Организация развивающей среды в старшем дошкольном возрасте
статья (подготовительная группа) по теме
Материал предназначен для педагогов, которые стремятся сделать жизнь детей в группе интереснее и разнообразнее.
(по новым ФГТ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_lena.docx | 71.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Только тогда, когда ребенок получает право на свободный выбор заинтересовавшей его деятельности, он начинает проявлять себя как творческая личность. Предметный мир, а не воспитатель побуждает ребенка к активным самостоятельным действиям.
Право выбора деятельности открывает ему каналы для саморазвития. Постепенно воспитанник научается определяться в выборе цели деятельности, размышлять о своих намерениях, о путях и способах выполнения действий. Все это обеспечивает развитие интеллектуальных способностей ребенка.
При переходе ребенка в старший возраст меняется его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Важно поддержать это его ощущение такой организацией среды, при которой он будет проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу.
Предметная среда проектируется в соответствии с той программой, которая реализуется в ГДОУ. При отборе предметного содержания важно ориентироваться на зону «ближайшего развития».
Эмоциональная насыщенность неотъемлемая черта развивающей среды.
При создании развивающей среды так же следует учитывать гендерный подход, т.к. мальчики и девочки по - разному слушают и слышать, смотрят и видят, чувствуют и переживают. Мальчикам требуется большее пространство, чем девочкам.
С целью полифункциональности использования пространства группового помещения оно должно быть разделено на три части (из ФГТ)
Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, т.е. иметь подвижные, трансформируемые границы. Все зоны должны быть семантически обозначены. Семантическими (смысловыми) маркерами – метками могут быть хранящиеся на границах зон материалы для разного рода подходящих активностей.
Содержание каждого уголка представлено следующими компонентами, которые могут располагаться как на собственных границах зоны, так и на границах между зонами:
- Компонент дидактический
- компонент оборудования (для разных видов деятельности)
- компонент стимулирующий (это может быть примерный план последовательности работы в уголке, оценочные карты, значки-картинки, модели-схемы)
Все дети разные и каждый имеет право на собственный путь развития, поэтому в группе должны быть созданы условия не только для воспитания и обучения коллектива в целом, а предоставлять возможность каждому воспитаннику проявлять индивидуальность и творчество.
С целью индивидуализации педагогического процесса можно использовать компоненты детской субкультуры.
Например: Стенд или уголок с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, детским гороскопом.
- оформлением «Уголка именинника»,
- рубрики «Я умею», «Я люблю», «Хочу научиться» - заполняется со слов ребенка, раскрывает его интересы и возможности.
- «Мое настроение», «Звезда дня», «Здравствуйте, я пришел»
Для этих целей можно использовать не только помещения группы, но и раздевалки, коридоры и другие помещения детского сада. (журнал «Старший воспитатель» № 2 2011 год)
Компонент индивидуализации сохраняется в каждом центре (уголке) развития.
Уголок экспериментальной деятельности «Хочу все знать»
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент стимулирования |
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
атласы; альбомы; | - материалы распределены по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага» , «Стекло», «Резина», «Свет» | - мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»;
|
Существенно облегчит построение развивающего пространства в группе соблюдение ряда педагогических принципов:
Проявите уважение к мнению детей в отношении организации и содержания среды развития, обсудите какие уголки они хотят организовать, где они могут быть расположены, делайте ребенка соучастником, разработчиком и исполнителем принятого решения.
Сконструируйте пространство так, чтобы ребенок имел широкий выбор разнообразных видов деятельности совместно со сверстниками и индивидуально.
Создайте условия в группе или раздевалке для выставки продуктов детского творчества. Уважая результаты детского труда, мы формируем у ребенка уважение к труду окружающих людей.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 33 Красносельского района Санкт - Петербурга.
ДОКЛАД
«Организация предметно-развивающей среды в старшем дошкольном возрасте»
Составила: воспитатель
Краснова Елена Евгеньевна
Санкт - Петербург
2012 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей среды в старшей группе
Одним из условий успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является создание развивающей среды, что позволяет воспитателю предлагать детям интересные за...
Консультация для воспитателей: Предметно-развивающая среда групп старшего дошкольного возраста
Ребёнок- великий подражатель, увлечённый исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать всё, что ему дано для разнообразных видов активной деятель...
Моделирование развивающей предметно-пространственнойсреды в старшем дошкольном возрасте
Активизация самостоятельной деятельности детей в развивающих цетнтрах старшей группы....
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деяте...
Соревнования «Веселые старты» среди детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в образовательных организациях подведомственных Департаменту образования города Москвы 2016-17 учебный год
Конкурсные испытания (эстафеты) заключаются в последовательном выполнении участником заданий, определяющих его степень владения двигательными навыками....
Развивающая предметно-пространственная среда группы старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
В МАДОУ г. Нижневартовска ДС №29 «Ёлочка» разработана модель предметно-развивающей, коррекционной и оздоравливающей среды.Предметно-развивающая среда в группе «...
Анализ предметно –развивающей среды в старшем дошкольном возрасте.
Организация развивающей предметно-пространственной среды группы построена в соответствии с ФГОС. При создании развивающего пространства в групповом помещении, уч...