Развитие познавательной активности детей 5-7 лет в исследовательской деятельности.
статья по теме
Предварительный просмотр:
МБДОУ д/с № 44
Тема статьи:
« Развитие познавательной активности детей 5-7 лет в исследовательской деятельности ».
Выполнила:
Галкина Е.М. – старший воспитатель
г.Арзамас
«Развитие познавательной активности детей 5-7 лет в исследовательской деятельности».
Одной из актуальных проблем современной системы образования является формирование творческого потенциала каждой личности.
Творчество предполагает способность человека преобразовывать знания об окружающем мире и посредствам этого преобразования «добавить» новые, необходимые знания об окружающей действительности.
Ребенок – дошкольник как никто другой настроен на процесс познания, он хочет понять окружающий мир. Именно это внутреннее стремление к исследованию может порождать исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы общее развитие изначально происходило в процессе элементарной исследовательской деятельности.
Что же такое элементарная исследовательская деятельность?
Элементарная исследовательская деятельность – это совместная работа взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в ходе учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре, труде, то есть в процессе познания окружающего мира. Эта деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей в процессе разрешения познавательных задач. В результате происходит не только открытие детьми новых знаний об окружающем мире, но и способов познания. Исследовательская практика ребенка – дошкольника – это один из основных путей познания окружающего мира. Его следует рассматривать не просто как один из многочисленных методов, а как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить обучение.
Вводя экспериментальную деятельность в детских садах, необходимо помнить, что в процессе самостоятельной деятельности ребенка осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:
физический: учиться управлять своим телом и отдельными органами;
природоведческий: знакомиться с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека, сверстника и взрослого, формы взаимодействия людей друг с другом;
познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные операции;
лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, то есть экспериментирует со словами (дидактические игры, эвристические беседы, включающие решение логических задач, разгадывание загадок, кроссвордов, ребусов, моделирования);
личностный: узнает свои личные возможности;
волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;
поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.
С 2005года наш детский сад стал городской экспериментальной площадкой на тему « Апробация исследовательской деятельности ребенка в детском саду», целью которой стало развитие экспериментальной исследовательской деятельности дошкольников, направленной на решение познавательных задач в процессе ознакомления с окружающим миром.
Для решения данной цели были определены и задачи:
- научить детей открывать новые знания об окружающем мире, используя различные способы познания;
- развивать у дошкольников устойчивую потребность и способность получать разнообразную информацию об окружающем мире и явлениях окружающей действительности;
- научить детей проводить элементарные опыты с реальными предметами и их свойствами;
- воспитывать высокую активность и самостоятельность детей в процессе решения познавательных задач.
Работа шла по следующим направлениям:
работа кружка « Маленький исследователь»;
проведение отдельных занятий по развитию познавательных способностей;
подготовка детских исследовательских проектов и их защита;
индивидуальная и групповая работа с папкой юного исследователя.
Для успешной реализации нашей работы была необходима единая линия д/с и семьи, поэтому в этом плане велась большая работа с родителями.
В начале учебного года было проведено ознакомительное родительское собрание. В ходе собрания мы разъяснили сущность исследовательской деятельности, рассказали о ее значимости для интеллектуального развития детей. В раздевальной комнате оформили стенд « Путь в неизведанное», который содержит интересные рубрики:
1. «Родительская энциклопедия»;
2. « В кругу семьи»;
3. «Советы психолога»;
4. « Знакомые незнакомцы».
На другом стенде помещали фотографии различных опытов, наблюдений, проведенных детьми в группе и на участке, а также рекомендации о том, что необходимо делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию; в конце каждого месяца информировали родителей о содержании занятий на следующий месяц.
Мы понимали, что успешная реализация нашей программы м/б благоприятной при условии создания оптимальной развивающей среды, а также спокойной, доброжелательной атмосферы, поэтому мы начали свою работу с создания условий. Для этого в группе организовали детскую научную мини лабораторию. Материал, находящийся в лаборатории, был распределен по разделам:
«Песок и глина»,
«Звуки»,
«Магниты»,
«Бумага»,
«Стекло»,
«Свет»,
«Резина».
Заготовили много разнообразного природного материала. Все необходимое расположили в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве. Собрали большую библиотеку детской научно-познавательной литературы по темам;
- космос,
- география,
- организм человека,
- животный мир, приобрели различные географические карты, атласы, глобусы, микроскоп, магнитофон и много другое оборудование, необходимое для исследовательской деятельности. Также в группе разместили живой уголок, огород на окне. На территории д/с разместили учебные, специально оборудованные маршруты в природу ( лес, поле, луг, сад, огород). Эта непосредственная близость детей к природе позволила формировать умение видеть, слышать, всматриваться, удивляться.
В группе организовали кружок «Маленький исследователь»,девиз которого «Самое лучшее открытие то, которое ребенок сделал сам», разработали план работы на учебный год, составили конспекты с учетом опытнической работы по программе «Детство». Были проведены опыты с песком, глиной, магнитом, водой, воздухом, тканью, стеклом, звуком, светом, растениями. Все рабочие моменты кружка фиксировали в педагогическом дневнике наблюдений. Изначально работа планировалась с подгруппой, но мы не стали отбирать детей, а решили дать им возможность выбрать самим по желанию заниматься в кружке. Но работа настолько нравилась им, что никто не остался в стороне, а присутствие родителей в кружке делало эти занятия наиболее плодотворными, так как всегда была возможность повторить опыты дома, что усиливало интерес детей и родителей, делал их союзниками в нашей деятельности.
Два раза в неделю мы занимались в тетрадях под ред. Савенкова А.И. «Развитие творческого мышления», «Развитие познавательных способностей». Эта работа развивала у детей такие исследовательские умения и навыки, как: умение видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезу, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, доказывать свои цели, подбирать материалы для исследований.
Также ребята занимались с «Папкой исследователя» по методике Савенкова А.И.. Сначала мы сделали карточки с символическими изображениями, затем оформили для каждого ребенка папку, провели тренировочные занятия, на которых мы познакомили детей с этапами самостоятельных исследований. В дальнейшем дети самостоятельно выбирали тему, ставили перед собой задачи, выдвигали гипотезу, собирали всевозможную информацию и выступали с готовыми исследовательскими работами. Для помощи в выборе темы исследования мы оформили папку с тематическими рисунками, также изготовили атрибуты для игровой ситуации «Защита исследовательских проектов». Большую помощь в этом нам оказывали родители. Совместно с ними дети подготовили и выступили на детских конференции в рамках д/с перед своими сверстниками, которые очень активно задавали выступающим свои вопросы, на которые получали ответы.
Также проводилась активная работа на экологической тропе д/с, работа в экологических тетрадях, в которых дети фиксировали свои наблюдения, особенности сезонных явлений, познакомились с различными моделями. Этой работой занимались в свободное время индивидуально и по подгруппам: на прогулках, в утреннее и вечернее время.
Воспитанники нашей группы стали победителями городских фестивалей и региональных конкурсов «Я - исследователь».
В ходе исследовательской деятельности мы развивали и творческий потенциал детей. Они совместно с родителями сочиняли экологические сказки, которые были оформлены в альбом «В мире сказок». Эта работа позволила повысить экологические знания детей, любовь и бережное отношение к природе, окружающему миру. Также с помощью родителей изготовили альбом «Расскажи про себя», где дети делились впечатлениями о себе и своей семье.
Психологическое сопровождение всей работы осуществляла педагог – психолог. Она проводила:
входную, промежуточную и итоговую диагностику детей;
групповые занятия по развитию логического мышления, используя тетради под ред. Савенкова А.И. «Маленький исследователь».
Таким образом, мы неоднократно убеждаемся, что приобретенные умения и навыки в исследовательской деятельности оказывают большое благотворное влияние на формирование личности ребенка. Некоторые дети с низким уровнем развития добились высоких результатов, сумели раскрыться и активно проявить себя в этой деятельности. У детей повысился интерес к учебной деятельности, желание пойти в школу.
Также существенным итогом работы можно считать усиление интереса и исследовательской деятельности. Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
Они оказываются на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. Ребенку интереснее и легче познавать мир, находясь в положении исследователя, так как природа снабдила его инстинктом накопления разнообразных сведений о мире. И надо сказать, что этот инстинкт очень силен: он все старается увидеть, услышать, попробовать на вкус, понюхать, разобрать-удержать его практически невозможно, без этого ребенка начинает страдать, то есть он познает объект в ходе практической деятельности с ним.
Из всего сказанного видно, что стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние всякого здорового ребенка, так как уже с рождения он – исследователь.
Настало время для широкого внедрения этого метода в практику работы дошкольных учреждений.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 44 «Почемучка»
О наших
педагогах – исследователях печатаю в газете: «Арзамасские новости»
г. Арзамас
Галкина Е.М.
«Условия формирования культуры мышления в дошкольном возрасте».
Одной из актуальных проблем современной системы образования является формирование культуры мышления.
Культура мышления –не врожденное качество. Культура мышления предполагает способность человека преобразовывать знания об окружающем мире и посредствам этого преобразования «добавить» новые, необходимые знания об окружающей действительности.
Ребенок – дошкольник как никто другой настроен на процесс познания, он хочет понять окружающий мир. Именно это внутреннее стремление к исследованию может порождать исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы общее развитие изначально происходило в процессе элементарной исследовательской деятельности.
Что же такое элементарная исследовательская деятельность?
Элементарная исследовательская деятельность – это совместная работа взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в ходе учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре, труде, то есть в процессе познания окружающего мира. Эта деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей в процессе разрешения познавательных задач. В результате происходит не только открытие детьми новых знаний об окружающем мире, но и способов познания. Исследовательская практика ребенка – дошкольника – это один из основных путей познания окружающего мира. Его следует рассматривать не просто как один из многочисленных методов, а как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить обучение.
Вводя экспериментальную деятельность в детских садах, необходимо помнить, что в процессе самостоятельной деятельности ребенка осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:
физический: учиться управлять своим телом и отдельными органами;
природоведческий: знакомиться с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека, сверстника и взрослого, формы взаимодействия людей друг с другом;
познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные операции;
лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, то есть экспериментирует со словами (дидактические игры, эвристические беседы, включающие решение логических задач, разгадывание загадок, кроссвордов, ребусов, моделирования);
личностный: узнает свои личные возможности;
волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;
поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.
С 2005года наш детский сад стал городской экспериментальной площадкой на тему « Апробация исследовательской деятельности ребенка в детском саду», целью которой стало развитие экспериментальной исследовательской деятельности дошкольников, направленной на решение познавательных задач в процессе ознакомления с окружающим миром.
Для решения данной цели были определены и задачи:
- научить детей открывать новые знания об окружающем мире, используя различные способы познания;
- развивать у дошкольников устойчивую потребность и способность получать разнообразную информацию об окружающем мире и явлениях окружающей действительности;
- научить детей проводить элементарные опыты с реальными предметами и их свойствами;
- воспитывать высокую активность и самостоятельность детей в процессе решения познавательных задач.
Работа шла по следующим направлениям:
работа кружка « Маленький исследователь»;
проведение отдельных занятий по развитию познавательных способностей;
подготовка детских исследовательских проектов и их защита;
индивидуальная и групповая работа с папкой юного исследователя.
Для успешной реализации нашей работы была необходима единая линия д/с и семьи, поэтому в этом плане велась большая работа с родителями.
В начале учебного года было проведено ознакомительное родительское собрание. В ходе собрания мы разъяснили сущность исследовательской деятельности, рассказали о ее значимости для интеллектуального развития детей. В раздевальной комнате оформили стенд « Путь в неизведанное», который содержит интересные рубрики:
1. «Родительская энциклопедия»;
2. « В кругу семьи»;
3. «Советы психолога»;
4. « Знакомые незнакомцы».
На другом стенде помещали фотографии различных опытов, наблюдений, проведенных детьми в группе и на участке, а также рекомендации о том, что необходимо делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию; в конце каждого месяца информировали родителей о содержании занятий на следующий месяц.
Мы понимали, что успешная реализация нашей программы м/б благоприятной при условии создания оптимальной развивающей среды, а также спокойной, доброжелательной атмосферы, поэтому мы начали свою работу с создания условий. Для этого в группе организовали детскую научную мини лабораторию. Материал, находящийся в лаборатории, был распределен по разделам:
«Песок и глина»,
«Звуки»,
«Магниты»,
«Бумага»,
«Стекло»,
«Свет»,
«Резина».
Заготовили много разнообразного природного материала. Все необходимое расположили в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве. Собрали большую библиотеку детской научно-познавательной литературы по темам;
- космос,
- география,
- организм человека,
- животный мир, приобрели различные географические карты, атласы, глобусы, микроскоп, магнитофон и много другое оборудование, необходимое для исследовательской деятельности. Также в группе разместили живой уголок, огород на окне. На территории д/с разместили учебные, специально оборудованные маршруты в природу ( лес, поле, луг, сад, огород). Эта непосредственная близость детей к природе позволила формировать умение видеть, слышать, всматриваться, удивляться.
В группе организовали кружок «Маленький исследователь»,девиз которого «Самое лучшее открытие то, которое ребенок сделал сам», разработали план работы на учебный год, составили конспекты с учетом опытнической работы по программе «Детство». Были проведены опыты с песком, глиной, магнитом, водой, воздухом, тканью, стеклом, звуком, светом, растениями. Все рабочие моменты кружка фиксировали в педагогическом дневнике наблюдений. Изначально работа планировалась с подгруппой, но мы не стали отбирать детей, а решили дать им возможность выбрать самим по желанию заниматься в кружке. Но работа настолько нравилась им, что никто не остался в стороне, а присутствие родителей в кружке делало эти занятия наиболее плодотворными, так как всегда была возможность повторить опыты дома, что усиливало интерес детей и родителей, делал их союзниками в нашей деятельности.
Два раза в неделю мы занимались в тетрадях под ред. Савенкова А.И. «Развитие творческого мышления», «Развитие познавательных способностей». Эта работа развивала у детей такие исследовательские умения и навыки, как: умение видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезу, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, доказывать свои цели, подбирать материалы для исследований.
Также ребята занимались с «Папкой исследователя» по методике Савенкова А.И.. Сначала мы сделали карточки с символическими изображениями, затем оформили для каждого ребенка папку, провели тренировочные занятия, на которых мы познакомили детей с этапами самостоятельных исследований. В дальнейшем дети самостоятельно выбирали тему, ставили перед собой задачи, выдвигали гипотезу, собирали всевозможную информацию и выступали с готовыми исследовательскими работами. Для помощи в выборе темы исследования мы оформили папку с тематическими рисунками, также изготовили атрибуты для игровой ситуации «Защита исследовательских проектов». Большую помощь в этом нам оказывали родители. Совместно с ними дети подготовили и выступили на детских конференции в рамках д/с перед своими сверстниками, которые очень активно задавали выступающим свои вопросы, на которые получали ответы.
Также проводилась активная работа на экологической тропе д/с, работа в экологических тетрадях, в которых дети фиксировали свои наблюдения, особенности сезонных явлений, познакомились с различными моделями. Этой работой занимались в свободное время индивидуально и по подгруппам: на прогулках, в утреннее и вечернее время.
Воспитанники нашей группы стали победителями городских фестивалей и региональных конкурсов «Я - исследователь».
В ходе исследовательской деятельности мы развивали и творческий потенциал детей. Они совместно с родителями сочиняли экологические сказки, которые были оформлены в альбом «В мире сказок». Эта работа позволила повысить экологические знания детей, любовь и бережное отношение к природе, окружающему миру. Также с помощью родителей изготовили альбом «Расскажи про себя», где дети делились впечатлениями о себе и своей семье.
Психологическое сопровождение всей работы осуществляла педагог – психолог. Она проводила:
входную, промежуточную и итоговую диагностику детей;
групповые занятия по развитию логического мышления, используя тетради под ред. Савенкова А.И. «Маленький исследователь».
Таким образом, мы неоднократно убеждаемся, что приобретенные умения и навыки в исследовательской деятельности оказывают большое благотворное влияние на формирование личности ребенка. Некоторые дети с низким уровнем развития добились высоких результатов, сумели раскрыться и активно проявить себя в этой деятельности. У детей повысился интерес к учебной деятельности, желание пойти в школу.
Также существенным итогом работы можно считать усиление интереса и исследовательской деятельности. Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
Они оказываются на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. Ребенку интереснее и легче познавать мир, находясь в положении исследователя, так как природа снабдила его инстинктом накопления разнообразных сведений о мире. И надо сказать, что этот инстинкт очень силен: он все старается увидеть, услышать, попробовать на вкус, понюхать, разобрать-удержать его практически невозможно, без этого ребенка начинает страдать, то есть он познает обьект в ходе практической деятельности с ним.
Из всего сказанного видно, что стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние всякого здорового ребенка, так как уже с рождения он – исследователь.
Настало время для широкого внедрения этого метода в практику работы дошкольных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Развитие познавательной активности детей с ОНР через поисково-исследовательскую деятельность"
Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обит...
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»
Индивидуальный план профессионального развитиявоспитателя...
"Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"
На этапе дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, формируются первоосновы его мышления, сознания, закладываютс...
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности (проектной деятельности, экологического образования.)»
Целью экологического образования в моей работе с дошкольниками является развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской, проектной деятельности, а также...
Педагогический опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности»
Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического проц...
Презентация "Развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством организации исследовательской деятельности в летний период".
Представлена презентация...
Проект по самообразованию педагога старшей возрастной группы на тему «Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности»
Что я слышу - забываю,Что я вижу – помню,Что я делаю – понимаю.Конфуций....