ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...…II. Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО в условиях ФГОC
- Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС…………………………………………...…..…4
- Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей предметно-пространственной среды ………………………………………………………….…….….7
II. Опыт работы по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр и занятий в группе, в уголках экспериментирования……………………………………………..…………..…10
Заключение …………………………………………………………………........17
Список литературы…………………………………………………………...…19
Приложение………………………………………………………………………20
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающей ребёнка конкретного мира….
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени.
Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы….
Е. И. Тихеева
Введение
Актуальность темы исследования
Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
В Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) говорится о том, что ребёнок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.
По имеющимся в психологии данным, необычный умственный подъём в детские годы наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему сопутствует увлечённость чем-то, тяготение к каким-нибудь определённым видам занятий.
Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие. Одним из эффективных средств развития познавательной активности и познавательного интереса является предметно-пространственная среда ДОО.
Дошкольная педагогика в настоящее время уже располагает значительными сведениями о конкретных воздействиях предметно-пространственной среды при учёте и использовании её в организации детской деятельности (С.Л. Новосёлова, Л.И. Новикова, Л.Ф. Обухова, Л.А. Парамонова, Н.П. Сакулина, К.В. Тарасова Е.А. Флерина и другие). Развивающая предметная среда детства должна отвечать принципам обогащённости и наукоёмкости, содержать природные и социокультурные средства для разнообразной деятельности ребёнка. Она предоставляет ребёнку условия для творческого духовного развития и возможность «вычерпывать» из неё информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности.
Изучение состояния этого вопроса чаще всего показывает однообразие предметно-развивающей среды, ограниченность её содержания. Наблюдается отсутствие средств, позволяющих детям самосовершенствоваться в освоении познавательно-игровой деятельности; недостаточность объектов, отвечающих интересам дошкольников (материалы для игр-экспериментирования, занимательный интеллектуальный материал и т.п.).
Недостаток материала затрудняет развитие мотивационного поля взаимодействия детей, не позволяет максимально реализовать возможности предметно-развивающей среды в качестве фактора развития познавательных интересов.
Всё это и обусловило актуальность темы исследования.
Цель данной работы – теоретически выявить эффективность предметно-развивающей среды как средства развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
- Определить сущностные характеристики предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС как условия развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста;
- Представить практический опыт использования предметно-пространственной среды для формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: познавательные интересы детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: предметно-развивающая среда как средство развития познавательные интересы детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
- Определить сущностные характеристики предметно-развивающей среды как условия развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста;
- Выявить уровень сформированности познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста;
- Реализовать условия использования предметно-развивающей среды для формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста и определить их эффективность.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу. Предметно-развивающая среда будет способствовать эффективному формированию познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:
- обогащении эмоционально-чувственного опыта ребенка через ее содержание;
- организацию содержательного общения ребенка со взрослым;
- стимулирование разнообразной деятельности детей с учётом их интересов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание развивающей предметно-пространственной среды, для детей дошкольного возраста с ОВЗ посредствам альтернативных средств коммуникации»
На современном этапе развития общества в связи с вступлением ФГОС дошкольного образования, вопросы организации предметно-развивающей среды стало одной из приоритетн...
Аналитический отчёт "Интеллектуальное развитие дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды"
для воспитателй, педагогв ДОУ...
Моделирование развивающей предметно-пространственнойсреды в старшем дошкольном возрасте
Активизация самостоятельной деятельности детей в развивающих цетнтрах старшей группы....
Творческая разработка "Формирование познавательных интересов дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста ДОО"
Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деяте...
Развивающая предметно-пространственная среда группы старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
В МАДОУ г. Нижневартовска ДС №29 «Ёлочка» разработана модель предметно-развивающей, коррекционной и оздоравливающей среды.Предметно-развивающая среда в группе «...
Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»
В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...
Формирование эмоционального интеллекта детей посредством развивающей предметно – пространственной среды.
Предметно-пространственная среда, как условие эмоционального благополучия и самовыражения детейКачество реализации задач социального развития ребёнка в ДОУ, поставленных перед нами Федеральными госуда...