Оптимизация развития музыкальности детей дошкольного возраста в условиях системного использования метода кинезиологии
методическая разработка на тему
«Кинезиология – наука о развитии умственных и творческих способностей через определённые двигательные упражнения. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта и творческого самовыражения». (Сиротюк Л.А.)
Наиболее часто встречающаяся проблема в музыкально-педагогической практике последних лет – отсутствие у детей специальных музыкальных способностей и согласованное функционирование двух систем: эмоциональной сферы и интеллектуального развития. Без этого невозможно полноценное развитие музыкальности. Разносторонне развитой, цельной можно назвать такую личность, у которой одинаково развиты эмоциональные и интеллектуальные реакции (Л.С. Выготский)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_multimedia.zip | 575.28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Подписи к слайдам:
Методическая разработка раздела«Музыкальное образование»по программе «Камертон»Оптимизация развития музыкальностидетей дошкольного возраста в условиях системного использования метода кинезиологииВыполнила: Маврычева Г.Г.Музыкальный руководитель МДОУ Центр развития ребёнка №141Г. Дзержинск
. «Кинезиология – наука о развитии умственных и творческих способностей через определённые двигательные упражнения. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта и творческого самовыражения». (Сиротюк Л.А.)
Цели метода кинезиологии
Синхронизация работы полушарий
Развитие мелкой моторики
Развитие памяти, внимания, мышления
Развитие межполу-шарного взаимодей-ствия
Наиболее часто встречающаяся проблема в музыкально-педагогической практике последних лет – отсутствие у детей специальных музыкальных способностей и согласованное функционирование двух систем: эмоциональной сферы и интеллектуального развития. Без этого невозможно полноценное развитие музыкальности. Разносторонне развитой, цельной можно назвать такую личность, у которой одинаково развиты эмоциональные и интеллектуальные реакции (Л.С. Выготский)
Цель - обеспечить оптимизацию развития музыкальности детей в процессе системного музыкального образования, предусматривающего создание эмоционального комфорта, посредством внедрения метода кинезиологии.
Задачи овладения детьми всеми видами детской музыкальной деятельности 1. Развивать способности.* Музыкальные способности:- общие музыкальные способности - специальные музыкальные способности: координация слуха и голоса, координация движений - музыкально-творческие способности* Интеллектуальные способности* Физические способности 2. Развивать нравственную сферу ребёнка, ориентированную на общечеловеческие ценности.3. Развивать познавательные процессы.4. Развивать личностные новообразования.
В своей системе работы я условно выделила 3 этапа:
♪ 1 этап – изучение и анализ исследований по данной проблеме в психолого-педагогической литературе, разработка цели и задач, создание условий для обеспечения эмоционального комфорта.♪ 2 этап – апробация тестирования показателей межполушарного взаимодействия, - разработка системы кинезиологических упражнений для всех видов музыкальной деятельности - разработка системы использования кинезиологических упражнений для специалистов МДОУ.♪ 3 этап – отслеживание результативности, сравнительный анализ результатов развития музыкальности детей до и после применения метода.
Успешному развитию ребёнка в дошкольном возрасте способствуют несколько составляющих, это:
Дифференцированное обучение с учётом функциональной асимметрии полушарий головного мозга ребёнка – один из самых сложных, но очень эффективных способов развития. В музыкальной практике метод кинезиологии – это система упражнений, сопрвождаемая пением.
Усложнение упражнений всоответствии с возрастнымивозможностями детей
Поочерёдный перенос воздействия с одного психического процесса надругой во время выполненияребёнком упражнения
Применение упражненийс целью обеспеченияэмоционального комфортадетей
учёт асимметрииполушарийголовного мозга
Полноценноеразвитиемозолистого тела
Учёт половыхособенностей
Развитие в соответствиис динамикой развитияголовного мозга ребёнка.
Принципы действия метода кинезиологии:
Система кинезиологических упражнений
♪ Упражнения с младшими дошкольниками выполняются в медленном темпе сначала одной рукой или симметрично расположенными пальцами, а в завершении - двумя руками вместе. Основным требованием является точное выполнение движений и чистое интонирование.
♪ Объём заданий для старших дошкольников увеличивается, наращивается темп выполнения, варьируется использование мелодий.♪ Используются одновременные разнотипные движения рук, сопровождаемые пеним интервалов, соответствующих азбуке 6 и 7-ой ступени развития.♪ В отличие от содружественных движений, разнотипные движения расширяют резервные возможности функционирования мозга, развивается координация движений, звуковысотный слух, музыкальное мышление.
Упражнения для обеспечения эмоционального комфорта детей
♪ Дыхательные – не только снимают эмоциональное напряжение, но и стимулируют движения диафрагмы, укрепляют дыхательную мускулатуру♪ Маятник – разнообразные плавные движения головы и рук. Снимают мышечный зажим, развивают звуковысотный слух♪ Дирижирование – концентрирует внимание детей, снимает эмоциональное напряжение
Упражнения для развития творческого и логического мышления
♪ Упражнения типа марионетка, кросс-ролл с пением разнообразных попевок.♪ Зеркальное рисование, сопровождающиеся пением звуков октавы, либо трезвучия.♪ Гимнастика для глаз с пением♪ Замена слов в пении распевок разнообразными движениями
Согласованность действий всего педагогического коллектива
Применение методадолжноосуществлятьсяв различных формахорганизациидетской музыкальнойдеятельности
Моделирование
Ручные знаки
Творческие задания
Условия реализацииметода кинезиологиина практике
Кинезиология как методможет существоватьтолько внутрисистемы других инновационныхметодов
Список литературы
Апраксина О.А. «Музыкальное воспитание в школе» (М.1978г.).Бугаева Н.Н. «Субъект-субъектное взаимодействие как средство обеспечения комфорта младших школьников» (Екатеринбург.2003г.).Выготский Л.С. «Психология искусства». (М. 1998г.) Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания». (М. «Просвещение» 1976г.)Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребёнка» (М. Просвещение 1967г.)Г.Г.Декер-Фойт «Музыкотерапия».Журналы «Дошкольное воспитание».Костина Э.П. Программа «Камертон» (Нижний Новгород.2001г.)Костина Э.П. «Теоретические и методические основы муз. развития ребёнка в образовательном процессе ДОУ». (Н.Н. 2002г.).Костина Э.П. «Гуманизация процесса музыкального воспитания детей в детском саду». (Нижний Новгород.1991г.)Костина Э.П. «Диагностика муз. развития ребёнка-дошкольника» (Н.Н. 2002г.).Д.Кэмпбелл «Эффект Моцарта». (М.1999г.) Кабалевский Д.Б. «Педагогические размышления». (М. Педагогика 1986г.).Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Программы эмоционального развития детей дошкольного возраста. (М. «Генезис» 2000г.).Петрушин В.И. «Музыкальная психотерапия». (М.1999г.)Среда комфорта: проблема определения (материал международной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2003г.)Сиротюк А.Л. «Коррекция обучения и развития школьников» (творческий центр. М. 2001г.)Сиротюк А.Л. «Развитие интеллекта дошкольников» (творческий центр. М 2001г.)Тарасова К.В. «Онтогенез муз. способностей». (М.1988г.).Теплов Б.М. Избранные труды. (М. «Педагогика» 1985г.). М. Фельденкрайз. «Искусство движения. Уроки мастера. (М. ЭКСМО, 2003)Шушарджан «Музыкотерапия и резервы человеческого организма».(М.1998)В.Шмидт «Интеллект и музыка». Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Корреционно – развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста с гиперактивностью с использование методов арт – терапии.
Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка.Задачи: 1. Совершенствовать навыки слушания музыки и эмоционального реагирования на нее.2. Обучать приемам визуализации.3. Создавать условия для проявления э...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМО воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов по теме: "Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО".
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач именно социально-коммуникативно...
Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста
Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...
Тематический педсовет «Создание условий в ДОУ для полноценного физического развития детей дошкольного возраста на основе системно-деятельностного подхода»
Цель: Выявить пути и способы формирования культуры здоровья и определить резервы и возможности совершенствования работы в данном направлении.Форма проведения: «Устный журнал»...
«Особенности речевого развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Методы и приемы развития речи в группах общеразвивающей направленности и в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Цель семинара-практикума - повысить компетентность педагогов ДОУ всех возастных групп по развитию речи докольников....
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...
Организация непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием метода синквейна на тему «Россия – Родина моя».
Цель:- развивать связную речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР путем использования метода синквейна.Задачи:Образовательные задачи:способствовать обогащению активного словарного запаса д...