Творческий отчет по самообразованию на тему:"Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста".
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Творческий отчет педагога Мурзиной Л. А. по самообразованию.
Тема: Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
Цель: расширить педагогические знания по использованию дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: 1. Изготовить пособия и систему работы по ним.
2. Создать картотеку игр и упражнений.
3. Обогатить предметно-развивающую среду группы.
Оборудование: Картотека игр и упражнений, игры, кольца Луллия, волшебный круг.
Актуальность:
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Благодаря грамматически правильной речи, ребенок может непринужденно общаться с окружающими, планировать и организовывать собственную деятельность, формировать социальные связи.
Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.
Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли.
Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми.
Наша задача – воспитание полноценной личности. Сделать все для того, чтобы дети возможно раньше овладели родной речью, говорили правильно и красиво.
Этапы реализации:
Подготовительный:
1.Изучение методической литературы.
Ответ на данный вопрос я нашла в работах Александровой Т. В. «Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников», Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения», В. И. Селиверстова «Речевые игры с детьми», «Речевые игры и упражнения для дошкольников под ред. О. С. Ушаковой., А. И. Сорокиной «Дидактические игры в детском саду». Опиралась я на пособие Ушаковой О.С., Струниной Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста».
В пособии представлены все основные аспекты речевой работы: формирование словаря, становление грамматического строя речи, формирование звукопроизношения, развитие связной речи и др.
2. Консультация с педагогом дополнительного образования по результатам мониторинга речевого развития детей.
Мониторинг речевого развития детей нашей группы выявил следующие наиболее трудные грамматические формы:
- употребление сущ. В форме мн. ч. Р. п.;
- согласование существительных с числительными;
- образование существительных при помощи суффиксов;
- образование относительных и притяжательных прилагательных.
Причинами этого, на наш взгляд, могут быть:
неграмотная речь окружающих – подражание неправильной речи родителей, старших братьев, сестер, бабушек, дедушек;
недостаточное использование эффективных методов в работе по формированию грамматического строя речи детей.
Одним из наиболее действенных средств является дидактическая игра. В ходе игры познавательное содержание сочетается с привлекательной для ребенка игровой деятельностью. Повторность действий способствует формированию навыков и умений.
3. Оснащение педагогического процесса.
- Изготовление картотеки игр и упражнений.
- Подбор картинок к играм: «Наоборот», «Назови детеныша», «Кто где живет», «Один – много», «Что из чего сделано», «Что для чего», «С какого дерева лист». (Использовала опыт по предыдущей теме самообразования, продолжила работу с пособием Кольца Луллия)
- Изготовление лото «Будь внимательным».
- Изготовление игры «Чей хвост».
- Составление консультации для родителей.
- Разработка конспектов занятий.
Деятельностный:
- Проводила игры в совместной деятельности с детьми. См. слайды
- Проводила беседы с детьми о домашних и диких животных и их детенышах, о материале объектов, о жилище животных и их питании, о деревьях и внешнем виде листьев.
- Познакомила детей со схемами предлогов.
- Проводила занятия с использованием этих игр.
Взаимодействие с родителями:
- Консультация « Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического строя речи».
- Индивидуальные беседы детей, испытывающие трудности.
- Рекомендации.
- Открытое занятие.
- Отзывы родителей.
Завершающий:
В результате проделанной работе:
- Повысила свой профессиональный уровень по данной теме.
- Обогатила развивающую среду.
- Повысила у детей познавательный интерес, они с удовольствием играют в эти игры, у них формируются навыки образования относительных, притяжательных прилагательных, существительных с помощью суффиксов, допускают меньше ошибок при употреблении существительных в форме мн. ч. Р. п., при согласовании существительных с числительными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.Причины возникновения аграмматизмов у детей.Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического с...
План по самообразованию " Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико – грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"
План по развитию речи...
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста....
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста....
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста....
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста....
Самообразование на тему: «Использование нейропсихологических приемов (игр, упражнений, приемов) в коррекционной работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста».
С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую по...