Система развития по развитию мелкой и общей моторики в средней и старшей группе
рабочая программа (средняя группа) по теме
Цель и задачи
Развивать координацию и равновесие;
Развивать точность и координацию движений руки, гибкость рук, ритмичность;
Развивать мелкую моторику пальцев рук и кистей рук;
Развивать психические процессы:
- произвольное внимание;
- логическое мышление;
- зрительное и слуховое восприятие;
- память и речь детей;
умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданием, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_.doc | 276 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа включения игр и упражнений
на развитие мелкой и крупной моторики
средней группы
Место и время проведения: ежедневно, на прогулках, при организации подвижного часа.
Месяц | Неделя |
Утро | Прогулка
|
Игровая деятельность | Художественная деятельность | Работа с родителями |
О К Т Я Б Р Ь | 1 | Н/игра « Сложи узор» Цель: развитие мелкой моторики рук. Самомассаж рук ребристым карандашом. «Добываем огонь-1» Игра малой подвижности «Базар» | Ходьба и бег «Лошадки» « Автобус» Метание « Попади в воротца» « Поймай мяч»
« Котята и щенята» | Н/ игра « Сложи узор» (подгруппа) Цель: развитие мелкой моторики рук. | Работа с карандашом « Штриховка»- вертикальные линии Цель: подготовить руку к письму. | Родительское собрание « Что должны знать и уметь дети средней группы» |
2 | Мелкий строитель «Строим дом» Цель: развитие мелкой моторики рук. Пал/игра «Белочка» Игра малой подвижности «Мы охотимся на льва» | Ходьба и бег «Усатый сом» « По- лосиному красиво...» Метание « Стрельба из лука» «Попади в корзину» Прыжки «На одной ноге» «Лягушки и цапля» | Игра с мелким строителем « Строим гараж для машин». Цель: развитие мелкой моторики рук. Умение складывать строитель в коробку. | Аппликация «Осенний букет» Цель: учить пользоваться ножницами и трафаретам, развитие мелкой моторики. Диагностическое занятие | Диагностика детей на развитие мелкой моторики. |
Месяц | неделя | Утро | Прогулка (подвиж.час) | Игровая деятельность | Художественная деятельность | Работа с родителями |
О К Т Я Б Р Ь | 3 | Игра « Составь портрет» Самомассаж С мелкими мячами Пал/игра «Дождик» Игра малой подвижности «Огород» | Ходьба и бег « Курочка-хохлатка» «автобус» Лазание «Котята и щенята» «Обезьянки» Метание и ловля Игры с мячом «Снайперы» | « Составь картинку» (пазлы) Цель: развивать внимание, усидчивость. Развивать мелкую моторику рук. | Оригами Тема: «Лягушка» Цель: учить складывать квадрат пополам и отворачивать углы на лицевую сторону. Развивать мелкую моторику. Диагностическое занятие | Мастер класс «Самомассаж кистей рук с помощью теннисных мячей.» |
4 | Работа с мелкими палочками «Очки для совы» Самомассаж ровными палочками Пал/игра «Дружба» Игра малой подвижности « У Маланьи...» | Ходьба и бег «Мышеловка» «воробышки» Прыжки «Лягушки» «Лягушки в болоте» Пятница Игры-эстафеты с бегом. | Работа с мелкими палочками (повторение) Цель: развивать зрительную память, усидчивость, мелкую моторику. | Работа с солёным тестом (тестопластика) «Веточка рябины» Цель: знакомство с техникой лепки из солёного теста; Диагностическое занятие | Выставка работ из природного материала. |
Месяц | Неделя | Утро | Прогулка (подвиж. час) | Игровая деятельность | Художественная деятельность | Работа с родителями |
Н О Я Б Р Ь | 1 | Игра с крупным строителем Массаж пальцев «Этот пальчик» Динамическое упражнение « Репка» | Ходьба и бег «Лошадки» «У медведя во бору» Подскоки, прыжки. «Подпрыгни повыше» « Через ручеёк» Игры-забавы «Жмурки» | Игра с конструктором Цель: учить пользоваться инструментами. Развивать моторику пальцев рук. | Работа с трафаретами Цель: продолжать учить пользоваться трафаретами, обводя каждый уголок карандашом. Развивать кисть правой (левой) руки | Папка-передвижка с комплексом массажа пальцев рук с помощью теннисных мячиков. |
2 | Игра со счётными палочками «Составь квадрат-флажок». Массаж пальцев теннисными мячиками «Фокусник» Игра малой подвижности «Поймай мяч» «Тишина у пруда» | Ходьба и бег « Лиса в курятнике» «Самолёты» Метание и ловля Игры с мячом Игры- забавы « Кот и мыши» «Круговые пятнашки» «Заря» | Игра с бусами « Собери бусы, чередуя по цвету, по величине» Цель: развивать сенсорику, внимание, мелкую моторику пальцев рук. | Аппликация «Укрась коврик» Цель: выкладывание орнамента по рисунку. Развивать внимание и мелкую моторику пальцев рук. Диагностическое занятие | Индивидуальная беседа и ознакомление с игрой со скрепками. |
Месяц | Неделя | Утро | Прогулка (подв.час) | Игровая деятельность | Художественная деятельность | Работа с родителями |
Н О Я Б Р Ь | 3 | Н/игра «Монгольская игра» (знакомство) Массаж пальчиков «Этот пальчик» Игра «Маленький ёжик» | Ходьба и бег «Птицы и дождь» « Не задень» (ходьба с препятствиями) Упражнение на равновесие «По узенькой дорожке» «По бревну» Лазание « «Лиса в курятнике» | Игра с мелкими палочками « Мебель для куклы» Цель: развивать внимание, умение пользоваться образцом, развивать большой и указательный пальцы рук. | Оригами Тема: «Лягушонок» Цель: продолжать учить складывать квадрат по диагонали, и сгибать углы навстречу друг другу. Диагностическое занятие | Неделя здоровья |
4 | Цветные палочки Кюизенера Цель: умение действовать по схеме, развитие мелкой моторики пальцев рук. Пал/игра «Паучок» Игра малой подвижности «Мишки» « Раки» | Ходьба и бег «Бег змейкой» «Кот и мыши» «Мышеловка» Пятница. Игры-эстафеты с кубиками | Игра с монетками Цель: учить перекладывать монетки по одной из коробочки в коробочку. Развивать моторику пальцев рук. | Работа с солёным тестом «Улитка» Цель: создание объёмных поделок из солёного теста и декоративное оформление по замыслу. Диагностическое занятие | Консультация « Волшебный мир оригами – японское складывание бумаги». |
Месяц | Неделя | Утро | Прогулка (подв.час) | Игровая деятельность | Художественная деятельность | Работа с родителями |
Д Е К А Б Р Ь | 1 | Игра с настольным строителем « Трамвай» Пал/игра-массаж «Пальчик-мальчик» «Цветок» | Ходьба и бег «Зайцы и волк» Ходьба с изменениями задания. Лазание «Обезьянки» «Котята и щенята» | Работа с гвоздиками «Поезд» Цель: учить правильно, держать в руке молоток, развивать моторику рук. | Работа с карандашами «Соедини по точкам и раскрась» Цель: развивать внимание, усидчивость. Умение правильно держать карандаш и ориентироваться на листе бумаги. | Привлечь родителей для постройки снежных фигур на участке |
2 | Игра с мелкими палочками «Мебель» (индивидуально) Самомассаж рук с помощью теннисных мячиков «Фокусник» Игры малой подвижности «Следы зверей» «Зимняя игра» | Ходьба и бег «Ловишки со снежками» « Снежинки и ветер» Прыжки и подскоки « Воробышки» «Допрыгни до верёвочки» Игры- забавы с обручами | Игра с мелкими палочками «Мебель для моей комнаты» Цель: развивать внимание, умение действовать без образца, развивать моторику пальцев рук. | Аппликация «Составь картинку из геометрических фигур» Цель: развивать воображение, фантазию, умение действовать кончиками пальцев при составлении рисунка, развитие мелкой моторики. Диагностическое занятие | Игры – забавы вместе с родителями (на прогулке) |
Месяц | неделя | Утро | Прогулка (подв. час) | Игровая деятельность | Художественная деятельность | Работа с родителями |
Д Е К А Б Р Ь | 3 | Игра с крупным строителем Самомассаж с ребристыми палочками. «Постукивание» Пал/игра « Дождик» « Подарки» « Снеговик» | Ходьба и бег «Ходьба парами» «Кто ты?» Метание и ловля « Попади в корзину снежком» « Поймай снежок» | Игра с крупным строителем «Транспорт» Цель: учить строить транспорт из крупного строителя по схеме и без неё. Развиваем моторику рук. | Оригами Тема: «Домик» Цель: продолжать учить складывать квадрат по диагонали. Диагностическое занятие. | Пригласить родителей для совместного изготовления игрушек для детей 1мл. группы. |
4 | Палочки Кюизнера Самомассаж «Колечко» « Кулак-ребро-ладонь» Игры малой подвижности « Волшебное слово» «Солнышко и дождик» | Ползание « Доползи до игрушки» «Курица и цыплята» Пятница Игры-эстафеты на санках | Соберём бусы на ёлочку из бумаги. Цель: учится нарезать полоски одинаковой ширины, складывая бумагу гармошкой. Развивать мелкую моторику пальцев рук. | Работа с солёным тестом «Новогодние игрушки» цель: создание плоскостных фигур из солёного теста, использование в работе бросовый материал, развивать фантазию и мелкую моторику пальцев рук. Диагностическое занятие | Консультация для родителей «Чем занять ребёнка в новогодние каникулы» |
Месяц | Неделя | утро | Прогулка (Подв.час) | Игровая Деятельность | Художественная деятельность | Работа с родителями |
Я Н А Р Ь | 3 | Игра «Монгольская игра» Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Пал/игра «Строители» «Котёнок – шалун» П/игра «Теремок» | Ходьба и бег «Автобус» «Добеги до предмета» Игры со снежками «Снайперы» Лазание «Котята и щенята» | Игра со счётными палочками «Кошка» Цель: учить составлять фигуру по образцу. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Игра с кубиками «Сложи узор» | Оригами Тема: «Тюльпан» Цель: продолжать учить складывать квадрат по диагонали и отгибать углы к центру. Диагностическое занятие | Папка-передвижка « Массаж пальцев рук - игры» |
4 | Комплекс №2 Для развития мелкой моторики пальцев рук. Игра с мелкими палочками « Кошка» Игры малой подвижности «Теремок» «Медведь» | Прыжки « Кто выше» «зайчата» Бег и ходьба « Быстро в домик» « Спящая лиса» Игра с мячом «Футбол» | Игра с крупным строителем «Город» Цель: продолжать учить строить дома, объединяя их общей цель. Учить договариваться при постройке города. Развивать моторику кистей рук. Игра со шнуровкой. | Работа с солёным тестом (тестопластика) «Снеговик» Цель: Показать способ лепки шаров разных размеров (большого и маленького); Совершенствовать умение раскатывать тесто круговыми движениями. Диагностическое занятие | Мастер – класс по изготовлению игрушек способом - оригами |
Месяц | Неделя | Утро | Прогулка (подв.час) | Игровая деятельность | Художественная деятельность | Работа с родителями |
Ф Е В А Ь | 1 | Игра « Сложи узор» Гимнастика «Разогрев» Пал/игра «Умывалочка» «Кулачок» | Ходьба и бег « Догони мяч» « Принеси предмет» Подскоки «Подпрыгни повыше» Лазание « Влезь на лесенку» | Составление из геометрических фигур рисунка по картинке. Цель: закрепить знания геом.фигур. Развивать мелкую моторику. Игра «Монгольская игра» | Раскрась картинку Цель: правильно держать карандаш, Учиться выбирать цвет карандаша к рисунку. Развивать моторику рук. | Предложить родителям сходить с детьми в парк покататься на лыжах. |
2 | Игра со счётными палочками. Упражнение «Лимон»- умение сжимать и разжимать кулак и расслаблять его. Игры малой подвижности «Платье» «Гном» « Медведь» | Игры с мячом «Брось дальше» Целься вернее» Игры-забавы « Прятки» «Жмурки» « Перебежки» Ловишки « Ловишка с обручем» | Игра «Скрепки» Развитие мелкой моторики, развитие координации движений, подготовка руки к письму. Игра с мелкими палочками. «Телевизор» | Аппликация с элементами рисования «Самолёт» Цель: создать самолёта из бумаги; самостоятельно комбинирование приёмов силуэтной и рельефной аппликации; умение работать с ножницами, развитие мелкой моторики. Диагностическое занятие | Изготовление подарков к празднику пап. |
Месяц | Неделя | Утро | Прогулка (подв.час) | Игровая деятельность | Художественная деятельность | Работа с родителями |
Ф Е В А Ь | 3 | Игра « Сложи квадрат» Комплекс упражнений с элементами массажа (мяч). Пал/игра «Мяч» «Машина» | Перебежки « Лохматый пёс» « По узенькой дорожке» Прыжки « Мой весёлый, звонкий мяч» « Из кружка в кружок» | Игра «Волчки» Развитие координации движений, мелкой моторики, подготовка руки к письму. Игра с мелкими предметами. | Оригами Тема:«Зайчик». Цель: закреплять навыки работы с бумагой. Использовать ножницы при изготовлении поделки. Диагностическое занятие | Спортивное развлечение посвящённого к 23 Февраля |
4 | Игра «Блоки Дъенеша» Упражнение с палочками «Передай палочку по кругу» Ритмическая игра «Белочка» П/игра « Кто как ходит» «Мяч» | Игры с мячом « Поймай мяч» « Подбрось повыше» Игры с обручем « Такси» « Юла» Игры-забавы « Жмурки с колокольчиком» «Затейники» | Игра с мелкими палочками «Мост» Игра с крупным строителем. «Автомобильный город» учить размещать постройки на ковре. | Работа с солёным тестом «Валентинки» Цель: Упражнять в раскатывании теста прямыми движениями для получения круглой формы; уметь украшать изделие с помощью природного материала. Диагностическое занятие | Изготовление подарков к 8 Марта. | |
Месяц | Неделя | Утро | Прогулка | Игровая деятельность | Художественная деятельность | Работа с родителями |
М А Р Т | 1 | Игра с настольным строителем. Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики ( с мячом). Пал/игра «Дружба» «Пальчик-мальчик» | Ходьба и бег « Птицы и дождь» «Зайцы и волк» Метание «Попади в воротца» « Попади в корзину» Ходьба с изменением задания | Сложи картинку (пазлы) Развивать внимание, усидчивость, мелкую моторику. Игра с мыльными пузырями. | Штриховка и раскрашивание рисунка. | Папка-передвижка «Развитие мелкой моторики пальцев рук. Комплекс №2 |
2 | Игра с мелкими палочками «Вертолёт» Самомассаж «Дождь» Игры малой подвижности « Следы зверей» «Веснянка» «Зайка серый умывается» | Ходьба и бег « Ловишки со снегом» « Ходьба парами» Лазание « Котята и щенята» « Влезь по лесенке» Игры со снежками | Игра с мелкими палочками «Вертолёт» Цель: учить работать с образцом. Считать и брать нужное количество палочек, доставая по одной из коробочки. Игра с крупным строителем. | Аппликация «Мама в парикмахерской» Цель: учить создавать причёски при помощи ножниц, развивать внимание усидчивость, умение работать с ножницами. Диагностическое занятие | Индивидуальная беседа с показом игр на развитие мелкой моторики. |
Месяц | Неделя | Утро | Прогулка (подв.час) | Игровая деятельность | Художественная деятельность | Работа с родителями |
М А Р Т | 3 | «Сложи узор» Цель: развивать внимание, усидчивость. Самомассаж с палочками. Пал/игра «Сороконожки» «Семья» | Игры с мячом « Поймай мяч» «Догони мяч» « Попади в цель» Игры – забавы « Гуси-лебеди» «У медведя во бору» « Карусель» | Игра с конструктором «Лего» Цель: развивать фантазию при игре с мелким конструктором. Игра с бусинками «Бусы для мамы» | Оригами Тема: «Цветок ириса» Цель: Продолжать учить складывать из квадрата «косынку», отгибать края вверх, получая лепестки. Развивать мелкую моторику. Диагностическое занятие | Открытое занятие по оригами с партнёрским участием родителей. |
4 | « Монгольская игра» Выложи узор по рисунку. Самомассаж кистей рук ребристыми палочками. Игры малой подвижности «Золотые ворота» «Узнай по голосу» «Веснянка» | Упражнение на равновесие « По узенькой дорожке» « Ходьба змейкой» «Кто как ходит» Прыжки « Лягушки и цапля» « Воробышки» « На одной ноге | Игра с крупным строителем Самостоятельное строительство знакомых построек и их обыгрывание. Игра с прищепками | Работа с солёным тестом . «Рыбка» Цель: Упражнять в раскатывании теста прямыми движениями для получения овальной формы; Добиваться разнообразия работ за счет передачи динамики движений, формы рыб. Диагностическое занятие | Консультация «Мелкая моторика или влияние действий рук на развитие головного мозга» |
Месяц | Неделя | Утро | Прогулка (подв.час) | Игровая деятельность | Художественная деятельность | Работа с родителями |
А П Р Е Л Ь | 1 | Палочки Кюизнера Сказка «Красная шапочка» Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики. Пал/игра «Строим звездолёт» «Каша» | Игры с бегом «Пятнашки» «Попробуй, догони» Игры с прыжками «Прыжки с мячом» « Волк во рву» «Скачи за мной» | Игра «Сложи картинку» (пазлы) Цель: провести диагностику о полученных навыках по сбору из частей целого. Игра с крупным строителем. | Штриховка и раскрашивание рисунка. | Пригласить родителей поиграть с детьми в подвижные игры. |
2 | Игра «Сложи узор». Комплекс упражнений с мячиком на развитие мелкой моторики. Самомассаж «Дождик» Игры малой подвижности «Веснянка» «Белочка» | Народные игры «Баба-Яга» «Горелки» Ползание и лазание «Птицы и дождь» «Рыбаки и сеть» | Игра с крупным строителем «Космодром» Цель: учить строить по - образцу Учится создавать свои постройки, согласно теме. Игры с прицепками | Аппликация Тема: «Парусник» Цель: учить детей создавать из бумаги разные кораблики. Развивать композиционные умения. Развитие мелкой моторики пальцев рук при работе с ножницами. Диагностическое занятие | Научить родителей массажу рук с помощью карандаша и палочки. |
Месяц | Неделя | Утро | Прогулка (подв.час) | Игровая деятельность | Художественная деятельность | Работа с родителями |
А П Р Е Л Ь | 3 | Игра с блоками Дьенеша. Комплекс упражнений с ребристыми палочками. Пал/игра «Матрёшки» «Кря-кря-кря!» | Перебежки « Лохматый пёс» « По узенькой дорожке» Прыжки « Мой весёлый, звонкий мяч» « Из кружка в кружок» | Игра с палочками Кюизнера Цель: развивать внимание, усидчивость, мелкую моторику пальцев рук. Игра с мыльными пузырями. | Оригами Тема: «Самолётик» Цель: продолжать закреплять знакомые приёмы складывания Диагностическое занятие | Пригласить пап принять участие по изготовлению самолётов способом оригами. |
4 | Игра с мелкими палочками. Комплекс упражнений с палочками. Игры малой подвижности «Займи скворечник» «Воздушный шар» | Ходьба и бег « Лиса в курятнике» «Самолёты» Метание и ловля Игры с мячом Игры- забавы « Кот и мыши» «Круговые пятнашки» «Заря» | Игра с мелкими палочками Цель: закрепить навыки построения знакомых фигур. Игра с мелким строителем Строительство знакомых построек. | Работа с солёным тестом « Цветы» Цель: Научить изготовлению цветов разными способами: сплющивание шара, ленточный способ, использовать трафарет расческу для прорисовки лепестков гвоздики; | Выставка работ с поделками из солёного теста |
Месяц | Неделя | Утро | Прогулка (подв.час) | Игровая деятельность | Художественная деятельность | Работа с родителями |
М А Й | 1 | Работа с мелкими палочками. Комплекс на развитие мелкой моторики. Пал/игра «Воробышки» «Помощники» «Сороконожки» | Игры с мячом « Поймай мяч» «Догони мяч» « Попади в цель» Игры – забавы « Гуси-лебеди» «У медведя во бору» « Карусель» | Игра с мелкими палочками «Рыбки в реке Пасал». Цель: Развитие оптико-пространственного восприятия. Игра с конструктором «Лего» Цель: развивать фантазию, усидчивость. | Работа с карандашами и ножницами. «Раскрась картинку и вырежи её» | Индивидуальная беседа по обучению игре с мелкими палочками (спичками) |
2 | Игра с палочками Кюизнера. Комплекс упражнений с мячом на развитие кисти рук. П/игра-гимнастика «Разминка в круге» «У ребят порядок свой» | Игры с мячом «Брось дальше» Целься вернее» Игры-забавы « Прятки» «Жмурки» « Перебежки» Ловишки « Ловишка с обручем» | Игра с удочкой «Рыбалка» Цель: развивать координацию движений, усидчивость, внимание. Работа с мелким строителем Цель: | Аппликация «Бабочки на полянке» Цель: учить вырезать детали по контуру и развивать воображение при выкладывании рисунка. Диагностическое занятие | Диагностика по развитию мелкой и крупной моторики. |
Месяц | Неделя | Утро | Прогулка (подв.час) | Игровая деятельность | Художественная деятельность | Работа с родителями |
М А Й | 3 | Игра с мелкими предметами. Комплекс упражнений №1 на развитие мелкой моторики. Пал/игра « Строители» « Колечко» | Ходьба и бег «Автобус» «Добеги до предмета» Игры с мячом «Снайперы» Лазание «Котята и щенята» | Игра с мелким строителем. «Построю то, что скажите» Игра с мозаикой. Цель: побуждать детей составлять новые узоры из мозаики, развивать мелкую моторику пальцев рук. | Оригами Тема: « Бабочка» Цель: продолжать учить складывать квадрат по вертикали, диагонали. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Диагностическое занятие | Индивидуальная консультация с родителями о том, как продолжать развивать руки дома в отпуске в летний период. |
4 | Игра «Маленькое семечко» - на развитие общей моторики. Игры малой подвижности «Соня» « Теремок» «Солнышко и дождик» | Прыжки « Кто выше» «зайчата» Бег и ходьба « Быстро в домик» «Хитрая лиса» Игра с мячом «Футбол» | Игра с крупным строителем «Строим по образцу». Игра с пазлами. Цель: продолжать развивать внимание, усидчивость, заинтересованность в получении результата (картинки). Развитие мелкой моторики. | Работа с солёным тестом «Поляна с цветами» Цель: умение фантазировать с цветом и добавочным бросовым материалом при создании работы. Развитие мелкой моторики. Диагностическое занятие |
Программа включения игр и упражнений
на развитие мелкой и крупной моторики
старшей группы
Место и время проведения: ежедневно, на прогулке при организации подвижного часа.
Месяц | Неделя | Утро | Прогулка | Художественная деятельность | Работа с родителями |
О К Т Я Б Р Ь | 1 | Индивидуальная работа в игре с мелкими палочками. «Грибок» Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики с ребристыми палочками №2 | Перебежки с высоко поднятыми коленями. «Догони пару!» Прыжки « Кто выше» «Удочка» Игра с мячом «Поймай мяч» «Мяч вдогонку» Игры -забавы «Гуси – лебеди» «Кот и мышь» Школа мяча (индивидуально) 1.Бросать мяч вверх и поймать двумя руками. |
Тема: «Гусь» Научить ребёнка слушать объяснения воспитателя. Быть внимательными, усидчивыми, уметь доводить до конца. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Диагностическое занятие 2. Работа с мелкими палочками Тема: «Грибок» Развивать внимание, усидчивость, ловкость рук, терпение и выдержку. Укреплять мышцы большого и указательного пальцев правой и левой руки. Диагностическое занятие 3.Работа с солёным тестом Тема: «Фрукты» Учить детей на выбор лепить предметы удлиненной, овальной формы, Закреплять умения лепить предметы большие и маленькие. Показать способ соединения деталей с помощью стеки | Привлечь родителей для сбора природного и бросового материала для поделок. |
2 | Индивидуальная работа с ножницами. Учить правильно, держать ножницы. Комплекс упражнений для развития пальцев рук С№1 -6 . Игры малой подвижности «Кот и мышь» «как живёшь?» | Родительское собрание. Познакомить родителей с планом работы по развитию мелкой и крупной моторики в течении года. |
Месяц | Неделя | Утро | Прогулка | Художественная деятельность | Работа с родителями |
О К Т Я Б Р Ь | 3 | Индивидуально работать с карандашом. «Рисуем по точкам». Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук с 1-12 . | Перебежки: пробе- жать, забрасывая ноги назад, стараясь коснуться пятками ягодиц. «Стой!» Лазание, по лестнице перебираясь на другую сторону. Ходьба парами друг за другом Игры – забавы «Пятнашки – зайки» «Мячик кверху» «Два мороза» Школа мяча (индивидуально) 2.Бросать мяч вверх и поймать одной рукой правой рукой. | 1.Работа с бросовым материалом Тема: « Котёнок». Учить детей моделировать из бросового материала. Уметь в ходе работы пользоваться бумагой, клеем, ножницами. Учить детей вырезать овалы и круги приёмом складывания квадрата и прямоугольника пополам. Диагностическое занятие 2. Работа с карандашом Тема: «Рисуем по точкам» Продолжать учить соединять точки согласно инструкции под рисунком. Учить рисовать, не отрывая карандаш от листа бумаги. 3.Модульная аппликация Тема: «Грибок» Учить детей отрывать маленькие кусочки бумаги от основного листа. Учить держать кусочек бумаги двумя пальцами, проводить им по поверхности клеящего карандаша и накладывать на рисунок. Диагностическое занятие | Папка – передвижка « Комплекс упражнений для развития мелкой моторики». |
4 | Индивидуальная работа с нитью «Вдевать нить в иголку». Комплекс пальчиковой гимнастики с №1 -18 Игра малой подвижности: «Заря» «Земля, огонь, воздух» | Привлечь пап в работу школы мяча. |
Месяц | Неделя | Утро | Прогулка | Художественная деятельность | Работа с родителями |
Н О Я Б Р Ь | 1 | Индивидуальная работа с мелкими палочками. «Мышка» Комплекс гимнастики с 1 -26№ | Пробежки со скакалкой. «Ловишки с мячом» Прыжки на одной (правой, левой) ноге. «Кто быстрее!» Лазание Перелезть через верх на противоположную сторону стенки. Игры – забавы «Стрелок» «Липкие пеньки» «Медный пень» Школа мяча (Индивидуально) 3.Бросать мяч вверх и поймать одной левой рукой. | 1, Оригами Тема: «Кролик» Учить детей складывать базовую форму «воздушный змей». Учиться быть терпеливыми, внимательными. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Диагностическое занятие 2.Работа с мелкими палочками Тема: «Мышка – норушка» Учить брать палочки по одной и выкладывать рисунок, используя образец. Диагностическое занятие. 3.Работа с солёным тестом Тема: «Деревья» Учить детей лепить деревья (на выбор) передавая характерные особенности каждого. Тополь:ствол лепим, соединяя тонкие, прямые столбики; ель: плотно прилегающие морковки | Консультация для родителей «Детские подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка» |
2 | Индивидуальная работа с ножницами. Комплекс упражнений для развития мелкой моторики №1 Игры малой подвижности: «Липкие пеньки» «Мяч по кругу» | Выставка работ игрушек – оригами «Домашние животные» |
Месяц | Неделя | Утро | Прогулка | Художественная деятельность | Работа с родителями |
Н О Я Б Р Ь | 3 | Индивидуальная работа с карандашом. Упражнения для развития мелкой моторики. Игры малой подвижности: «Пятнашка с вызовом» «Золотые ворота» | Бег «Бег наперегонки» «Ловишки – перебежки». Прыжки Разбежаться и прыгать через верёвочку, подвешенную на стойке. Кто выше! Игры – забавы «Волк и ягнята» «Табун» «Липкие пеньки» Школа мяча (индивидуально) 4. Ударить мяч о землю и поймать его двумя руками. | 1.Работа с бросовым материалом Тема: «Царевна - лягушка» Учить детей вырезать детали из бумаги, склеивать две коробочки между собой определённым способом. Наклеивать детали согласно схеме. Диагностическое занятие. 2.Работа с карандашом Тема: «Дорисуй» Учить дорисовывать недостающие детали согласно образцу. Развивать мелкую моторику пальцев рук. 3.Модульная аппликация Тема: «Мой весёлый, звонкий мяч» Продолжать учить детей способам обрывания и составлению готовых форм, вырезанных самими детьми. Диагностическое занятие | Консультация для родителей «Развитие ребёнка и конструирование». |
4 | Индивидуальная работа с иголочкой «Завяжи узелок» Комплекс упражнений (с мячом) для профилактики плоскостопия. | Папка – передвижка с комплексом упражнений по профилактики плоскостопия. |
Месяц | Неделя | Утро | Прогулка | Художественная деятельность | Работа с родителями |
Д Е К А Б Р Ь | 1 | Индивидуальная работа по складыванию из бумаги формы «воздушный змей» Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики. | Перебежки. «Кто сделает меньше шагов?» «Бег наперегонки» Прыжки «Удочка» Игры - забавы «Мороз – Красный нос» «Раю – раю» «Мяч» «Пятнашки – зайки» Школа мяча (индивидуально) 5.Ударить мяч о землю и поймать одной правой рукой. | 1, Оригами Тема: «Гномик» Закрепить складывание формы «воздушный змей». Умение оформлять работу с помощью рисования. Диагностическое занятие. 2.Работа с мелкими палочками Тема: «Рыбка» Продолжать развивать зрительной внимание, усидчивость, развитие мелкой моторики. Диагностическое занятие. 3.Работа с солёным тестом Тема: «Снегири» Учить детей лепить птиц из теста , используя два цвета: красный - живот, черный - голова, спина, крылья; Присоединять детали с помощью воды; Закреплять умение использовать вилочку для нанесения оперения. Диагностическое занятие. | Семейная акция «Открытка для Деда Мороза» |
2 | Индивидуальная работа по работе с ножницами «Вырезание снежинки». Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. Игры малой подвижности «Клади платок» «Кто в саду» | Привлечь мам для обучения детей вырезанию снежинок и украшение группы. |
Месяц | Неделя | Утро | Прогулка | Художественная деятельность | Работа с родителями |
Д Е К А Б Р Ь | 3 | Индивидуальная работа с карандашом. Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики с мячом № 3 | Прыжки «Скок – подскок». «Через широкую реку» Бег «Ловишки – ёлочки». «Бег со связанными ногами» Метание и ловля с мячом. Игры – забавы «Гуси – лебеди» «Кот и мышь» «Волк и ягнята» «Табун» Ходьба на лыжах (индивидуально) | 1.Работа с бросовым материалом Тема: «Саночки и тигрёнок» Учить складывать конус из полукруга. Развивать поисковую деятельность, творчество, интеллектуальную инициативу. Диагностическое занятие. 2.Работа с карандашами Тема: «Новый год» Развивать у детей чувства цвета. Воспитывать аккуратность при выполнении задания, чувства удовлетворения после выполненной работы. 2.Модульная аппликация Тема: «Новогодняя ёлочка» При помощи обрывания кусочков бумаги определённого цвета, учить создавать из них изображение. Дополнять готовое изображение деталями из бросового материала. Воспитывать любовь к прекрасному, творчеству и созиданию. Диагностическое занятие. | Субботник с родителями и детьми для создания построек «сказочного» участка. Подвижные игры с родителями и детьми. |
4 | Индивидуальная работа по завязыванию узелков. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. Игры малой подвижности: «Горячий» мячик» «Кто останется в кругу». | Изготовление пригласительных открыток для родителей на новогодний праздник |
Месяц | Неделя | Утро | Прогулка | Художественная деятельность | Работа с родителями |
Я Н В А Р Ь | 3 | Индивидуально учить нарезать кусочки ниток. Комплекс гимнастики с № 1 -26 Игры малой подвижности: «Как живёшь?» «Скажи наоборот» | Бег и прыжки «Догони пару» «Пятнашки –зайки» Метание и ловля «Мячик кверху» «Мячи в кругу» Лазание «Котята и щенята» «Обезьянки» Эстафеты с мячом Игры – забавы «Ловля оленей» «Стой, олень!» Ходьба на лыжах (индивидуально) | 1.Работа с бросовым материалом Тема « Снегири на веточке» Научить детей нарезать ножницами кусочки ниток. Аккуратно намазывать круг клеем и наклеивать кусочки ниток. Развивать мелкую моторику рук. . Диагностическое занятие. 2.Работа с карандашами Продолжать учить детей аккуратно раскрашивать детали рисунка согласно схеме узора. Продолжать учиться правильно держать карандаш. 3.Модульная аппликация Тема «Снеговик» Продолжать учить отрывать маленькие кусочки бумаги, от целого листа выкладывая круглую форму. Развивать мелкую моторику кончиков большого и указательного пальцев. Диагностическое занятие. | Индивидуальная беседа по обучению аппликации приёмом обрывания. |
4 | Индивидуальная работа с иголочкой «Завяжи узелок». Комплекс упражнений (с мячом) для профилактики плоскостопия. Игры малой подвижности: «Клади платок» «Кто останется в круге» | Папка – передвижка с комплексом упражнений на развитие мелкой моторики рук (с ребристыми палочками) |
Месяц | Неделя | Утро | Прогулка | Художественная деятельность | Работа с родителями |
Ф Е В Р А Л Ь | 1 | Индивидуальная работа с мелкими палочками «Мороженое» Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики с мелкими мячиками. | Бег и прыжки «Пятнашки с вызовом» «Третий лишний» Метание и ловля « Попади снежком» «Снежком в цель» Упражнения и забавы с санками. «Быстрые упряжки» Игры – забавы «Мяч кверху» «Табун» «Стой, олень!» «Пятнашки на санках» Ходьба на лыжах (индивидуально) | 1, Оригами Тема: «Ванька-встанька» Закрепить складывание формы «воздушный змей». Развивать усидчивость, терпение, мелкую моторику. Диагностическое занятие. 2.Работа с мелкими палочками Тема: «Мороженое» Продолжать развивать зрительной внимание, усидчивость, фантазию, развитие мелкой моторики. Диагностическое занятие. 2.Работа с соленым тестом Тема: « Мышка с сердечком» Показать прием оттягивания теста (мордочка), делать надрез (рот); Совершенствовать навык прикрепления деталей с помощью стеки (ушки); | Консультация « Развитие мелкой моторики с помощью работы из солёного теста» |
2 | Индивидуальная работа с ножницами. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. Игры малой подвижности: «Золотые ворота» « Раю – раю» «Кто в саду?» | Изготовление подарков к празднику пап 23 февраля. |
Месяц | Неделя | Утро | Прогулка | Художественная деятельность | Работа с родителями |
Ф Е В Р А Л Ь | 3 | Индивидуальная работа с пластилином Разминаем пластилин для укрепления мелких мышц руки. Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики с мячиками. | Бег и прыжки «Мороз – Красный нос» «Ловишки – ёлочки» Метание «Мяч сквозь обруч» «Попади в обруч» Игры - забавы « Кот и мышь» «Волк и ягнята» « Караси и щука» «Липкие пеньки» Ходьба на лыжах (индивидуально) | 1.Работа с бросовым материалом Тема: «Игольницы неваляшки» Учить из квадратов разной формы вырезать круги и мелкие детали. Закреплять навыки пользования ножницами и в симметричном наклеивании украшений. . Диагностическое занятие. 2.Работа с карандашами или ножницами Тема: «Обводим и вырезаем цветы» Продолжать учить правильно, держать ножницы, аккуратно обводить цветы по трафарету и вырезать, закругляя углы у лепестков. 3.Модульная аппликация Тема: « Маленький солдат» Продолжать учить детей заполнять рисунок кусочками цветной бумаги. Уметь пользоваться теми цветами, в какую форму ребёнок хочет одеть солдата. Развивать усидчивость и мелкую моторику. Диагностическое занятие. | Спортивные соревнования с папами. ( к 23 февраля) |
4 | Рассматривание картинок солдат в военной форме. (Подготовка к аппликации.) Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. Игры малой подвижности: «Угадай, чей голосок» « Путаница» | Изготовление подарков к празднику мам и бабушек к Международному женскому дню. |
Месяц | Неделя | Утро | Прогулка | Художественная деятельность | Работа с родителями |
М А Р Т | 1 | Индивидуальная работа с мелкими палочками «Цветик –семицветик» Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики | Бег «Бег наперегонки» «Ловишки – перебежки». Прыжки « Кот и воробьи» «Пятнашки на одной ноге» Игры - забавы «Перетягивание» «Бита» «Кот и мышь» «Табун» «Караси и щука» Ходьба на лыжах (индивидуально) | 1, Оригами Тема: «Корзинка» Закрепить складывание формы «бумажный стаканчик». Продолжить работу с ножницами для создания надреза. Диагностическое занятие. 2.Работа с мелкими палочками Тема: «Цветочек для мамочки» Продолжать развивать зрительной внимание, усидчивость, аккуратности, развитие мелкой моторики. Диагностическое занятие. 3 .Работа с солёным тестом Тема: «Букет в вазе» Научить изготовлению цветов разными способами: сплющивание шара, ленточный способ, использовать трафарет расческу для прорисовки лепестков гвоздики; Совершенствовать навыки в составлении композиции. | Проведение праздника, посвящённое Международному женскому дню. |
2 | Индивидуальная работа с ножницами. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. Игра малой подвижности: «Удочка» «Раю-раю» «Снеговик» | Поход на школьный стадион катание на лыжах. |
Месяц | Неделя | Утро | Прогулка | Художественная деятельность | Работа с родителями |
М А Р Т | 3 | Индивидуальная работа с карандашом. Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики | Ходьба и бег «Метелица» «Ловишки со снежком» Прыжки «Из обруча в обруч» «Зайцы в огород» Метание и ловля «Мячик кверху» «Мячи в кругу» Игры – забавы «Займи место» «Жмурки» «Шишки, желуди , орехи» | 1.Работа с бросовым материалом Тема: «Весёлые котята» Познакомить с новым способом – объёмная аппликация. Учить складывать прямоугольник в форме цилиндра. Воспитывать у детей аккуратность в работе с гофрированным картоном. 2.Работа с карандашами или ножницами (по выбору ребёнка) Учить срезать уголки у квадрата и прямоугольника, получая необходимые формы для паруса и кормы кораблика. Развиваем мелкую моторику при работе с ножницами и карандашами. Диагностическое занятие. 3.Модульная аппликация Тема: « Плывёт, плывёт кораблик» Развивать у детей вкус цвета, при выборе бумаги. Развивать мелкую моторику при обрывании мелких кусочков от основного листа. Диагностическое занятие | Поход в парковую зону, катание на лыжах. |
4 | Индивидуальная работа «Завяжи узелок». Комплекс упражнений (с мячом) для профилактики плоскостопия. Игра малой подвижности: «Путаница» «Сокол» «Снеговик» | Домашнее изготовление аппликации приёмом обрывания на тему «Кораблик плывёт по ручейку» |
Месяц | Неделя | Утро | Прогулка | Художественная деятельность | Работа с родителями |
А П Р Е Л Ь | 1 | Индивидуальная работа с мелкими палочками «Кораблик» Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики | Бег и прыжки «Пятнашки с вызовом» «Третий лишний» Метание и ловля « Попади в цель» «Снайперы» Игры – забавы « Караси и щука» «Липкие пеньки» «Салки» ( с мячом) Упражнения со скакалками. (индивидуально) «Прыжки через скакалку» | 1, Оригами Тема: «Павлин» Цель: Учить складывать квадрат в виде «гармошки» . Продолжать учить соединять детали аккуратно между собой. Продолжать оформлять работу при помощи рисования карандашами, фломастерами. Диагностическое занятие. 2.Работа с мелкими палочками Тема: «Кораблик» Продолжать развивать зрительной внимание, усидчивость, воображение, развитие мелкой моторики. Диагностическое занятие. 3.Работа с солёным тестом Тема: «Звездолёт» Цель: Воспитывать интерес к космосу; Учить изображать ракету; Закреплять умение лепить конусовидную форму, соединять детали для композиционного решения. Развивать мелкую моторику. | Познакомить родителей с подвижными играми разных народов (Папка-передвижка) |
2 | Индивидуальная работа с ножницами. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. Игра малой подвижности: «Кто в саду?» «Совушка- сова» |
Месяц | Неделя | Утро | Прогулка | Художественная деятельность | Работа с родителями |
А П Р Е Л Ь | 3 | Индивидуальная работа с карандашом. Штриховка Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики | Перебежки. «Кто сделает меньше шагов?» «Бег наперегонки» Прыжки «Удочка» Игры – забавы «Мороз – Красный нос» «Раю – раю» «Мяч кверху» «Табун» «Стой, олень!» Упражнения со скакалками. (индивидуально) «Прыжки через скакалку» | 1.Работа с бросовым материалом Тема: «Весёлые щенята» Продолжать знакомить с новым способом - объёмная аппликация. Развивать поисковую деятельность, творчество, интеллектуальную инициативу. Диагностическое занятие. 2.Работа с карандашами или ножницами. Учить вырезать по нарисованному контуру бабочку, на сложенном пополам квадрате. Развиваем мелкую моторику при работе с пластилином и карандашами. Диагностическое занятие. 3.Аппликация приёмам обрывания Тема: «Цветик – семицветик» Развивать у детей вкус цвета, при выборе бумаги. Развивать мелкую моторику при обрывании мелких кусочков от основного листа. Диагностическое занятие | Консультация «Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных способов рисования» |
4 | Индивидуальная работа с иголочкой Цель: учить вдевать нитку в иголку. Комплекс упражнений (с мячом) для профилактики плоскостопия Игра малой подвижности: «Путаница» «Раю-раю» | Ширма: «Способы штриховки» |
Месяц | Неделя | Утро | Прогулка | Художественная деятельность | Работа с родителями |
М А Й | 1 | Индивидуальная работа с мелкими палочками «Бабочка» Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики №13-19 | Игры с бегом «Заяц без домика» «Ловля цепочкой» Игры с прыжками «Бой петухов» «Кот и воробьи» Игры с мячом «Бег за мячом» «Кто дальше бросит мяч» Игры – забавы «Гуси – лебеди» «Кот и мышь» «Волк и ягнята» «Табун» Упражнения со скакалками. (индивидуально) «Прыжки через скакалку» | 1, Оригами Тема: «Книжка-малышка» Цель: продолжать учить складывать квадрат по вертикальным и горизонтальным линиям. Раскрывать и сплющивать два кармана. Диагностическое занятие. 2.Работа с мелкими палочками Тема: « Бабочка» Продолжать развивать зрительной внимание, усидчивость, умение фантазировать при создании новых форм бабочки, развитие мелкой моторики. Диагностическое занятие. 3.Работа с солёным тестом Тема: «Бабочки» Цель: Развивать навыки лепки простых форм (цилиндра, палочки, диска). Формировать сенсорные эталоны формы, цвета и величины, развивать тактильную чувствительность рук; | Предложить как можно чаще резать и вырезать ножницами. |
2 | Индивидуальная работа с ножницами. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. Игра малой подвижности: «Кто в саду?» «Совушка» « Сокол» | Ширма: «Схемы построек из мелких палочек» |
Месяц | Неделя | Утро | Прогулка | Художественная деятельность | Работа с родителями |
М | 3 | Индивидуальная работа с пластилином. Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики №7-12 | Игры с обручами «Катание обручей» Эстафеты с обручами» Игры со скакалкой «Скакалка-подсекалка» Игры - забавы «Белки, зайцы, мышки» «Лиса и зайцы» «Медный пень» «Волк и ягнята» Упражнения со скакалками. (индивидуально) «Прыжки через скакалку» | 1.Работа с бросовым материалом Тема: «Весенняя цветочная поляна» Продолжать знакомить с новым способом- объёмная аппликация. Учить наматывать нити разного цвета на готовые формы цветов. Диагностическое занятие. 2.Работа с карандашами или пластилином. Развиваем мелкую моторику при работе с пластилином и карандашами. Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук Диагностическое занятие. 3.Модульная аппликация Тема: «Бабочки проснулись» Развивать у детей вкус цвета, при выборе бумаги. Развивать мелкую моторику при обрывании мелких кусочков от основного листа. Диагностическое занятие. | Пригласить родителей на выставку работ «Весенняя цветочная поляна» |
4 | Индивидуальная работа с иголочкой Вышивание кругов. «Комплекс упражнений с ребристыми палочками. Игра малой подвижности: «Море волнуется» «Золотые ворота» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН по формированию мелкой и общей моторики и развитию речевой сферы ребенка во 2-ой младшей группе.
Развивать общую и мелкую моторику. Развивать точность, переключаемость общих и мелких движений. Обучать произносить текст с выполнением движений....
Конспект НОД в первой младшей группе Творческая мастерская «Кондитеры» Тема: «Профессии» Интеграция образовательных областей: «художественно-эстетическое развитие», «познавательное развитие», «физическое развитие», «речевое развитие».
Развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о профессии кондитера....
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстети
Конспектобразовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции»Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развит...
Развитие прыжковых навыков и темпа. Занятия для детей средних и старших групп. 27.04-1.05.2020
https://youtu.be/Jv7yne3v8yY...
КОНСПЕКТ Образовательной деятельности детей Тема: «Игрушки. Тряпичная кукла» Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно
Цель: Знакомство детей с народной куклой....
Конспект проведения ООД в ОО «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» в младшей группе по теме: «В гости к зайке».
Цель: развитие познавательных интересов детей....
Комплекс упражнений на развитие речевого дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Комплекс упражнений разработан на основе: учебно-методического комплекта «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» О.С. Гомзяк – «Говорим правильно»...