С чего начинается Родина....
статья по теме

Зимова Елена Викторовна

Статья из опыта работы педагогического коллектива ДОУ  с детьми по нравственно -  патриотическому воспитанию. В ней прослеживаются основные направления и формы работы с дошкольниками. Обобщен практический материал по организации  предварительной работы при подготовке праздников и развлечений к знаменательным датам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_chego_nachinaetsya_rodina_1.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Зимова Елена Викторовна

старший воспитатель МБДОУ д/с № 35

города Арзамаса

Нижегородской области

«С чего начинается Родина …»

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так  педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине …»

Сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему Отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия.
Наше дошкольное учреждение ведет работу в направлении воспитания чувства патриотизма дошкольников.

Основными задачами патриотического воспитания дошкольников является:

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране; к культурному наследию своего народа; к природе родного края

воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа и дружеского отношения к представителям других национальностей (сверстникам, их родителям, соседям и другим людям)

Строя работу в данном направлении, мы учитываем особенности проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста, такие как скоротечность и ситуативность, поэтому все впечатления, полученные ребенком на занятии, стараемся закрепить в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации. А также считаем, что самыми сильнодействующими факторами воспитания являются мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция.

Условиями для наиболее эффективного решения задач патриотического воспитания являются:

знание педагогом истории и культуры своего народа;

правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности);

тематическое построение материала;

совместная работа детского сада и семьи

В своей работе педагоги нашего ДОУ используют следующие средства патриотического воспитания:

устное народное творчество,

декоративно-прикладное искусство,

музыка,

художественная литература,

игра,

самостоятельная детская деятельность.

Применяемые методы в данной работе:

целевые прогулки и экскурсии,

наблюдения;

рассказы и объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями;

беседы о родном городе;

рассматривание и обсуждение иллюстраций  детских произведений;

разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок;

прослушивание музыкальных произведений;

ознакомление с произведениями народного творчества;

привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;

поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах;

воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая дошкольникам о подвигах воинов, устраивая тематические праздники и утренники.

Основным этапом в формировании у детей любви к Родине является накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве.
В нашем детском саду проводится работа по расширению представлений, знаний детей о родном городе Арзамасе, о Нижегородской области,  родной стране, об обычаях и культуре своего народа. Большое значение придается изучению российской символики. Дети знакомятся с многообразием природы нашей страны, различными профессиями, получают первые знания по истории России.
         Следующий этап работы по патриотическому воспитанию - проведение занятий на тему «Моя семья». Варианты проведения таких занятий в разных группах различны: это и выстраивание «генеалогического древа», и создание альбома с историческими фотографиями и беседы о своих предках. Обязательно – рисование портретов папы,  дедушки ко Дню защитника Отечества, мамы и бабушки – ко Дню 8 Марта. Много лет  в ДОУ практикуется празднование Дня Матери, с приглашением гостей.

Во всех группах детского сада оформлены «Уголки уединения», где кроме игрушек для индивидуальных занятий и книг, размещаются семейные фотографии. Они представлены в виде фотоальбомов. Опыт показывает, что дети охотно рассказывают о своей семье педагогам и друг другу. С младшего возраста в группах создаются «Уголки родного края» и «Уголки государственной символики». В содержание патриотического воспитания входит ознакомление детей с важнейшими государственными символами – гербом и флагом нашей страны.

Начало этой работы состоит в осознании смысла знака и символа, отражающего что-то главное. Поэтому каждый «уголок» предметно-развивающей среды в группах  должен иметь свой символ, свое обозначение. Эти символы дети должны самостоятельно придумать и изготовить на занятиях лепкой и аппликацией. Затем составить вместе с родителями герб своей семьи, вместе с воспитателями - герб группы.

Знакомство с гербом родного города происходит на основе знаний исторического и отчасти географического характера города.  
При знакомстве с российским флагом дети опираются на имеющиеся у них представления о цвете: «Белый цвет – березка, синий – неба цвет, красная полоска – солнечный рассвет». Мы стараемся не увлекаться рассказыванием об истории возникновения герба и флага, для дошкольника осмысление такого рода информации трудно. Дети рисуют изображения флага, делают его из цветной бумаги на занятиях по изобразительной деятельности.

Более подробно стоит остановиться на таком аспекте патриотического воспитания, как формирование чувства гордости за свой город.
В этом нам помогают экскурсии в Краеведческий музей города. Посещение экспозиций музеев, выставок, «музейных занятий» позволяют узнать об историческом прошлом родного города.

 В марте этого года дети подготовительной группы посетили  Краеведческий музей нашего города. Много полезной информации они получили: как возник  город, какая народность заселяла нашу местность, почему Арзамас образовался как город – крепость. Дети увидели исторические экспонаты, связанные  с несколькими эпохами развития  города. Слушали звон колоколов, восхищались и тихо подпевали «Катюшу»,  доносившуюся со старой пластинки военного патефона. Яркие впечатления ребята оставили в своей детской памяти от посещения музея.

Занятия художественно-эстетического цикла помогают знакомить детей с историей нашей страны: беседы о жизни на Руси сопровождаются произведениями изобразительного искусства и художественной литературы.
Знакомя дошкольников с народными традициями и праздниками, мы стараемся формировать у детей представления о взаимосвязи устного народного творчества, музыкального фольклора и декоративно-прикладного искусства. Празднуя Широкую Масленицу, мы пригласили в гости  ребят из МОУ СОШ № 7. Совместный праздник запомнился всем пением песен, исполнением частушек,  чтением закличек, игрой в русские народные игры, приходом персонажей из русских былин, угощением  масленичных блинов, катанием на лошадях. В преддверии Международного Женского дня в нашем детском саду прошел фольклорный праздник. Он назывался: «Полным полно гостей, во светёлочке моей». На празднике родители принимали активное участие вместе с детьми: пели частушки, играли на музыкальных инструментах. Дети играли в русские народные игры, водили хороводы.  Музыкальный  руководитель, при подготовки праздника, знакомила детей с песнями - закличками, хороводами, частушками - воспитывая любовь к русской песне, красоте и поэзии русского слова. Большое значение для патриотического воспитания имеет участие детей в праздниках День Победы, День защитника Отечества (дети делают открытки, поздравления, подарки, создают макеты). Иллюстрацией доблести и ратных дел на Руси могут служить подвиги русских богатырей, солдат,  защищавших нашу Родину от посягательств врагов.

При формировании нравственно - патриотической позиции у детей очень важно взаимодействие с родителями, так как эмоционально - положительная атмосфера в семье создается ее членами, прежде всего родителями. Наша цель – сформировать у родителей сознание необходимости целенаправленной работы по воспитанию у детей нравственно-этических понятий в условиях семьи и тесной взаимосвязи с дошкольным учреждением.

Содержание этой работы состоит:

определение роли родителей в воспитании у детей нравственно-этических понятий «Отечество», «Патриот», «Гражданин»;

определение форм и средств воспитания детей в семье;

повышение педагогической культуры родителей, расширение их педагогического кругозора.

Для этого  наши педагоги используются разнообразные формы взаимодействия с семьями:

оформление  консультаций: «Любовь к Родине начинается с раннего детства », «Нравственно – патриотическое воспитание детей через ознакомление с художественной литературой», «Знакомство с родным городом»,  «Арзамасцы – участники Великой Отечественной войны», «Нам дороги эти позабыть нельзя» и т.д.

оформление фотовыставки: «Великий град, ты сердцу дорог!»

организация выставки детских рисунков – «Люблю тебя, мой Арзамас!»

привлечение родителей к проведению досугов, праздников

организация экскурсий, целевых прогулок

принятие участия  в благоустройстве  и озеленение родного города

участие в городских мероприятиях (День города, День Победы)

Такая система работы по патриотическому воспитанию, на наш взгляд, позволяет объяснить ребенку-дошкольнику «с чего начинается Родина».
Важнейшей составляющей нравственно – патриотического  воспитания ребенка является
 эстетическое воспитание, т.к. оно способствует обогащению чувственного опыта детей, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (для ребенка понятия «красивый» и «добрый» идентичны), повышает познавательную активность ребенка и даже влияет на физическое развитие.

На занятиях художественно-эстетического цикла  педагоги нашего учреждения уделяют особое внимание развитию умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное;  воспитанию художественного вкуса, потребности в познании прекрасного.

Мы осуществляем эстетическое воспитание средствами:

природы

эстетически-развивающей среды

разнообразной художественно-творческой деятельности, а именно музыкальной, изобразительной (рисование, лепка, аппликация, конструирование), художественно-речевой, театрализованной.

Художественно – эстетическое воспитание в совокупности с художественной литературой, с музыкальным воспитанием является одним из главных направлений в нравственно – патриотическом воспитании подрастающего поколения. Основы знаний, полученные в раннем детстве,  являются фундаментом в становлении Гражданина своей Страны.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....

Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"

Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"

Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА

ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Программное содержание Воспитывать любовь к родному краю; Дать возможность каждому ребенку почувствовать себя гражданином своей страны; Расширять и закреплять зн...

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Тема дня «Россия- Родина моя» или «С чего начинается Родина»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию,нетрадиционный подход к чтению стихотворения и использование ИКТ....

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю)Группа: подготовительная к школе группа Блок: «С чего начинается Родина» Тема: «Моя Родина - Россия"

Цель: Обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ, ее происхождении, назначении, символическом значении цвета и образов в ней. Познакомить детей с основными неофициальными сим...