Организация развивающей среды в старшем дошкольном возрасте
статья (подготовительная группа) по теме

Материал предназначен для педагогов, которые стремятся сделать жизнь детей в группе интереснее и разнообразнее.

(по новым ФГТ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_lena.docx71.8 КБ

Предварительный просмотр:

Только тогда, когда ребенок получает право на свободный выбор заинтересовавшей  его деятельности, он начинает проявлять себя как творческая личность. Предметный мир, а не воспитатель побуждает ребенка  к активным самостоятельным действиям.

        Право выбора деятельности открывает ему каналы для саморазвития. Постепенно воспитанник научается определяться в выборе цели деятельности, размышлять о своих намерениях, о путях и способах выполнения действий. Все это обеспечивает развитие интеллектуальных способностей ребенка.

        При переходе ребенка в старший возраст меняется его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Важно поддержать это его ощущение такой организацией среды, при которой он будет проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность,  инициативу.

        Предметная среда проектируется в соответствии с той программой, которая реализуется в ГДОУ. При отборе предметного содержания важно ориентироваться на зону «ближайшего развития».

        Эмоциональная насыщенность неотъемлемая черта развивающей среды.

        При создании развивающей среды так же следует учитывать гендерный подход, т.к. мальчики и девочки по - разному слушают и слышать, смотрят и видят, чувствуют и переживают. Мальчикам требуется большее пространство, чем девочкам.

С целью полифункциональности использования пространства группового помещения оно должно быть разделено на три части (из ФГТ)

Все части  пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, т.е. иметь подвижные, трансформируемые границы. Все зоны должны быть семантически обозначены. Семантическими (смысловыми) маркерами – метками могут быть хранящиеся на границах зон материалы для разного рода подходящих активностей.

Содержание каждого уголка представлено следующими компонентами, которые могут располагаться  как на  собственных границах зоны, так и на границах между зонами:

- Компонент  дидактический
компонент оборудования  (для разных видов деятельности)
компонент стимулирующий  (это может быть примерный  план последовательности работы в уголке, оценочные карты, значки-картинки, модели-схемы)

Все дети разные и каждый имеет право на собственный путь развития, поэтому в группе должны быть созданы условия не только для воспитания и обучения коллектива в целом, а предоставлять возможность каждому воспитаннику проявлять индивидуальность и творчество.

        С целью индивидуализации педагогического процесса можно использовать компоненты детской субкультуры.

Например: Стенд или уголок с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, детским гороскопом.

        - оформлением «Уголка именинника»,

        - рубрики «Я умею», «Я люблю», «Хочу научиться» - заполняется со слов ребенка, раскрывает его интересы и возможности.

        - «Мое настроение»,   «Звезда дня»,  «Здравствуйте, я пришел»

Для этих целей можно использовать не только помещения группы, но и раздевалки, коридоры и другие помещения детского сада. (журнал «Старший воспитатель» № 2 2011 год)

Компонент индивидуализации сохраняется в каждом центре (уголке) развития.

Уголок экспериментальной деятельности «Хочу все знать»

Компонент  дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирования

-  схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;


 - серии картин с изображением природных сообществ;


- книги познавательного характера,

атласы;
- тематические

 альбомы;
- коллекции

- материалы распределены по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага» ,  «Стекло», «Резина», «Свет»
 - природный материал: песок, вода, глина, камни, ракушки,  спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.);
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики  и т.д.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и др.
- клеенчатые фартуки, нарукавники, рез. перчатки

- мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»;
- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов
- карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»

 

Существенно облегчит построение развивающего пространства в группе соблюдение ряда педагогических принципов:

Проявите уважение к мнению детей в отношении организации и содержания среды развития, обсудите какие уголки они хотят организовать, где они могут быть расположены, делайте ребенка соучастником, разработчиком и исполнителем принятого решения.

Сконструируйте пространство так, чтобы ребенок имел широкий выбор разнообразных видов деятельности совместно со сверстниками и индивидуально.

Создайте условия в группе или раздевалке для выставки продуктов детского творчества. Уважая результаты детского труда, мы формируем у ребенка уважение к труду окружающих людей.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 33 Красносельского района Санкт - Петербурга.

ДОКЛАД

«Организация предметно-развивающей среды в старшем дошкольном возрасте»

Составила: воспитатель

Краснова Елена Евгеньевна

 Санкт - Петербург

2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей среды в старшей группе

Одним из условий успешной реализации программы по формиро­ванию элементарных математических представлений является созда­ние развивающей среды, что позволяет воспитателю предлагать детям интересные за...

Консультация для воспитателей: Предметно-развивающая среда групп старшего дошкольного возраста

Ребёнок- великий подражатель, увлечённый исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать всё, что ему дано для разнообразных видов активной деятель...

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в старшем дошкольном возрасте

Активизация самостоятельной деятельности детей в развивающих цетнтрах старшей группы....

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деяте...

Соревнования «Веселые старты» среди детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в образовательных организациях подведомственных Департаменту образования города Москвы 2016-17 учебный год

Конкурсные  испытания (эстафеты) заключаются  в последовательном выполнении участником заданий, определяющих его степень владения  двигательными навыками....

Развивающая предметно-пространственная среда группы старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

В  МАДОУ  г. Нижневартовска ДС №29 «Ёлочка» разработана модель предметно-развивающей, коррекционной и оздоравливающей среды.Предметно-развивающая  среда в группе «...

Анализ предметно –развивающей среды в старшем дошкольном возрасте.

Организация развивающей предметно-пространственной среды  группы  построена  в соответствии с ФГОС. При создании развивающего пространства в групповом помещении,  уч...