Консультация для родителей: «Как сформировать у дошкольников умение слушать другого человека»
консультация (подготовительная группа)

Русанова Марина Алексеевна

Консультация для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Как сформировать у дошкольников умение слушать другого человека»

Часто родители отмечают, что ребенок задает очень много вопросов, но, не дослушав ответ на один вопрос, тут же задает другой. Это свидетельствует о том, что ребенок не умеет вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. В то же время умение слушать, воспринимать слова учителя необходимо будущему первокласснику. Если ваш ребенок задает много вопросов, то, прежде всего вам надо порадоваться тому, что он проявляет интерес к окружающему миру, умеет удивляться и стремится поделиться своими впечатлениями с родителями. Постарайтесь понять, почему малыш недослушивает ваши ответы, чего он хочет: пообщаться с родителями или узнать что-то новое.

Иногда вопросы ребенка и не направлены на то, чтобы получить ответ, они задаются исключительно для того, чтобы привлечь внимание взрослого, для общения с ним. Малышу неважно, что отвечает взрослый, важно, что он общается с ним, уделяет ему внимание, и ребенок доволен. Вместе с тем от позиции взрослого зависит, каким будет общение с ребенком, каким содержанием оно наполнит познавательный опыт вашей дочки (сына).

 Расширяйте познания дошкольника, готовящегося к школьной жизни, новыми сведениями об окружающем мире, вступайте в диалог, так как в этом возрасте ребенок еще не готов слушать долгий монолог взрослого и очень стремится к самостоятельным высказываниям.

 Попробуйте привлечь ребенка к ответам на его же вопросы.

 Подумайте вместе, порассуждайте, задавая дошкольнику встречные вопросы, после совместного наблюдения выделите самое важное. Поиск ответа непременно заставляет сравнивать, анализировать, обобщать, развивать речь, у ребенка формируется умение выслушать взрослого, не перебивая его.

 Порадуйтесь вместе с ребенком, найденному в результате совместной беседы ответу. Если ответ не найден, обратитесь к книге, другому человеку и т.д.

 Приучайте ребенка слушать и слышать другого человека, не перебивать его высказывание, уважать его мнение.

Умение слушать другого человека поможет детям в школьном обучении и пригодится в дальнейшей взрослой жизни. Следует не принуждать ребенка, а терпеливо и тактично воспитывать в нем такое качество.

Многое будет зависеть от того, как вы умеете выслушать вашего ребенка, помочь ему высказать свою мысль, отношение к происходящему.

 Уважайте вопросы, мнения, суждения ребенка (даже если они ошибочны или чем-то не устраивают).

 Помните: вопросы дошкольника – это показатель его познавательной активности, любознательности.

 Старайтесь в общении с ребенком сообщать ему новые знания об окружающем мире, развивать его мышление и речь, память, воображение, внимание, эмоциональную и волевую сферы.

 Не отмахивайтесь от вопросов детей, особенно в предшкольный период, - вы рискуете потерять их доверие.

 Помните: умение слушать собеседника свидетельствует о воспитанности и культуре человека. Формирование этого качества в ребенке с детства способствует гармонизации его личности, делает интересным общение с другими людьми.

Игры для развития внимания и памяти у детей дошкольного возраста

Игра «Будь внимателен»

           Перед началом игры разучите условные сигналы. При слове «зайчики» дети должны попрыгать, при слове «цапли» — стоять на одной ноге, а при слове «лошадки» — остановиться и стучать одной ногой об пол.

Теперь попросите ребёнка идти по кругу. А вы с разными интервалами и в различном порядке называете слова-команды. Задача ребёнка правильно их выполнять.

В дальнейшем можно набор команд расширить.

Игра «Поющие животные»

           Играющим предлагается представить себя животным, любящим петь

Дети должны по очереди «спеть» (промяукать, прогавкать, промычать и т. д.) какую-нибудь песню. Например, «В траве сидел кузнечик», «В лесу родилась елочка», а остальные — угадать их.

Игра «Земля, вода, огонь, воздух»

            Договоритесь с ребёнком, что, если вы скажете слово «земля», он опускают руки вниз, слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, а слово огонь — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

Вместе с ребёнком повторите слова и выполните соответствующие движения. Сначала можно говорить медленно, потом быстрее и быстрее.

Полная победа, если ребёнок не сбился и выполнил все команды правильно.

Игра «Послушай и запомни»

            Подберите пять пар связанных друг с другом по смыслу слов.

Например:

туча — дождь;

ночь — луна,

постель — сон,

солнце — день,

лампа — свет.

            Предложите ребенку прослушать их два раза. Затем называйте по одному слову из каждой пары. Задача малыша — вспомнить второе слово. Усложняя задание, увеличивайте количество пар.

Обязательно меняйтесь ролями

Игра «Посмотри и запомни»

            На столе поставьте несколько предметов и игрушек. Покажите их ребенку на 10 секунд. После этого попросите ребенка отвернуться и измените, расположение предметов на столе, добавьте или уберите какой-нибудь предмет. Поверните ребенка и попросите его повторить первоначальную картину на столе.

Игра «Нарисуй узор»

           Попросите ребенка посмотреть на нарисованный узор и повторить его на чистом листе бумаги по памяти.

              Все эти и другие подобные игры помогут вам в полном объеме развивать у детей внимание, память, а вместе с ними и речь и умение слушать другого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"От умения слушать музыку к умению слушать друг друга"

Консультация предназначена как для педагогов ДОУ, так и для родителей...

"Как сформировать у дошкольника умение слушать другого человека"

В консультации для родителей даны советы, как научить будущего первоклассника  слушать, восприниматть слова учителя. Формирование этого качествав в ребенке с детства способствует гармонизации его...

Развиваем способности ребенка в умении слушать других людей

            Человечество сегодня испытывает на себе влияние огромного информационного поля. Человеку порой трудно разобраться, что на самом деле говорится или утве...

"РАЗВИТИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ ДРУГ С ДРУГОМ (СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ) ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ КОНСТРУКТОРА"

Реализация целей и задач образования, отмеченных в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», предполагает достаточный уровень развития  коммуникативных навыков у дет...

"РАЗВИТИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ ДРУГ С ДРУГОМ (СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ) ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ КОНСТРУКТОРА"

В статье раскрывается актуальность проблемы коммуникативных навыков посредством деятельности с конструктором. Опыт использования конструктора как средство взаимодействия детей с друг другом , формируе...