Лепка в системе образовательной деятельности детского сада
методическая разработка по аппликации, лепке
Материал представляет информацио о сути занятий лепкой в детском саду, цели и задачах по программе "Детство" и "От рождения до школы". Представлены варианты реализации задач по лепке в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepka_v_sisteme_obrazovatelnoy_deyatelnosti_detskogo_sada_2.docx | 429.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Лепка в системе образовательной деятельности детского сада
Г. Ершов
2020
Занятия изобразительным творчеством с воспитанниками детского сада открывают широкие возможности для реализации образовательных целей всех трёх направлений: обучающих, развивающих и воспитательных. И в перечне видов изодеятельности одно из ключевых мест занимает лепка.
В чем заключается суть занятий лепкой в детском саду?
Лепка — вид изобразительного искусства, предполагающий создание объёмных и рельефных образов из пластилина, глины, теста или воска. Говоря о занятиях в детских садах, основным материалом для лепки является пластилин. Однако могут также выполняться поделки из теста или глины.
Во многих методических источниках лепка из теста или глины относится к нетрадиционным видам этой изобразительной деятельности.
Лепка обладает целым рядом преимуществ по сравнению с другими видами изодеятельности, в частности простотой освоения базовых приёмов создания образов, которые, в отличие от рисования, создаются аналогичными реальным объектам, без условности отображения на плоскости.
В лепке дети не ограничивают свою фантазию условностью изображения на плоскости
Цели занятий лепкой в детском саду
По Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), одной из составляющих продуктивной деятельности дошкольников является обучение созданию трёхмерных образов, то есть лепка. Поэтому этот вид активности обязательно вводится в учебно-воспитательный процесс детского сада вне зависимости от программы, по которой учреждение работает. Отличаться может только форма работы в этом направлении изотворчества.
Миссия занятий лепкой в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) заключается в:
- расширении представлений детей о мире вокруг (малыши знакомятся с внешним обликом изучаемых объектов действительности — с растениями, животными и пр.);
- развитии памяти, внимания, сенсорной чувствительности при восприятии форм, фактуры, цвета, веса и гибкости материала;
- стимуляции развития речи (если дети младших групп только называют образ, воплощённый в лепке, то в средней и старших учатся придумывать целые сюжеты по мотивам своих поделок);
- практике сенсомоторной координации (работая с мягким и податливым материалом, развивается сила в руках и пальцах, движения постепенно становятся более скоординированными и дифференцированными);
- воспитании умения планировать свою деятельность, направленную на реализацию того или иного замысла;
- формировании эстетических представлений — ребята ищут и находят новые сочетания цветов, фактур, дают оценку готовому продукту, а также учатся быть дисциплинированными, усидчивыми и аккуратными в работе.
Если цели занятий лепкой едины для всех возрастных групп и отличаются только конкретными для того или иного возраста акцентами в проработке, то задачи, демонстрируя определённую преемственность, дифференцируются в зависимости от возраста подопечных.
Освоение навыков лепки начинается с первой младшей группы
Таблица: задачи занятий лепкой в детском саду
Группа | Задачи |
1 младшая | |
Программа «От рождения до школы» | 1.Вызывать у детей интерес к лепке. 2.Знакомство с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая предпочтение глине). 3.Учить отламывать комочки глины от большого куска. 4.Лепить палочки, колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями. 5. Соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.). 6.Раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.). 7.Делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). 8.Соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т.п. 9.Приучать детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку. |
2 младшая Программа «Детство» | 1.Знакомство со свойствами глины, пластилина, соленого теста, влажного песка, снега (пластичность, возможность обработки). 2.Создание простейших форм (шар, круг, цилиндр, колбаска), их видоизменение. 3.Знакомство со способами создания изображения в пластичных материалах: - раскатывание глины под углом ладоней рук (морковка, ракета), - раскатывание и соединение различных частей (бублик, пирамидка), - скатывание и вдавливание пальцев (чашка, бокал), - соединение нескольких частей в один образ (снеговик, пирамидка). 4.Развивать умения детей украшать работу, используя стеки, палочку, печати-штампы. |
Программа «От рождения до школы» | 1.Закреплять представления детей о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. 2.Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями. 3.Соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. 4.Украшать вылепленные предметы, используя палочки с заточенным концом. 5. Создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу. 6.Лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.) 7.Предлагать объединять вылепленные фигуры в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). |
Средняя Программа «Детство» | 1.Знакомство с разными способами создания изображения: конструктивным и комбинированным. 2.Использование приемов лепки: - оттягивание из целого куска, прощипывание (уши, клюв), соединение частей сглаживанием пальцами поверхности, прижимая и примазывая (голову к туловищу), - вдавливание шара, цилиндра для получения полой формы (чашка, ваза). 3.Украшение лепной работы с помощью стеки , налепов, использование элементов декора (семена, бусины, крупы). |
Программа «От рождения до школы» | 1.Учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птицы). 2.Сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки. 3.Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. 4.Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узоров при помощи стеки. |
Старшая Программа «Детство» | 1.Создание объемных и рельефных изображений (рисование пластилином, отпечатки, рисунок стекой, штампы). 2.Использование стеки, штампов, материалов для крепления удлиненных, вытянутых форм. 3. Использование постамента, каркасов 4.Развивать умение лепить конструктивным и смешанным способами; создавать многофункциональные композиции, устойчивые конструкции; передавать фактуру, сглаживать поверхность предмета; вылепливать мелкие детали. |
Программа «От рождения до школы» | 1.Развивать умение лепит с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки), передавать их характерные особенности. 2.Лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом. 3.Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способом. 4.Учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми. 5.Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др. 5.Формировать у детей умения лепить по представлению героев литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь и т.п.). 6.Формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой , наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т.п. 7.Использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т.д.). Декоративная лепка. 1.Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства. 2.Учить лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек (дымковской, филимоновской и т.д.). 3.Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углубленным рельефом, использовать стеку. 4. Учить обмакивать пальцы в воду, чтобы сгладить неровности вылепленного изображения, когда это необходимо для передачи образа. |
Подготовительная Программа «Детство» | 1.Использование дополнительных материалов для декорирования (семена, фольга, бисер и т.п.), создавать интересные образы. 2.Создавать объемные и рельефные изображения (рисование пластилином, отпечатки, рисунок стекой, штампы). 3. Самостоятельно использовать стеки, штампов, материалов для крепления удлиненных, вытянутых, форм. 4. Использование постамента, каркасов 5.Лепить конструктивным, смешанным и пластическим способом (из цельного куска путем вытягивания частей. 6.Создавать многофункциональные композиции, устойчивые конструкции. 7.Передавать фактуру, сглаживать поверхность предмета. |
Программа «От рождения до школы» | 1.Учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее. 2. Продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов, обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой. 3.Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует и т.д.) 4.Учить создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей. Декоративная лепка. 1.Учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку. 2.Учить при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой. 3.Создавать из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции. |
Лепка в образовательном процессе ДОУ
Существует 4 варианта реализации целей и задач лепкой в детском саду:
- отдельные занятия (по сетке НОД в каждой возрастной дошкольной группе)
- вид деятельности в рамках занятий по другим образовательным областям (так, в старшей группе на занятии по ознакомлению с окружающей средой на тему «Гжель» дети лепят из пластилина чашки, которые украшают знаменитым узором, используя для этого декоративную лепку);
Декоративные элементы лепки в поделке на тему «Гжель» могут носить условный характер
- проект (углублённое изучение какой-либо темы может подытоживаться поделкой из пластичного материала, например, рассматривая тему «Домашние животные», воспитанники средней или старшей группы получают задание на дом — создать свою ферму);
Количество фигурок в сложной композиции ребёнок определяет сам
- занятия по интересам, специализирующиеся на освоении приёмов лепки (основная задача такой формы работы состоит в расширении у детей набора техник и видов создания объёмных образов, а также в накоплении опыта обращения с разными материалами для лепки).
Хронометраж занятия лепкой
Для успешной реализации тех целей и задач, решать которые призвана лепка, нужно не только грамотно выстроить порядок практического овладения малышами навыками обращения с материалом и инструментами, но и рационально распределить время на это. Время на выполнение объёмного образа зависит от варианта реализации этого вида изодеятельности в ежедневном плане образовательного процесса.
На отдельном занятии
Если на лепку отведено целое занятие, то его план будет стандартным:
- Вводная часть — 2–3 минуты, посвящённая актуализации знаний воспитанников по теме, перечислению материалов для создания поделки.
- Основной этап — 10–18 минут, на котором взрослый демонстрирует образец поделки, показывает процесс выполнения поставленной творческой задачи, а также проводит пальчиковую гимнастику непосредственно перед началом выполнения поделки и физкультпаузу под конец работы.
- Заключительная часть — 2–3 минуты — посвящена оценке работы детей на занятии, рефлексии (в средней и старших группах), также на этом этапе организуется выставка поделок.
Алгоритм работы над лепкой на занятиях по интересам идентичен тому, что используется на обычном занятии.
Как иллюстрация другого образовательного направления
Для лепки как вида деятельности на занятиях непрофильного направления на изготовление поделки отводится ¼ времени занятия. Работа идёт по следующей схеме:
- объяснение задачи;
- демонстрация образца;
- выполнение поделки;
- оценка.
Обычно в этом качестве лепка имеет коллективную форму выполнения. Суть её состоит в том, что дети, начиная с первой младшей группы, создают отдельные детали, которые объединяются общей идеей. К примеру, на занятии по ознакомлению с окружающим миром воспитанники средней группы лепят овощи, необходимые для приготовления борща, которые затем помещают в игрушечную кастрюльку.
Как задание проекта
В методической работе ДОУ проект чаще всего является сочетанием работы в группе и дома. Поэтому обычно продуктивная его часть, то есть изготовление поделки, остаётся домашним заданием. Воспитатель при этом устанавливает сроки окончания работы, спрашивает о том, как идёт процесс выполнения, помогает преодолеть трудности в изготовлении, если они возникают.
Вне зависимости от формы занятий лепкой оценка готовых поделок является обязательным этапом работы
Роль педагога в работе над поделкой
Одной из форм реализации индивидуального подхода является помощь детям при выполнении поделки. Но здесь нельзя забывать, что с каждым годом увеличивается уровень самостоятельности ребят, а значит, функция помощника всё больше перерастает в роль наставника:
- в первой младшей группе педагог готовит необходимые материалы, ручками малыша помогает скатывать «шарики», «раскатывать» колбаски, делать «блинчики», а также отщипывать нужное количество пластилина;
- во второй младшей группе взрослый при помощи детей готовит материалы, при необходимости пальчиками малыша показывает приём прищипывания и оттягивания для создания фигурок неправильной формы;
- в средней группе педагог контролирует процесс подготовки воспитанниками материалов для лепки, оказывает помощь при выполнении рельефных деталей (например, валика на диване, ободка на чашке и пр.);
- в старших группах роль воспитателя сводится к оказанию необходимой индивидуальной помощи, а также приданию сюжету рассказа по мотивам поделки определённой связности и законченности.
В старшей группе дети оказывают помощь педагогу в организации выставки готовых работ, в младших воспитатель занимается этим самостоятельно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО САДА
Опыт работы детского сада....
Создание условий для здорового образа жизни в системе образовательного процесса детского сада через здоровьесбережение
Путь к здоровью - это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное – здоровый образ жизни....
Аппликация в системе образовательной деятельности детского сада
Аппликация (от латинского applicatio — прикладывание) – вид изобразительной техники, при котором образ получается при помощи прикладывания или присоединения элементов и...
Лепка в системе образовательной деятельности детского сада
Лепка в системе образовательной деятельности детского сада...
Выступление на педсовете: «Создание условий для здорового образа жизни в системе образовательного процесса детского сада через здоровьесбережение
laquo;Создание условий для здорового образа жизнив системе образовательного процесса детского сада через здоровьесбережение...
Лепка в системе образовательной деятельности детского сада
Занятия изобразительным творчеством с воспитанниками детского сада открывают широкие возможности для реализации образовательных целей всех трёх направлений: обучающих, развивающих и воспитательных. И ...
Родительское собрание «Здоровьесберегающие подходы в системе образовательной деятельности детского сада».
Цель: познакомить родителей с современными здоровьесберегающими технологиями, применяемыми в нашем ДОУ.Задачи: 1. Показать применение технологий в ходе работы с детьми старшего...