Консультация для педагогов. "Как сформировать у дошкольников правильное представление об окружающем мире"
статья по теме
Предварительный просмотр:
«...И тут Король Времени поднялся, подошел к самому младшему месяцу, дал ему в руки дубинку и сказал: «Братец Апрель, сядь на мое место!»
Месяц Апрель сел на самый высокий камень и повертел дубинкой над костром. Пламя поднялось вверх, начал таять снег, на деревьях появились почки, выросла зеленая трава, а на траве запестрели бутоны цветов. Пришла весна...»
В воображении ребят, которым воспитатель рассказывает сказку, возникают образы заснеженного леса и двенадцати волшебников, сидящих вокруг костра. Во власти каждого из них переменить погоду и природу — сотворить весну, лето или осень.
Какой простой ответ на все вопросы, которые до сих пор мучали детей: «Откуда идет снег? Как возникает ветер? Почему льет дождь? Что такое гром и молния? Действительно ли погоду делают волшебники?»
У дошкольников знания о природе и обществе, связях и отношениях между предметами и явлениями, о месте человека в мире, представления и первые объяснения окружающего сведены в определенные образные представления о мире.
Какое нужно умственное усилие, чтобы создать этот образ! Дети уже знают о многих вещах и явлениях и все же не могут понять, почему сон исчезает, когда открываешь глаза; как наша Земля может быть маленькой планетой; как Дед Мороз успевает за одну ночь всем разнести подарки; как у мамы появляется ребеночек.
В дошкольном возрасте у детей постепенно формируются представления о мире, которые помогают им ориентироваться в жизни, в общественных событиях. Понимание окружающего зависит в первую очередь от того, что ребята знают о нем.
Дать дошкольникам основные представления о природе и обществе совсем не просто. Трудность заключается в том, что многие природные и общественные явления, их происхождение и внутренние взаимосвязи ребенку еще непонятны.
Небольшой опыт и конкретность мышления не позволяют ему переработать информацию о скрытых, абстрактных процессах. Ситуация усложняется еще и тем, что дети всегда готовы восполнить пробелы в знаниях образами фантазии.
Взрослые не всегда способны об интересующем ребенка предмете рассказать научно достоверно и вместе с тем просто и понятно. Именйо поэтому воспитатели и родители порой отказываются отвечать на пытливые вопросы малыша, стараются удовлетворить его любопытство недостаточно правдивыми ответами или же отсылают ребенка к другому источнику информации.
При этом они не осознают, что элементарный образ мира, который дошкольник создает для себя в этом возрасте, является фундаментом, на котором строится дальнейшее научное понимание мира и места человека в нем. Потому для развития ребенку очень важно иметь правдивые, широкие, а не ограниченные знания о природе.
Взрослые часто не подозревают, как трудно малышу отказаться от представлений, созданных на основе объяснений близкого ему человека, как для него мучительно признать неправильным то, что он приобрел под глубоким эмоциональным впечатлением.
Как же помочь ребенку создать правильные представления об окружающем мире? Как уже говорилось, дошкольники должны приобрести знания о ближайшем окружении, о людях и их труде, об организации жизни в детском саду, праздниках и памятных датах, предметах и их свойствах, временных отношениях, жизни растений и животных, человеческом теле, неживой природе, погоде, а также о том, чего они не могут конкретно увидеть.
Взрослый должен достоверно объяснять отношения и связи между предметами и явлениями, помогать ребенку в обобщении накопленных представлений для того, чтобы понятие о мире не состояло лишь из суммы многочисленных, но не связанных друг с другом знаний.
Опыт воспитательной работы с дошкольниками помогает определить, что является наиболее сложным для их понимания. К сфере труднодоступных понятий относятся природные явления и связи, функции предметов и их частей, способности человека, народные традиции и праздники, возникновение жизни, семейные и общественные отношения, сообщество народов, их жизнь на Земле и т. п.
Неправильные представления в названных областях складываются не только в том случае, когда взрослый не уделяет объяснению достаточного внимания (чего-то не объясняет вообще или объясняет ненаучно). Они возникают и потому, что дети часто неправильно понимают объяснение взрослого, особенно если оно неполно, непонятно, непродуманно, и дополняют его собственным толкованием.
Иногда дети знакомятся с вещами и фактами лишь при случайном наблюдении, и потому их опыт также отрывочный. Аналогичное случается и в тех случаях, когда дошкольники получают неполную или искаженную информацию от ровесников, у которых эти представления тоже неверны, или когда они объясняют реальную действительность только на основе эмоционального опыта, без ее рационального познания.
Требование давать детям научные знания об окружающем может казаться взрослым неправильным, преувеличенным, лишним. Они считают его неоправданным, когда ребенок интересуется началом и концом жизни, сотворением мира, душевным состоянием человека.
Поймет ли малыш вообще такие сложные вопросы? Это требование представляется нерациональным и тогда, когда правдивая информация может эмоционально обеднить ребенка, лишить его красочного мира воображения (например, при объяснении смысла рождественских праздников и других народных традиций), или в тот момент, когда дошкольник ожидает подтверждения своего выдуманного объяснения, а оно, хотя и неправильно, но оригинально обосновано детской логикой.
Чаще всего взрослые объясняют неправильно те явления, о которых мы уже говорили как о самых трудных для понимания. К ним относятся природные явления — дождь, снег, ветер, гроза, радуга, чередование дня и ночи.
Дети слышат, например, что дождь идет, когда небо плачет, а снег валит потому, что у Бабы Вьюги разорвалась перина, что солнышко уходит спать и т. п. Рождественские дни взрослые украшают рассказами о сверхъестественных силах, наделенных волшебными свойствами.
Некоторые родители все еще формируют у детей религиозные представления. Ребенок сталкивается с несколькими объяснениями явлений, сказочными и правдивыми, которые порой противоречат друг другу.
Иногда случается, что ребенок усвоил оба понятия и использует их в зависимости от того, какое из них в данный момент удобнее, или же принимает то, которое ему самому ближе. Дети не хотят отказываться от красивых фантастических образов даже тогда, когда сами убеждаются, что они неверны.
Правдиво информировать ребенка, а его нереальные представления заменять реальными надо с того момента, когда он становится способным отличить вымышленный образ от действительности.
Это происходит в старшем дошкольном возрасте. Тогда уже можно объяснить, почему люди придумали и рассказывают сказки, почему праздничное время они связали с легендами. Перед поступлением в школу при постепенном и правильном подходе сформировать реальные представления нетрудно, поскольку дети уже хорошо знают реальную жизнь и их не удовлетворяют выдуманные истории.
Однако надо помнить, что нет причин устранять из жизни дошкольника сказки и легенды лишь потому, что они основаны на нереальных ситуациях, где животные разговаривают, предметы волшебны, люди обладают необыкновенной силой. Сказки играют первостепенную роль в формировании образа мира, они содержат нравственный и ценностный заряд. Дополняя реальную действительность, они обогащают познавательную сферу личности.
Мышлению детей дошкольного возраста вряд ли доступна сущность природных и общественных явлений. Возрастные ограничения ребенок преодолевает благодаря глубокому эмоциональному переживанию, возникающему при соприкосновении с окружающей действительностью.
Дети очень чувствительны к взаимоотношениям друг с другом и со взрослыми, в отношении к животным, к предметам, они эмоционально воспринимают красоту природы. Ребят глубоко задевают нарушения нравственных норм: они плачут, когда в сказке кого-то обижают, требуют, чтобы при чтении текста зло пропускалось, рисуют, как солнышко и цветы переживают потому, что мальчик раздавил ногой божью коровку.
Воздействуя на чувства ребенка, в этом возрасте можно формировать такие нравственные качества личности, как честность, смелость, трудолюбие, уважение к другим людям и др.
Эмоциональные впечатления оставляют глубокий след иногда на всю жизнь, а при положительном подкреплении остаются основой ценностных ориентации и в зрелом возрасте.
Образ мира формируется у ребенка в ежедневной деятельности под влиянием родителей, воспитателей детского сада, сверстников и под влиянием различных факторов среды. Решающая доля ответственности за то, каким будет этот образ, ложится на родителей и воспитателей детского сада.
Основы мировоззрения нельзя сформировать только или преимущественно посредством словесного описания и научения, без богатого практического опыта и контакта с реальной жизнью. Недостаток непосредственных впечатлений и собственного опыта обычно объясняется узким кругом знаний детей, а также преобладанием опосредствованной информации о природе и обществе.
Это не дает детям возможность ориентироваться в жизни и сопоставлять собственные представления с непосредственными впечатлениями.
Ребенок должен поступать в школу с соответствующим возрасту запасом достоверных знаний, уметь отличать объективные факты от иллюзорного образа действительности. В этом возрасте ребята уже не должны чувствовать страх, тревогу и опасения перед неизвестными явлениями и мистическими персонажами.
Их надо учить проявлять живой интерес к познанию неизвестного, глубоко и эмоционально переживать свое отношение к людям, предметам и явлениям.
Хотя в дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки будущего научного мировоззрения, это не значит, что оно содержит неоднородные элементы, изолированные друг от друга фрагменты, которые только на последующих возрастных этапах могут, объединившись с новыми, более глубокими знаниями и опытом, составить действенную мировоззренческую систему.
Уже в этом возрасте научные, общественно-политические, нравственные, эстетические и другие знания, представления и ценности образуют целостное (хотя и простое) представление о природе, людях, требуемых правилах поведения.
Такое элементарное мировоззрение начинает уже в дошкольные годы направлять поведение детей, мотивировать их деятельность, что проявляется в оценке своих и чужих поступков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация совместной образовательной деятельности педагога с детьми по художественному творчеству и окружающему миру по теме "Человек и космос".
Конспект к презентации по теме "Человек и космос". Разработка педагогических технологий, использование в совмесной образовательной деятельности с детьми. Знакомство с планетами, с первым космонавтом. ...
Консультация для воспитателей "Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге"
Консультация для воспитателей "Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге"...
Консультация для педагогов "Как сформировать основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов "Как сформировать основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"...
Консультация для педагогов «Методы ознакомления старших дошкольников с миром профессий»
laquo;Методы ознакомления старших дошкольников с миром профессий»Актуальность темы: В новых социальных условиях, связанных с процессами демократизации, гуманизации общес...
Консультация для педагогов на тему: «Экспериментирование как средство познания окружающего мира»
Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольника – особого внимания заслуживает исследовательская деятельность – экспериментирование. Дети по своей природе иссле...
Консультация для родителей: «Как сформировать у дошкольников умение слушать другого человека»
Консультация для родителей....
Конспект по окружающему миру «Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире посредством экспериментирования с живой и неживой природой»
laquo;Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире посредством экспериментирования с живой и неживой природой»...