Cинквейн - творческий подход, к развитию лексико-грамматического строя речи у детей.
статья по теме

Шестакова Наталья Александровна

Cинквейн - творческий подход, к развитию лексико-грамматического строя речи у детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Cинквейн - творческий подход, к развитию лексико-грамматического строя речи у детей.

Шестакова Н. А. учитель - логопед МДОУ ЦРР д/с 70. город Чита.

        

        Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить. Перед педагогами дошкольниками  встаёт много вопросов:

- как сделать современного дошкольника социально мобильным выпуская его  во взрослую жизнь, в школу;

- как научить применять знания, умения, навыки в конкретной ситуации;

- как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения;

- как вовлечь ребенка в интерактивную деятельность на занятиях?

Наши дети должны научиться не просто смотреть, а видеть. Они должны научиться не просто слушать, а слышать.[2]

Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Лексика и грамматический строй - это важнейшие части языковой системы, которая имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Однако не  у всех детей одинаково успешно развивается лексический и грамматический строй речи. К этой категории относятся дети с речевыми нарушениями.

Одним из эффективных методов всестороннего развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. [1]

Сочинение синквейнов является своеобразным инструментом для синтезирования полученной информации. При работе с данным приёмом можно решить сразу множество важнейших задач:

- изученный на занятии материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;

- отрабатываются знания о частях речи;

- знания о предложении;

- умение соблюдать интонацию;

- расставлять знаки препинания,

- значительно активизируется словарный запас ребёнка;

- совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;

- активизируется и развивается мыслительная деятельность;

- совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Напомню, что синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

* первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

* вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

* третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

* четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение  к теме;

* пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для всестороннего развития ребенка. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому человеку. Но это сложная и плодотворная работа, как для педагога, так и для ребенка. Думаю, что коллеги, применяющие данный приём на своих занятиях, согласятся с тем, что созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» занятия. Конечно же, умение сочинить  синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от педагога тщательно продуманной, планомерной работы.

Когда же начинать знакомство с этим приёмом? В старшем дошкольном возрасте!

Целесообразно вначале предлагать детям для прослушивания готовые  синквейны, например:



Осень



Осень

Солнечная, тёплая.

Серая, холодная

Дарит, светится, радует.

Дождит, шумит, прячет.

В парке осыпаются листья.

Люди смотрят в окна.

Золото, красота, счастье!

Грусть, тоска, сырость!

Предложить детям найти различное и общее в строках, обратить внимание не только на содержание, а и на построение стихов, пересчитать количество строк и слов в каждой строке.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу начинаем  с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Знакомя детей  с понятием «слово, обозначающее предмет», и слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. Мы с детьми используем модель составления синквейна состоящую из  пяти кругов, с условными обозначениями.

Синквейн печатают дети, имеющие некоторые знания по грамматике, владеющие послоговым чтением и чтением словами. Для детей старшей группы, которые еще не умеют читать, можно предложить алгоритм, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют вместе с логопедом,  воспитателем или родителями.

Работа ведется в нескольких направлениях:

- логопед - ребенок;

-  логопед - родители - ребенок;

- логопед - преподаватель изодеятельности - ребенок;

- логопед -  воспитатель - ребенок.

Работу по составлению синквейна можно проводить как итоговую при проведении заключительных занятий, направленных на закрепление лексики, грамматического строя по конкретно изучаемой теме. Лексические темы, которые усваивают дети, как раз и служат темами синквейнов, они соответствуют перспективному плану проведения занятий.

 Практика доказывает, что сочинение синквейнов  - источник неиссякаемого творчества для детей и взрослых!

Литература

 1. Акименко В.М. Развивающие лексико-грамматические занятия - Ростов на Дону: Феникс, 2010.                                                                                                                             2. Бьюзен Тони и Барри. Супермышление. - Минск, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексный подход к развитию лексико-грамматического строя речи детей 5-7 лет с нарушением зрения.

Развитие речи детей с нарушением зрения - сложный процесс, который может осуществляться только комплексно. В данной статье описано,что такое, по нашему мнению, комплексный подход к развитию речи дошко...

Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.

Практическое пособие представляет собой сборник заданий,  дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи,  распределённых по лек...

Дидактический синквей-творческий подход к развитию лексико-грамматического строя речи у детей.

Дидактический синквейн - творческий подход к развитию лексико-грамматического строя речи у детей....

Занятие по развитию лексико - грамматических категорий и обогащение словаря детей по теме “Животные”.

Данный материал представляе собой презентацию(из 3 частей), конспект занятия и раздаточный материал по по развитию лексико - грамматических категорий и обогащение словаря детей по теме “Животные”...

План - конспект занятия по развитию лексико-грамматических представлений Тема «Космос» для детей 6 -7 лет с ОНР и ЗПР.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических представлений у детей 6 -7 лет с ОНР и ЗПР.Тема: «Космос»Цели:1.     Обогащение и активизация словаря по теме ...