комплексный подход к развитию лексико-грамматического строя речи детей 5-7 лет с нарушением зрения.
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Зуева Юлия Юрьевна

Развитие речи детей с нарушением зрения - сложный процесс, который может осуществляться только комплексно. В данной статье описано,что такое, по нашему мнению, комплексный подход к развитию речи дошкольников с амблиопией и косоглазием и как он осуществляется в нашем учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексный подход к развитию лексико-грамматического строя речи у детей 5-7 лет с амблиопией и косоглазием.

           Дошкольный период является сенситивным для всех детей, в том числе и для детей с отклонениями в развитии.    

         В современной коррекционной педагогике особую значимость приобретает проблема формирование речи  детей с нарушением зрения, так как у этой категории детей отмечаются трудности в познании окружающего мира, ограниченность средств общения, трудности в социальной и школьной адаптации.

          Речь – мощное компенсаторное средство: она облегчает сравнение признаков предметов, актуализирует прошлые представления и даёт возможность создавать новые, способствует расширению кругозора детей, активизации общения.                                                                                                    

          Наиболее часто встречающимися нарушениями зрения у детей дошкольного возраста являются амблиопия и косоглазие.

         Овладение программой по развитию речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения происходит значительно труднее и своеобразнее, чем у нормальновидящих детей, (это подтверждено целым рядом исследований: Волкова Л. С., Свиридюк Т. П., Изотова В. С. и др.), что обуславливается особенностями  детей с нарушением зрения и вторичными отклонениями в психическом и физическом развитии (Литвак А. Г., Солнцева Л. И., Земцова М. И. и др.)

         Речь детей с амблиопией и косоглазием фактически не отличается от речи нормальновидящих. Она имеет ту же семантическую и смысловую основу.  Своеобразие проявляется в отставании формирования речевых навыков, накоплении языковых средств и выразительных движений. Общая особенность речи детей с нарушением зрения – нарушение словесного опосредования. Это очевидно при дефектах зрения, когда непосредственный зрительный анализ сигналов страдает меньше, чем словесная квалификация его результатов.    

          По данным систематических логопедических обследований  воспитанников 5-7 лет, проводящихся в нашем дошкольном учреждении дважды в год (в сентябре и мае), были выделены определённые особенности развития речи детей с амблиопией и косоглазием. Ограничение визуального контроля за языковыми и невербальными средствами общения приводят к проблемам со звукопроизношением (сигматизмы, ламбдацизмы, ротоцизмы встречаются в 2 раза чаще, чем в норме). Дети часто заменяют один звук другим, переставляют звуки в словах, вводят дополнительные звуки.                                                                                                          Нарушение зрения сказывается, прежде всего на восприятии. Отмечается замедленность, фрагментарность, искажение зрительного восприятия, что объясняется  особенностями монокулярного зрения, недостатками прошлого чувственного опыта. Неточные представления об окружающем предметном мире провоцируют накопление в речи детей слов без конкретного содержания. Это является причиной недоразвития смысловой стороны речи и трудностей в развитии познавательной деятельности дошкольников. Недостаточное осознание семантики понятий приводит к формальному усвоению знаний. Часто наблюдается неправильное оформление грамматической стороны речи, дети неправильно согласовывают различные части речи, не могут подобрать нужный глагол или прилагательное. Особые затруднения вызывает грамматическая форма предложений, употребление предлогов.

         У наших воспитанников часто наблюдаются тяжёлые нарушения речи  (дислалия, дизартрия, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи).

         Перед педагогами дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида стоят задачи коррекции, компенсации и восстановления нарушенных функций. Развитие речи осуществляется во всех видах детской деятельности и является необходимой частью коррекционно-воспитательной работы детского сада 4-го вида (для детей с нарушением зрения).  

          Работа в нашем детском саду строится на основании «Программы обучения и воспитания» под ред. Васильевой М. А. и  «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4-го вида (для слабовидящих детей)» под ред. Плаксиной Л. И.  и  включает в себя задачи по развитию:

  1. психических процессов;
  2. общей и мелкой моторики;
  3. пространственных представлений;
  4. общих речевых навыков;
  5. слухового внимания;
  6. подвижности артикуляционного аппарата;
  7. зрительного восприятия;
  8. звукопроизношения и умения дифференцировать фонемы;
  9. языкового анализа и синтеза;
  10. фонематического восприятия и представлений;
  11. лексико-семантической стороны речи;
  12. связной, грамматически правильной речи;
  13. смысловой стороны речи.

          В работе с детьми с нарушениями зрения педагоги ориентируются на психоэмоциональное состояние ребёнка и на его зрительный дефект,   на допустимые зрительные нагрузки и на другие отклонения в физическом и психическом развитии. Педагоги объединяют детей для занятий в подгруппы с учётом уровня речевого развития и дефекта зрения.  

            Работа по развитию речи с детьми с амблиопией и косоглазием опирается на общедидактические и тифлопедагогические принципы построения коррекционной помощи, осуществляется на фоне специального офтальмологического лечения.  Педагоги должны знать этапы лечения, на котором находятся дети, и строить коррекционную работу с учётом задач, решаемых врачём-офтальмологом.

          На базе нашего дошкольного образовательного учреждения компенсирующего (4-го) вида № 93 созданы условия для комплексной коррекционно-развивающей работы,   целью которой является компенсация последствий зрительной патологии и подготовки  детей к обучению в школе.

          Комплексное воздействие на формирование речи в нашем учреждении организовано в трёх направлениях:

              - целостность образовательного процесса, интеграция в единое целое специалистов разного профиля (логопед, тифлопедагог, воспитатель, психолог, муз. руководитель);

              - комплекс коррекционных задач, решаемых  в процессе всех видов детской деятельности;

                 - комплекс многообразных и многофункциональных методов и приёмов коррекционного воздействия.

          Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с амблтопией и, косоглазием – сложный процесс, требующий целенаправленной, систематической   работы  и осуществляется путём многостороннего                      комплексного воздействия силами учителя-логопеда, тифлопедагога, психолога, воспитателя.  

         Сложность в формировании грамматического строя речи в том, что грамматические значения всегда более  абстрактны, чем лексические, грамматическая система языка организована на основе большего количества языковых правил.

          Учитывая несоответствие между словесными и чувственными связями у детей с нарушением зрения, тифлопедагогика придаёт большое значение словарной работе. Деятельность тифлопедагога направлена на формирование предметных представлений и развитие номинальной функции слова, вербализацию сенсорного опыта, активизацию предметной соотнесённости слова и образа. На своих коррекционных занятиях тифлопедагог  способствует практическому усвоению грамматических категорий, проводит специальную работу, регулирующую деятельность дошкольников по исследованию свойств предметов, формированию ориентировки в наглядно представленной ситуации, в пространстве.

          Помощь педагога-психолога в формировании лексико-грамматического строя речи детей заключается в развитие психических процессов, способствующих более эффективному овладению сенсорным опытом и познавательной деятельностью. Это, прежде всего, развитие восприятия, внимания и памяти дошкольников.

          Воспитатели закрепляют речевые умения и навыки на различных занятиях, в игровой, театрализованной, самостоятельно-художественной деятельности, в общении. Воспитатель ведёт работу над обиходно-бытавым   словарём, специально организовывает игровую и практическую деятельность детей с целью обогащения сенсорного опыта дошкольников с нарушением зрения и активизации их общения.  

         Учителю-логопеду принадлежит ведущая роль в формировании грамматического строя речи.

Логопедическая работа направлена на обучение словоизменению, усвоение синтаксической структуры языка, формирование языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, развитие морфологических и синтаксических обобщений.    

         Основные речевые навыки, которыми должны овладеть дошкольники с нарушением зрения – это словообразование и словоизменение.

        Формирование грамматически правильной речи происходит на основе предварительно усвоенного материала по лексике и фонетике. Вся работа по практическому усвоению лексико-грамматического строя языка является основой для формирования разных типов предложений.

         Развитие речи детей с нарушением зрения в целом и лексико-грамматического строя в частности –  сложный процесс, требующий комплексного использования разнообразных многофункциональных и специфических методов и приёмов.

          Нейрофизиологи А. Р. Лурия, И. Н. Бернштейн доказали чёткую взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей коры головного мозга. Поэтому у детей с амблиопией и косоглазием имеют место нарушения двигательные – плохая координация движений, недоразвитая мелкая моторика и зрительно-двигательная координация, общая моторная неловкость, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность. Движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, следовательно, коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от движения к речи.  Подбирая методы и приёмы работы по развитию речи, для эффективности необходимо, чтобы они сочетали в себе три компонента – эмоциональный, двигательный, речевой – используя механизм их функционального единства.

Поэтому  на занятиях и других видах деятельности используем:

  1. разнообразные подвижные игры с речевым материалом;
  2. динамические паузы с речевым сопровождением;
  3. упражнения логопедической ритмики (с целью преодоления речевых нарушений путём развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом, а также развития правильного дыхания, чувства ритма, слухового внимания и пространственной организации движений);
  4. элементы фонетической ритмики (с целью формирования фонетически правильной речи, развития общей моторики и создания предпосылок для становления многих психических процессов);
  5. игры и упражнения на развитие мелкой моторики: массаж, самомассаж и гимнастика для пальцев и кистей рук, упражнения с различными предметами (мячи различных размеров и фактур, узелки, шнуровки, прищепки, кнопки, ребристые палочки, массажные мячи и коврики, бусинки и др.), пальчиковые игры с речевым сопровождением;
  6. этюды психогимнастики (с целью эмоционального раскрепощения, снятия мышечных зажимов, развития мимики и эмоциональных движений);
  7. гимнастики для глаз с речевым сопровождением.

       Наиболее эффективными методами формирования лексико-грамматического строя речи у детей с амблиопией и косоглазием является использование разнообразных игр и упражнений, таких как: «Что из чего сделано.», «Назови ласково»,  «Что для чего (посуда)», «Кто у кого (детёныши животных)», «Чьи предметы», «Чьи хвосты», «Добавь слово-действие», «Какой это предмет», «Правильно назови листья», «Назови общую часть слов», «Объясни, почему так называется», «Придумай одно слово вместо двух», «Умей найти своё место», «Что (кто) где находится»,  «Машина едет по дороге», «Различай предлоги», «Кому что дадим», «Что с чем», «Мой, моя, моё, мои», «Закончи предложение», «Кто подберёт больше слов» и т. п. Часто подобные игры проводятся с использованием мяча или как подвижные игры.

          Для формирования речи большое значение имеет наличие у детей реальных представлений об окружающем мире. Поэтому педагоги широко  и разнообразно используют наглядный материал. Это и всевозможные предметные и сюжетные картинки, игрушки и предметы по лексическим темам (посуда, животные, транспорт, птицы, насекомые и др.), муляжи (овощи, фрукты, грибы), разнообразные настольно-печатные игры, лото, парные картинки, схемы, силуэты и многое другое. Применение наглядного материала осуществляется с учётом своеобразия зрительного восприятия детей. Сам наглядный материал для детей с нарушением зрения подбирается с учётом санитарно-гигиенических и специальных требований.

          Полученные детьми речевые навыки закрепляются в процессе чтения стихов,  сказок, рассказов, отгадывания загадок, сюжетно-ролевых игр, разыгрывания спектаклей и сценок, во время наблюдений в природе и экскурсий, рассматривания картин и иллюстраций.

         Специфическим средством активизации познавательной деятельности и речи является графическое моделирование. Наглядные модели облегчают ориентировку в пространстве, способствуют развитию сенсорного восприятия, навыков элементарного анализа воспринимаемых предметов. С помощью моделей, картинно-графических планов дети упражняются в узнавании предметов, обучаются развёрнутому описанию и сравнению предметов по основным признакам, упражняются в составлении словосочетаний и предложений с учётом зрительного и тактильного восприятия предметов.

         Обязательным элементом коррекционной работы с детьми с амблиопией и косоглазием являются упражнения на развитие зрительного восприятия, глазодвигательной, прослеживающей и фиксирующей функций глаз, тренировку амблиопичного глаза, усиление аккомодации. Для профилактики зрительного утомления и предупреждения прогрессирования глазных болезней на занятиях проводится зрительная гимнастика, упражнения на релаксацию, а также происходит чередование периодов восприятия на близком и дальнем расстоянии от глаз. Гимнастики для глаз часто сопровождаются словесными текстами, содержание которых способствует обогащению словаря детей пространственными терминами и закреплению разнообразного лексического материала.

          Как показали результаты работы, проводимой в нашем дошкольном учреждении, именно комплексное  воздействие на развитие речи детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием является наиболее эффективным. Важно, чтобы оно имело специфическую методическую направленность, проводилось дифференцированно и охватывало различные стороны речевой и познавательной деятельности. При таких условиях происходит не только развитие речи, но и сама речь становится мощным компенсаторным фактором.

                                                   Список литературы.

  1. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., 1990.
  2. Изотова В. С. Методы работы по развитию речи младших слабовидящих дошкольников в процессе предметно-практической деятельности. Душанбе, 1988.
  3. Лалаева Р. И.. Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. СПб, 2007.
  4. Лапп Е. А. Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушением зрения. М, 2006.
  5. Неволина Н. Сенсомоторное развитие детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Ж. Дошкольная педагогика №1.
  6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М, 2001.
  7. Программа специальных (коррекционных)образовательных учреждений 4-го вида (для слабовидящих детей). Под ред. Плаксиной Л. И., М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cинквейн - творческий подход, к развитию лексико-грамматического строя речи у детей.

Cинквейн - творческий подход, к развитию лексико-грамматического строя речи у детей....

Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.

Практическое пособие представляет собой сборник заданий,  дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи,  распределённых по лек...

Дидактический синквей-творческий подход к развитию лексико-грамматического строя речи у детей.

Дидактический синквейн - творческий подход к развитию лексико-грамматического строя речи у детей....

Конспект открытого комплексного мероприятия совместной организованной образовательной деятельности воспитателя и детей старшей – подготовительной группы с нарушениями зрения. Тема: «В семье согласно, так и дело идёт прекрасно».

Цель: Закреплять знания о родословной своей семьи. Задачи:Образовательные:1.     Формировать у детей понятие о семье, как о  людях, живущих вместе, любящих друг друга, за...

Авторская программа по развитию речи детей 4-7 лет с нарушениями зрения "Говорушечка"

Особенностью данной программы является реализация в учебно-воспитательном процессе комплекса задач речевого развития:для детей 4-5 лет; для детей 5-6 лет; для детей 6-7 лет....

Формирование словаря и грамматического строя речи у воспитанников средней группы с нарушениями зрения и речи

Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях.Формирование   грамматического   строя   речи   у...

Авторское дидактическое пособие: «Вместе с мамой, вместе с папой» (по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи)

Цель: вовлечение родителей в обучающий процесс, расширение Их компетентности в вопросах развития речи дошкольников. Обучать, играя, а не просто играть – главная цель учителя-логопеда в проц...