Лепка в системе образовательной деятельности детского сада
статья по аппликации, лепке (средняя группа)

Занятия изобразительным творчеством с воспитанниками детского сада открывают широкие возможности для реализации образовательных целей всех трёх направлений: обучающих, развивающих и воспитательных. И в перечне видов изодеятельности одно из ключевых мест занимает лепка. Остановимся на методических основах организации работы с малышами разного возраста в этом виде творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lepka_v_sisteme_obrazovatelnoy_deyatelnosti_detskogo_sada.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лепка в системе образовательной деятельности детского сада

Описание: D:\1 статьи\

Занятия изобразительным творчеством с воспитанниками детского сада открывают широкие возможности для реализации образовательных целей всех трёх направлений: обучающих, развивающих и воспитательных. И в перечне видов изодеятельности одно из ключевых мест занимает лепка. Остановимся на методических основах организации работы с малышами разного возраста в этом виде творчества

Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И вы, родители, даже не подозреваете, к какой удивительной, развивающей и полезной деятельности приобщается ваш ребёнок.

Миссия занятий лепкой в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) заключается в:

1. Расширении представлений детей о мире вокруг (малыши знакомятся с внешним обликом изучаемых объектов действительности — с растениями, животными и пр.);

2. Развитии памяти, внимания, сенсорной чувствительности при восприятии форм, фактуры, цвета, веса и гибкости материала;

3. Стимуляции развития речи (если дети младших групп только называют образ, воплощённый в лепке, то в средней и старших учатся придумывать целые сюжеты по мотивам своих поделок);

4. Практике сенсомоторной координации (работая с мягким и податливым материалом, развивается сила в руках и пальцах, движения постепенно становятся более скоординированными и дифференцированными);

5. Воспитании умения планировать свою деятельность, направленную на реализацию того или иного замысла;

6. Формировании эстетических представлений — ребята ищут и находят новые сочетания цветов, фактур, дают оценку готовому продукту, а также учатся быть дисциплинированными, усидчивыми и аккуратными в работе.

Если цели занятий лепкой едины для всех возрастных групп и отличаются только конкретными для того или иного возраста акцентами в проработке, то задачи, демонстрируя определённую преемственность, дифференцируются в зависимости от возраста подопечных.

Таблица: задачи занятий лепкой в детском саду

Возрастная группа

Перечень задач

Первая младшая

  • Практика лепки отдельных элементов — «блинчиков», «колбасок», «шариков» и создание простых предметов с их помощью («Бусы для мамы»);
  • формирование умения работать по образцу (педагог показывает приём — дети повторяют);
  • освоение элементарной предметной лепки (дети создают образы в виде кругов, кубиков);
  • знакомство с нетрадиционными техниками лепки (из теста — в первом семестре, прямой пластилинографией — во втором).

Вторая младшая

  • Формирование умения создавать собственные сюжеты на основе сказок, картинок, личного опыта (например, в поделке «Машинка» ребята опираются в том числе и на тот образ, который им знаком из повседневной жизни);
  • освоения формы работы в мини-группе для создания коллективных поделок;
  • развитие умения давать оценку своей работе по критерию «нравится/не нравится».

Средняя

  • Развитие умения комбинировать 2–3 цвета в одной поделке;
  • изучение основ сюжетной лепки (малыши в групповой работе учатся создавать сказочные образы, которые выставляются на общую подложку);
  • знакомство с декоративной лепкой;
  • создание рельефных образов с комбинацией изгибов и округлостей (матрёшки, фигуры животных);
  • практика лепки в сочетании с другими видами изодеятельности;
  • воспитание чувства коллективной ответственности за результат групповой работы.

Старшая, подготовительная

  • Продолжение работы над изучением тонкостей сюжетной лепки (дети учатся менять мизансцены, используя одни и те же образы, к примеру, используя картонный домик и пластилиновых персонажей сказки «Теремок», ребята рассказывают и показывают все перипетии сюжета);
  • освоение декоративной лепки (при рассмотрении тем, связанных с народными промыслами, в технике гжель, хохлома дети делают предметы посуды, украшая их «жгутиками», «блинчиками», «шариками», бисером, пуговицами);
  • развитие связной речи (дети расширяют синтаксис предложений до сложных, осложнённых, активно используют вводные слова и конструкции);
  • воспитание эстетических представлений (старшие дошкольники не только дают оценку своим работам, но и аргументированно отзываются о работах товарищей).

Роль педагога в работе над поделкой

Одной из форм реализации индивидуального подхода является помощь детям при выполнении поделки. Но здесь нельзя забывать, что с каждым годом увеличивается уровень самостоятельности ребят, а значит, функция помощника всё больше перерастает в роль наставника:

в первой младшей группе педагог готовит необходимые материалы, ручками малыша помогает скатывать «шарики», «раскатывать» колбаски, делать «блинчики», а также отщипывать нужное количество пластилина;

во второй младшей группе взрослый при помощи детей готовит материалы, при необходимости пальчиками малыша показывает приём прищипывания и оттягивания для создания фигурок неправильной формы;

в средней группе педагог контролирует процесс подготовки воспитанниками материалов для лепки, оказывает помощь при выполнении рельефных деталей (например, валика на диване, ободка на чашке и пр.);

в старших группах роль воспитателя сводится к оказанию необходимой индивидуальной помощи, а также приданию сюжету рассказа по мотивам поделки определённой связности и законченности.

Виды, техники и приёмы лепки в детском саду

В ДОУ дети учатся работать с несколькими видами лепки, каждый из которых, в свою очередь, может реализовываться несколькими техниками.

Таблица: виды лепки в ДОУ

Вид и цели

Суть

С какого возраста практикуется

Предметная: учит обобщать представления об окружающем мире в конкретных образах.

Создание фигурок, которые максимально точно передают форму, пропорции и динамику своего прообраза.

Практикуется с первой младшей группы, когда дети создают грибочки, улиток, орешки и пр.

Декоративная: воспитывает эстетические чувства, развивает понимание гармонии.

Создание объёмных элементов украшений для поделок из бумаги и пр. (например, капли дождя на рисунке «Осень» в средней группе), а также лепка птиц, животных в традиции народных игрушек (создание дымковской барышни в подготовительной группе).

Освоение этого вида начинается в средней группе.

Сюжетная: развивает образное мышление.

Создание отдельных фигур, которые объединены общим сюжетом.

Отдельные элементы в форме коллективной аппликации вводятся в занятия художественно-эстетического направления со средней группы. Например, дети лепят фигурки героев сказки «Колобок», а затем выставляют их на одну основу.

Пластилинография: расширяет представления детей о создании объёмных и плоских образов.

Этот вид лепки предполагает создание рисунка пластилином.

По степени рельефности изображения поделки могут быть барельефом, горельефом и контррельефом.

В процессе лепки, ребенок получает:

Развитие воображения, вкуса, проявление творческих задатков;

Интеллектуальное развитие;

Формирование представления о форме и цвете;

Развитие ловкости рук и мелкой моторики, улучшение двигательной координации;

Расширение познания об окружающем мире;

Органичное развитие нервной системы.

Создание ребёнком даже самых простых скульптур - творческий процесс. Во время работы с пластическими материалами ребёнок испытывает эстетическое наслаждение от пластичности, объёмности, от форм, которые получаются в процессе лепки.

Лепка развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведёт к интенсивному развитию творчества.

Лепить можно:

1. Пластилин – универсальный материал, который даёт возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Пластилин достаточно пластичен, он имеет яркую, красивую цветовую гамму, что позволяет смешивать его между собой, получая новый цвет. Он хорош тем, что не требует специальной обработки перед лепкой, имеет широкую цветовую гамму.

2. Соленое тесто (наиболее оптимальный вариант для лепки) - один из самых доступных и дешёвых материалов. Искусство лепки из солёного теста стало в наши дни чрезвычайно популярным, особенно у детей. Солёное тесто легко приготовить самим.

3. Глина - является экологически чистым материалом для лепки, она гибкая, обладает прочностью, хорошо принимает любую краску, это ещё и прекрасный лечебный материал, целительные свойства которого используют не только в медицине, но и в науке.

Польза лепки:

1. Для умственного развития

- когда ребенок разминает пластилин (или другой материал) в руках, создает из него детали разных форм, присоединяет их друг к другу, сплющивает, вытягивает, развивается мелкая моторика рук, что напрямую влияет на развитие речи, координацию движений, память и логическое мышление;

- когда ребенок концентрируется на своем занятии, он учится терпению и усидчивости;

- когда ребенок двумя руками катает шарик или колбаску, у него работают оба полушария мозга, укрепляются межполушарные связи, что в свою очередь способствует развитию внимания и саморегуляции.

2. Для здоровья и эмоционального состояния

- регулярные занятия спокойными играми способствуют нормализации сна и понижению чрезмерной активности, уменьшают возбудимость и раздражительность;

- занятие лепкой связано с целой гаммой чувств: от тактильных ощущений, восприятия цвета и запаха до сложных внутренних состояний – волнения, интереса, радости от того, что все получается и огорчения, если ожидания не совпадают с результатом;

- психологи активно используют лепку как одно из направлений арт-терапии, которая обращается к внутренним скрытым самоисцеляющим ресурсам ребенка.

3. Для развития личности

- лепка знакомит детей с понятиями формы и цвета. Дает опыт тактильного восприятия на уровне «мягкий-твердый», «теплый-холодный», «мокрый-сухой»;

- лепка играет существенную роль в эстетическом воспитании ребенка и развитии у него чувства прекрасного;

- помимо основных моторных навыков, лепка развивает целеустремленность, усидчивость и аккуратность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для здорового образа жизни в системе образовательного процесса детского сада через здоровьесбережение

Путь к здоровью - это и правильное питание,  систематическая двигательная активность,  отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное – здоровый образ жизни....

Аппликация в системе образовательной деятельности детского сада

   Аппликация (от латинского applicatio — прикладывание) – вид изобразительной техники, при котором образ получается при помощи прикладывания или присоединения элементов и...

Лепка в системе образовательной деятельности детского сада

Лепка в системе образовательной деятельности детского сада...

Лепка в системе образовательной деятельности детского сада

Материал представляет информацио о сути занятий лепкой в детском саду, цели и задачах по программе "Детство" и "От рождения до школы". Представлены варианты реализации задач по леп...

Выступление на педсовете: «Создание условий для здорового образа жизни в системе образовательного процесса детского сада через здоровьесбережение

laquo;Создание условий для здорового  образа  жизнив системе образовательного процесса детского сада через здоровьесбережение...

Родительское собрание «Здоровьесберегающие подходы в системе образовательной деятельности детского сада».

Цель: познакомить родителей с современными здоровьесберегающими технологиями, применяемыми в нашем ДОУ.Задачи: 1. Показать применение технологий в ходе работы с детьми старшего...