Областной конкурс детско – юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Название исследовательского проекта «Вода».
творческая работа учащихся по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Актуальность проекта:
Все живое на Земле нуждается в чистой воде. Она основа здоровья и жизни.
Проблема:
Зависит ли жизнь обитателей аквариума от чистоты воды?
(Как зависит жизнь рыб от чистоты воды?)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oblastnoy_konkurs_detsko.doc | 49 КБ |
otchet_esenii.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областной конкурс детско – юношеских исследовательских работ
им. В.И.Вернадского.
Название исследовательского проекта «Вода».
Авторы проекта – Островская Есения.
Руководитель проекта – Вепрева Марина Сергеевна.
Актуальность проекта:
Все живое на Земле нуждается в чистой воде. Она основа здоровья и жизни.
Проблема:
Зависит ли жизнь обитателей аквариума от чистоты воды?
(Как зависит жизнь рыб от чистоты воды?)
Цель:
- Исследовать воду в аквариуме.
- Выяснить, как чувствуют себя рыбы в чистой и загрязненной воде.
- Уточнить способы очистки воды.
Задачи:
- Создать условия для развития поисково-экспериментальной деятельности детей.
- Выявить источники загрязнения аквариума.
- Развивать устойчивый познавательный интерес на основе изучения жизни обитателей аквариума.
- Способствовать формированию наблюдательности, пытливости ума, умению делать выводы и умозаключения на основе опытно- экспериментальной деятельности.
Методы исследования:
Наблюдения, опытническая деятельность, экспериментирование, экскурсии, беседы, интервьюирование, решение проблемных ситуации, фотографирование, чтение познавательной литературы, работа с энциклопедиями, использование компьютера.
Природа – это огромная ценность
для всех людей на планете.
Дошкольный период является фундаментом для последующего роста и взросления ребенка. Тем и важен этот возраст, что первые семь лет являются периодом интенсивного развития, началом становления личности. Задача взрослых помочь ребенку получить как можно больше знаний через позитивное созерцание окружающего, но не пассивное, а наоборот – принимать самое активное участие в жизни окружающего мира, тем самым обогащая и расширяя свой внутренний мир.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
В нашем детском саду для этого созданы все условия. Но самым главным я считаю, является экологическая комната «Росинка», где ребенок с самых ранних лет входит в большой и интересный мир природы. Ведь еще Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли, а К.Д.Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», тем самым сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Мы с детьми углубленно работаем по экологическому воспитанию, поэтому стараемся как можно чаще бывать в нашей экологической комнате, ненавязчиво вводя ребят в прекрасный мир природы, помогаем им наладить взаимоотношения с этим миром.
Дети с удовольствием, большим желанием всегда посещают наших питомцев. Так было и после долгих новогодних каникул. Мы поспешили к нашим друзьям, и именно здесь возникла у нас проблема.
У детей вызвало тревогу необычное поведение рыб. Золотые рыбки, скалярии поднимались к поверхности воды, хватали ртом воздух, некоторые рыбы плавали прямо на поверхности – у кромки воды… Мы стали искать причину такого поведения рыб. При исследовании аквариума увидели, что вода мутная, с неприятным запахом и
в воде нет привычных пузырьков воздуха. У детей возник вопрос: «Почему это произошло?». Оказалось, что фильтр для очистки и аэрации воды не работает.
У мальчиков возникло сомнение: «А зачем он вообще нужен?». Чтобы убедиться в нужности фильтра я предложила для начала достать его из аквариума и рассмотреть. Вместе с нашим экологом – Еленой Леонидовной мы достали и показали детям устройство фильтра. Юные исследователи увидели, что он состоит из мотора, распылителя воздуха, нескольких капроновых губок и пластмассовых шариков, в которых оседает грязь. Ребята увидели внутри устройства ил, остатки корма, отходы жизнедеятельности рыб.
Вывод был очевиден и дети без труда его сделали: «Фильтр чистит воду!». Но возникла новая проблема: если фильтр сломался, как помочь рыбам, ведь они могут погибнуть?.. Варя предложила пересадить рыб в банку с водой, а Алексей предложил: «Вообще выпустим рыб в наш бассейн», Есения предложила промыть фильтр и попробовать опустить его обратно в аквариум.
Посоветовавшись все вместе с Еленой Леонидовной, мы так и сделали: промыли фильтр, затем собрали его и опустили обратно. Какой же был восторг у детей, когда он заработал, и мы увидели пузырьки воздуха, поднимающиеся кверху. Значит, рыбы не погибнут! И действительно: рыбки оживились, как будто кувыркались в пузырьках воздуха, ловили их ртом, а когда вода насытилась кислородом рыбки стали опускаться даже на дно аквариума и перебирали ртом грунт.
Но кто – то из детей спросил: «А если фильтр опять сломается или свет отключат, что тогда будет с рыбами, с водой?».
Мы стали рассуждать и вновь возникли вопросы: «1.А почему вода становится грязной, что ее может загрязнять? 2.Как еще можно очищать воду?». По первому вопросу ребята выдвигали разные гипотезы: от водорослей, от корма, от рыб…. Все это мы решили проверить и провели опыт: набрали воды в три сосуда. В один сосуд мы добавили корм, в другой водоросли, а третий – был с чистой водой. Все три сосуда мы убрали и «забыли» про них на несколько дней.
А вот на второй вопрос точных ответов у нас не было….
И начался активный поиск и сбор информации, ведь аквариум – это не только вода, это настоящий дом для рыб, растений, улиток. Мы стали собирать любой материал по аквариумам, по рыбкам, по фильтрам, стали создавать папки о воде и про воду. Большое подспорье нам была наша
групповая «научная» библиотека, где находится много различной познавательной литературы (детские энциклопедии, справочники…). К нашей поисковой работе подключились и родители детей: они делились личным опытом, опытом из жизни своих питомцев, ими активно использовался интернет. Совместно мы собрали много материала, пополнили нашу библиотеку книжками – самоделками, проектами о водных ресурсах нашей планеты, нашей области. Из собранного материала так же мы пополнили свои знания об уходе за аквариумом, рыбами, фильтрами, а еще мы нашли много новых способов очищения воды в аквариуме.
Мы стали обсуждать найденные пути очищения воды. Было много разных предположений, вопросов, гипотез. Дети бурно и активно высказывали свое мнение, свои предположения, делали самостоятельные выводы, подводили итоги. Первый итог рассуждения детей по вопросу: «Какую воду использовать для аквариума?» был неожиданным для моих исследователей: кипяченая вода не подходит!.., так как при кипячении погибают не только вредные, но и полезные микроорганизмы, которые есть в воде. Тут же возникли противоречия по использованию воды из-под крана:
некоторые из детей предлагали наливать воду сразу, а часть детей говорили о том, что этого делать нельзя. Мы вспомнили, что на некоторых очистных станциях в воду добавляют хлор, ядовитое для вредных микробов вещество, и вода пахнет хлоркой. Но мы знаем, что хлор улетучивается из воды в течение минимум двух часов, и чтобы залить такую воду в аквариум воду надо отстаивать 3-4 дня. А у нас в Дороничах вода подается из скважины, не хлорируется, поэтому мы сделали вывод: нашу воду можно наливать сразу из-под крана.
Так в рассуждениях мы вспомнили о наших сосудах, используемых в опыте. Каково же было удивление детей, когда в банке, где находился корм, они увидели мутную воду, там даже присутствовала плесень, и почувствовали запах от нее; а в банке с водорослями вода почти не изменилась. И вот новое умозаключение детей: значит корм, который рыбы не съели, тоже загрязняет воду в аквариуме, потому что оседает на дно и там начинает гнить.
Теперь мы решили попробовать очистить воду без фильтра.
В проведении опытов по очистке воды нам помогала наш эколог-Елена Леонидовна. Именно здесь мы смогли применить в жизни те знания, которые получили ранее. Были проведены опыты с использование медицинского и простого угля, с ватой и марлей, с песком и глиной. Оказалось, что простой уголь воду окрашивает, а медицинский – нет; что используя вату и бинт, тоже можно очистить воду, но это долгий процесс; так же можно профильтровать воду и через песок с глиной, используя бинт, но это тоже долгий процесс. Во время нашей работы мы нашли самый лучший вариант для нашего аквариума: менять воду не всю, а одну треть; тем самым мы сохраняем оптимальную среду обитания для рыб и добавляем чистую воду, которая обогащена кислородом.
А еще дети рассматривали и сравнивали рисунок капли воды через микроскоп. Увидели, что рисунок чистой воды – это красивые плавные волны, а рисунок грязной воды – совсем другой: острые углы, черные точки. Рисунок воды, где
был корм, и образовалась плесень, похож на поверхность Луны – палочки, точки, ямки, сеточки…
Вот так на деле через поисковую, экспериментальную деятельность мы нашли решение этой проблемы и поняли, что жизнь рыб зависит от состояния воды. Теперь мы смело могли помочь нашим питомцам: все вместе – дети, я, эколог меняли воду, чистили стенки, промывали гальку в аквариуме и запускали рыб в чистую воду.
После проведенной работы у детей возник новый вопрос: если в аквариуме чистят воду люди, то, как может чиститься вода в больших водоемах в природе. Ведь вода занимает особое положение среди природных богатств Земли. Известный русский и советский геолог академик А. П. Карпинский говорил, что нет более драгоценного ископаемого, чем вода, без которой жизнь невозможна.
В будущем хотим узнать: как же чистится вода в природе: в реках, озерах, прудах, морях, океанах?
Предварительный просмотр:
В нашем детском саду есть экологическая комната «Росинка», где мы наблюдаем за ее обитателями. Помогаем за ними ухаживать, кормим их, чистим клетки, меняем воду в аквариуме.
Когда мы пришли после новогодних праздников, то увидели, что в аквариуме рыбки вели себя не как обычно, а очень беспокойно (часто всплывали наверх, широко открывая рот, некоторые подплывали к стенкам аквариума и как будто лизали их). Нам стало интересно, что же происходит с ними? Мы спросили своих воспитателей, и они предложили рассмотреть воду в аквариуме и сравнить с тем, что видели раньше. Из аквариума мы набрали в стакан воды и увидели, что она мутная, даже пахнет болотом. Почему же это произошло? Оказалось, что в нашем аквариуме сломался фильтр. Когда Марина Сергеевна его достала и разобрала, то мы увидели, что внутри он был очень грязным, там были даже кусочки корма. Я предложила промыть фильтр и опустить его обратно. Так мы и сделали…
У нас возник вопрос: можно ли почистить воду в аквариуме без фильтра?
Мы с девочками предложили поискать ответы на наш вопрос в книгах, а мальчишки сказали, что будут искать в интернете. Воспитатели нас поддержали и еще попросили помощи у родителей. Когда насобирали материал, обсуждали, мы выяснили, что вода в аквариуме может мутнеть от корма, который рыбы не съели, и он начинает гнить, и еще, если нет фильтра. В воде не достаточно кислорода, она становится, даже «ядовитой» для рыб.
Эту проблему можно решить разными способами. В нашей комнате экспериментов мы проводили разные опыты, использовали те способы, которые нашли. Выяснили, что:
- Воду можно отстаивать (из-под крана брать нельзя, так как там есть хлор, которым обеззараживают воду);
- Воду можно почистить через марлю и вату;
- Можно профильтровать, используя песок, уголь.
- Можно прокипятить.
А еще мы рассматривали воду под микроскопом из разных источников. (Оказалось, что рисунок чистой воды похож на красивые, спокойные волны, а рисунок грязной воды имеет углы и черные точки, даже что-то там двигалось – наверное, микробы…).
Мы решили нарисовать капельки воды: чистой и грязной, чтобы все это увидели.
Теперь стало понятно, почему рыбам было тяжело: они хватали ртом воздух, которого не хватало, и им не нравилась мутная вода с запахом.
Нашему аквариуму была нужна срочная помощь. Вместе с взрослыми мы поменяли воду в аквариуме, но не всю, а только часть, чтобы рыбам было легко и хорошо, промыли грунт, почистили стенки, поменяли фильтр.… Когда все было готово, и мы запустили рыбок, увидели, что рыбки плавают спокойно и ведут себя как обычно.
У нас возник вопрос - если воду в аквариуме можно почистить или заменить, то, как же чистится вода в реках, озерах, прудах?
Мы хотим это узнать и будем искать ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детские капризы и что с ними делать? Руководство по управлению детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?)
Уважаемые мамы и папы! Капризы из ничего не возникают.На самом деле все они имеют конкретную почву, вполне обоснованную причину, которые просто-напросто вами н...
Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.
Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...
Вариативная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Детская безопасность на дорогах» в МБДОУ «Детский сад № 15 «Теремок» г.Медногорска»
В образовательной программе «Детская безопасность на дороге» раскрывается система организации работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге и прави...
Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений
Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...
"В.И. Вернадский и Тамбовщина"
Материал для педагогов и родителей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем...