаний ребенка и его воспитанности в области экологической культуры

Апрель 2011 года

Мониторинг экологической воспитанности детей (приложение 12)

Апрель 2011 года

Планируемые результаты и критерии оценки эффективности.

В результате реализации данного проекта внутри детского сада будет создана система развития дошкольников, участвующих в инновационной деятельности, собран пакет теоретического и практического материала по теме развития экологической культуры у дошкольников.

Ожидается, что разработанный и проведенный комплекс мероприятий проекта будет способствовать:

Повышению уровня  экологической воспитанности детей.

Формированию у детей осознанной экологической культуры, представлению о чистоте окружающей среды, как о важной составляющей здоровья и всего живого на Земле.

Привитию бережного отношения к природе.

Развитию экологического сознания детей, исследовательских навыков, умения анализировать и делать выводы.



Предварительный просмотр:

Информационная карта проекта

Наименование номинации

Экология и образование

Название проекта

«Поможем планете быть чище»

Ф.И.О. автора, место работы, должность

Бухараева Лилия Шамильевна, муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №22 «Аленький цветочек», город Волжск, Республика Марий Эл, воспитатель коррекционной группы

Контактные данные

Телефон служебный 8 (83631) 6-97-00, электронный адрес направляющей организации (МДОУ №22, г.Волжск, РМЭ) ds22alenki2009@yandex.ru;

Телефон мобильный 89093698718

Электронный адрес buharaeva-islamova@mail.ru 

Научный руководитель

_

Перечень рекомендательных писем

_

География проекта

Республика Марий Эл, город Волжск,

Участники проекта

Дети и родители подготовительной к школе группы

Обоснование актуальности проекта

Отходы бытового и промышленного характера – это острая проблема современного человека. Отходы это постоянный спутник нашей жизнедеятельности. Выбросы промышленных отходов в атмосферу, сбросы отходов в водную среду, бытовой мусор и строительные отходы, такие привычные и ставшие уже незаметными глазу обывателя вещи. Но отходы без правильного управления, а именно правильной утилизации отходов, вывоза отходов в санкционированные места, не только портят эстетический вид города и его окрестностей, но и наносят непоправимый вред не только всей экосистеме, но и каждому человеку в отдельности. Наблюдая за детьми и родителями в детском саду, можно заметить, что часто с их стороны проявляется неуважение и бескультурье по отношению  к окружающей природе. Очень важно воспитывать экологическую культуру с раннего детства.

Основные цели и задачи проекта

Цель:                                                                                    
Создание целенаправленной системы работы по формированию у детей осознанной экологической культуры, представлений о чистоте окружающей среды, как о важной составляющей здоровья и всего живого на Земле.
Задачи:

Изучить и проанализировать специальную литературу по данной теме.

Наметить основные направления, методы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами детей.

Создать условия для развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.

Организовать совместную деятельность с родителями.

Краткое содержание проекта

В данном проекте описывается работа по воспитанию у детей дошкольного возраста экологической культуры через различные образовательные области: «Познание», «Художественная литература», «Художественное творчество» и др. В результате освоения детьми предложенного содержания проекта повышается уровень их экологической воспитанности, который выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. У детей совершенствуются познавательные умения, развиваются наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе.

Краткое описание опыта реализации проекта

Предоставляем дошкольникам информацию о загрязнении окружающей среды, обращаем внимание влияния человека на природу. При проведении опыта  с мусором, даем детям практические знания об изменениях, происходящих с мусором различного вида, при захоронении его в почву на длительный срок. Делаем сравнительный анализ уровней экологической воспитанности дошкольников, выявляя эффективность реализации проекта,  после проведенных мероприятий.

Сроки выполнения

Октябрь 2010 год – апрель 2011 год



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Диагностика экологической воспитанности детей группы №6 (логопедической)

начало учебного года 2010-2011

Имя ребёнка

Выявить представления о нормах отношения к живому

Изучить особенности понимания ребёнком ценности природных объектов

Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни

Выявить характер отношения ребёнка к животным, растениям в естественных условиях

Изучить особенности отношения ребёнка к животным и растениям в специально созданных условиях

Количество баллов

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

1

Алина

2

3,5

1

3

1,5

3

2

4

3

4

9,5

17,5

2

Амир

1

3

0,5

2,5

1

2,5

2

3

2

3

6,5

14

3

Артур

1

3

1

3

2

4

2

4

2

4

8

18

4

Булат

1,5

3

0,5

2

0,5

3

1

3

1

3

4,5

15

5

Ваня

2

4

1,5

4

3

4

2

4

2

4

10,5

20

6

Влад

2

3,5

2

4

2

3,5

2

4

2

4

10

19

7

Владик

1

3

1

3

1

3

1

3

1

3

5

15

8

Полина

1,5

3

1

3

1

3

2

4

2

4

7,5

17

9

Маша

1

3

1

3

2

4

2

4

2

4

8

18

10

Дима А.

1,5

3

0,5

2

0,5

3

1

3

1

3

4,5

15

11

Дима С.

2

3,5

2

4

2

3,5

2

4

2

4

10

19

12

Руслан

1,5

3

0,5

2

0,5

3

1

3

1

3

4,5

15

Средний балл

7.5

16,9

Низкий уровень от 1 до 5 баллов – ребёнок различает и называет большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения. Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. Появление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими , привлекающими внимание событиями.

Средний уровень от 6 до 14 баллов – ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные и под руководством педагога- существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми, чаще пассивен.

Высокий уровень от 15 до 20 баллов – ребёнок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщённый, системный характер. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы, моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми навыками, достигая хороших результатов. Достаточно уверенно ориентируется в правилах  поведения в природе, старается их придерживаться бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения к природе служат понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту.

Уровень экологической воспитанности детей перед реализацией проекта

Низкий уровень – 4 ребенка

Средний уровень – 8 детей

Высокий уровень – 0 детей

Уровень экологической воспитанности детей после реализацией проекта

Низкий уровень – 0 детей

Средний уровень – 1 ребенок

Высокий уровень – 11 детей

На начало работы над проектом по данным диагностики у детей выявлен средний уровень экологической воспитанности – 7,5 балла

По окончании работы, после проведённого комплекса мероприятий, выявлен высокий уровень экологической воспитанности детей – 16,9 баллов



Предварительный просмотр:

Приложение 2


Анкета на определение уровня экологической культуры родителей


1. Убеждены ли Вы в необходимости сохранения природы? Почему?

2.Проявляете ли Вы интерес к экологическим проблемам?

3. Что такое природа?

4. Что такое экология?

5. Что такое охрана природы?

6. Каковы правила поведения человека в природе?

7. Какую ценность имеет природа для человека, вас лично?

8. Испытываете ли Вы потребность в постоянном общении с природой?

9. Что Вы сделали и что смогли бы ещё сделать полезного по защите природы?

10. Какой поступок Вы считаете самым хорошим (плохим) по защите природы?

11. Что, по вашему мнению, люди могли бы сделать наиболее полезного по охране природы?

12. Какими принципами должен руководствоваться человек по отношению к природе?

13. Как Вы оцениваете уровень своей экологической культуры:
- имею низкий уровень;
- имею средний уровень;
- имею высокий уровень;
- затрудняюсь определить.

В анкетировании принимало участие 12 родителей. Из ответов видно, что родители владеют теоретическими знаниями по вопросам экологии, и её проблемах, испытывают потребность в общении с природой, знают правила поведения человека в природе. Но на вопрос: «Как Вы оцениваете уровень своей экологической культуры?» -  80% опрошенных заявили, что имеют средний уровень, а 20% - затрудняются ответить.



Предварительный просмотр:

Приложение 3

А.Усачева


МУСОРНАЯ ФАНТАЗИЯ


Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!



Предварительный просмотр:

Приложение 4

"Серая Шапочка и Красный Волк" по мотивам одноименной сказки Н.А. Рыжовой

Жила-была девочка. И звали её…Серая Шапочка. Шапочку, а вернее шляпку, связала внучке бабушка из шерсти старого волка, который когда-то пытался её съесть. Тогда она была ещё маленькой девочкой, и звали её Красной Шапочкой. Эту историю знает каждый.
Много воды утекло с тех пор, но бабушка все ещё хранила красивую красную шапочку, которую так любила в детстве. Она теперь жила в домике своей бабушки, на краю леса, и уже её внучка, Серая Шапочка, навещала старушку и приносила сливочное маслице и пирожки.
В лесу, через который каждый раз проходила дорога Серой Шапочки, жил печальный добрый Волк. Все называли его Красный Волк, так как ученые давно занесли его в Красную книгу и предупредили всех, что Волк нуждается в охране. Но Серая Шапочка никак не желала охранять злого и коварного, по её мнению, хищника. К тому же она совершенно не берегла лес, в котором жил одинокий зверь. Поэтому Волк и стал печальным. Ведь лес был его родным домом.
Иногда Волк забирался в самую глухую чащу, раскрывал Красную книгу и долго смотрел на фотографию своего собрата по несчастью – настоящего красного волка, который обитал где-то далеко в горах. Его судьба была трагической: люди почти полностью истребили этих зверей. «Не такое ли будущее ждет и меня?» – думал Волк и тяжело вздыхал.                                                                                                                                               В тот день, как обычно, Серая Шапочка собиралась в гости к бабушке. Мама принесла из магазина пирожков и маслица
. «Дочка! Серая Шапочка! Собирайся скорее к бабушке, отнеси ей корзинку с пирожками и маслицем,»-сказала мама.                                    «Положи каждый пирожок в отдельную коробочку, а маслице в полиэтиленовый пакет, чтобы я не испачкалась,»-ответила Серая Шапочка.                                                                  « Шапочка, ты пойдешь через лес! Не ломай веток, не рви цветов, не сори, не шуми и не обижай Красного Волка!»-предупредила мама.                                                                     «Ну, вот еще!»-фыркнула Серая Шапочка.                                                          

Тем временем Волк сидел на поляне и слушал, как поет соловей. Он был очень впечатлительным существом и любил звуки природы.                                                          Подлетает к нему сорока и говорит. «Эй, ты, Красный! Сидишь тут, птичек слушаешь, а твоя Шапка опять в гости к своей бабке собралась. Я уже всех зверей и птиц предупредила. И ты тоже поторопись, ты ведь любишь её воспитывать. Съел бы сразу, и дело с концом. Не поддается она воспитанию у нее дурная наследственность!».  Волк тяжело вздыхая, отправляется встречать Серую Шапочку.                                               Серая шапочка шла по тропинке и громко невпопад пела, увидев Волка, Шапочка достала из кармана конфету, демонстративно засунула её в рот, а обертку выбросила.           

«Подбери, пожалуйста, обертку, здесь должно быть чисто. И не кричи, пожалуйста, здесь птицы выводят птенцов, не пугай их,»-говорит ей Волк.                                                        «Как же ты мне надоел, ничего с твоими птичками не случиться, а я петь хочу, у меня душа поет!  И для чего тебя только охраняют! Вот бабушка рассказывала, как раньше хорошо было: везде на волков охотились, никто их не жалел,»-проворчала девочка. «Слушай, Шапка, ты опять несешь бабушке пирожки в пакетах,  они валяются, потом по всему лесу, где попало. Вот крот недавно рассказывал: вылез ночью подышать свежим воздухом и чуть не задохнулся, угодил, прямо в полиэтиленовый пакет, еле выбрался из него!»-сказал Волк.                                                                                                                     «Ну, а я то тут причем? Я этого крота никогда не видела, и видеть не хочу,»- ответила она.       «Зато он теперь очень хочет тебя видеть!»-возразил Волк.                                                      «В другой раз будет смотреть, куда свой нос совать!»-ответила Серая Шапочка.

 Не успела Серая Шапочка ответить, как из-за поворота показалась группа людей, они подошли к ней и Волку.

«Вы, случайно, не охотники? А то у нас лишние волки по лесу бродят?»-спросила их девочка.                                                                                                                                         «Мы не просто охотники, мы – фотоохотники, и ищем миры, в которых еще сохранились животные,»-ответили они.                                                                                                               «А, так вы из передачи «В мире животных?»спросил Волк.                                                «Разрешите с вами сфотографироваться на память?»-спросили они Волка, и он согласился.«А меня сфотографируете? Я ведь внучка той самой Красной Шапочки?»-спросила у фотоохотников девочка.                                                                                                                      «Мы фотографируем только тех, кто дружит с природой. Но не похоже, что у вашего леса есть такие друзья!»-ответили они.                                                                                Фотоохотники с Красным Волком начали собирать пакеты, обертки, пластиковые бутылки, разбросанные по всему лесу, Серой Шапочке стало очень стыдно за свое поведение, и она стала им помогать.                                                                                                Один из фотоохотников протягивает Шапочке книгу «Правила поведения гостей в лесу». Вот тебе наш подарок. « Но если мы гости, то кто тогда хозяин этого леса?»-удивлённо спросила Серая Шапочка.
Хозяин тот, кто его бережет, для кого лес – дом родной, ответили фотоохотники.

 «Теперь то я все поняла, и обязательно стану хорошим другом лесу!»-пообещала всем девочка.

Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!!!



Предварительный просмотр:

Приложение 5

Конспект занятия

 по конструированию из бросового материала в старшей группе на тему:

«Подснежник».

                                                                         Подготовила и провела:

                                                                              Воспитатель логопедической

                                                                                                     Группы №6

                                                      МДОУ №22

                                                             Бухараева Л. Ш.

                                                   29.04.2011

Цель:

Развитие навыков конструирования.

Задачи:

Закрепить первичные естественно научные и экологические  представления  о весне и первоцветах.

Учить конструировать подснежник из бросового материала, отображая характерные особенности этого цветка.

Способствовать развитию творчества, воображения, фантазии детей.

Развивать общую моторику и мелкую моторику пальцев рук.

Уточнить и активизировать словарь по теме: «Первоцветы».

Прививать желание стать другом природы, беречь и защищать её.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям ответить, какое сейчас время года.

-Весна.

А как вы догадались, что именно весна, по каким признакам?

(дети перечисляют признаки весны, в том числе и появление первоцветов)

после ответов детей, педагог говорит о том, что действительно, с наступлением апреля, земля прогревается, и из земли начинает пробиваться травка, и появляются первые цветы – первоцветы.

Звучит отрывок  Чайковского «Времена года» (апрель), воспитатель читает стихотворение И. Белякова «Подснежник»:

Веселый апрель улыбнулся,
Запел, загалдел, заиграл,
От шума подснежник проснулся
И на проталинке встал.

Запахло, повеяло прелью,
Чуть слышно подснежник твердил:
- Спасибо апрелю, спасибо,
За то, что меня разбудил!

Ребята, о каком первоцвете говорится в стихотворении? Воспитатель предлагает детям вспомнить, как выглядит подснежник, привлекая их внимание к картинке с изображением цветка.

На тоненьком стебельке бутон из белых лепестков, а внутри бутона – жёлтая тычинка. Листочки длинные, тонкие, заострённые вверху. ( совместное рассматривание,  с проговариванием существенных признаков)

Педагог предлагает детям встать в круг, пальчиковая гимнастика «Цветок»:

Вырос высокий                                     Бутон-руки согнуты в локтях, соединив цветок на поляне,                                  ладонь с ладонью и локоть с локтем

Утром весенним                                    Бутон раскрылся-раскрыть ладони, раскрыл лепестки.                                 локти соединены

Всем лепесткам                                      Ладони сцепить тыльной стороной, красоту и питанье                                  локти при этом остаются соединены

Дружно дают под                                   Вывернуть руки так, чтобы пальцы землёй корешки.                                     сцепленных рук смотрели вниз.  

Ребята, а давайте с вами сделаем свою полянку подснежников! (дети соглашаются, а воспитатель предлагает им пройти на свои места за столами)

У детей на столах стоят индивидуальные подносы с кусочком проволоки (стебель), 3 одноразовые ложки без ручек (лепестки), по куску жёлтого и зелёного пластилина (тычинка и чашелистик), узенькие полоски гофрированной бумаги (для обмотки «стебля»). Баночки с клеем и клеевые кисточки. Заранее подготовленные подставки для цветка (низ от 1,5 литровой бутылки отрезается, и заполняется пластилином для устойчивости). Ножницы и двусторонний картон зелёного цвета с контурами листочков. Салфетка.

вырезаются листочки из картона.

из зелёного пластилина лепим толстую колбаску, и накалываем её на проволоку (вдоль) так, чтобы конец проволоки выходил из неё на 0,5-1см.

из жёлтого пластилина лепим узкую морковку, накалываем её на 0,5-1 см конец проволоки.

берём ложечки и вкалываем в зелёный пластилин так, чтобы образовался бутон вокруг жёлтой морковки.

конец полоски гофрированной бумаги смазываем клеем, и закрепляем на проволоке под зелёным пластилином; обматываем ей весь ствол.

закрепляем цветок на подставке, согнув проволоку так, чтобы бутон склонился вниз.

закрепляем на подставке листочки цветка.

Воспитатель хвалит детей за прекрасно выполненные работы, предлагает составить цветы вместе, чтобы получилась поляна из подснежников.



Предварительный просмотр:

Приложение 7

Беседа на тему: «О дождевых червях»

Цель: Продолжить знакомить с особенностями строения и поведения подземных обитателей, показать их приспособленность ( на примере дождевого червя) к почвенной среде.

Дождевой червь

Если после дождя выйти в сад, то обычно можно увидеть на дорожке небольшие кучки земли, выброшенной дождевыми червями. Часто при этом по дорожке ползают и сами черви. Именно потому, что они появляются на поверхности земли после дождя, их и называют дождевыми. А почему черви всё-таки во время дождя выползают на поверхность? Очень просто, чтобы не задохнуться - вода заливает их норки. Кстати, лёгких у них нет - кислород поступает через тонкую влажную кожу.

В воде растворено слишком мало воздуха, и потому дождевой червь там задыхается. Еще быстрее он погибает в сухой почве: его кожа подсыхает, и дыхание прекращается. В теплую и влажную погоду дождевые черви держатся ближе к поверхности земли. Во время продолжительной засухи, а также в холодный период они заползают глубоко в землю.

Живет дождевой червь в земле и прорывает в ней целую сеть вертикальных и горизонтальных ходов. По ночам черви выползают на поверхность и утаскивают к себе вниз опавшие листья. Там эти листья разлагаются бактериями, а черви как раз и питаются разложившимся растительным материалом.

Роясь в земле, черви проглатывают кусочки почвы, измельчают их и выбрасывают на поверхность хорошо перемешанными с органическим веществом. Выносимое ими на поверхность количество грунта поразительно велико. Если бы распределить по всей поверхности суши почву, перепахиваемую дождевыми червями за каждые 10 лет, то получился бы слой плодородной земли толщиной в 5 см. Таким образом, дождевые черви улучшают своей активностью качество почвы: разрыхляя, перемешивая почву и обогащая ее кислородом, а также снабжая питательными веществами. На почве, изобилующей дождевыми червями, растения развиваются значительно быстрей, чем на почве без червей.

Считается, что они проделывают в почве ходы, по которым к корням растений проникают воздух и вода.

В 50-х годах прошлого века биологи провели эксперимент. В ящик со стеклянными стенками насыпали наполовину светлую землю, а сверху столько же перегноя. Утрамбовали и запустили туда несколько червяков. Уже через месяц были прорыты ходы, и в светлом слое появилось много тёмного копролита. А через три месяца вся почва в ящике была одного цвета и увеличилась в объёме из-за разрыхления.

Если дождевого червя разрезать, обе половинки продолжают жить. Если червя разрезать пополам, продолжает жить лишь его передняя часть. У задней части в рассеченном месте образуется хвост, так что у нее появляется два хвоста. Но головы у нее нет, питаться она не может, поэтому неминуемо погибает. Если же отрезать только небольшую переднюю часть червя, то она погибнет, а в месте разреза вырастает новая голова.

Вредное воздействие

В норме они питаются растительными остатками, но в горшке при дефиците свежей органики легко переключаются на живые корни растений и подземные побеги и корневища.

Дождевые черви портят своими жидкими клейкими выделениями землю в цветочных горшках, забивают дренаж, отчего земля в горшке закисает.

При наличии в земляном коме дождевых червей на поверхности появляются характерные комочки земли, выброшенные ими из своих ходов. При наличии дождевых червей в горшке растение становится вялым и отстает в росте.



Предварительный просмотр:

Приложение 8

Беседа на тему: 
«Что можно сделать, чтобы вокруг стало меньше мусора.»
«После пикника»

Мы купались, загорали,                                          И осталось на  поляне                                                                                                          

Жгли костёр, в футбол играли -                              у потухшего костра:

Веселились, как могли!                                           Две разбитых нами склянки,

Пили квас, консервы ели,                                        две размокшие баранки –

Хоровые песни пели...                                             словом, мусора гора.

Отдохнули и ушли.

- Мусор может появиться везде: и в доме, и на речке, и на улице. Откуда же берётся и куда девается мусор? На этот вопрос нам надо найти ответ.

Сценка «Разговор микробов».

(демонстрируется детям с помощью «носкового» театра)

Микроб 1: наконец – то мы добрались до вас. Здесь для нас просто рай!

Микроб 2: мы уже везде побывали. Да, мы есть везде: и в воздухе, и в воде. А сколько нас на руках?! Мы везде присутствуем!

Микроб 1: да... что от нас осталось – бы, если бы не люди! Они нам помогают! Без них мы никуда!

Микроб 2: помнишь, сколько они деревьев наломали, травы повытоптали, сколько мусора нам оставляют...

Микроб 1: я тоже знаю, где можно найти много мусора! Пройдись по городу, полюбуйся: красота!

Микроб 2: сколько бытового мусора от человека! Представляешь, один только человек за год производит мусора в 10 раз больше собственного веса!

- Ребята, а кто такие микробы? Когда они появляются? (микроб – мельчайший  животный или растительный организм, не видимый простым глазом).

За 1 год один человек выбрасывает в отходы:

90 БАНОК ИЗ – ПОД  НАПИТКОВ,

БУМАГУ, НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОТОРОЙ УХОДИТ 2 ДЕРЕВА,

107 СТЕКЛЯННЫХ БАНОК И БУТЫЛОК,
70 КОНСЕРВНЫХ БАНОК,

 45 КГ ПЛАСТИКА.

Всё это складывается в мусорное ведро и выносится в мусорные контейнеры на улице.

Да, на улицах грязь, мусорные контейнеры полны до самого верха, мусор не вывезен.  Нравится вам такой город?

Вот Земля плывёт, сквозь грозовую полночь.

Всех людей зовёт, просит прийти на помощь.

За нас никто планету не спасёт.

Спасти её мы можем только сами.

Зарницы в небе вспыхнули не зря,

Очнитесь, люди, и поймите, люди,

У нас на всех всего одна Земля,

Другой такой у нас уже не будет.

Куда же девается мусор, после того, как мусоровозы забирают его и куда-то везут?

Детям предлагают выбрать нужную из карточек: «на завод по переработке мусора», «на свалку» или «в реку».

Самый хороший вариант – завод.  Но,  к сожалению, их пока мало. У нас в городе такого завода тоже нет,  поэтому чаще мусор вывозят на свалки.  Вы видели, что свалка – это специальное  огороженное место для отходов. Она должна быть подальше от города или посёлка, чтобы до людей  не доносился неприятный  запах, рядом не должны располагаться водоёмы и заповедники.  Ведь мусор содержит вредные для здоровья человека и природы вещества. А если отправить мусоровоз на речку? Ведь мусор можно сбросить в реку, вода унесет мусор и ничего не останется? Конечно, после «такой» уборки в реке погибнет много живых существ, живущих в воде и на берегу. Наиболее опасным является стекло, особенно битое. Оно и пластиковые бутылки не разлагаются и могут пролежать в земле сотни лет.

Деревянные, картонные и бумажные предметы разлагаются быстрее, но их лучше закапывать.

Полиэтиленовый пакет - более 200 лет

Консервная банка - более 90 лет

Деревянные изделия - несколько десятков лет

Изделия из ткани -2-3 года

Бумага – 2-3 года

Пищевые отходы – шкурки, очистки, огрызки – даже полезны для природной среды, но их лучше прикапывать.

Кругом налево и направо,

Как бы остатки пирамид

Лежит здесь мусор, как отрава,

Пугает видом и смердит.

Но мы мирится не желаем,

А объявляем бой ему.

И жителей всех призываем

Начать масштабную войну.

Чтобы мусора стало меньше нужно: поставить больше урн, вовремя убирать контейнеры возле домов, в теплое время года проводить субботники, а главное меньше мусорить самому.



Предварительный просмотр:

Приложение 9

В лесу ходи по тропинкам и дорожкам. Помни: в траве и в лесной подстилке обитает много маленьких животных, которых можно нечаянно раздавить. Кроме того, от ходьбы уплотняется почва, оголяются корни деревьев, погибают редкие растения


Не шуми. Крик и громкая музыка пугают лесных обитателей, и они могут покинуть свои жилища


Не рви цветы. Сорванные растения быстро погибнут и не дадут семян. Не будет семян – не будет и цветущих растений


Не лови бабочек. Они украшают природу и опыляют растения. Помни: бабочку погубить легко, достаточно подержать её в руке, и с её крылышек опадут чешуйки, она не сможет больше летать


Не разрушай муравейники. Муравьи по хвоинке, по соломинке долго строят свой дом, любой труд надо уважать. Муравьи – санитары леса, они не дают сильно размножаться насекомым-вредителям


Не сбивай несъедобные грибы, они тоже нужны лесу. Несъедобные для тебя, они служат пищей многим животным


Не трогай птичьи гнёзда. Если увидел гнездо с яйцами или птенцами, то постарайся тихо уйти. Помни: потревоженные птицы могут покинуть гнездо, а примятая трава или сломанная ветка сделают его заметным для хищников


Не лови зайчат, ежат, бельчат и других животных. Лес – их родной дом, им будет плохо в твоей квартире


Не рви паутину, лучше понаблюдай, как паук охотится


Не разжигай в лесу костёр. Пожар в считанные часы может погубить лес, на восстановление которого могут уйти столетия


Не оставляй мусор в лесу. Помни: это дом для животных, в нём должно быть чисто


Уноси только фотоснимки,

оставляй только следы,

убивай только время



Предварительный просмотр:

Приложение 10

Опыты

Опыт «Что будет с мусором»

Цель: Дать детям практические знания об изменениях, происходящих с мусором различного вида, при захоронении его в почву на длительный срок.

Материал: мусор разного вида (растительный и бытовой), лопата для выкапывания ямы в земле.

Описание: Осенью (октябрь-ноябрь), в земле выкапывается яма глубиной 30-50 см. в неё складывается мусор и закапывается. На место ямы ставится опознавательный знак. Весной (апрель-май) яма раскапывается, для того чтобы узнать, что произошло с мусором. Мусор растительного происхождения исчезает, перегнивает под действием влаги и не хватки кислорода.

Опыт «Выяснение причин выхода червей на поверхность
земли во время дождя»

Цель: установить, почему во время дождя черви выходят на поверхность.

Описание: Воспитатель наливает воду в стакан с камешками, пока их не скроет вода. Откуда вначале берутся пузырьки воздуха и почему они потом перестают идти?

Наливает воду в банку с червями, пока вода не закроет всю землю.

Идут ли пузырьки воздуха из земли?

Как черви реагируют на воду?

Итог: пузырьки воздуха в течении времени выходят из камешков и из земли. Черви выходят на поверхность.

Почему? Вода вытесняет воздух из стакана с камешками и из земли, поэтому мы видим поднимающиеся из  воды пузырьки воздуха.

Черви вылезают наружу из-за нехватки кислорода в почве. Когда идёт сильный дождь, часто на поверхности земли можно видеть червей: они вылезают наружу в поисках кислорода.



Предварительный просмотр:

Приложение 11

Таблица с результатами исследований

« Что произойдёт с разными видами мусора, если их закопать в землю на зиму».

Вид мусора

Стекло зелёного цвета

Полиэтиленовый пакет

Пластиковая бутылка

Металлическая бутылка

Обёрточная бумага

Апельсиновая кожура

Яблочная кожура

Картофельные очистки

Дата захоронения: 11.11.2010г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата раскопок

20.04.2011г.

без изменений

без изменений

без изменений

без изменений

помялась и стала мягкой, мокрой легко рвётся

исчезла

исчезла

небольшие кусочки нашли с трудом



Предварительный просмотр:

Приложение 12

Мониторинг экологической воспитанности детей

Уровень экологической воспитанности детей перед реализацией проекта

Низкий уровень – 4 ребенка

Средний уровень – 8 детей

Высокий уровень – 0 детей

Уровень экологической воспитанности детей после реализацией проекта

Низкий уровень – 0 детей

Средний уровень – 1 ребенок

Высокий уровень – 11 детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ, ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ исследовательский проект

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ,ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ...

Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»

Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»...

Областной конкурс детско – юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Название исследовательского проекта «Вода».

Актуальность  проекта:Все живое  на  Земле  нуждается в  чистой воде. Она  основа  здоровья  и  жизни.Проблема:Зависит  ли  жизнь  обитателе...

Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»

Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....

Научно-практическая конференция детских исследовательских проектов «Творчество народов России» Тема исследовательского проекта: «Кукла-оберег»

Краткая аннотацияТряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими ру...